Автор: Миронов Данила Сергеевич
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: студент-магистрант МичГАУ
Населённый пункт: город Мичуринск Тамбовской области
Наименование материала: статья
Тема: Рекомендации для занятий с детьми аутистами в семье.
Раздел: среднее профессиональное
Рекомендации для занятий с детьми аутистами в семье.
Уход от действительности в себя в острой форме называется аутизмом,
при этом человек старается полностью отказаться от общения с окружающим
миром. Данный термин был изобретен Эйгеном Блейлером еще в начале XX
века.
Аутизм
объединяет
целый
спектр
психофизических
неустойчивых
состояний. Заболевание можно заметить по таким симптомам как проблемная
речь,
трудность
взаимодействия
с
другими
людьми,
проблемы
с
интеллектуальным развитием. Выделяют несколько сфер влияния болезни:
с ф е р а
о б щ е н и я
в
о б щ е с т в е ,
а
т а к ж е
э м о ц и и
и
ф а н т а з и я .
Лучший
результат
при
работе
с
детьми
достигается
при
использовании
комплекса мер, который объединит работу в различных сферах воздействия.
При этом для каждого ребенка должна быть разработана индивидуальная
программа занятия, учитывающая его особенности.
Разработав единый подход, можно достичь более сильного результата.
Комплексный
подход
поможет
облегчить
привыкание
малыша
к
среднеобразовательному.
Постоянно
общаясь
с
детьми,
психолог
сможет
применять методы с учетом всех тонкостей общения с аутичным ребенком.
Педагог, в свою очередь, проконтролирует получение необходимого уровня
образования и вовлечет ребенка с помощью занятий.
Часто родители, воспитывающие особенного ребенка, не знают, чему и
как
учить
ребенка
аутист а.
Бе зусловно,
необходимо
и с к ат ь
квалифицированную помощь и поддержку, выходить на специалистов.
Ваш малыш нуждается в обучении различным навыкам — от простых,
таких как установка зрительного контакта и имитация движений, до сложных
-
о б у ч е н и я
с о ц и а л ь н ы м
н а в ы к а м ,
р а з в и т и я
л о г и ч е с к о г о
мышления, использования ролевых игр.
Как
и
все
дети,
каждый
ребенок
с
расстройством
аутистического
спектра обладает яркой индивидуальностью. Во многом такие дети даже
более самобытны, т.к. развитие их личности в меньшей степени зависит от
социальных норм. На практике это означает, что то, что хорошо работает с
одним аутичным ребенком, не оказывает никакого воздействия на другого.
Прежде
чем
преступить
к
какому
бы
то
ни
было
педагогическому
вмешательству, с ребенком нужно наладить контакт, а это легче всего сделать
через игру.
Начиная
заниматься,
необходимо
учитывать
возможности
ребенка.
Прежде чем приступить к работе над определенными навыками, подумайте,
насколько они нужны вашему ребенку, сможете ли вы найти им практическое
применение, и стоит ли сейчас уделять внимание обучению данного навыка
или выбрать более полезные с практической точки зрения цели.
Действия родителей:
1.
Будете
последовательны.
Родители
должны
знать,
что
происходит
на
занятиях,
какие
требования
предъявляются
ребенку
и
соблюдать
рекомендации специалистов. Соблюдение единства требований дома и на
занятиях
помогут
укрепить
его
успех.
Если
не
соблюдать
единства
требований, то в голове у ребенка возникает неразбериха.
2. Сделайте жизнь ребенка предсказуемой и понятной для него. Простое
расписание дня отлично соответствует этому. Его можно составить с учетом
занятий
ребенка,
прогулок,
приема
пищи,
гигиенических
процедур
и
т.д
Расписание может быть совсем простым.
Например:
Одеться.
Позавтракать.
Почистить зубы.
Посмотреть мультики.
Отправиться в школу
Если
в
расписании
должны
произойти
изменения,
то
ребенка
к
ним
готовят заранее .
3.
Поощряйте
ребенка
за
хорошее
поведение.
Эмоциональная
и
своевременная награда за труд поможет быстрее сформировать у ребенка
нужное поведение.
4.
Создайте
ребенку
личное
пространство.
Это
место
в
комнате
или
в
квартире где ребенок может побыть один , поиграть , расслабиться. Эту зону
можно выделить каким либо визуально понятным ребенку образом ( цветом
пола ,ковром).
5. Ребенок остается ребенком. Всегда помните, что Ваш ребенок будет не
только учиться, но и играть как и все дети. Заранее продувайте, как вызвать у
него
смех,
улыбку
и
интерес
к
совместной
игре.
Есть
огромное
преимущество,
если
он
поймет,
что
играть
вместе
намного
веселее
и
интереснее.
6. Изучите сенсорные особенности ребенка. Зная это, Вы заранее сможете
предотвращать ситуацию, когда в ответ на неприятный раздражитель ребенок
неосознанно даст негативную реакцию.
7. Приступая к лечению, знайте, что нет единого метода лечения, который
помогал
бы
всем.
Каждый
ребенок
уникален.
К
сожалению,
аутизм
неизлечим.
Лекарства
только
облегчают
симптомы
аутизма,
облегчают
усвоение знаний .
Дети
всегда
испытывают
нас
на
прочность,
и
дети
с
аутизмом
не
исключение.
Попытайтесь
максимально
точно
сформулировать
для
себя,
какие
моменты
в
поведении
вашего
ребенка
кажутся
вам
совершенно
неприемлемыми, и, исходя из этого, выведите общие правила. Убедитесь, что
все члены вашей семьи разделяют ваши требования, и вы все действуете в
соответствии
с
общим
планом.
Но
будьте
реалистами.
Ребенок
с
расстройством аутистического спектра по определению имеет трудности с
социальным взаимодействием, и это нужно учитывать.
Если вы понимаете трудности, с которыми сталкивается ваш ребенок,
то сможете помочь ему компенсировать недостаток умения поддерживать
коммуникацию, если будете продолжать раз за разом обращаться к нему и
привлекать
его
к
совместной
деятельности,
не
обращая
внимания
на
существующие
дефициты.
Ваше
упорство,
со
временем,
будет
вознаграждено.
Большинство,
аутичных
детей
со
временем
начинают
реагировать
на
взрослых,
которые
пытаются
взаимодействовать
с
ними
через
игровые
подходы.
Дети – аутисты любят игры с водой, крупой, песком. Вот некоторые из них:
Проведи дорожку.
Приготовьте лист ватмана(старые обои). Чем меньше по возрасту ребенок,
тем больше лист бумаги нужен ему, так как координация движений кистей
рук
еще
недостаточно
сформирована.
Приклейте
картинки
детенышей
животных с левой стороны ватмана, а с правой – их мам (можно нарисовать
или поставить фигурки животных: собаки, щенка, лошади, жеребенка, козы,
козленка и т д.)
«Покажи щенка. Как лает щенок? Гав - гав! Щеночек ищет свою маму.
Покажи
маму
щенка.
Нарисуй
дорожку
для
щенка.
Сейчас
по
дорожке
побежит щенок к своей маме - собаке. Аналогичные действия выполняются с
другими
животными.
Дети
знакомятся
с
названиями
животных, звуками,
которые
они
издают,
учатся
проводить
линии
слева
направо,
правильно
держать карандаш. Если в начале ребенок затрудняется нарисовать дорожку
карандашом, можно использовать пальчиковые краски, гуашь.
Геометрические фигуры
Лепим
из
пластической
массы
квадрат,
круг,
треугольник.
Помогаем
ребенку, если он затрудняется выполнить по показу взрослого. Фигуры из
можно наклеивать на дощечку, картон. Если
фигурки из соленого или
песочного
теста
выпечь
в
духовке
как
печенье.
В
результате
этой
игры
ребенок знакомится с геометрическими фигурами, техническими умениями.
Воспитываются культурно – гигиенические навыки
Пересыпаем крупу (гречку, горох, рис, фасоль)
Пересыпать крупу столовой (чайной) ложкой из одной емкости в другую.
Считать количество ложек с крупой. Ложки можно менять на большие или
меньшие.
Пересыпать крупу щепотью одной руки (правой, левой) из одной миски в
другую.
Мыльные пузыри
Многие дети обожают мыльные пузыри. Они стоят не дорого, их можно
найти повсюду, везде брать с собой и использовать в любой обстановке.
Веселитесь!
Привлеките
внимание
вашего
ребенка
лавиной
из
мыльных
пузырей.
Вот
увидите,
вам
самим
понравится.
Когда
вы
убедитесь,
что
ребенок увлеченно наблюдает за пузырями, попробуйте привлечь внимание к
вашему лицу, делая паузу, прежде чем выдуть новую порцию радости. Но
помните, что главное – это ваше взаимодействие, поэтому не задерживайтесь
слишком надолго, иначе ребенок может снова потерять к вам интерес.
Воздушные шары.
Такой же простой и доступный способ развлечься, как и мыльные
пузыри. Некоторые дети относятся к ним с опаской, т.к. боятся, что шар
может лопнуть, но если не надувать его слишком сильно, то все будет в
порядке. Надуйте шарик и отпустите его, не завязывая, так чтобы он с
забавным звуком закружился по комнате. Покажите, что вы в восторге от
этого фокуса, и понаблюдайте, обратит ли ребенок на вас внимание. Если да,
бинго!
Продолжайте
в
том
же
духе.
Если
ребенок
не
покажет
заинтересованности,
предложите
ему
надуть
шарик
самостоятельно,
или
повторите фокус, стоя совсем рядом с ним. Если вам все - таки удастся его
заинтересовать, попробуйте подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он следил
взглядом за шариком, и приносил его вам, чтобы запустить снова – таким
образом,
ваш
ребенок
из
пассивного
зрителя
превратится
в
активного
участника вашей совместной игры.
Предложите ему надуть шарик самостоятельно (хотя, скорее всего для
него эта задача окажется на первых порах слишком трудной), если получится,
вы сможете надувать и запускать его по очереди. Старайтесь по-настоящему
получать
удовольствие
от
процесса,
пусть
эмоции
хлещут
через
край:
нарочито громко выдувайте воздух, и вдруг неожиданно отпустите шарик в
полет, как можно громче издайте изумленный возглас – Ах! Где же шарик???
– если до этого момента ребенок наблюдал за шариком, то теперь он обратит
внимание на вас, на то, что шарика больше у вас нет. Поиграйте с разными
шариками – круглыми, вытянутыми, с рисунками и без. Есть специальные
шары, которые в полете издают забавные звуки. Обязательно попробуйте
нечто подобное.
Когда ребенок с большим интересом будет обращаться к вам, а не к
своим традиционным занятиям, вам будет гораздо легче научить его чему-
нибудь. Совместная интенсивная игра, лучше, чем любое другое занятие,
помогает развить умение соблюдать очередность и совместное внимание.
Играйте с ребенком, играйте по его правилам, играйте ради него, играйте
ради удовольствия!