Автор: Рак Елена Александровна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ школа №12
Населённый пункт: Феодосия
Наименование материала: статья
Тема: Семья и школа
Раздел: среднее образование
Семья и школа: взгляд в одном направлении.
Сегодня
мы
поговорим
о
наиболее
важных
вопросах
конструктивного
взаимодействия учителя и родителей ученика.
Люди общались всегда, общаются сегодня и будут общаться в будущем. Общение
школьных педагогов и домашних воспитателей другими словами – родителей, имеет свои
особенности. Их общение – шаг к взаимопониманию, ступень для обретения доверия,
обмена знаний, которые учитель и родители передают друг другу.
Знание того, что окружает ребёнка, чем он дышит, помогает выработать единую
линию воздействия, сопоставить точки зрения на воспитание, разрешить противоречия. А
они случаются и нередко. Ведь учителя и родители воспитывают ребёнка в специфических
условиях: одни - в школе, планомерно и обдуманно, другие – дома, где воспитание более
«таинственно» и свободно.
Достижение взаимопонимания между школьными и домашними воспитателями –
процесс
сложный
и
многогранный.
Общение
выгодно
обеим
сторонам.
Учителя
приобретают
в
лице
родителей
добрых
и
надёжных
помощников,
отцы
и
матери
обогащаются педагогическими идеями, методами и подходами к детям. Однако, чтобы
учителя и родители понимали друг друга, необходимы взаимное желание к установлению
истины.
Обе
стороны
предъявляют
свои,
порой справедливые
претензии.
Давайте
же
попробуем разобраться в причине возникновения помех, которые возникают в процессе
общения учителя и родителей.
Видится разумным сопоставление наших общих и различных подходов. Что есть
между нами общего по вопросу образования и воспитания наших детей?
Во-первых, все мы являемся участниками образовательного процесса.
Что
еще
нас
объединяет?
Наши
общие
цели. Все
мы
хотим
видеть
своих
детей
образованными, воспитанными, культурными. Нас объединяет еще и то, что мы оказались
в одном и том же месте в одно и то же время. Это школа №12
и год 2017 .Все мы
наделены правом иметь свое мнение и открыто высказывать его.
Мы с вами наделены правом защищать и отстаивать права ребенка на любом уровне.
Нас объединяет педагогика и психология, в которой учитель- профессионал, а родитель –
по своему родительскому предназначению тоже педагог и психолог.
Вопрос в другом: как избежать конфликтов, которые являются безусловной помехой,
в общем, самом важном нашем деле? Секрет, на мой взгляд, в правилах общения, которые
мы можем на добровольной основе заключить друг с другом.
Если говорить образно, семья и школа- это берег и море. На берегу ребенок делает
свои
первые
шаги,
получает
первые
уроки
жизни,
а
потом
перед
ним
открывается
необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что
ребенок
должен
оторваться
от
берега-
ведь и
моряки
дальнего
плавания
всегда
возвращаются на берег, и каждый моряк знает, как он обязан берегу.
Семья ребенку дает первичную подготовку к жизни, которую школа не может дать,
потому что необходимо непосредственное соприкосновение с миром близких и родных. А
уже потом рождается чувство самостоятельности, которое школа должна не подавлять, а
поддерживать.
Дети – это счастье, созданное совместным трудом родителей и педагогов. Школа и
семья не должны показывать друг на друга пальцем: вот кто виноват. Мы- союзники, и
должны идти навстречу друг другу.
На мой взгляд, пожалуй, самое главное- нам всегда следует помнить, что главной целью
общения является ребенок. Если между родителем и учителем существует неприязнь, то
ее нужно преодолевать во имя ребенка.
Существует убеждение: нет родителей, равнодушных к неудачам и успехам своих детей.
Каждая крупица неравнодушия должна быть замечена учителем и пущена в ход, чтобы
убедить родителей словом и делом: я хочу , чтобы вашему ребенку было хорошо» А
родителям хорошо бы в это поверить! Общение учителя и родителя выгодно обоим
сторонам. Учителя приобретают в лице родителей добрых и надежных помощников.
Призываю нас всех к многолетнему плодотворному сотрудничеству!
Работа классных руководителей, администрации школы с родителями учащихся
направлена
на
сотрудничество
с
семьей
в
интересах
ребенка,
формирование
общих
подходов
к
воспитанию,
совместному
изучению
личности
ребенка,
е го
психофизиологических особенностей.
Классные руководители в течение учебного года ведут систематическую работу по
привлечению
родителей
к
участию
в
воспитательном
и
учебном процессе
в
общеобразовательном учреждении, что способствовало созданию благоприятного климата
в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и за ее пределами.
Классные
руководители
организуют
работу
по
повышению
педагогической
и
психологической
культуры
родителей
через
проведение
родительских
собраний,
совместную деятельность. Но вместе с тем было отмечено, что интерес родителей к
«школьной жизни», проблемам в последнее время несколько снижен, не все родители
принимают активное участие в учебно – воспитательном процессе школы, неактивно
посещают общешкольные и классные мероприятия, родительские собрания.
Также и организационная, научно-методическая работа, и и психологическая работа
с
детьми
и
диагностико-коррекционная
работа
с
социально-дезадаптированными
учащимися, и изучение познавательных процессов школьной мотивации, психологическая
готовность к школе, и психологическая помощь при подготовке к ЕГЭ.
Из года в год в школе активно велась работа и по профилактике наркомании и по
предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних. Классные руководители
совместно
с
членами
родительского
комитета
посещают
семьи
учащихся,
которые
оказались в жизненно-трудной ситуации. Родители приглашаются на заседания Совета
профилактики.
С
целью
повышения
педагогической
культуры
родителей,
укрепления
взаимодействия школы и семьи, усиления её воспитательного потенциала используются
массовые, групповые, индивидуальные формы и методы работы с родителями.
Председатели родительских комитетов классов стали настоящими помощниками и
друзьями школы.
Каковы наши планы на будущее:
Привлекать родителей в решение вопросов социальной защиты учащихся, снижение
роста детской преступности и безнадзорности.
В заключении хочу процитировать слова Макаренко : «Наши дети- это наша старость,
плохое воспитание- это наше будущее горе и слезы». И я желаю сегодня, чтобы наши
дети были нашей гордостью.
Моя практика работы в школе показывает, что это возможно в том случае, когда между
родителями
и
школой
возникает
взаимопонимание.
А
оно
рождается
в
совместной
деятельности.