Напоминание

Воспитание гражданина средствами внеклассной работы


Автор: Власенкова Анна Валерьевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "СШ №28"
Населённый пункт: города Смоленска
Наименование материала: статья
Тема: Воспитание гражданина средствами внеклассной работы
Раздел: среднее образование





Назад




ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНИНА

СРЕДСТВАМИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ

Власенкова Анна Валерьевна

учитель истории и обществознания

МБОУ «СШ № 37» г. Смоленска

На основании формулировок различных словарей общий смысл понятия

«гражданин» таков – это лицо, принадлежащее к населению какого-либо го-

сударства, пользующееся всеми правами и исполняющее все обязанности,

установленные законами государства. Слово «гражданин» пришло в русский

язык как калька греческого «политис», введённого в оборот афинским рефор-

матором Солоном, но он вкладывал в него несколько иное.

До наших дней дошло письменное описание Плутарха разговора Солона

с лидийским царём Крезом. Крез спросил, знает ли Солон человека счастли-

вее его. Солон отвечал, что знает такого человека: это его согражданин

Телл. Затем он рассказал, что Телл был человек высокой нравственности,

оставил по себе детей, пользующихся добрым именем, имущество, в кото-

ром есть всё необходимое, погиб со славой, храбро сражаясь за отечество.

Солон показался Крезу чудаком и деревенщиной, раз он ставит жизнь и

смерть простого человека выше его громадного могущества и власти.

Таким образом, гражданин – человек, служащий родине, народу, об-

ществу, заботящийся об общественном благе.

Современные практические реалии российского образования, полагаю,

разрешают говорить именно о таком содержании понятия гражданин. ФГОС

второго поколения (2012 г.) главными ценностями воспитания признаёт ори-

ентацию на базовые национальные ценности, среди которых на одном из пер-

вых мест стоят патриотизм и гражданственность, а цель воспитания – высо-

конравственный, творческий, компетентный гражданин Отечества, принима-

ющий судьбу России как свою личную, осознающий ответственность за на-

стоящее и будущее страны, укоренённый в духовных и культурных традициях

многонационального народа России. Концепция духовно-нравственного раз-

вития

и

воспитания

личности

гражданина

является

методологической

основой новых федеральных государственных образовательных стандартов.

Доминирующими методами воспитания становятся диспут и воспитываю-

щая ситуация, а формы воспитания выстраиваются с акцентом на содер-

жание, глубину и значимость заложенных идей.

Воспитания гражданина (в контексте наших предметов) подразумевает

реализацию, как минимум, трёх направлений:

- я – россиянин;

- я – смолянин;

- я и закон.

Специфика содержания воспитательной внеклассной работы характери-

зуется преобладанием эмоционального аспекта над информативным (для эф-

фективного воспитательного воздействия требуется обращение к чувствам

ребенка, его переживаниям, а не к разуму, вернее, к разуму через эмоции);

определяющее значение имеет практическая сторона знаний, т.е. содержание

внеклассной работы направлено на совершенствование разнообразных уме-

ний и навыков.

Во внеклассной работе совершенствуются навыки самостоятельной ра-

боты при поиске информации, организационные, коммуникативные умения,

умение сотрудничать, соблюдать этические нормы. Поскольку в содержании

внеклассной работы практический аспект преобладает над теоретическим,

разумнее рассматривать содержание с позиции деятельности детей, через ко-

торую они осваивают ту или иную область социального опыта.

Внеклассная работа организуется так, чтобы дети не были пассивными

объектами, чего можно достичь посредством использования таких форм и те-

матики, которые предполагают активные формы деятельности (диспуты, кон-

ференции, круглые столы, дискуссии, встречи с интересными людьми).

В нашей школе реализуется программа развития воспитательной компо-

ненты школы, состоящая из 11 направлений деятельности. Одним из направ-

лений является

«

Формирование гражданско-правового и патриотического со-

знания учащихся».

Вид

внеклассной работы

Название мероприятия

Форма проведения

Внеурочная

деятельность

- Мы – славяне, Путешествие в

старую русскую жизнь;

- Политические идеологии XX

и XXI века, Введение в филосо-

фию; История религии, свободо-

- Кружок

- элективные курсы

Гражданин

Творческий

Нравственный

Толерантны

й

Активный

Ответственный

мыслия и атеизма; Глобальный

мир

Классный час

Мой род – моя крепость

Беседа (о семье)

Урок

толерантности

Давайте узнаем

друг друга поближе

Беседа, игра

Внеклассное

мероприятие

- Олимпийские игры

- Земля – наш общий дом

- Я - гражданин

- Викторина, эстафета

- Брейн-ринг

- Брейн-ринг

Праздник

Новый год

К Т Д

( с к а з о ч н а я

инсценировка,

викто-

рина)

Тематический

вечер

Свеча памяти

Историческая

гости-

ная

Тематическая

неделя

- Мой любимый город

- 200-летие победы России над

наполеоновскими

Войсками

- Культурная жизнь Смоленщи-

ны

- Неделя правовых знаний

-

Выпуск

стенгазет,

викторина

- Оформление стендов

и стенгазет,

- исторический театр

-

- беседы, круглые сто-

лы, викторины

Акция

День Победы

Бессмертный полк

Я – помню! Я – горжусь!

-

Поздравление

ве-

теранов ВОв (оформ-

ление

праздничных

открыток,

подготовка

концерта)

-

оформление

плака-

тов с фотографией и

и н ф о р м а ц и е й

о

родственнике, воевав-

шем на фронтах ВОв

-

раздача

георгиев-

ских

ленточек

жите-

лям микрорайона

Краеведческая

олимпиада

Смоляне и блокада Ленинграда

Смоленская крепостная стена

Викторина,

выполне-

ние творческой рабо-

ты;

защита реферата

Лекторий

История смоленского герба

История

государственных

сим-

волов России

Устный журнал (про-

водится

учениками

старших

классов

для

учащихся 1-6 классов)

Конкурс

Налоги – паруса государства

Выполнение

различ-

ных видов творческих

работ

(рисунок,

ли-

тературная

работа

эссе,

статья,

сказка,

стихотворение)

Школьное

самоуправление

Выборы Совета старшеклассни-

ков

Реализация

различ-

ных инициатив по ор-

ганизации и проведе-

нию КТД, проведение

мероприятий для уча-

щихся 1-5 классов

Досуговая

деятельность

Экскурсии в исторический музей, по городам России и

Белоруссии; посещение тематических выставок и твор-

ческих мастерских в КВЦ им. Тенишевых; туристиче-

ские походы (Соловьёва переправа, Смоленское Поозе-

рье)

Трудовая

деятельность

Уборка территории школы, микрорайона, территории ме-

мориалов и братских могил, озеленение города



В раздел образования