Автор: Власенкова Анна Валерьевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "СШ №28"
Населённый пункт: города Смоленска
Наименование материала: статья
Тема: Воспитание гражданина средствами внеклассной работы
Раздел: среднее образование
ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНИНА
СРЕДСТВАМИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ
Власенкова Анна Валерьевна
учитель истории и обществознания
МБОУ «СШ № 37» г. Смоленска
На основании формулировок различных словарей общий смысл понятия
«гражданин» таков – это лицо, принадлежащее к населению какого-либо го-
сударства, пользующееся всеми правами и исполняющее все обязанности,
установленные законами государства. Слово «гражданин» пришло в русский
язык как калька греческого «политис», введённого в оборот афинским рефор-
матором Солоном, но он вкладывал в него несколько иное.
До наших дней дошло письменное описание Плутарха разговора Солона
с лидийским царём Крезом. Крез спросил, знает ли Солон человека счастли-
вее его. Солон отвечал, что знает такого человека: это его согражданин
Телл. Затем он рассказал, что Телл был человек высокой нравственности,
оставил по себе детей, пользующихся добрым именем, имущество, в кото-
ром есть всё необходимое, погиб со славой, храбро сражаясь за отечество.
Солон показался Крезу чудаком и деревенщиной, раз он ставит жизнь и
смерть простого человека выше его громадного могущества и власти.
Таким образом, гражданин – человек, служащий родине, народу, об-
ществу, заботящийся об общественном благе.
Современные практические реалии российского образования, полагаю,
разрешают говорить именно о таком содержании понятия гражданин. ФГОС
второго поколения (2012 г.) главными ценностями воспитания признаёт ори-
ентацию на базовые национальные ценности, среди которых на одном из пер-
вых мест стоят патриотизм и гражданственность, а цель воспитания – высо-
конравственный, творческий, компетентный гражданин Отечества, принима-
ющий судьбу России как свою личную, осознающий ответственность за на-
стоящее и будущее страны, укоренённый в духовных и культурных традициях
многонационального народа России. Концепция духовно-нравственного раз-
вития
и
воспитания
личности
гражданина
является
методологической
основой новых федеральных государственных образовательных стандартов.
Доминирующими методами воспитания становятся диспут и воспитываю-
щая ситуация, а формы воспитания выстраиваются с акцентом на содер-
жание, глубину и значимость заложенных идей.
Воспитания гражданина (в контексте наших предметов) подразумевает
реализацию, как минимум, трёх направлений:
- я – россиянин;
- я – смолянин;
- я и закон.
Специфика содержания воспитательной внеклассной работы характери-
зуется преобладанием эмоционального аспекта над информативным (для эф-
фективного воспитательного воздействия требуется обращение к чувствам
ребенка, его переживаниям, а не к разуму, вернее, к разуму через эмоции);
определяющее значение имеет практическая сторона знаний, т.е. содержание
внеклассной работы направлено на совершенствование разнообразных уме-
ний и навыков.
Во внеклассной работе совершенствуются навыки самостоятельной ра-
боты при поиске информации, организационные, коммуникативные умения,
умение сотрудничать, соблюдать этические нормы. Поскольку в содержании
внеклассной работы практический аспект преобладает над теоретическим,
разумнее рассматривать содержание с позиции деятельности детей, через ко-
торую они осваивают ту или иную область социального опыта.
Внеклассная работа организуется так, чтобы дети не были пассивными
объектами, чего можно достичь посредством использования таких форм и те-
матики, которые предполагают активные формы деятельности (диспуты, кон-
ференции, круглые столы, дискуссии, встречи с интересными людьми).
В нашей школе реализуется программа развития воспитательной компо-
ненты школы, состоящая из 11 направлений деятельности. Одним из направ-
лений является
«
Формирование гражданско-правового и патриотического со-
знания учащихся».
Вид
внеклассной работы
Название мероприятия
Форма проведения
Внеурочная
деятельность
- Мы – славяне, Путешествие в
старую русскую жизнь;
- Политические идеологии XX
и XXI века, Введение в филосо-
фию; История религии, свободо-
- Кружок
- элективные курсы
Гражданин
Творческий
Нравственный
Толерантны
й
Активный
Ответственный
мыслия и атеизма; Глобальный
мир
Классный час
Мой род – моя крепость
Беседа (о семье)
Урок
толерантности
Давайте узнаем
друг друга поближе
Беседа, игра
Внеклассное
мероприятие
- Олимпийские игры
- Земля – наш общий дом
- Я - гражданин
- Викторина, эстафета
- Брейн-ринг
- Брейн-ринг
Праздник
Новый год
К Т Д
( с к а з о ч н а я
инсценировка,
викто-
рина)
Тематический
вечер
Свеча памяти
Историческая
гости-
ная
Тематическая
неделя
- Мой любимый город
- 200-летие победы России над
наполеоновскими
Войсками
- Культурная жизнь Смоленщи-
ны
- Неделя правовых знаний
-
Выпуск
стенгазет,
викторина
- Оформление стендов
и стенгазет,
- исторический театр
-
- беседы, круглые сто-
лы, викторины
Акция
День Победы
Бессмертный полк
Я – помню! Я – горжусь!
-
Поздравление
ве-
теранов ВОв (оформ-
ление
праздничных
открыток,
подготовка
концерта)
-
оформление
плака-
тов с фотографией и
и н ф о р м а ц и е й
о
родственнике, воевав-
шем на фронтах ВОв
-
раздача
георгиев-
ских
ленточек
жите-
лям микрорайона
Краеведческая
олимпиада
Смоляне и блокада Ленинграда
Смоленская крепостная стена
Викторина,
выполне-
ние творческой рабо-
ты;
защита реферата
Лекторий
История смоленского герба
История
государственных
сим-
волов России
Устный журнал (про-
водится
учениками
старших
классов
для
учащихся 1-6 классов)
Конкурс
Налоги – паруса государства
Выполнение
различ-
ных видов творческих
работ
(рисунок,
ли-
тературная
работа
–
эссе,
статья,
сказка,
стихотворение)
Школьное
самоуправление
Выборы Совета старшеклассни-
ков
Реализация
различ-
ных инициатив по ор-
ганизации и проведе-
нию КТД, проведение
мероприятий для уча-
щихся 1-5 классов
Досуговая
деятельность
Экскурсии в исторический музей, по городам России и
Белоруссии; посещение тематических выставок и твор-
ческих мастерских в КВЦ им. Тенишевых; туристиче-
ские походы (Соловьёва переправа, Смоленское Поозе-
рье)
Трудовая
деятельность
Уборка территории школы, микрорайона, территории ме-
мориалов и братских могил, озеленение города