Напоминание

"Здоровьесбережение в работе учителя начальных классов"


Автор: Шутова Елена Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Ельнинская СШ № 1
Населённый пункт: город Ельня,Смоленская область
Наименование материала: доклад на педсовете
Тема: "Здоровьесбережение в работе учителя начальных классов"
Раздел: начальное образование





Назад




Проблема сохранения здоровья ребенка в процессе школьного обучения имеет

многовековую историю.

«Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести

искусство,не играют силы, бесполезно богатство и бессилен разум» - сказал Геродот.

Забота о здоровье – это важнейший труд учителя. От жизнерадостности, бодрости детей

зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера

в свои силы. «Укрепить здоровье человека в детстве, – говорил Сухомлинский, – не

допустить, чтобы ребёнок вступал в юность хилым и вялым, – это значит дать ему всю

полноту

жизненных

радостей.

Без

радости

невозможна

гармония

здорового

тела

и

здорового духа». А ведь хорошее самочувствие ребенка – важное условие успешного

усвоения им школьной программы.

Бережное отношение к своему здоровью, а соответственно и ориентация на здоровый

образ

жизни

не

появляются

у

детей

сами

собой,

а

формируются

в

результате

целенаправленного педагогического воздействия. Поэтому очень важно научить, чтобы

обучающиеся сами включились в заботу о собственном здоровье, научились сознательно

контролировать

свое

двигательное

поведение,

а

также

приобщились

к

ценностям

здорового образа жизни, Педагогика, направленная на оздоровление детей, не может быть

выражена

какой-то

одной

образовательной

технологией.

Это

все

направления

деятельности в классе по охране здоровья с учетом условий жизни ребенка и важнейших

характеристик образовательной среды. Работа по формированию здоровьесберегающего

пространства

на

уроках

в

начальной

школе

с

применением

здоровьесберегающих

технологий осуществляется с учетом требований ФГОС.

Здоровьесберегающие технологии применяются

мной,

как

в

урочной,

так

и

во

внеурочной деятельности. В технологиях, которые применяются на уроках в нач. школе,

можно выделить следующие направления:

-направленные на соблюдение гигиенических требований;

-организующие рациональную физическую активность

-психолого-педагогические технологии

Первое направление: обеспечиваем гигиенически оптимальные условия

В первую очередь в классе это комфортная температура, достаточный уровень освещения,

соблюдается режим проветривания, дети должны удобно сидеть, сохраняя правильную

осанку и периодически менять позу, снимая статическое напряжение.

Второе направление: организуем обучение и физическую активность. Здесь можно

в ы д е л и т ь четыре

важных

момента

в

по строении

урока,

в ключаю щего

здоровьесберегающие технологии в начальной школе.

Момент первый: интересно — значит неутомительно!

— Это предотвращает у детей усталость от образовательного процесса.

Момент второй: вижу, слышу, пробую!

— Использование в работе разных вариантов подачи материала, чтобы облегчить обучение

для всех детей и обеспечить творческий подход.

Момент третий: учет зоны работоспособности.

Учитывая

зоны

работоспособности

и

медицинские

показания.

рассаживание

обучающихся по местам в классе. смена мест 1 раз в четверть

Момент четвёртый: распределение интенсивности умственной нагрузки.

-Поддерживает оптимальную работоспособность учащихся.

Третье направление: психолого-педагогические технологии здоровьесбережения

Включает использование на уроке элементов, снимающих эмоциональное напряжение:

-игровые технологии;

-обучающие интерактивные программы;

-оригинальные задания и задачи;

-введение в урок отступлений.

-создание благоприятного психологического климата на уроке:

-доброжелательный стиль общения; увлекательная беседа;

-интерес к каждому мнению;

-тактичное замечание и спокойная реакция на ошибки;

-стимулирование к самостоятельной деятельности;

-наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями ;

- элементы личностно-ориентированного обучения:

С самых первых встреч для ускорения вхождения ребёнка в учебный день, я учу детей

чаще улыбаться. Наше правило: «Хочешь обрести друзей – улыбайся!»

Упражнение 1. Друг на друга посмотрели, улыбнулись и присели.

Упражнение 2. «Ласковые руки — добрый взгляд — приятная улыбка»

Ребятам предлагается положить свои руки сверху на руки соседа, посмотреть ему в глаза и

улыбнуться , затем наоборот..

Для поднятия настроения, снятия напряжения я применяю ароматерапию.

-Я выбрала запах апельсина, который помогает согреться, забыть о зимней стуже и

неприятностях.

Это

тонизирует

нервную

систему,

снимает

депрессию,

повышает

работоспособность..

Большой проблемой образовательного процесса вообще и особенно – на этапе начальной

школы

является

быстрая

утомляемость

обучающихся. Особое внимание

необходимо

уделять работе со зрением. Наиболее распространённая проблема – нарушения зрения.

Дети всё больше времени проводят у экранов компьютеров и телевизоров, не знают

простейших правил гигиены зрения, пишут и читают при неправильном освещении – всё

это приводит к нарушениям работы глаз. Часто в школу дети приходят уже с плохим

зрением. У меня в классе 2 ребёнка с косоглазием и астигматизмом.

Для снятия утомляемости провожу на занятиях физминутки для глаз, С этой целью

использую цветовые мультимедийные тренажёры для глаз с обыгрыванием действий в

рифмованной форме.

Упражнение 1. Быстро сжимать и разжимать веки (моргать) в течение 15-20 секунд. Затем

закрыть глаза, расслабить мышцы глазного яблока на 30-40 секунд.

Упражнение 2. Упражнение выполняется стоя. Отвести руку в правую сторону, медленно

передвигать палец полусогнутой руки справа налево и при неподвижной голове следить

глазами за пальцем, потом, медленно передвигая палец полусогнутой руки слева направо,

при неподвижной голове следить глазами за пальцами. Повторить 10-12 раз.

Второй проблемой является нарушение осанки.

Современные школьники мало двигаются, от этого не развивается мышечный аппарат,

осанка искривляется. На уроках постоянно на это обращаю внимание.

«Маятник»

Покачивание головой вперед – назад.

«Китайский болванчик»

Покачивание головой вправо – влево.

«Оглянись»

Повороты туловищем вправо – влево

На учебных занятиях использую пальчиковую гимнастику, в 1 классе мы с родителями

изготовили

специальные

салфетки

с

нашитыми

пуговицами,

по

которым

мы

шагали

пальчиками. или использовали, как кластер. Особенно актуальными являются упражнения

для развития речевого аппарата. В классе только 4 ребёнка не

имеют явных дефектов

речи. Все они в прошлом году посещали логопеда и сейчас 10 человек продолжают

ходить. Поэтому продолжаем и на уроках выполнять упражнения звукоподражания.

-«Ее-ее-ее» - тренирует горло

-Звук «а-а-а» - немедленно вызывает расслабление

-Звук «и-и-и» - самый стимулирующий звук, звуковой кофеин.

3-5 минут произнесения этого звука стимулирует мозг, повышает активность организма,

повышает настроение, чувства благополучия

-Звук «о-о-о»- горло лечит, средство мгновенной настройки организма.

-Звук «ы-ы-ы»- лечит уши, улучшает дыхание;

-Звук «э-э-э»- улучшает работу головного мозга.

-Звук «м-м-м» - снимает стресс и дает полностью расслабиться

. Хорошо себя зарекомендовала и дыхательная гимнастика. При выполнении дыхательных

упражнений на каждый поворот или покачивание нужно делать энергичный и порывистый

вдох, а затем последующий выдох. Каждое упражнение выполнятся по 10 секунд.

Для создания благоприятного эмоционально-психологического микроклимата на уроках

хорошо проводить энергетические упражнения.

1.Хлопки в ладоши парами.

2.Стоя, потрясли руками, сбросили отрицательные чувства, посмотрели в окно

– Какая хорошая погода!

Улыбнулись друг другу, сели.

3.Потерли ладони, сделали шар, выкинули его, стряхнули с ладоней пыль.

4.Подняли руки с открытыми ладонями вверх, взяли тепло от солнышка, закрыли лицо

руками, (глаза закрыты), стали энергичными, сильными.

5.Потянулись, кости затрещали, резко выдохнули

-Фуф! Ну и денек!

Огромное значение для сохранения здоровья играет и культура питания. Недостаточное

или несбалансированное питание в младшем школьном возрасте приводит к отставанию в

физическом и психическом развитии. Культуре правильного питания много уроков по

окружающему миру отведено по тематике предметов УМК «Начальная школа 21 века», где

ребята знакомятся с культурой поведения за столом, учатся выбирать полезные продукты.

Эту работу мы продолжали на внеурочных занятиях: проводили мини - исследования по

правильному

питанию,

оформляли

работы

в

виде

мини

-

проектов.

Как

следствие,

большинство учащихся класса стало лучше питаться в школьной столовой и следить за

витаминизацией пищи дома.

По мере взросления детьми приобретается навык самостоятельности и уже со 2 класса

ребята сами включились в работу по оздоровлению. Ребята с удовольствием проводят

музыкальные физпаузы, физкультминутки, дежурят по классу, убирают классную комнату,

работают

в

малых

группах

по

самоуправлению.

Санитары

следят

за

чистотой

рук,

наличием

носового

платка,

цветоводы

своевременно

убирают

пыль

с

растений,

обучающиеся

готовят

сообщения

о

вредных

и

полезных

привычках.

В

классе

оформляются информационные стенды сменного содержания по профилактике здорового

образа

жизни.

Еженедельно,

подводя

итоги

недели

по

учебной

и

воспитательной

направлениям,

проводятся

классные

часы,

где

поднимаются

вопросы,

посвящённые

тематике

детского

травматизма,

поведения

в

школе

на

переменах,

ПДД

и

т.д.

Дети

работают

с

памятками,

применяю

интерактивное

обучение.

разбираем

различные

ситуации, учимся оценивать собственное поведение и своих ровесников,

Работа по здоровьесбережению в процессе обучения ведётся не только с детьми, но и с

родителями.

Только

совместно

можно

достичь

желаемых

результатов,

поэтому

на

родительских

собраниях

и

в

индивидуальном

порядке

проводятся

беседы,

которые

касаются сохранения и укрепления здоровья детей. Проведены собрания «Ребёнок учится

тому, что видит у себя в дому», «Возрастные особенности детей младшего школьного

возраста», «Роль семьи в формировании здорового образа жизни». «Всем известно, что

режим в жизни всем необходим» и др. На собрания приглашаются ведущие специалисты

социума.( психолог ,социальный педагог). Для присутствующих оформляются памятки –

рекомендации.

Подводя итог выше сказанному, очевидно:

Комплексное

использование

здоровьесберегающих

технологий

в

учебном

и

воспитательном процессе в начальных классах позволяет снизить утомляемость, улучшает

эмоциональный настрой и повышает работоспособность младших школьников, а это в

свою очередь способствует сохранению и укреплению их здоровья.

В заключение, хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,

постараемся сохранить и преумножить его здоровье».



В раздел образования