Автор: Шутова Елена Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Ельнинская СШ № 1
Населённый пункт: город Ельня,Смоленская область
Наименование материала: доклад на педсовете
Тема: "Здоровьесбережение в работе учителя начальных классов"
Раздел: начальное образование
Проблема сохранения здоровья ребенка в процессе школьного обучения имеет
многовековую историю.
«Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести
искусство,не играют силы, бесполезно богатство и бессилен разум» - сказал Геродот.
Забота о здоровье – это важнейший труд учителя. От жизнерадостности, бодрости детей
зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера
в свои силы. «Укрепить здоровье человека в детстве, – говорил Сухомлинский, – не
допустить, чтобы ребёнок вступал в юность хилым и вялым, – это значит дать ему всю
полноту
жизненных
радостей.
Без
радости
невозможна
гармония
здорового
тела
и
здорового духа». А ведь хорошее самочувствие ребенка – важное условие успешного
усвоения им школьной программы.
Бережное отношение к своему здоровью, а соответственно и ориентация на здоровый
образ
жизни
не
появляются
у
детей
сами
собой,
а
формируются
в
результате
целенаправленного педагогического воздействия. Поэтому очень важно научить, чтобы
обучающиеся сами включились в заботу о собственном здоровье, научились сознательно
контролировать
свое
двигательное
поведение,
а
также
приобщились
к
ценностям
здорового образа жизни, Педагогика, направленная на оздоровление детей, не может быть
выражена
какой-то
одной
образовательной
технологией.
Это
все
направления
деятельности в классе по охране здоровья с учетом условий жизни ребенка и важнейших
характеристик образовательной среды. Работа по формированию здоровьесберегающего
пространства
на
уроках
в
начальной
школе
с
применением
здоровьесберегающих
технологий осуществляется с учетом требований ФГОС.
Здоровьесберегающие технологии применяются
мной,
как
в
урочной,
так
и
во
внеурочной деятельности. В технологиях, которые применяются на уроках в нач. школе,
можно выделить следующие направления:
-направленные на соблюдение гигиенических требований;
-организующие рациональную физическую активность
-психолого-педагогические технологии
Первое направление: обеспечиваем гигиенически оптимальные условия
В первую очередь в классе это комфортная температура, достаточный уровень освещения,
соблюдается режим проветривания, дети должны удобно сидеть, сохраняя правильную
осанку и периодически менять позу, снимая статическое напряжение.
Второе направление: организуем обучение и физическую активность. Здесь можно
в ы д е л и т ь четыре
важных
момента
в
по строении
урока,
в ключаю щего
здоровьесберегающие технологии в начальной школе.
Момент первый: интересно — значит неутомительно!
— Это предотвращает у детей усталость от образовательного процесса.
Момент второй: вижу, слышу, пробую!
— Использование в работе разных вариантов подачи материала, чтобы облегчить обучение
для всех детей и обеспечить творческий подход.
Момент третий: учет зоны работоспособности.
—
Учитывая
зоны
работоспособности
и
медицинские
показания.
рассаживание
обучающихся по местам в классе. смена мест 1 раз в четверть
Момент четвёртый: распределение интенсивности умственной нагрузки.
-Поддерживает оптимальную работоспособность учащихся.
Третье направление: психолого-педагогические технологии здоровьесбережения
Включает использование на уроке элементов, снимающих эмоциональное напряжение:
-игровые технологии;
-обучающие интерактивные программы;
-оригинальные задания и задачи;
-введение в урок отступлений.
-создание благоприятного психологического климата на уроке:
-доброжелательный стиль общения; увлекательная беседа;
-интерес к каждому мнению;
-тактичное замечание и спокойная реакция на ошибки;
-стимулирование к самостоятельной деятельности;
-наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями ;
- элементы личностно-ориентированного обучения:
С самых первых встреч для ускорения вхождения ребёнка в учебный день, я учу детей
чаще улыбаться. Наше правило: «Хочешь обрести друзей – улыбайся!»
Упражнение 1. Друг на друга посмотрели, улыбнулись и присели.
Упражнение 2. «Ласковые руки — добрый взгляд — приятная улыбка»
Ребятам предлагается положить свои руки сверху на руки соседа, посмотреть ему в глаза и
улыбнуться , затем наоборот..
Для поднятия настроения, снятия напряжения я применяю ароматерапию.
-Я выбрала запах апельсина, который помогает согреться, забыть о зимней стуже и
неприятностях.
Это
тонизирует
нервную
систему,
снимает
депрессию,
повышает
работоспособность..
Большой проблемой образовательного процесса вообще и особенно – на этапе начальной
школы
является
быстрая
утомляемость
обучающихся. Особое внимание
необходимо
уделять работе со зрением. Наиболее распространённая проблема – нарушения зрения.
Дети всё больше времени проводят у экранов компьютеров и телевизоров, не знают
простейших правил гигиены зрения, пишут и читают при неправильном освещении – всё
это приводит к нарушениям работы глаз. Часто в школу дети приходят уже с плохим
зрением. У меня в классе 2 ребёнка с косоглазием и астигматизмом.
Для снятия утомляемости провожу на занятиях физминутки для глаз, С этой целью
использую цветовые мультимедийные тренажёры для глаз с обыгрыванием действий в
рифмованной форме.
Упражнение 1. Быстро сжимать и разжимать веки (моргать) в течение 15-20 секунд. Затем
закрыть глаза, расслабить мышцы глазного яблока на 30-40 секунд.
Упражнение 2. Упражнение выполняется стоя. Отвести руку в правую сторону, медленно
передвигать палец полусогнутой руки справа налево и при неподвижной голове следить
глазами за пальцем, потом, медленно передвигая палец полусогнутой руки слева направо,
при неподвижной голове следить глазами за пальцами. Повторить 10-12 раз.
Второй проблемой является нарушение осанки.
Современные школьники мало двигаются, от этого не развивается мышечный аппарат,
осанка искривляется. На уроках постоянно на это обращаю внимание.
«Маятник»
Покачивание головой вперед – назад.
«Китайский болванчик»
Покачивание головой вправо – влево.
«Оглянись»
Повороты туловищем вправо – влево
На учебных занятиях использую пальчиковую гимнастику, в 1 классе мы с родителями
изготовили
специальные
салфетки
с
нашитыми
пуговицами,
по
которым
мы
шагали
пальчиками. или использовали, как кластер. Особенно актуальными являются упражнения
для развития речевого аппарата. В классе только 4 ребёнка не
имеют явных дефектов
речи. Все они в прошлом году посещали логопеда и сейчас 10 человек продолжают
ходить. Поэтому продолжаем и на уроках выполнять упражнения звукоподражания.
-«Ее-ее-ее» - тренирует горло
-Звук «а-а-а» - немедленно вызывает расслабление
-Звук «и-и-и» - самый стимулирующий звук, звуковой кофеин.
3-5 минут произнесения этого звука стимулирует мозг, повышает активность организма,
повышает настроение, чувства благополучия
-Звук «о-о-о»- горло лечит, средство мгновенной настройки организма.
-Звук «ы-ы-ы»- лечит уши, улучшает дыхание;
-Звук «э-э-э»- улучшает работу головного мозга.
-Звук «м-м-м» - снимает стресс и дает полностью расслабиться
. Хорошо себя зарекомендовала и дыхательная гимнастика. При выполнении дыхательных
упражнений на каждый поворот или покачивание нужно делать энергичный и порывистый
вдох, а затем последующий выдох. Каждое упражнение выполнятся по 10 секунд.
Для создания благоприятного эмоционально-психологического микроклимата на уроках
хорошо проводить энергетические упражнения.
1.Хлопки в ладоши парами.
2.Стоя, потрясли руками, сбросили отрицательные чувства, посмотрели в окно
– Какая хорошая погода!
Улыбнулись друг другу, сели.
3.Потерли ладони, сделали шар, выкинули его, стряхнули с ладоней пыль.
4.Подняли руки с открытыми ладонями вверх, взяли тепло от солнышка, закрыли лицо
руками, (глаза закрыты), стали энергичными, сильными.
5.Потянулись, кости затрещали, резко выдохнули
-Фуф! Ну и денек!
Огромное значение для сохранения здоровья играет и культура питания. Недостаточное
или несбалансированное питание в младшем школьном возрасте приводит к отставанию в
физическом и психическом развитии. Культуре правильного питания много уроков по
окружающему миру отведено по тематике предметов УМК «Начальная школа 21 века», где
ребята знакомятся с культурой поведения за столом, учатся выбирать полезные продукты.
Эту работу мы продолжали на внеурочных занятиях: проводили мини - исследования по
правильному
питанию,
оформляли
работы
в
виде
мини
-
проектов.
Как
следствие,
большинство учащихся класса стало лучше питаться в школьной столовой и следить за
витаминизацией пищи дома.
По мере взросления детьми приобретается навык самостоятельности и уже со 2 класса
ребята сами включились в работу по оздоровлению. Ребята с удовольствием проводят
музыкальные физпаузы, физкультминутки, дежурят по классу, убирают классную комнату,
работают
в
малых
группах
по
самоуправлению.
Санитары
следят
за
чистотой
рук,
наличием
носового
платка,
цветоводы
своевременно
убирают
пыль
с
растений,
обучающиеся
готовят
сообщения
о
вредных
и
полезных
привычках.
В
классе
оформляются информационные стенды сменного содержания по профилактике здорового
образа
жизни.
Еженедельно,
подводя
итоги
недели
по
учебной
и
воспитательной
направлениям,
проводятся
классные
часы,
где
поднимаются
вопросы,
посвящённые
тематике
детского
травматизма,
поведения
в
школе
на
переменах,
ПДД
и
т.д.
Дети
работают
с
памятками,
применяю
интерактивное
обучение.
разбираем
различные
ситуации, учимся оценивать собственное поведение и своих ровесников,
Работа по здоровьесбережению в процессе обучения ведётся не только с детьми, но и с
родителями.
Только
совместно
можно
достичь
желаемых
результатов,
поэтому
на
родительских
собраниях
и
в
индивидуальном
порядке
проводятся
беседы,
которые
касаются сохранения и укрепления здоровья детей. Проведены собрания «Ребёнок учится
тому, что видит у себя в дому», «Возрастные особенности детей младшего школьного
возраста», «Роль семьи в формировании здорового образа жизни». «Всем известно, что
режим в жизни всем необходим» и др. На собрания приглашаются ведущие специалисты
социума.( психолог ,социальный педагог). Для присутствующих оформляются памятки –
рекомендации.
Подводя итог выше сказанному, очевидно:
Комплексное
использование
здоровьесберегающих
технологий
в
учебном
и
воспитательном процессе в начальных классах позволяет снизить утомляемость, улучшает
эмоциональный настрой и повышает работоспособность младших школьников, а это в
свою очередь способствует сохранению и укреплению их здоровья.
В заключение, хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,
постараемся сохранить и преумножить его здоровье».