Автор: Аджиева Наталья Геннадьевна
Должность: методист
Учебное заведение: ОАНО Школа "НИКА"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: деловая игра
Тема: "Я- читатель"
Раздел: дошкольное образование
Деловая игра с педагогами "Я - читатель"
Цель встречи:
- повысить профессиональный уровень педагогов
-развивать коммуникативные навыки педагогов, умение работать в команде
- уточнить знания педагогов о детских писателях и поэтах
- расширить знания воспитателей об организации работы с детьми дошкольного
возраста по ознакомлению с художественной литературой
- раскрыть творческий потенциал каждого педагога
Материал для проведения:
- карточки с именами детских писателей и поэтов
- буквы для итогового слова
- карточки с программными задачами
- текст сказки на отдельных листах для каждой команды
- бумага формата А3 с нарисованной сеткой кроссворда
- карандаши, фломастеры, бумага формата А4.
Вступительное слово.
Художественная литература является универсальным развивающее
-образовательным средством. Отгадывая загадки - у ребенка развивается логическое
мышление. А развивая мышление ребенка, мы развиваем и речь. Развивая речь
ребенка с помощью фольклорных произведений, мы развиваем и воображение,
восприятие, мышление, память.
Таким образом, можно твердо утверждать, что приобщая детей к художественной
литературе, мы развиваем не только моральные и нравственные качества, но и
психологические.
Помните, что ежедневное чтение:
Обеспечивает эмоциональное развитие ребенка
Развивает речь, память и воображение
Учит думать, улучшает концентрацию
Укрепляет чувство собственного достоинства ребенка
Расширяет общие знания
Облегчает обучение, помогает добиться успеха в школе
Учит моральным ценностям , помогает в воспитании
Предотвращает зависимость от телевидения и компьютеров
Защищает от опасности массовой культуры
Формирует привычку читать и учиться на всю жизнь
Таким образом, мы возвращаемся к старым добрым способам
проведения свободного времени.
Ход игры.
Педагоги делятся на две команды путём жеребьёвки. Участникам предлагается
выбрать карточки, на обратной стороне которых написаны имена детских писателей и
поэтов (С. Чёрный, В. Бианки, К. Ушинский, К. Чуковский, Е. Благинина).
Каждая команда располагается за отдельным столом. За одно правильно и
быстро выполненное задание команда получает определённую букву. В конце деловой
игры одна из команд должна собрать слово «Чтение», другая - слово «Сказка».
1.
Представление команд: название, девиз, эмблема.
2.
Разминка "Кто больше?"
Участники поочерёдно называют известных художников – иллюстраторов
детских книг с произведениями, к которым были сделаны иллюстрации. Побеждает
команда, назвавшая большее количество фамилий и произведений. (Приложение №1)
3. Задание: определить, в какой возрастной группе может быть реализована
данная программная задача. (Составлено на основе программы «От рождения до
школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой) (Приложение
№2)
4.
Задание "Цепочка".
Представители команды выстраиваются в шеренгу и, поочерёдно высказываясь,
соблюдая алгоритм, раскрывают тему
Первая команда "Как организовать книжный уголок в группе"
Вторая команда «Как рассказать детям биографию автора".
5.
Задание капитанам команд: прочитать выразительно отрывок из русской
народной сказки «Теремок».
«Пришел медведь и стучится:
— Чей домок-теремок? Кто в тереме живет?
— Я, муха-горюха.
— Я, комар-пискун.
— Я мышка-погрызуха.
— Я, лягушка-квакушка.
— Я, заюнок-кривоног, по горке скок.
— Я, лиса — при беседе краса.
— Я, волк-волчище — из-за куста хватыш. А ты кто?
— Я вам всем пригнетыш.
Сел медведь на горшок, горшок раздавил и всех зверей распугал.»
6.
Задание: разгадать литературный кроссворд. (Приложение №3)
7.
Задание: написать как можно больше форм работы с детьми и взаимодействия
родителями по прочитанному произведению. Выполняется командой на отдельных
листах.
Подведение итогов.
Приложение 1
Художники-иллюстраторы
Билибин Иван Яковлевич (1876-1942)
Перышко Финиста Ясна-Сокола : [для старшего дошкольного возраста]/ [авт. вступ. ст.
и пересказ. Л. Жукова]; рис. И. Я. Билибина.-М.: Белый город, печ. 2006.-- [14] с. : цв.
ил.; 26 см..- (Сказки)
Сестрица Аленушка и братец Иванушка; Белая Уточка : [для старшего дошкольного
возраста]/ худож. И. Я. Билибин ; [пересказ авт. предисл. Л. Жукова].-М.: Белый город,
печ. 2006.- [12] с. : цв. ил.; 26 см.- (Сказки)
Марья Моревна : [для старшего дошкольного возраста]/ авт. вступ. ст. и пересказа Л.
Жукова]; рисунки И. Я. Билибина.-М.: Белый город, печ. 2006.- [14] с. : цв. ил.; 26 см.-
(Сказки)
Сказки народов мира: в 3 т./ cост. Н. Будур ; [худож. Д. Герасимова].-М.: ОЛМА-
ПРЕСС,
Т. 2.: Сказки России, Украины, Белорусии : [пер.]/ [ил. И. Я. Билибина ; худож. ред. С.
Астраханцев].- 2001.- 798, [1] с., [16] л. цв. ил. : ил.
Васнецов Юрий Алексеевич (1900-1973)
Чуковский К. И. Сказки / К. И. Чуковский. ; рис. Ю. Васнецова, А. Каневского, В.
Конашевича, В. Сутеева .-М.: Искусство, 1982.- 164, [3] с. : цв. ил.
Васнецов Ю. А. 10 книжек для детей / Ю. Васнецов. ; [авт. предисл. Л. Токмаков ; ред.
В. И. Серебряная ; сост. Г. М. Васнецова ; оформ. Д. М. Плаксин] .-Л.: Художник
РСФСР, 1984.- 173, [2] с. : ил., цв. ил.
Ладушки : стихи, песенки, потешки, сказки/ худож. Ю. Васнецов. .-М.: Самовар, печ.
2005.- 76, [3] с. : цв. ил.; 23 см.- (Тридесятые сказки)
Русские сказки / рис. Ю. А. Васнецова. .- [Изд. 3-е].-Л.: Детская литература, 1980.- 84,
[3] с. : ил.:1,20 82.3(2Рос)-6Р15
Радуга : русские народные сказки, песенки, потешки/ [рис. Ю. Васнецова]. .-М.:
Детская литература, 1989.- 166, [1] с. : цв. ил.
Бианки В. Карабаш. - М. - Л.:ГИЗ,1929.
Бианки В. Болото. - Л.: Мол. Гвардия, 1931.
Ершов П. Конек-горбунок. - Л.: Детиздат, 1935.
Толстой Л. Три медведя. - Л.: Детиздат,1935.
Чуковский К. Краденое солнце. - М.: Детиздат, 1936.
Детские народные сказки. - Л.: Детиздат, 1936.
Маршак С. Теремок. - М.: Детиздат, 1941.
Английские народные сказки. - М.: Детгиз, 1945.
Бианки В. Лис и мышонок. - Л.: Дет. лит., 1964.
Ладушки. Русские народные сказки, песенки, потешки. - М.: Дет. лит., 1964.
Радуга-дуга. Русские народные песенки, потешки, прибаутки. - М.: Дет. лит., 1969.
Чики-чики-чикалочки. Русские народные песенки и потешки. Собрала и обр. Н.
Колпакова. - Л.: Дет. лит., 1971.
Рачев Евгений Михайлович (1906-1997)
Михалков С. В. Коты и мыши: басни / С. В. Михалков; рис. Е. М. Рачева.-М.:
Советская Россия, 1978. - 165, [4] с.: ил.- (Мастера иллюстрации)
Пришвин М. М. Кладовая солнца: Сказка-быль и рассказы / М. М. Пришвин; [худож.
Е. Рачев; авт. предислов. В. Пришвина; отв. ред. Н. Е. Дубань].-М.: Детская литература,
2001. - 168, [3] с.: ил. (Школьная библиотека)
Терем-теремок: Русские народные сказки / рис.Е. Рачёва. — М.: Дет. лит., 1972. — 159
с., ил.
Как лиса училась лететь: Русские народныесказки / рис. Е. Рачёва. — М.: Малыш,
1974.
Ворон Кутха: Сказки народов Севера / рис. Е. Рачёва. — М.: Малыш, 1976.
Бианки В. Чей нос лучше / рис. Е. Рачёва.—М.: Дет. лит., 1981.
Дуров В. Мои звери / рис. Е. Рачёва. — М.: Дет. лит., 1992.
Михалков С. Зайка-Зазнайка / рис. Е. Рачёва.— М.: Дет. лит., 1988.
Пришвин М. Золотой луг / рис. Е. Рачёва. — М.: Детгиз, 1963.
Пришвин М. Кладовая солнца / рис. Е. Рачёва. — М.: Дет. лит., 1979.
Жили-были: Сказки русские народные / сост. Л. Грибова; худож. Е. Рачев.-М.: малыш,
1988.
Радлов Николай Эрнестович (1889-1942)
Барто А. Стихи. – М. - Л.: Детиздат, 1940
Волков А. Волшебник изумрудного города. – М. - Л.: Детиздат, 1939
Веприцкая Л. Белоснежка. – М. - Л.: Детиздат, 1941
Зощенко М. Рассказы. – М. - Л.: Детиздат, 1939
Катаев В. Цветик-семицветик. – М. - Л.: Детиздат, 1941
Радлов Н. Рассказы в картинках, 1937
Твен М. Приключения Тома Соера. - Пб.- М.: Всемирная литература, 1923
Хармс Д., Гернет Н., Дилакторский Н. Тексты. – Л.: Детиздат, 1937
Чуковский К. Чудо-дерево: Краденое солнце. – М.-Л.: Детгиз, 1943
Чарушин Евгений Иванович (1901-1965)
Сладков Н. И. Медовый дождь : рассказы и сказки/ Николай Сладков; [рис. и оформ. Е.
И. Чарушина].- Л.: Детская литература, 1984.- 286, [7] с., [1] л. портр.: ил.:0,85
Бианки В. В. Отчего я пишу про лес : рассказы: биографический фотоочерк / Виталий
Бианки; [худож.: Е. И. Чарушин, В. Курдов; оформ. Ю. Васильева; фот. А. Король]; авт.
предислов. Е. В. Бианки.- М.: Детская литература, 1984.-109, [6] с. [1] л. портр.: ил.
Чарушин Е. И. Тюпа, Томка и сорока / авт. и худож. Евгений Чарушин.- [М.]: Книги
"Искателя", [2002].- 61, [2] с.: ил., портр.- (Библиотека школьника)
Бианки В. В. Рассказы и сказки / В. В. Бианки; худож. Е. И. Чарушин.- 7-е изд.-Л.: Дет.
лит., 1981.- 255 с.: ил.
Чарушин Е. И. Моя первая зоология / Е. И. Чарушин.- Л.: Художник РСФСР, 1984.- [60]
с.; 28 см
Чарушин Е. И. Про Никитку / Евгений Чарушин; рис. авт.-М.: Мир "Искателя", печ.
2005. -125, [2] с., [6] л.: ил., портр.- (Школьная библиотека)
Сладков Н. И. Собрание сочинений : в 3 т./ Н. И. Сладков; редкол.: Л. А. Анищенко и
[др.], рис. и оформ. Е. И. Чарушина.- Л.: Детская литература.
Чарушин Е. И. Кот Епифан и другие рассказы/ Е. И. Чарушин; [Под ред. Е. А.
Кондратьева; Под ред. Т. В. Лодяная; Авт. предислов. Б. Летов].-М.: Правда, 1991.- 206,
[5] с. :
Чарушин Никита Евгеньевич (1934 - 2000)
Образцов, Сергей Владимирович Маленькие рассказы про животных / Сергей
Образцов; худож. Н. Е. Чарушин.- М.: Малыш, 1980.- 70, [8] с.
Снегирев, Геннадий Яковлевич. Маленькое чудовище : рассказы и повести/ Геннадий
Снегирев; [худож. Н. Е. Чарушин].- М.: ОНИКС, 2000.- 316, [1] с.
Чарушин, Евгений Иванович. Друзья / Е. И. Чарушин; [рис. Е. И. и Н. Е. Чарушиных].-
М.: Малыш, 1991.- 76, [3] с.
нница»; Образцов С. «Ничего особенного»; Г. Снегирев «Маленькое чудовище»,
«Чудесная лодка. Слон».
Приложение 2
Поддерживать внимание и интерес к
слову в литературном произведении.
Объяснять, как важны в книге
рисунки; показывать, как много
интересного можно узнать,
внимательно рассматривая книжные
иллюстрации. Познакомить с
книжками, оформленными Ю.
Васнецовым, Е. Рачёвым,
Е. Чарушиным. (средняя группа)
Воспитывать умение слушать
новые сказки, рассказы, стихи, следить за
развитием действия, сопереживать
героям произведения (вторая младшая
группа)
С помощью воспитателя
инсценировать и драматизировать
небольшие отрывки из народных
сказок. Учить детей читать наизусть
потешки и небольшие стихотворения.
(вторая младшая группа)
Помогать детям объяснять основные
различия между литературными
жанрами: сказкой, рассказом,
стихотворением (подготовительная к
школе группа)
Побуждать рассказывать о своём
отношении к конкретному поступку
литературного персонажа. Помогать
детям понять скрытые мотивы
поведения героев произведения.
Учить вслушиваться в ритм и
мелодику поэтического текста.
Помогать выразительно, с
естественными интонациями читать
стихи, участвовать в чтении текста
по ролям, в инсценировках. (старшая
группа)
Продолжать совершенствовать
художественно - речевые
исполнительские навыки детей при
чтении стихотворений, в
драматизациях. (подготовительная к
школе группа)
Приложение 3.
Вопросы к кроссворду по прочитанным с детьми произведениям.
1.
Чрезвычайно воспитанная девочка . ( Мальвина)
2.
Рисунок на двери в театр. (очаг)
3.
Изделие из крутого теста с дыркой. (баранка)
4.
Имя сына дяди Стёпы . (Егор)
5.
«Ах ты, ……, чумазая, где ты руки так измазала?» (девочка)
6.
Охотник, у которого была собака Булька. (Пулька)
7.
Сказка, в которой принцесса отказалась от подарков принца: розы и соловья.
(«Свинопас»)
8.
Кто научил В. Бианки любить природу. (отец)
9.
Куда клюнул царя Золотой Петушок. (темя)
10. Кем приходится ткачиха поварихе? (тетка)