Напоминание

"Я- читатель"


Автор: Аджиева Наталья Геннадьевна
Должность: методист
Учебное заведение: ОАНО Школа "НИКА"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: деловая игра
Тема: "Я- читатель"
Раздел: дошкольное образование





Назад






Деловая игра с педагогами "Я - читатель"

Цель встречи:

- повысить профессиональный уровень педагогов

-развивать коммуникативные навыки педагогов, умение работать в команде

- уточнить знания педагогов о детских писателях и поэтах

- расширить знания воспитателей об организации работы с детьми дошкольного

возраста по ознакомлению с художественной литературой

- раскрыть творческий потенциал каждого педагога

Материал для проведения:

- карточки с именами детских писателей и поэтов

- буквы для итогового слова

- карточки с программными задачами

- текст сказки на отдельных листах для каждой команды

- бумага формата А3 с нарисованной сеткой кроссворда

- карандаши, фломастеры, бумага формата А4.

Вступительное слово.

Художественная литература является универсальным развивающее

-образовательным средством. Отгадывая загадки - у ребенка развивается логическое

мышление. А развивая мышление ребенка, мы развиваем и речь. Развивая речь

ребенка с помощью фольклорных произведений, мы развиваем и воображение,

восприятие, мышление, память.

Таким образом, можно твердо утверждать, что приобщая детей к художественной

литературе, мы развиваем не только моральные и нравственные качества, но и

психологические.

Помните, что ежедневное чтение:

Обеспечивает эмоциональное развитие ребенка

Развивает речь, память и воображение

Учит думать, улучшает концентрацию

Укрепляет чувство собственного достоинства ребенка

Расширяет общие знания

Облегчает обучение, помогает добиться успеха в школе

Учит моральным ценностям , помогает в воспитании

Предотвращает зависимость от телевидения и компьютеров

Защищает от опасности массовой культуры

Формирует привычку читать и учиться на всю жизнь

Таким образом, мы возвращаемся к старым добрым способам

проведения свободного времени.

Ход игры.

Педагоги делятся на две команды путём жеребьёвки. Участникам предлагается

выбрать карточки, на обратной стороне которых написаны имена детских писателей и

поэтов (С. Чёрный, В. Бианки, К. Ушинский, К. Чуковский, Е. Благинина).

Каждая команда располагается за отдельным столом. За одно правильно и

быстро выполненное задание команда получает определённую букву. В конце деловой

игры одна из команд должна собрать слово «Чтение», другая - слово «Сказка».

1.

Представление команд: название, девиз, эмблема.

2.

Разминка "Кто больше?"

Участники поочерёдно называют известных художников – иллюстраторов

детских книг с произведениями, к которым были сделаны иллюстрации. Побеждает

команда, назвавшая большее количество фамилий и произведений. (Приложение №1)

3. Задание: определить, в какой возрастной группе может быть реализована

данная программная задача. (Составлено на основе программы «От рождения до

школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой) (Приложение

№2)

4.

Задание "Цепочка".

Представители команды выстраиваются в шеренгу и, поочерёдно высказываясь,

соблюдая алгоритм, раскрывают тему

Первая команда "Как организовать книжный уголок в группе"

Вторая команда «Как рассказать детям биографию автора".

5.

Задание капитанам команд: прочитать выразительно отрывок из русской

народной сказки «Теремок».

«Пришел медведь и стучится:

— Чей домок-теремок? Кто в тереме живет?

— Я, муха-горюха.

— Я, комар-пискун.

— Я мышка-погрызуха.

— Я, лягушка-квакушка.

— Я, заюнок-кривоног, по горке скок.

— Я, лиса — при беседе краса.

— Я, волк-волчище — из-за куста хватыш. А ты кто?

— Я вам всем пригнетыш.

Сел медведь на горшок, горшок раздавил и всех зверей распугал.»

6.

Задание: разгадать литературный кроссворд. (Приложение №3)

7.

Задание: написать как можно больше форм работы с детьми и взаимодействия

родителями по прочитанному произведению. Выполняется командой на отдельных

листах.

Подведение итогов.

Приложение 1

Художники-иллюстраторы

Билибин Иван Яковлевич (1876-1942)

Перышко Финиста Ясна-Сокола : [для старшего дошкольного возраста]/ [авт. вступ. ст.

и пересказ. Л. Жукова]; рис. И. Я. Билибина.-М.: Белый город, печ. 2006.-- [14] с. : цв.

ил.; 26 см..- (Сказки)

Сестрица Аленушка и братец Иванушка; Белая Уточка : [для старшего дошкольного

возраста]/ худож. И. Я. Билибин ; [пересказ авт. предисл. Л. Жукова].-М.: Белый город,

печ. 2006.- [12] с. : цв. ил.; 26 см.- (Сказки)

Марья Моревна : [для старшего дошкольного возраста]/ авт. вступ. ст. и пересказа Л.

Жукова]; рисунки И. Я. Билибина.-М.: Белый город, печ. 2006.- [14] с. : цв. ил.; 26 см.-

(Сказки)

Сказки народов мира: в 3 т./ cост. Н. Будур ; [худож. Д. Герасимова].-М.: ОЛМА-

ПРЕСС,

Т. 2.: Сказки России, Украины, Белорусии : [пер.]/ [ил. И. Я. Билибина ; худож. ред. С.

Астраханцев].- 2001.- 798, [1] с., [16] л. цв. ил. : ил.

Васнецов Юрий Алексеевич (1900-1973)

Чуковский К. И. Сказки / К. И. Чуковский. ; рис. Ю. Васнецова, А. Каневского, В.

Конашевича, В. Сутеева .-М.: Искусство, 1982.- 164, [3] с. : цв. ил.

Васнецов Ю. А. 10 книжек для детей / Ю. Васнецов. ; [авт. предисл. Л. Токмаков ; ред.

В. И. Серебряная ; сост. Г. М. Васнецова ; оформ. Д. М. Плаксин] .-Л.: Художник

РСФСР, 1984.- 173, [2] с. : ил., цв. ил.

Ладушки : стихи, песенки, потешки, сказки/ худож. Ю. Васнецов. .-М.: Самовар, печ.

2005.- 76, [3] с. : цв. ил.; 23 см.- (Тридесятые сказки)

Русские сказки / рис. Ю. А. Васнецова. .- [Изд. 3-е].-Л.: Детская литература, 1980.- 84,

[3] с. : ил.:1,20 82.3(2Рос)-6Р15

Радуга : русские народные сказки, песенки, потешки/ [рис. Ю. Васнецова]. .-М.:

Детская литература, 1989.- 166, [1] с. : цв. ил.

Бианки В. Карабаш. - М. - Л.:ГИЗ,1929.

Бианки В. Болото. - Л.: Мол. Гвардия, 1931.

Ершов П. Конек-горбунок. - Л.: Детиздат, 1935.

Толстой Л. Три медведя. - Л.: Детиздат,1935.

Чуковский К. Краденое солнце. - М.: Детиздат, 1936.

Детские народные сказки. - Л.: Детиздат, 1936.

Маршак С. Теремок. - М.: Детиздат, 1941.

Английские народные сказки. - М.: Детгиз, 1945.

Бианки В. Лис и мышонок. - Л.: Дет. лит., 1964.

Ладушки. Русские народные сказки, песенки, потешки. - М.: Дет. лит., 1964.

Радуга-дуга. Русские народные песенки, потешки, прибаутки. - М.: Дет. лит., 1969.

Чики-чики-чикалочки. Русские народные песенки и потешки. Собрала и обр. Н.

Колпакова. - Л.: Дет. лит., 1971.

Рачев Евгений Михайлович (1906-1997)

Михалков С. В. Коты и мыши: басни / С. В. Михалков; рис. Е. М. Рачева.-М.:

Советская Россия, 1978. - 165, [4] с.: ил.- (Мастера иллюстрации)

Пришвин М. М. Кладовая солнца: Сказка-быль и рассказы / М. М. Пришвин; [худож.

Е. Рачев; авт. предислов. В. Пришвина; отв. ред. Н. Е. Дубань].-М.: Детская литература,

2001. - 168, [3] с.: ил. (Школьная библиотека)

Терем-теремок: Русские народные сказки / рис.Е. Рачёва. — М.: Дет. лит., 1972. — 159

с., ил.

Как лиса училась лететь: Русские народныесказки / рис. Е. Рачёва. — М.: Малыш,

1974.

Ворон Кутха: Сказки народов Севера / рис. Е. Рачёва. — М.: Малыш, 1976.

Бианки В. Чей нос лучше / рис. Е. Рачёва.—М.: Дет. лит., 1981.

Дуров В. Мои звери / рис. Е. Рачёва. — М.: Дет. лит., 1992.

Михалков С. Зайка-Зазнайка / рис. Е. Рачёва.— М.: Дет. лит., 1988.

Пришвин М. Золотой луг / рис. Е. Рачёва. — М.: Детгиз, 1963.

Пришвин М. Кладовая солнца / рис. Е. Рачёва. — М.: Дет. лит., 1979.

Жили-были: Сказки русские народные / сост. Л. Грибова; худож. Е. Рачев.-М.: малыш,

1988.

Радлов Николай Эрнестович (1889-1942)

Барто А. Стихи. – М. - Л.: Детиздат, 1940

Волков А. Волшебник изумрудного города. – М. - Л.: Детиздат, 1939

Веприцкая Л. Белоснежка. – М. - Л.: Детиздат, 1941

Зощенко М. Рассказы. – М. - Л.: Детиздат, 1939

Катаев В. Цветик-семицветик. – М. - Л.: Детиздат, 1941

Радлов Н. Рассказы в картинках, 1937

Твен М. Приключения Тома Соера. - Пб.- М.: Всемирная литература, 1923

Хармс Д., Гернет Н., Дилакторский Н. Тексты. – Л.: Детиздат, 1937

Чуковский К. Чудо-дерево: Краденое солнце. – М.-Л.: Детгиз, 1943

Чарушин Евгений Иванович (1901-1965)

Сладков Н. И. Медовый дождь : рассказы и сказки/ Николай Сладков; [рис. и оформ. Е.

И. Чарушина].- Л.: Детская литература, 1984.- 286, [7] с., [1] л. портр.: ил.:0,85

Бианки В. В. Отчего я пишу про лес : рассказы: биографический фотоочерк / Виталий

Бианки; [худож.: Е. И. Чарушин, В. Курдов; оформ. Ю. Васильева; фот. А. Король]; авт.

предислов. Е. В. Бианки.- М.: Детская литература, 1984.-109, [6] с. [1] л. портр.: ил.

Чарушин Е. И. Тюпа, Томка и сорока / авт. и худож. Евгений Чарушин.- [М.]: Книги

"Искателя", [2002].- 61, [2] с.: ил., портр.- (Библиотека школьника)

Бианки В. В. Рассказы и сказки / В. В. Бианки; худож. Е. И. Чарушин.- 7-е изд.-Л.: Дет.

лит., 1981.- 255 с.: ил.

Чарушин Е. И. Моя первая зоология / Е. И. Чарушин.- Л.: Художник РСФСР, 1984.- [60]

с.; 28 см

Чарушин Е. И. Про Никитку / Евгений Чарушин; рис. авт.-М.: Мир "Искателя", печ.

2005. -125, [2] с., [6] л.: ил., портр.- (Школьная библиотека)

Сладков Н. И. Собрание сочинений : в 3 т./ Н. И. Сладков; редкол.: Л. А. Анищенко и

[др.], рис. и оформ. Е. И. Чарушина.- Л.: Детская литература.

Чарушин Е. И. Кот Епифан и другие рассказы/ Е. И. Чарушин; [Под ред. Е. А.

Кондратьева; Под ред. Т. В. Лодяная; Авт. предислов. Б. Летов].-М.: Правда, 1991.- 206,

[5] с. :

Чарушин Никита Евгеньевич (1934 - 2000)

Образцов, Сергей Владимирович Маленькие рассказы про животных / Сергей

Образцов; худож. Н. Е. Чарушин.- М.: Малыш, 1980.- 70, [8] с.

Снегирев, Геннадий Яковлевич. Маленькое чудовище : рассказы и повести/ Геннадий

Снегирев; [худож. Н. Е. Чарушин].- М.: ОНИКС, 2000.- 316, [1] с.

Чарушин, Евгений Иванович. Друзья / Е. И. Чарушин; [рис. Е. И. и Н. Е. Чарушиных].-

М.: Малыш, 1991.- 76, [3] с.

нница»; Образцов С. «Ничего особенного»; Г. Снегирев «Маленькое чудовище»,

«Чудесная лодка. Слон».

Приложение 2

Поддерживать внимание и интерес к

слову в литературном произведении.

Объяснять, как важны в книге

рисунки; показывать, как много

интересного можно узнать,

внимательно рассматривая книжные

иллюстрации. Познакомить с

книжками, оформленными Ю.

Васнецовым, Е. Рачёвым,

Е. Чарушиным. (средняя группа)

Воспитывать умение слушать

новые сказки, рассказы, стихи, следить за

развитием действия, сопереживать

героям произведения (вторая младшая

группа)

С помощью воспитателя

инсценировать и драматизировать

небольшие отрывки из народных

сказок. Учить детей читать наизусть

потешки и небольшие стихотворения.

(вторая младшая группа)

Помогать детям объяснять основные

различия между литературными

жанрами: сказкой, рассказом,

стихотворением (подготовительная к

школе группа)

Побуждать рассказывать о своём

отношении к конкретному поступку

литературного персонажа. Помогать

детям понять скрытые мотивы

поведения героев произведения.

Учить вслушиваться в ритм и

мелодику поэтического текста.

Помогать выразительно, с

естественными интонациями читать

стихи, участвовать в чтении текста

по ролям, в инсценировках. (старшая

группа)

Продолжать совершенствовать

художественно - речевые

исполнительские навыки детей при

чтении стихотворений, в

драматизациях. (подготовительная к

школе группа)

Приложение 3.

Вопросы к кроссворду по прочитанным с детьми произведениям.

1.

Чрезвычайно воспитанная девочка . ( Мальвина)

2.

Рисунок на двери в театр. (очаг)

3.

Изделие из крутого теста с дыркой. (баранка)

4.

Имя сына дяди Стёпы . (Егор)

5.

«Ах ты, ……, чумазая, где ты руки так измазала?» (девочка)

6.

Охотник, у которого была собака Булька. (Пулька)

7.

Сказка, в которой принцесса отказалась от подарков принца: розы и соловья.

(«Свинопас»)

8.

Кто научил В. Бианки любить природу. (отец)

9.

Куда клюнул царя Золотой Петушок. (темя)

10. Кем приходится ткачиха поварихе? (тетка)



В раздел образования