Автор: Харахинова Элла Семеновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Хоготовская СОШ имени Бороноева А.О.
Населённый пункт: с. Хогот, Иркутская область, Баяндаевский район
Наименование материала: Открытый урок
Тема: "Деление с остатком"
Раздел: начальное образование
Автор: Харахинова Элла Семеновна
Полное название образовательного учреждения: МБОУ Хоготовская СОШ
им.Бороноева А.О.
Аннотация к уроку:
Тип урока - урок изучения и первичного закрепления новых знаний и
способов деятельности. Способы деятельности учащихся: сочетание
фронтальной, групповой и индивидуальной работы
Средства обучения: проблемный диалог, наглядность для решения
обучающих задач, практическая деятельность
Предмет: математика.
Класс 3
Тема урока: Деление с остатком
Цель урока: организация деятельности учащихся по восприятию,
осмыслению и запоминанию знаний о делении с остатком.
Методы: объяснительно-иллюстративный, частично – поисковый.
Задачи:
1. Создать условия для усвоения обучающимися знаний о делении с остатком.
2. Содействовать развитию познавательной активности учащихся; умения
структурировать информацию; умения делать сравнение, обобщение,
выводы, устанавливать причинно-следственные связи и делать
умозаключения; умения работать и взаимодействовать в группе
одноклассников.
3. Создать условия для формирования ценностного отношения к математике,
развивать коммуникативные, а также личностные компетенции (чувство
взаимопомощи, сотрудничество, целеустремлённость).
Личностные универсальные учебные действия:
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая
социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
Регулятивные универсальные учебные действия:
принимать и сохранять учебную задачу; учитывать установленные правила в
планировании и контроле способа решения;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей;
Познавательные универсальные учебные действия:
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и
несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,
в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
контролировать действия партнёра.
Метапредметные планируемые результаты:
работать с информацией, представленной в различных форматах;
по результатам наблюдений находить и формулировать правила;
определять последовательность выполнения действий.
Ход урока
Содержание урока
Предполагаемые
практические
умения
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Организационный момент
Настрой
на
работу.
Создание
благоприятной
атмосферы:
- Сегодня у нас праздник - на урок пришли гости,
поприветствуем гостей. Повернитесь друг к другу,
возьмитесь
за
руки,
улыбнитесь,
пожелайте
удачной работы, хлопните друг друга в ладошки.
Работать будем по такому плану (вывесить):
1. Проверка домашней работы.
2. Устный счёт
3. Новая тема
4. Закрепление новой темы
5. Самостоятельная работа
6. Повторение
7. Итог урока
Поворачиваются
д р у г
к
д р у г у
лицом, берутся за
руки,
улыбаются,
желают
удачной
работы, хлопают в
ладошки.
С л у ш а ю т
и
читают план
Общение в паре.
Умение
воспринимать
на
слух и зрительное
восприятие
Проверка домашней работы
- Кто желает провести проверку домашней работы,
то есть быть в роли учителя?
-Сверьте,
пожалуйста,
свои
работы
ещё
раз.
Оцените работу, поставьте себе оценку.
- А кто составил математический диктант на выбор
арифметических
действий?
Кто
желает
провести
диктант?
Ученик
называет
страницу
учебника,
номер,
вызывает
ученика, который
называет
результаты
арифметических
действий.
Ученик
проводит
диктант,
остальные
называют
з н а к
д е й с т в и я
и
результат.
Дети дают советы
т е м ,
к т о
Умение
быть
в
роли учителя.
Знание
результатов
арифметический
действий.
Умение проверять
свою
работу
и
работу товарища.
Умение
выбрать
знак
арифметического
д е й с т в и я
и
вычислять.
Умение оценивать
себя и товарища.
- Учитель подводит итог.
допустил
ошибки.
Устный счёт
-
Ребята,
без
каких
знаний
невозможно
решать
примеры
и
задачи?
Кто
желает
провести
устный
счёт?
Учитель подводит итог
Ученик
поочерёдно
называет
имена
детей,
которые
задают
примеры
н а
т а б л и ч н о е
у м н о ж е н и е
и
деление,
называют
результаты.
Д е т и
д а ю т
советы.
Знание
таблицы
у м н о ж е н и я
и
деления.
Умение
сотрудничать
друг с другом.
Умение
оценивать
работу
товарища
Актуализация знаний, постановка темы и цели урока
- Слушаем задачу:
У Саши 9 карандашей. Он раздал по 2 карандаша
своим
друзьям.
Сколько
друзей
получили
по
2
карандаша?
-
Кто
желает
составить
схему?
А
кто
желает
решить задачу?
- Кто согласен со схемой, решением? Кто думает
по-другому? Что это за задача?
- Кто назовёт тему урока?
-
Чем
это
деление
с
остатком
отличается
от
деления
с
остатком,
которое
мы
прошли
на
предыдущем уроке? Чтобы ответить на вопрос,
откроем учебники на странице 28. Прочитайте,
пожалуйста, верхние строчки и сравните с текстом
на странице 27.
- Кто ответит на вопрос?
Саша
держит
9
карандашей,
раздаёт их по 2.
О д и н
у ч е н и к
составляет
схему,
другой решает.
Д е т и
с в е р я ю т
схему и решение.
Деление с остатком
Читают в учебнике
Нет рисунка.
Умение делить по
содержанию.
Умение составить
схему.
Умение
решить
задачу на деление
по содержанию.
Умение проверять
работу.
Умение
определять
тему
урока.
Умение
с р а в н и в а т ь
с
предыдущей
темой.
Умение
ставить
цели урока.
- Какая цель урока?
З н а я
т а б л и ц у
у м н о ж е н и я
и
деления выполнять
деление с остатком.
Новая тема
- Какой следующий этап работы?
- Ребята, кто скажет, какое первое действие вы
должны совершить при делении с остатком?
Давайте
потренируемся
в
подборе
чисел
для
деления (в паре, 7 пар), задания на карточках.
Какое самое большое число до 45 делится без
остатка на 7,на 8? Какое самое большое число до
23 делится без остатка на 3, 4, 6, 8, 9?
- Слушаем вас… Подбирать делимое можете.
-
Вернёмся
на
стр.28,
выведем
все
вместе
алгоритм деления с остатком. К чему подбирали
число?
А какое число?
Читают в учебнике
на стр.28.
Работают
в
паре.
Читают задания и
подбирают числа –
42:7=6 40:8=5
2 1 : 3 = 7
2 0 : 4 = 5
1 8 : 6 = 3
1 6 : 8 = 2
18:9=2
Ч и т а ю т
с в о и
примеры.
К делимому.
С а мо е
б о л ь ш о е
ч и с л о ,
к о т о р о е
Умение понимать
объяснение .
Знание таблицы
Умение выводить
алгоритм
действия.
Какой следующий шаг?
Это вы умеете.
Что осталось вычислить?
Что мы вывели?
д е л и т с я
н а
д е л и т е л ь
б е з
остатка.
Выполнили
деление.
Остаток.
Алгоритм
деления
с остатком.
Физминутка (сами проводят)
Этап первичного закрепления
- Какой след этап работы? … Где и когда в жизни
возникают ситуации, когда надо найти остаток?
- Поиграем в игру «магазин». В продаже шары,
карандаши, тетради. На них указаны цены. Кого
предлагаете в роли продавца? Почему?
- В магазинах могут быть консультанты, которые
помогут посчитать, сколько предметов вы можете
купить
на
свои
деньги,
какой
остаток,
если
возникнут
трудности.
Кого
предлагаете
в
роли
константа? Почему?
- Остальные покупатели. Садимся парами. 1г-30р
на карандаши, 2г- 40 на тетради, 3г-35р на шары,
4г- 45р на карандаши, 5г- 50р на тетради, 6г- 55р
на шары.
- Какие ваши действия? Почему?
- Идём в магазин, делаем покупки
- С алгоритмом всё понятно.
- Что вы можете сказать про остаток?
-
Задайте,
пожалуйста,
друг
другу
вопросы
по
этим записям.
Вспомните
жизненные
моменты
(в
магазине,
на
почте…)
Выбирают
продавца
Предлагают
консультантов
Предлагают
свои
д е й с т в и я
–
в ы ч и с л я т ь
п о
алгоритму,
сразу
идти.
Консультант
с м .
н а
и х
вычисления.
Покупатели
покупают,
продавец считает и
подаёт им.
Консультант следит
за их действиями.
Остаток‹делителя.
Задают
вопросы
–
почему 1г купила 4
каранд.,
а4г
–
6
каранд? И т.д.
Умение
применять знания
в жизни.
Умение
реально
оценивать знания
своих
одноклассников
Умение
пользоваться
алгоритмом,
работать в паре.
Понимание
взаимосвязи
между
наличием
суммы
денег
и
кол-м предметов.
- Какой способ деления с остатком вам понравился
-
выполнять рисунок или использовать знание
таблицы умножения? Почему?
- Вывод учителя
Выбирают удобный
и быстрый способ?
Умение
выбрать
у д о б н ы й
и
быстрый способ.
Этап самостоятельной работы с самопроверкой
- Какой следующий этап работы? (смотрят на план
урока)
-
Хотите
проверить
свои
умения
делить
с
остатком? №1 (на доске)
- Проверьте свою работу по образцу и
оцените.
- У кого 5? 4? 3? Кто доволен работой? Кто не
доволен?... Вывод учителя…советы детей
Самостоятельная
работа
П р о в е р я ю т
и
оценивают
Умение
делить
с
остатком
Умение проверять
и
о ц е н и в а т ь
работу
Этап включения в систему знаний и повторения
- Следующий этап урока… стр.33
-
К
доске
пойдут
…
(2
уч-ка).
Один
–
схему,
другой – решает.
- Кто решил также? Кто решил по – другому?
-
Что
это
за
задача?...Вывод
учителя…советы
детей…
Читают задачу
Работают сообща
Высказывают
свои
мнения
Деление с остатком
Умение
воспринимать
текст
Умение
работать
сообща.
Умение
проверять,
доказывать
Этап рефлексии .Оценка и самооценка.
-
А
сейчас
каждый
себя
проверит
и
оценит,
как
научился
новому
способу
деления
с
остатком?
Стр.28, под чертой задание (пиши на доске)
- Проверяем и оцениваем
- Как вы поняли новый способ деления с остатком?
- Оценки учителя
Вычисляют
П р о в е р я ю т
и
оценивают
Свои мнения
Умение
работать
самостоятельно
Умение
оценивать