Напоминание

Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната.


Автор: Потаев Павел Сергеевич
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ РМЭ "Нартасская школа-интернат"
Населённый пункт: пос. Нартас
Наименование материала: статья
Тема: Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната.
Раздел: среднее образование





Назад




Статья на тему:

Формирование здорового образа жизни у детей с

ограниченными возможностями здоровья в условиях школы –

интерната.

Потаев Павел Сергеевич, воспитатель ГБОУ РМЭ «Нартасская школа-

интернат».

Ведущий

педагог

В.А.

Сухомлинский

справедливо

указывал:

«Забота

о

здоровье – это важнейший труд воспитателя. От здоровья и жизнерадости

детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний,

вера в свои силы».

На современном этапе развития российского общества проблема сохранения

и укрепления здоровья, формирования особого отношения к нему как к

самостоятельной ценности остаётся весьма значимой. Ценность здоровья в

жизни человека выступает как ключевая категория, поскольку здоровье

является условием для развития и роста и прежде всего, касается детей с

ограниченными возможностями здоровья.

По данным психолого-педагогических и медицинских исследований, в

школах - интернатах практически нет здоровых детей. Такие дети, как

правило, уже с рождения имеют низкие показатели здоровья.

Но нужно учитывать, что образ жизни человека не складывается сам по себе

в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни

целенаправленно и постоянно.

У детей с ОВЗ воспитывающихся в школе – интернате, необходимо

закладывать и формулировать осознанную, добровольную мотивацию к

получению знаний и сохранению собственного здоровья, а так же

воспитывать привычку к здоровому образу жизни. Обязательным условием

успешного формирования ЗОЖ является тесный, здоровый, эмоциональный

контакт воспитателя и ребенка. Формирование ЗОЖ у детей с УО – сложный

и многоаспектный процесс, который охватывает все сферы

жизнедеятельности, интегрирует усилия педагогов, медицинских работников

и психологов, построенный на знаниях из разных и многолетних

приобретений человечества.

Цель этого процесса – личность, которую необходимо научить способности

на протяжении жизни сохранять и поддерживать своё здоровье.

В учреждениях интернатного типа этот процесс осуществляется в трех

направлениях:

1)

Оздоровительная работа, создания благоприятного для здоровья

социальной, психологической и социально – гигиенической сферы;

2)

Формирование позитивной мотивации, потребности в здоровой жизни;

3)

Привитие знаний, умений и навыков, необходимых для сохранения,

укрепления, восстановления здоровья.

Под ЗОЖ мы понимаем формы и способы жизнедеятельности

воспитанников, которые в максимальной мере сохраняют, восстанавливают и

укрепляют их физическое, психическое, духовное и социальное здоровье,

обеспечивают адаптацию организма к условиям внешней среды,

способствуют достижению внутреннего равновесия.

Показателями многих факторов, которые существуют для характеристики и

оценки сформированности здорового образа жизни и наиболее ярко и

полноценно проявляются в поведении и поступках детей и подростков

являются:

В сфере физического здоровья – физическое развитие соответственно

возраста;

Общая трудоспособность;

Двигательная активность;

Закаливание;

Соблюдение рационального труда и отдыха;

Осмысление требований личной гигиены;

Правильное питание.

В сфере психического здоровья – соответствие умственной деятельности

календарному возрасту;

Развитие произвольных психических процессов и наличие саморегуляции;

Наличие адекватных положительных эмоций;

Отсутствие вредных привычек.

В сфере духовного здоровья – приоритетные моральные ценности;

Трудолюбие;

Наличие положительного идеала в соответствии с национальными

духовными традициями;

Ощущение прекрасного в жизни, природе, искусстве.

В сфере социального здоровья – положительно

направленнаякоммуникативность;

Отзывчивость в отношении к взрослым, сверстникам и младшим;

Ответственность за собственные действия и поступки.

В работе с нашей категории детей, которые уже имеют психический диагноз

–педагоги стараются акцентировать внимание на то, что здоровье сочетает в

себе духовное и физическое состояние человека.

Хотелось бы уточнить, что умственная отсталость это стойкое нарушение

познавательной деятельности, возникающее вследствие органического

поражения головного мозга. На вопрос, какое здоровье надо оберегать в

первую очередь – духовное или физическое, ведущие специалисты в области

медицины отвечают: «Духовное. Наблюдения показывают, что если человек

живет в страхе, тревоге, он саморазрушается». Духовное здоровье, есть

главная основа, здорового тела. Недостаточно научить ребёнка чистить зубы

утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Очень важно, чтобы с

раннего возраста он учился любви к себе, людям, жизни. Только человек,

живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров, будет

стремиться к здоровому образу жизни.

В процессе деятельности по формированию здорового образа жизни

проводится большая работа, чтобы увлечь, научить и дать знания в

соответствии с возрастом детей. Используется множество разнообразных

форм и методов работы: беседы, деловые и сюжетно-ролевые игры, игры -

путешествия, игры – соревнования, ведение дневников.

Такие большие воспитательные мероприятия, как «Мы за ЗОЖ», « Вредным

привычкам - нет», классные часы, «В здоровом телездоровый дух» проходят

на высоком уровне. Дети относятся к ним со всей серьёзностью, ощущая себя

обличителями пагубных пристрастий. Воспитанники глубже чувствуют вред,

наносимый употреблением табака и алкоголя, задумываются о своём

здоровье.

Все своё время воспитанники находятся в коллективе. От постоянных

контактов они устают, не могут справиться со своими эмоциями и управлять

своим поведением, а ведь жизнь в положительной эмоциональной атмосфере

- это здоровье. Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают

адекватно воспринимать действительность и реагировать на неё. Проводимые

игры, беседы, занятия (« Зеркало настроений», «Культура здорового образа

жизни») учат детей руководить своими эмоциями, помогают обогатить

внутренний мир, расширить знания о самом себе и окружающих его людях,

происходит развитие эмоциональной сферы.

У многих воспитанников есть проблемы со зрением, осанкой, поэтому

должен быть разработан ряд правил и упражнений для профилактики

нарушений осанки и зрения. Необходимость выработки хорошей осанки -

одна из составляющих здорового образа жизни.

Воспитанники нашей школы посещают секцию «Острый конек», лечебную

гимнастику «ЛФК», а также играют в спортивные игры - это волейбол,

баскетбол, пионербол, настольный теннис, зимой катаются на лыжах, санках,

коньках. Благодаря этому у детей с вырабатывается дисциплинированность,

ответственность, внимательность, целеустремленность и многое другое.

В школе - интернате разработаны оздоровительные мероприятия, которые

направлены на решение задач для укрепления физического здоровья, на

повышение потенциала здоровья - это и закаливающие процедуры, и

правильная организация питания.

Внутри школы организуются различные спортивные соревнования и игры,

«Зарница», конкурсы плакатов и рисунков « Мы за спорт», а так же

спортивно - развлекательные конкурсы, праздники « Нет вредным

привычкам». Популярностью среди воспитанников пользуются настольный

теннис, прыжки, бег - эстафеты, метание мяча, кроссы. В Дни здоровья

устраиваются различные спортивные состязания: бег, прыжки в длину.

Воспитанники школы постоянно принимают участие во всех областных и

районных соревнованиях, спартакиадах, результатом этих выступлений

являются грамоты, ценные подарки.

Таким образом, в нашей школе ведется интересная и разнообразная работа по

формированию здорового образа жизни. Есть много положительных

результатов, наблюдается хорошая динамика в плане здоровья.

Воспитывая у детей потребность, ежедневно двигаться, выполнять

физические упражнения, быть в гармонии с собой и людьми у них

закладываются прочные основы хорошего здоровья.

Целеустремленная, терпеливая и последовательная работа позволяет решать

задачи укрепления здоровья воспитанников, формирования у них устойчивых

навыков здорового образа жизни.

Список литературы:

1.Блинова Л.Н.Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой

психического развития/ Л. Н. Блинова. - М., 2002.

2. Маляр А.Р.Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в

развитии/ А.Р.. Маляр.- М.,2005.



В раздел образования