Автор: Потаев Павел Сергеевич
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ РМЭ "Нартасская школа-интернат"
Населённый пункт: пос. Нартас
Наименование материала: статья
Тема: Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната.
Раздел: среднее образование
Статья на тему:
Формирование здорового образа жизни у детей с
ограниченными возможностями здоровья в условиях школы –
интерната.
Потаев Павел Сергеевич, воспитатель ГБОУ РМЭ «Нартасская школа-
интернат».
Ведущий
педагог
В.А.
Сухомлинский
справедливо
указывал:
«Забота
о
здоровье – это важнейший труд воспитателя. От здоровья и жизнерадости
детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний,
вера в свои силы».
На современном этапе развития российского общества проблема сохранения
и укрепления здоровья, формирования особого отношения к нему как к
самостоятельной ценности остаётся весьма значимой. Ценность здоровья в
жизни человека выступает как ключевая категория, поскольку здоровье
является условием для развития и роста и прежде всего, касается детей с
ограниченными возможностями здоровья.
По данным психолого-педагогических и медицинских исследований, в
школах - интернатах практически нет здоровых детей. Такие дети, как
правило, уже с рождения имеют низкие показатели здоровья.
Но нужно учитывать, что образ жизни человека не складывается сам по себе
в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни
целенаправленно и постоянно.
У детей с ОВЗ воспитывающихся в школе – интернате, необходимо
закладывать и формулировать осознанную, добровольную мотивацию к
получению знаний и сохранению собственного здоровья, а так же
воспитывать привычку к здоровому образу жизни. Обязательным условием
успешного формирования ЗОЖ является тесный, здоровый, эмоциональный
контакт воспитателя и ребенка. Формирование ЗОЖ у детей с УО – сложный
и многоаспектный процесс, который охватывает все сферы
жизнедеятельности, интегрирует усилия педагогов, медицинских работников
и психологов, построенный на знаниях из разных и многолетних
приобретений человечества.
Цель этого процесса – личность, которую необходимо научить способности
на протяжении жизни сохранять и поддерживать своё здоровье.
В учреждениях интернатного типа этот процесс осуществляется в трех
направлениях:
1)
Оздоровительная работа, создания благоприятного для здоровья
социальной, психологической и социально – гигиенической сферы;
2)
Формирование позитивной мотивации, потребности в здоровой жизни;
3)
Привитие знаний, умений и навыков, необходимых для сохранения,
укрепления, восстановления здоровья.
Под ЗОЖ мы понимаем формы и способы жизнедеятельности
воспитанников, которые в максимальной мере сохраняют, восстанавливают и
укрепляют их физическое, психическое, духовное и социальное здоровье,
обеспечивают адаптацию организма к условиям внешней среды,
способствуют достижению внутреннего равновесия.
Показателями многих факторов, которые существуют для характеристики и
оценки сформированности здорового образа жизни и наиболее ярко и
полноценно проявляются в поведении и поступках детей и подростков
являются:
В сфере физического здоровья – физическое развитие соответственно
возраста;
Общая трудоспособность;
Двигательная активность;
Закаливание;
Соблюдение рационального труда и отдыха;
Осмысление требований личной гигиены;
Правильное питание.
В сфере психического здоровья – соответствие умственной деятельности
календарному возрасту;
Развитие произвольных психических процессов и наличие саморегуляции;
Наличие адекватных положительных эмоций;
Отсутствие вредных привычек.
В сфере духовного здоровья – приоритетные моральные ценности;
Трудолюбие;
Наличие положительного идеала в соответствии с национальными
духовными традициями;
Ощущение прекрасного в жизни, природе, искусстве.
В сфере социального здоровья – положительно
направленнаякоммуникативность;
Отзывчивость в отношении к взрослым, сверстникам и младшим;
Ответственность за собственные действия и поступки.
В работе с нашей категории детей, которые уже имеют психический диагноз
–педагоги стараются акцентировать внимание на то, что здоровье сочетает в
себе духовное и физическое состояние человека.
Хотелось бы уточнить, что умственная отсталость это стойкое нарушение
познавательной деятельности, возникающее вследствие органического
поражения головного мозга. На вопрос, какое здоровье надо оберегать в
первую очередь – духовное или физическое, ведущие специалисты в области
медицины отвечают: «Духовное. Наблюдения показывают, что если человек
живет в страхе, тревоге, он саморазрушается». Духовное здоровье, есть
главная основа, здорового тела. Недостаточно научить ребёнка чистить зубы
утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Очень важно, чтобы с
раннего возраста он учился любви к себе, людям, жизни. Только человек,
живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров, будет
стремиться к здоровому образу жизни.
В процессе деятельности по формированию здорового образа жизни
проводится большая работа, чтобы увлечь, научить и дать знания в
соответствии с возрастом детей. Используется множество разнообразных
форм и методов работы: беседы, деловые и сюжетно-ролевые игры, игры -
путешествия, игры – соревнования, ведение дневников.
Такие большие воспитательные мероприятия, как «Мы за ЗОЖ», « Вредным
привычкам - нет», классные часы, «В здоровом телездоровый дух» проходят
на высоком уровне. Дети относятся к ним со всей серьёзностью, ощущая себя
обличителями пагубных пристрастий. Воспитанники глубже чувствуют вред,
наносимый употреблением табака и алкоголя, задумываются о своём
здоровье.
Все своё время воспитанники находятся в коллективе. От постоянных
контактов они устают, не могут справиться со своими эмоциями и управлять
своим поведением, а ведь жизнь в положительной эмоциональной атмосфере
- это здоровье. Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают
адекватно воспринимать действительность и реагировать на неё. Проводимые
игры, беседы, занятия (« Зеркало настроений», «Культура здорового образа
жизни») учат детей руководить своими эмоциями, помогают обогатить
внутренний мир, расширить знания о самом себе и окружающих его людях,
происходит развитие эмоциональной сферы.
У многих воспитанников есть проблемы со зрением, осанкой, поэтому
должен быть разработан ряд правил и упражнений для профилактики
нарушений осанки и зрения. Необходимость выработки хорошей осанки -
одна из составляющих здорового образа жизни.
Воспитанники нашей школы посещают секцию «Острый конек», лечебную
гимнастику «ЛФК», а также играют в спортивные игры - это волейбол,
баскетбол, пионербол, настольный теннис, зимой катаются на лыжах, санках,
коньках. Благодаря этому у детей с вырабатывается дисциплинированность,
ответственность, внимательность, целеустремленность и многое другое.
В школе - интернате разработаны оздоровительные мероприятия, которые
направлены на решение задач для укрепления физического здоровья, на
повышение потенциала здоровья - это и закаливающие процедуры, и
правильная организация питания.
Внутри школы организуются различные спортивные соревнования и игры,
«Зарница», конкурсы плакатов и рисунков « Мы за спорт», а так же
спортивно - развлекательные конкурсы, праздники « Нет вредным
привычкам». Популярностью среди воспитанников пользуются настольный
теннис, прыжки, бег - эстафеты, метание мяча, кроссы. В Дни здоровья
устраиваются различные спортивные состязания: бег, прыжки в длину.
Воспитанники школы постоянно принимают участие во всех областных и
районных соревнованиях, спартакиадах, результатом этих выступлений
являются грамоты, ценные подарки.
Таким образом, в нашей школе ведется интересная и разнообразная работа по
формированию здорового образа жизни. Есть много положительных
результатов, наблюдается хорошая динамика в плане здоровья.
Воспитывая у детей потребность, ежедневно двигаться, выполнять
физические упражнения, быть в гармонии с собой и людьми у них
закладываются прочные основы хорошего здоровья.
Целеустремленная, терпеливая и последовательная работа позволяет решать
задачи укрепления здоровья воспитанников, формирования у них устойчивых
навыков здорового образа жизни.
Список литературы:
1.Блинова Л.Н.Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой
психического развития/ Л. Н. Блинова. - М., 2002.
2. Маляр А.Р.Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в
развитии/ А.Р.. Маляр.- М.,2005.