Напоминание

"Психолого-педагогическая диагностика готовности ребенка к обучению".


Автор: Комарова Татьяна Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Наро-Фоминская сош №4 с УИОП
Населённый пункт: город Наро-Фоминск, Московская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Психолого-педагогическая диагностика готовности ребенка к обучению".
Раздел: начальное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ НАРО-ФОМИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА №4 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ

«Психолого-педагогическая диагностика

готовности ребенка к обучению»

Учитель начальных классов Комарова Татьяна Николаевна

В

последние

годы

существенно

изменились

приоритеты

начального

образования

на

первый

план

выдвинулись

цели

развития

личности

обучающегося,

формирование

у

младшего

школьника

умения

учиться

и

достижение при этом высокого уровня знаний, умений и навыков. Реализация

этих

целей

невозможна

без

точного

знания

учителем

интеллектуальных

и

личностных особенностей каждого обучающегося. Это особенно важно на первом

году обучения, когда в одном классе собираются дети с очень разным уровнем

готовности к обучению в школе.

1.Сущность психолого-педагогической диагностики.

Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку

всего образа жизни и деятельности ребенка. Ребенок, поступающий в школу,

должен быть зрелым в физическом и социальном отношении, он должен достичь

определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Учебная

деятельность

требует

определенного

запаса

знаний

об

окружающем

мире,

сформированности элементарных понятий.

Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и

дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать

свою

деятельность

и

осуществлять

самоконтроль.

Важны

положительное

отношение к учению, способности к саморегуляции поведения и проявление

волевых усилий для выполнения поставленных задач. Не менее важны и навыки

речевого общения, развитая мелкая моторика руки.

Физиологическая готовность ребенка к школе определяется медиками и

заносится

в

медицинскую

карту.

Личностная

готовность

характеризует

ориентировку ребенка в окружающем мире, запас его знаний, отношение к школе,

самостоятельность ребенка, его активность и инициативу, развитие потребности в

общении,

умение

установить

контакт

со

сверстниками

и

взрослыми.

Интеллектуальная

готовность

детей

к

школе

включает

в

себя

состояние

сенсорного развития (фонематический слух и зрительное восприятие), состояние

развития образных представлений и ряда психических процессов (восприятие,

внимание,

наблюдательность,

память,

воображение),

умственное

и

речевое

развитие.

1

Для определения уровня готовности детей при поступлении в школу

целесообразно выявление степени школьной зрелости. Под школьной зрелостью

подразумевается

уровень

морфологиче ского,

функционального

и

интеллектуального

развития

ребенка,

который

позволяет

заключить,

что

требования

систематического

обучения,

разного

рода

нагрузки,

новый

режим

жизни не будут для него утомительными.

2 .Диагностическая методика «Графический диктант» Д.Б.Эльконина.

Методика направлена на выявление умения внимательно слушать и точно

выполнять

задания

взрослого,

предлагаемые

ему

в

устной

форме,

правильно

воспроизводить на листе бумаги заданное направление линий, самостоятельно

выполнять задания по зрительно воспринимаемому образцу.

После того как педагог-психолог начал диктовать графический диктант,

никаких других слов произносить он уже не должен, тем более, повторять задание

дважды.

В

противном

случае

некоторые

из

детей,

выполняющие

работу

правильно, могут запутаться и допустить ошибки. Необходимо обратить особое

внимание на детей-левшей.

Перед проведением методики доска расчерчивается на клетки, чтобы на ней

можно было иллюстрировать указания, дающиеся детям. Перед собой нужно

иметь текст инструкции, чтобы она была воспроизведена дословно.

Методика проводится фронтально. Каждому ребенку выдается тетрадный лист

в клеточку с нанесенными на нем четырьмя точками. В правом верхнем углу

записываются фамилия и имя ребенка, дата проведения обследования (четвертая

неделя

сентября).

После

того

как

всем

детям

розданы

листы,

учитель

дает

предварительные объяснения.

- Сейчас мы с вами будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они

получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно слушать

меня. А я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону нужно проводить

линию. Когда проведете – ждите пока я не скажу, как проводить следующую.

Следующую

надо

начинать

там,

где

кончилась

предыдущая,

не

отрывая

карандаша от бумаги. Все помнят, где правая рука? Вытяните правую руку в

2

сторону. Видите, она указывает на дверь. Когда я скажу, что нужно провести

линию направо, вы ее проводите вот так – к дери. Это я провела линию на одну

клетку направо. А теперь я, не отрывая руки, провожу линию на две клетки вверх

(на доске рисуется соответствующая линия). Теперь вытяните левую руку. Видите,

она указывает на окно. Вот я, не отрывая руки, провожу линию на три клеточки

налево – к окну (на доске проводится соответствующая линия). Все поняли, как

надо рисовать?

После того как даны все объяснения, переходят к рисованию тренировочного

узора.

- Начинаем рисовать первый узор. Поставьте карандаш на самую верхнюю

точку. Внимание! Рисуйте линию: одна клеточка вниз. Не отрывайте карандаша от

бумаги.

Теперь

одна

клеточка

направо.

Одна

клеточка

вверх.

Одна

клеточка

направо. Одна клеточка вниз. Одна клеточка направо. Одна клеточка вверх. Одна

клеточка направо. Одна клеточка вниз. Дальше продолжайте рисовать такой же

узор сами.

При диктовке нужно делать достаточно длительные паузы, чтобы дети

успевали закончить предыдущую линию. На самостоятельное продолжение узора

дается полторы-две минуты. Детям нужно объяснить, что узор не обязательно

должен идти по всей ширине страницы. Во время рисования тренировочного

узора педагог-психолог ходит по ряда и исправляет допущенные детьми ошибки,

помогая им точно выполнить инструкцию. При рисовании следующих узоров

такой контроль снимается и педагог-психолог следит только за тем, чтобы дети не

переворачивали

свои

листочки

и

начинали

узор

с

нужной

точки.

В

случае

необходимости он одобряет робких детей, однако никаких конкретных указаний

не дает.

- Теперь поставь карандаш на следующую точку. Приготовились! Внимание!

Одна клеточка вверх. Одна клеточка направо. Она клеточка вверх. Одна клеточка

направо. Одна клеточка вниз. Одна клеточка направо. Одна клеточка вниз. Одна

клеточка направо. Одна клеточка вверх. Одна клеточка направо. А теперь сами

продолжайте рисовать узор.

3

Предоставляет детям полторы-две минуты на самостоятельное продолжение

узора.

- Все, этот узор дальше рисовать не надо. Мы будем рисовать следующий узор.

Поднимите карандаш. Поставьте его на следующую точку. Начинаю диктовать.

Внимание! Три клеточки вверх. Одна клеточка вправо. Три клеточки вниз. Одна

клеточка вправо. Две клеточки вверх. Одна клеточка вправо. Две клеточки вниз.

Одна клеточка вправо. Три клеточки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать

этот узор.

Через полторы-две минуты начинается диктовка последнего узора.

- Поставьте карандаш на самую нижнюю точку. Внимание! Три клеточки

направо. Одна клеточка вверх. Одна клеточка налево (слово «налево» выделяется

голосом). Две клеточки вверх. Три клеточки направо. Две клеточки вниз. Одна

клеточка налево (опять выделяется голосом). Одна клеточка вниз. Три клеточки

направо. Одна клеточка вверх. Одна клеточка налево. Две клеточки вверх. Теперь

сами продолжайте рисовать этот узор.

Оценка результатов.

Результаты выполнения тренировочного узора не оцениваются. В каждом

последующем

узоре

отдельно

оценивается

выполнение

диктанта

и

самостоятельное выполнение узора .Оценка производится по следующей шкале:

точное воспроизведение узора (неровность линии, «дрожащая линия», «грязь» и

т.п. не учитываются) – 4 балла;

воспроизведение, содержащее ошибки в одной линии – 3 балла;

воспроизведение с несколькими ошибками – 2 балла;

воспроизведение, в котором имеется лишь сходство отдельных элементов с

диктовавшимся узором – 1 балл;

отсутствие сходства даже в отдельных элементах – 0 баллов.

За самостоятельное продолжение узора оценка выставляется по той же шкале.

Таким образом ребенок получает по две оценки за каждый узор, колеблющиеся от

0

до

4

баллов.

Итоговая

оценка

за

выполнение

диктанта

выводится

из

суммирования минимальной и максимальной оценки за выполнение трех узоров

4

(средняя не учитывается). Полученная оценка может колебаться от 0 до 8 баллов.

Аналогично из трех оценок за продолжение узора выводится итоговая. Затем

итоговые

оценки

суммируются,

давая

суммарный

балл

(СБ),

который

может

колебаться от 0 до 16 баллов.

В дальнейшем анализе используется только итоговый показатель, который

интерпретируется следующим образом:

0-3 балла – низкий;

3-6 баллов – ниже среднего;

7-10 баллов – средний;

11-13 баллов – выше среднего;

14-16 баллов – высокий.

3. Групповое исследование. Диагностическая методика «Графический

диктант» Д.Б.Эльконина.

Исследование проводилось на базе МБОУ Наро-Фоминская сош № 4 СУИОП.

Исследовались обучающиеся 1 б класса.

Цель исследования: определение уровня развития у первоклассников

предпосылок учебной деятельности.

Задачи:

определить

умения

действовать

по

правилу,

самостоятельно

действовать по указанию взрослого, ориентироваться на систему условий задачи;

определить произвольность действий и сформированность эмоционально-волевой

сферы;

определить

пространственную

ориентировку

и

развитие

мелких

движений.

Диктант

Самостоятельно

№ 1

№ 2

№ 3

Итог

№ 1

№ 2

№ 2

Итог

СБ

1.Тимофей

3

3

3

6

3

2

2

5

11(ВС)

2.Кристин

а

4

3

3

7

4

3

2

6

13(ВС

)

3.Яков

3

3

3

6

3

3

2

5

11(ВС)

4.Артем

4

4

4

8

4

4

3

7

15(В)

5.Амина

4

3

3

7

4

3

2

6

13(ВС

)

6.Данила

3

3

3

6

3

3

2

5

11(ВС)

5

7.Ольга

4

4

3

7

4

4

3

7

14(В)

8.Николай

4

4

4

8

4

4

3

7

15(В)

9.Варвара

4

4

4

8

4

4

4

8

16 (В)

10.Руслан

2

2

1

3

1

0

0

1

4(НС)

При

проведении

теста

обучающиеся

чувствовали

себя

спокойно,

проявляли

заинтересованность,

не

отвлекались,

старались

аккуратно

и

точно

выполнять

задания.

На

тест

были

настроены

положительно,

чувствовалось

желание

выполнять работу.

Методика «Графический диктант»

1. Тимофей

№ 1

№ 2

№ 3

№ 1

№ 2

№ 3

0

1

2

3

4

Уровень выше среднего. Тимофей умеет внимательно слушать, но задания

выполняет

с

незначительными

ошибками.

Развито

произвольное

внимание,

пространственное

воображение,

мелкая

моторика

пальцев

рук,

координация

движений, усидчивость.

2. Кристина

6

№ 1

№ 2

№ 3

№ 1

№ 2

№ 3

0

1

2

3

4

Уровень выше среднего. С диктантом Кристина справилась успешнее, чем с

самостоятельной работой. Это говорит о том, что в предшкольной подготовке

воспитатели делали акцент на пошаговые инструкции.

3. Яков

№ 1

№ 2

№ 3

№ 1

№ 2

№ 3

0

1

2

3

4

У Якова уровень выше среднего. Умеет слушать, развито произвольное

внимание, но задания выполняет с незначительными ошибками.

4. Артём

7

№ 1

№ 2

№ 3

№ 1

№ 2

№ 3

0

1

2

3

4

Высокий уровень. Артем выполнил диктант без ошибок, это говорит о том, что

ребенок

умеет

внимательно

слушать,

произвольно

управлять

своей

деятельностью. Допустил одну ошибку в самостоятельной работе.

5. Амина

№ 1

№ 2

№ 3

№ 1

№ 2

№ 3

0

1

2

3

4

Уровень

выше

среднего.

У

Амины

развито

произвольное

внимание,

пространственное

воображение,

мелкая

моторика

пальцев

рук,

координация

движений, усидчивость.

8

6. Данила

№ 1

№ 2

№ 3

№ 1

№ 2

№ 3

0

1

2

3

4

Уровень выше среднего. Данила умеет слушать, развито произвольное

внимание, но задания выполняет с незначительными ошибками.

7. Ольга.

№ 1

№ 2

№ 3

№ 1

№ 2

№ 3

0

1

2

3

4

Высокий уровень. У Ольги развито произвольное внимание, пространственное

воображение, мелкая моторика пальцев рук, координация движений, усидчивость.

9

8. Николай

№ 1

№ 2

№ 3

№ 1

№ 2

№ 3

0

1

2

3

4

Высокий

уровень.

У

Николая

развито

произвольное

внимание,

пространственное

воображение,

мелкая

моторика

пальцев

рук,

координация

движений, усидчивость. Допустил одну ошибку в самостоятельной работе.

9. Варвара

№ 1

№ 2

№ 3

№ 1

№ 2

№ 3

0

1

2

3

4

Высокий уровень. Варвара не сделала ни одной ошибки ни в диктанте, ни в

самостоятельном продолжении рисунка.

10

10. Руслан

№ 1

№ 2

№ 3

№ 1

№ 2

№ 3

0

1

2

3

4

Уровень ниже среднего. Допустив несколько ошибок, Руслан справился с

составлением

узора

по

описанию,

но

практически

не

справился

с

их

самостоятельным

продолжением.

Такой

результат

указывает

на

то,

что

обучающийся

слабо

ориентируется

в

учебной

ситуации,

не

может

работать

самостоятельно. Учителю необходимо учитывать слабую подготовку ребенка к

школе. Развивать интеллектуальную сферу, произвольное внимание. Руслан может

испытывать затруднения при выполнении фронтальных инструкций, относящихся

ко всему классу. Поэтому, давая классу какие-либо указания, учителю нужно

специально проследить, воспринял ли и выполнил ли их обучающийся. С такими

детьми

полезно

проводить

групповые

игры,

специально

направленные

на

развитие умения внимательно слушать других и выполнять требуемые действия.

Учителю необходимо спланировать индивидуальные занятия с обучающимся, а

психологу

корректирующие

мероприятия,

направленные

на

развитие

произвольного внимания. Уделить внимание самостоятельной работе по заданию

взрослого.

Методика «Графический диктант». Группа обучающихся 1 б класса.

11

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Таким образом результаты исследования показали, что:

4 человека (40%) имеют высокий уровень;

5 человек (50%) имеют уровень выше среднего;

1 человек (10%) имеет уровень ниже среднего.

Приведенные данные позволяют сделать вывод: у данной группы обучающихся

1

б

класса

развито

произвольное

внимание,

пространственное

воображение,

мелкая моторика пальцев рук, координация движений, усидчивость. Они хорошо

подготовлены к школе, следовательно, будут уверенно себя чувствовать, у них

легче пройдет адаптационный период в начальной школе

Психологическая готовность к школьному обучения прежде всего определяется

для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с

ними

развивающей

работы,

направленной

на

профилактику

школьной

неуспеваемости и дезадаптации.

Поэтому психологическую готовность к школе лучше определить за год до

поступления

в

школу,

в

этом

случае

будет

время

исправить

или

подкорректировать, то, что в этом нуждается. И тогда ребенок в школе будет

познавать не только внешний мир, но и самого

себя. И в этой гармонии его

школьный путь будет успешным и радостным.

Список литературы:

12

1.Амонашвили Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям. – М.: МОДЭК, 1998. –

538 с.

2.Дощицина З.В. Оценка степени готовности детей к обучению в школе. – М.:

Новая школа, 1994. – 47 с.

3.Райгородский Д.Я. Энциклопедия психодиагностики. Том 1. Психодиагностика

детей. – Самара: Бахрах-М, 2008. – 624 с.

13



В раздел образования