Напоминание

"Технология сотрудничества на уроках в начальной школе как средство формирования коммуникативных способностей младших школьников".


Автор: Комарова Татьяна Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Наро-Фоминская сош №4 с УИОП
Населённый пункт: город Наро-Фоминск, Московская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Технология сотрудничества на уроках в начальной школе как средство формирования коммуникативных способностей младших школьников".
Раздел: начальное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ

БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

НАРО

-

ФОМИНСКАЯ

СРЕДНЯЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА

№4

С

УГЛУБЛЕННЫМ

ИЗУЧЕНИЕМ

ОТДЕЛЬНЫХ

ПРЕДМЕТОВ

«Технология сотрудничества на уроках в

начальной школе как средство

формирования коммуникативных

способностей младших школьников»

Учитель начальных классов Комарова Татьяна Николаевна

Прикасайся к чувствам ребенка с таким же вдохновением и

мастерством, как прикасался к струнам своей лиры Орфей.

Ш.А.Амонашвили

Введение.

Начало обучения в школе – один из наиболее значимых моментов в жизни

человека. Дети обычно долго ждут этого события. Им очень хочется быть

успешными в учебе, ведь для ребенка это означает то же, что быть хорошим и

любимым. Но первоклассники быстро утрачивают праздничное настроение

первого сентября, школьные уроки тяготят их, они жалуются на трудности и

скуку.

Дети

с

нетерпением

ждут

звонка

на

перемену,

когда

можно

переключиться на привычные игры и общение со сверстниками.

Первые

дни

в

школе

требуют

целенаправленной

работы

по

формированию

установки

на

преодоление

школьных

трудностей

и

способности

получать

удовлетворение

от

процесса

познания.

Ребенок

убежден в том, что у него должно все получаться хорошо, поэтому сильно

переживает свои неудачи, не всегда понимая их причины.

Обычно взрослые сосредоточивают свои усилия только на тренировке

детей в различных учебных умениях: чтении, письме, счете. Забывают, что

ребенок

в

школе

не

только

читает,

пишет

и

считает,

но

и

чувствует,

переживает, размышляет, оценивает себя, друзей, взрослых. И помогать ему

надо прежде всего в понимании самого себя и своего места в школьной

жизни, во взаимодействии с ребятами и учителем.

Проблема формирования психологически здоровой личности в условиях

обучения в общеобразовательной школе в настоящее время является очень

актуальной,

т.к.

учебные

нагрузки,

несоответствие

между

внешними

требованиями

и

психофизиологическими

возможностями

обучающихся,

слабая функциональная готовность к школе, отсутствие учебной мотивации

приводят к тому, что школа для многих детей становится источником стресса.

1

Цель: коррекция и развитие у младших школьников познавательной,

эмоциональной

и

коммуникативной

сфер

личности

в

условиях

учебно-

игровой деятельности.

Задачи:

создать комфортные коррекционно-развивающие условия для младших

школьников,

способствующие

коррекции

и

развитию

познавательных

процессов и личностных особенностей детей;

способствовать общему сенсорному развитию высших психических

функций,

формированию

положительной

мотивации

к

учению,

речевой

активности у младших школьников в условиях совместной учебно-игровой

деятельности;

создать атмосферу принятия и взаимопонимания в детском коллективе.

1.

Своеобразие младшего школьного возраста.

Младший

школьный

возраст

связан

с

переходом

ребенка

к

систематическому школьному обучению. Начало обучения в школе ведет к

коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится

«общественным»

субъектом

и

имеет

теперь

социально

значимые

обязанности, за выполнение которых получает общественную оценку. Вся

система

жизненных

отношений

ребенка

перестраивается

и

во

многом

определяется

тем,

насколько

успешно

он

справляется

с

новыми

требованиями.

Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность.

Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики

детей

на

данном

возрастном

этапе.

В

рамках

учебной

деятельности

складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее

2

значимые

достижения

в

развитии

младших

школьников

и

являющиеся

фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.

Переход к систематическому обучению создает условия для развития

новых

познавательных

потребностей

детей,

активного

интереса

к

окружающей действительности, к овладению новыми знаниями и умениями.

Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и

качественного

преобразования

познавательных

процессов:

они

начинают

приобретать

опосредствованный

характер

и

становятся

осознанными

и

произвольными.

Ребенок

постепенно

овладевает

своими

психическими

процессами, учится управлять восприятием, вниманием, памятью.

Согласно Л.С.Выготскому, с началом школьного обучения мышление

выдвигается

в

центр

сознательной

деятельности

ребенка,

становится

доминирующей функцией. В ходе систематического обучения, направленного

на усвоение научных знаний, происходит развитие словесно-логического,

понятийного

мышления,

что

ведет

к

перестройке

и

всех

других

познавательных процессов: «память в этом возрасте становится мыслящей, а

восприятие думающим» [5]. Усвоение в ходе учебной деятельности основ

теоретического сознания и мышления ведет к возникновению и развитию

таких новых качественных образований, как рефлексия, анализ, внутренний

план

действий.

В

этот

период

качественно

изменяется

способность

к

произвольной регуляции поведения. Происходящая в этом возрасте «утрата

детской

непосредственности»

(Выготский

Л.С.)

характеризует

новый

уровень

развития

мотивационно-потребностной

сферы,

что

позволяет

ребенку

руководствоваться

сознательными

целями,

с оциа льно

выработанными нормами и правилами поведения. На протяжении младшего

школьного

возраста

начинает

складываться

новый

тип

отношений

с

окружающими

людьми.

Безусловный

авторитет

взрослого

постепенно

утрачивается,

все

большее

значение

для

ребенка

начинают

приобретать

сверстники, возрастает роль детского общества.

3

Таким образом, центральными новообразованиями младшего школьного

возраста являются: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая

память,

произвольное

внимание,

письменная

речь,

анализ,

рефлексия

содержания,

оснований

и

способов

действий,

планирование

и

умение

действовать

во

внутреннем

плане,

знаково-символическое

мышление,

осуществляемое

как

моделирование

существенных

связей

и

отношений

объектов;

развитие

целенаправленной

и

мотивированной

активности

обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой

которой

выступает

формирование

устойчивой

системы

учебно-

познавательных и социальных мотивов личностного смысла учения.

2.

Психологическое сопровождение обучающихся 1 класса.

В

соответствии

с

программой

ФГОС

существует

четыре

вида

универсальных учебных действий (УУД).

К регулятивным УУД относятся:

-

овладевать

навыками

самоконтроля

в

общении

со

сверстниками

и

взрослыми;

- извлекать с помощью учителя необходимую информацию из литературного

текста;

- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью

учителя;

- учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

- строить речевые высказывания в устной форме.

К познавательным УУД относятся:

4

-уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с

помощью учителя;

- учиться исследовать свои качества и свои особенности;

-учиться

рассуждать,

строить

логические

умозаключения

с

помощью

учителя;

- моделировать ситуацию с помощью учителя.

К коммуникативным УУД относятся:

-вступать в учебный диалог с учителем одноклассниками;

-участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого этикета;

-задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать

собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

-строить

небольшие

монологические

высказывания,

осуществлять

совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных

учебно-познавательных задач.

К личностным УУД относятся:

-соотносить

поступок

с

моральной

нормой,

оценивать

свои

и

чужие

поступки;

-анализировать

и

характеризовать

эмоциональные

состояния

и

чувства

окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;

-оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;

-мотивировать

свои

действия,

выражать

готовность

в

любой

ситуации

поступить в соответствии с правилами поведения;

-проявлять

в

конкретных

ситуациях

доброжелательность,

доверие,

внимательность, помощь;

5

-выражать положительное отношение к процессу познания;

-проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;

-оценивать

собственную

учебную

деятельность:

свои

достижения,

самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;

-применять

правила

делового

сотрудничества:

сравнивать

разные

точки

зрения,

считаться

с

мнением

другого

человека,

проявлять

терпение

и

доброжелательность в споре, доверие к собеседнику деятельности.

На

развитие

данных

умений

и

навыков

направлены

занятия

с

первоклассниками по теме: «Мои чувства».

Занятие 1. Тема: «Радость. Что такое мимика.»

Разминка: «Зайчик рассмеялся – зайчик испугался», «Раз, два, три, за мной

повтори». Разминка позволяет сосредоточиться друг на друге, отвлечься от

груза повседневности, переключиться на новый вид работы, отличающийся

от школьных занятий.

Упражнения: «Закончи предложения», «Зоопарк».

Творческая работа: «Рисунок радости».

Занятие 2. Тема: «Радость. Как ее доставить другому человеку.»

Цели: обучение умению распознавать и описывать свои чувства и чувства

других

людей,

учиться

осознавать

свои

трудности

и

стремиться

к

их

преодолению, ознакомление детей с эмоциями, налаживание межличностных

взаимоотношений.

Ход занятия:

1.Разминка ( 4-5 мин.)

6

- Наше занятие мы, как всегда, начинаем с разминки. Это нужно чтобы все

участники могли настроиться, так же, как настраивают свои инструменты

музыканты в оркестре.

«Раз, два, три, за мной повтори». Психолог принимает какую-либо позу,

обучающиеся должны принять точно такую же. Все «застывают» в этой позе,

а один ребенок, назначенный экспертом, определяет тех, кто повторил позу

неверно. Учитывается и выражение лица, и положение пальцев, поворот

головы. Эксперт вносит необходимые поправки.

2.Самоопределение к деятельности. ( 2-3 мин.)

- В нашей жизни постоянно присутствуют чувства и эмоции. Переживая,

мы бываем грустными, печальными, а когда радуемся – мы улыбаемся и

смеемся.

Наши

чувства

отражаются

на

нашем

лице,

в

позе,

в

жестах.

Посмотрите на картинки, приготовленные к занятию, и определите, о чем мы

будем сегодня говорить.

3.Упражнения ( 12-15 мин ):

1. «Закончи предложение». Психолог предлагает обучающимся вспомнить

эпизоды из их жизни, связанные с радостью и завершить предложения. ( 8-10

мин.)

- Для ребенка радость – это…

- Для ученика радость – это…

- Для мамы радость – это…

2. «Доставим радость другому человеку».

- Как это прекрасно, радоваться своим удачам, успехам, исполнению

желаний.

Поиграем

в

игру

«Доставим

радость

другому

человеку».

Вы

двигаетесь

по

комнате,

после

хлопка

соединяетесь

в

пары.

Вам

нужно

сделать какое-то действие (рассмешить, поладить, сказать доброе слово), от

7

которого

вашему

напарнику

было

бы

радостно

и

весело.

Пары

будут

меняться, пока каждый из вас не встретиться со всеми, кто пришел на

занятие.

3. «Поступки и настроение»

- Ребята, посмотрите на эти картинки. Какие чувства вызывают у вас

поступки этих детей? (Происходит обсуждение). Психолог помогает детям

осознать

свое

эмоциональное

отношение

к

предложенным

ситуациям.

Обратить внимание на то, что человек может испытывать чувство радости

когда он обижает.

- Но хорошо ли так поступать? Что вы испытаете, если так обидят вас?

- Взгляните на картинки, какая из них подходит к вашему настроению?

- Почему вы выбрали именно эту картинку?

- Сейчас вы выбрали картинки, которые соответствуют хорошему,

радостному настроению. Но в жизни бывают и другие чувства (гнев, страх).

О них мы поговорим в другой раз. Научимся справляться с эмоциями злости,

страха.

4. Рефлексия (3-4 мин.)

- Что для вас было новым на занятии?

- Какие чувства хотели бы чаще испытывать?

- Что понравилось на занятии?

- Что бы вы хотели изменить?

5. Итог занятия ( 5-8 мин.)

- Сегодня мы научились распознавать и описывать свои чувства и чувства

других людей, постарались понять и дать оценку чувствам и поступкам

8

людей.

Мы

хорошо

поработали.

А

теперь

я

предлагаю

подарить

своим

одноклассникам частичку радости.

«Скажи

мишке

доброе

слово».

Психолог

«приглашает»

на

занятие

игрушечного мишку. Ребята по очереди называют его добрыми словами.

Затем каждый из ребят по очереди «превращается» в медвежонка (в руках у

ребенка игрушка). Остальные участники обращаются к водящему, называя

его добрыми словами. Таким образом, каждый ребенок, побывав в роли

мишки, получает свою порцию «словесных поглаживаний».

Занятие 3. Тема: «Жесты».

Разминка: «Превратись в животное».

Упражнения: «Радость можно выразить жестом», «Передай сообщение».

Работа со сказкой «Когда молочные зубы сменились постоянными».

Обсуждение.

Занятие 4. Тема: «Радость можно передать прикосновением».

Разминка: «Превратись в животное», «Фотоохота».

Кричалка: «Ура успешной фотоохоте!»

Упражнения: «Радость можно передать прикосновением», «Котенок».

Работа со сказкой «О муравьишке, который пошел в школу». Обсуждение.

Занятие 5. Тема: «Радость можно подарить взглядом».

Разминка: «Мысленная картинка».

Упражнения: «Радость можно подарить взглядом».

Работа со сказкой «Нужная вещь». Обсуждение.

Занятие 6. Тема: «Грусть».

9

Разминка: «Покажи профессию», «Скажи да и нет».

Упражнения:

«Закончи

предложения»,

«Грустны

ситуации»,

«Котенок

загустил».

Работа со сказкой «Сказка про котенка Ваську». Обсуждение.

Занятие 7. Тема: «Страх»

Разминка: «Дотронься до …»

Упражнения: «Мысленная картинка», «Покажи страшилку».

Работа со сказкой «Темноландия».

Обсуждение. Творческая работа.

Занятие 8. Тема: «Страх, его относительность».

Разминка: «Неопределенные фигуры».

Упражнения: «Конкурс пугалок», «Закончи предложения».

Работа со сказкой «Мы просто очень боимся за вас». Обсуждение.

Творческая работа.

Занятие 9. Тема: «Как справиться со страхом»

Разминка: «Страшные персонажи телеэкрана», «Придумай веселый конец».

Работа со сказкой»Маленькая луна». Обсуждение. Творческая работа.

Занятие 10. Тема: «Страх и как его преодолеть».

Разминка: «Почему подрались дети».

Групповая работа с пластилином. Изготовление масок.

Работа со сказкой «Сказка звезд». Обсуждение. Творческая работа.

10

Занятие 11. Тема: «Гнев. С какими чувствами он дружит?»

Разминка: «Художник», «Попугай», «Покажи дневник маме».

Работа со сказкой «О мальчике Сереже, который всего боялся». Обсуждение.

Творческая работа.

Занятие 12. Тема: «Может ли гнев принести пользу?»

Разминка: «Разозлились – одумались», «Поссорились – помирились».

Упражнения: «Закончи предложения».

Работа со сказкой «О путнике и его беде». Обсуждение. Творческая работа.

Заключение.

Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и

преобразований. Поэтому так выжжен уровень достижений, осуществленных

каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок

не почувствует радости познания, не приобретет умения учиться, не научится

дружить, не обретет уверенность в себе, своих способностях и возможностях,

сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует более

высоких душевных и физических затрат.

Данные

занятия

направлены

на

формирование

и

сохранение

психологического

здоровья

первоклассников,

т.к.

способствуют

развитию

интереса

ребенка

к

познанию

собственных

возможностей,

способствуют

установлению

атмосферы

дружелюбия,

формируют

коммуникативные

навыки,

учат

умению

распознавать

и

описывать

свои

чувства

и

чувства

других людей.

11

Список литературы:

1.Амонашвили Ш.А. Как живете, дети? – М.: Просвещение,1996. – 175 с.

2.Хухлаева О.В. Тропинка к своему «Я». – М.: Генезис, 2011. – 344 с.

3. Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь. – М.:

Вита-Пресс, 2012. – 128 с.

4.Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: Просвещение, 1990. – 128 с.

5.Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды - М.: Педагогика,

1989. – 560 с.

12



В раздел образования