Автор: Комарова Татьяна Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Наро-Фоминская сош №4 с УИОП
Населённый пункт: город Наро-Фоминск, Московская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Технология сотрудничества на уроках в начальной школе как средство формирования коммуникативных способностей младших школьников".
Раздел: начальное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
НАРО
-
ФОМИНСКАЯ
СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА
№4
С
УГЛУБЛЕННЫМ
ИЗУЧЕНИЕМ
ОТДЕЛЬНЫХ
ПРЕДМЕТОВ
«Технология сотрудничества на уроках в
начальной школе как средство
формирования коммуникативных
способностей младших школьников»
Учитель начальных классов Комарова Татьяна Николаевна
Прикасайся к чувствам ребенка с таким же вдохновением и
мастерством, как прикасался к струнам своей лиры Орфей.
Ш.А.Амонашвили
Введение.
Начало обучения в школе – один из наиболее значимых моментов в жизни
человека. Дети обычно долго ждут этого события. Им очень хочется быть
успешными в учебе, ведь для ребенка это означает то же, что быть хорошим и
любимым. Но первоклассники быстро утрачивают праздничное настроение
первого сентября, школьные уроки тяготят их, они жалуются на трудности и
скуку.
Дети
с
нетерпением
ждут
звонка
на
перемену,
когда
можно
переключиться на привычные игры и общение со сверстниками.
Первые
дни
в
школе
требуют
целенаправленной
работы
по
формированию
установки
на
преодоление
школьных
трудностей
и
способности
получать
удовлетворение
от
процесса
познания.
Ребенок
убежден в том, что у него должно все получаться хорошо, поэтому сильно
переживает свои неудачи, не всегда понимая их причины.
Обычно взрослые сосредоточивают свои усилия только на тренировке
детей в различных учебных умениях: чтении, письме, счете. Забывают, что
ребенок
в
школе
не
только
читает,
пишет
и
считает,
но
и
чувствует,
переживает, размышляет, оценивает себя, друзей, взрослых. И помогать ему
надо прежде всего в понимании самого себя и своего места в школьной
жизни, во взаимодействии с ребятами и учителем.
Проблема формирования психологически здоровой личности в условиях
обучения в общеобразовательной школе в настоящее время является очень
актуальной,
т.к.
учебные
нагрузки,
несоответствие
между
внешними
требованиями
и
психофизиологическими
возможностями
обучающихся,
слабая функциональная готовность к школе, отсутствие учебной мотивации
приводят к тому, что школа для многих детей становится источником стресса.
1
Цель: коррекция и развитие у младших школьников познавательной,
эмоциональной
и
коммуникативной
сфер
личности
в
условиях
учебно-
игровой деятельности.
Задачи:
создать комфортные коррекционно-развивающие условия для младших
школьников,
способствующие
коррекции
и
развитию
познавательных
процессов и личностных особенностей детей;
способствовать общему сенсорному развитию высших психических
функций,
формированию
положительной
мотивации
к
учению,
речевой
активности у младших школьников в условиях совместной учебно-игровой
деятельности;
создать атмосферу принятия и взаимопонимания в детском коллективе.
1.
Своеобразие младшего школьного возраста.
Младший
школьный
возраст
связан
с
переходом
ребенка
к
систематическому школьному обучению. Начало обучения в школе ведет к
коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится
«общественным»
субъектом
и
имеет
теперь
социально
значимые
обязанности, за выполнение которых получает общественную оценку. Вся
система
жизненных
отношений
ребенка
перестраивается
и
во
многом
определяется
тем,
насколько
успешно
он
справляется
с
новыми
требованиями.
Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность.
Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики
детей
на
данном
возрастном
этапе.
В
рамках
учебной
деятельности
складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее
2
значимые
достижения
в
развитии
младших
школьников
и
являющиеся
фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.
Переход к систематическому обучению создает условия для развития
новых
познавательных
потребностей
детей,
активного
интереса
к
окружающей действительности, к овладению новыми знаниями и умениями.
Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и
качественного
преобразования
познавательных
процессов:
они
начинают
приобретать
опосредствованный
характер
и
становятся
осознанными
и
произвольными.
Ребенок
постепенно
овладевает
своими
психическими
процессами, учится управлять восприятием, вниманием, памятью.
Согласно Л.С.Выготскому, с началом школьного обучения мышление
выдвигается
в
центр
сознательной
деятельности
ребенка,
становится
доминирующей функцией. В ходе систематического обучения, направленного
на усвоение научных знаний, происходит развитие словесно-логического,
понятийного
мышления,
что
ведет
к
перестройке
и
всех
других
познавательных процессов: «память в этом возрасте становится мыслящей, а
восприятие думающим» [5]. Усвоение в ходе учебной деятельности основ
теоретического сознания и мышления ведет к возникновению и развитию
таких новых качественных образований, как рефлексия, анализ, внутренний
план
действий.
В
этот
период
качественно
изменяется
способность
к
произвольной регуляции поведения. Происходящая в этом возрасте «утрата
детской
непосредственности»
(Выготский
Л.С.)
характеризует
новый
уровень
развития
мотивационно-потребностной
сферы,
что
позволяет
ребенку
руководствоваться
сознательными
целями,
с оциа льно
выработанными нормами и правилами поведения. На протяжении младшего
школьного
возраста
начинает
складываться
новый
тип
отношений
с
окружающими
людьми.
Безусловный
авторитет
взрослого
постепенно
утрачивается,
все
большее
значение
для
ребенка
начинают
приобретать
сверстники, возрастает роль детского общества.
3
Таким образом, центральными новообразованиями младшего школьного
возраста являются: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая
память,
произвольное
внимание,
письменная
речь,
анализ,
рефлексия
содержания,
оснований
и
способов
действий,
планирование
и
умение
действовать
во
внутреннем
плане,
знаково-символическое
мышление,
осуществляемое
как
моделирование
существенных
связей
и
отношений
объектов;
развитие
целенаправленной
и
мотивированной
активности
обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой
которой
выступает
формирование
устойчивой
системы
учебно-
познавательных и социальных мотивов личностного смысла учения.
2.
Психологическое сопровождение обучающихся 1 класса.
В
соответствии
с
программой
ФГОС
существует
четыре
вида
универсальных учебных действий (УУД).
К регулятивным УУД относятся:
-
овладевать
навыками
самоконтроля
в
общении
со
сверстниками
и
взрослыми;
- извлекать с помощью учителя необходимую информацию из литературного
текста;
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью
учителя;
- учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
- строить речевые высказывания в устной форме.
К познавательным УУД относятся:
4
-уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с
помощью учителя;
- учиться исследовать свои качества и свои особенности;
-учиться
рассуждать,
строить
логические
умозаключения
с
помощью
учителя;
- моделировать ситуацию с помощью учителя.
К коммуникативным УУД относятся:
-вступать в учебный диалог с учителем одноклассниками;
-участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого этикета;
-задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать
собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
-строить
небольшие
монологические
высказывания,
осуществлять
совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных
учебно-познавательных задач.
К личностным УУД относятся:
-соотносить
поступок
с
моральной
нормой,
оценивать
свои
и
чужие
поступки;
-анализировать
и
характеризовать
эмоциональные
состояния
и
чувства
окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;
-оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;
-мотивировать
свои
действия,
выражать
готовность
в
любой
ситуации
поступить в соответствии с правилами поведения;
-проявлять
в
конкретных
ситуациях
доброжелательность,
доверие,
внимательность, помощь;
5
-выражать положительное отношение к процессу познания;
-проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;
-оценивать
собственную
учебную
деятельность:
свои
достижения,
самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;
-применять
правила
делового
сотрудничества:
сравнивать
разные
точки
зрения,
считаться
с
мнением
другого
человека,
проявлять
терпение
и
доброжелательность в споре, доверие к собеседнику деятельности.
На
развитие
данных
умений
и
навыков
направлены
занятия
с
первоклассниками по теме: «Мои чувства».
Занятие 1. Тема: «Радость. Что такое мимика.»
Разминка: «Зайчик рассмеялся – зайчик испугался», «Раз, два, три, за мной
повтори». Разминка позволяет сосредоточиться друг на друге, отвлечься от
груза повседневности, переключиться на новый вид работы, отличающийся
от школьных занятий.
Упражнения: «Закончи предложения», «Зоопарк».
Творческая работа: «Рисунок радости».
Занятие 2. Тема: «Радость. Как ее доставить другому человеку.»
Цели: обучение умению распознавать и описывать свои чувства и чувства
других
людей,
учиться
осознавать
свои
трудности
и
стремиться
к
их
преодолению, ознакомление детей с эмоциями, налаживание межличностных
взаимоотношений.
Ход занятия:
1.Разминка ( 4-5 мин.)
6
- Наше занятие мы, как всегда, начинаем с разминки. Это нужно чтобы все
участники могли настроиться, так же, как настраивают свои инструменты
музыканты в оркестре.
«Раз, два, три, за мной повтори». Психолог принимает какую-либо позу,
обучающиеся должны принять точно такую же. Все «застывают» в этой позе,
а один ребенок, назначенный экспертом, определяет тех, кто повторил позу
неверно. Учитывается и выражение лица, и положение пальцев, поворот
головы. Эксперт вносит необходимые поправки.
2.Самоопределение к деятельности. ( 2-3 мин.)
- В нашей жизни постоянно присутствуют чувства и эмоции. Переживая,
мы бываем грустными, печальными, а когда радуемся – мы улыбаемся и
смеемся.
Наши
чувства
отражаются
на
нашем
лице,
в
позе,
в
жестах.
Посмотрите на картинки, приготовленные к занятию, и определите, о чем мы
будем сегодня говорить.
3.Упражнения ( 12-15 мин ):
1. «Закончи предложение». Психолог предлагает обучающимся вспомнить
эпизоды из их жизни, связанные с радостью и завершить предложения. ( 8-10
мин.)
- Для ребенка радость – это…
- Для ученика радость – это…
- Для мамы радость – это…
2. «Доставим радость другому человеку».
- Как это прекрасно, радоваться своим удачам, успехам, исполнению
желаний.
Поиграем
в
игру
«Доставим
радость
другому
человеку».
Вы
двигаетесь
по
комнате,
после
хлопка
соединяетесь
в
пары.
Вам
нужно
сделать какое-то действие (рассмешить, поладить, сказать доброе слово), от
7
которого
вашему
напарнику
было
бы
радостно
и
весело.
Пары
будут
меняться, пока каждый из вас не встретиться со всеми, кто пришел на
занятие.
3. «Поступки и настроение»
- Ребята, посмотрите на эти картинки. Какие чувства вызывают у вас
поступки этих детей? (Происходит обсуждение). Психолог помогает детям
осознать
свое
эмоциональное
отношение
к
предложенным
ситуациям.
Обратить внимание на то, что человек может испытывать чувство радости
когда он обижает.
- Но хорошо ли так поступать? Что вы испытаете, если так обидят вас?
- Взгляните на картинки, какая из них подходит к вашему настроению?
- Почему вы выбрали именно эту картинку?
- Сейчас вы выбрали картинки, которые соответствуют хорошему,
радостному настроению. Но в жизни бывают и другие чувства (гнев, страх).
О них мы поговорим в другой раз. Научимся справляться с эмоциями злости,
страха.
4. Рефлексия (3-4 мин.)
- Что для вас было новым на занятии?
- Какие чувства хотели бы чаще испытывать?
- Что понравилось на занятии?
- Что бы вы хотели изменить?
5. Итог занятия ( 5-8 мин.)
- Сегодня мы научились распознавать и описывать свои чувства и чувства
других людей, постарались понять и дать оценку чувствам и поступкам
8
людей.
Мы
хорошо
поработали.
А
теперь
я
предлагаю
подарить
своим
одноклассникам частичку радости.
«Скажи
мишке
доброе
слово».
Психолог
«приглашает»
на
занятие
игрушечного мишку. Ребята по очереди называют его добрыми словами.
Затем каждый из ребят по очереди «превращается» в медвежонка (в руках у
ребенка игрушка). Остальные участники обращаются к водящему, называя
его добрыми словами. Таким образом, каждый ребенок, побывав в роли
мишки, получает свою порцию «словесных поглаживаний».
Занятие 3. Тема: «Жесты».
Разминка: «Превратись в животное».
Упражнения: «Радость можно выразить жестом», «Передай сообщение».
Работа со сказкой «Когда молочные зубы сменились постоянными».
Обсуждение.
Занятие 4. Тема: «Радость можно передать прикосновением».
Разминка: «Превратись в животное», «Фотоохота».
Кричалка: «Ура успешной фотоохоте!»
Упражнения: «Радость можно передать прикосновением», «Котенок».
Работа со сказкой «О муравьишке, который пошел в школу». Обсуждение.
Занятие 5. Тема: «Радость можно подарить взглядом».
Разминка: «Мысленная картинка».
Упражнения: «Радость можно подарить взглядом».
Работа со сказкой «Нужная вещь». Обсуждение.
Занятие 6. Тема: «Грусть».
9
Разминка: «Покажи профессию», «Скажи да и нет».
Упражнения:
«Закончи
предложения»,
«Грустны
ситуации»,
«Котенок
загустил».
Работа со сказкой «Сказка про котенка Ваську». Обсуждение.
Занятие 7. Тема: «Страх»
Разминка: «Дотронься до …»
Упражнения: «Мысленная картинка», «Покажи страшилку».
Работа со сказкой «Темноландия».
Обсуждение. Творческая работа.
Занятие 8. Тема: «Страх, его относительность».
Разминка: «Неопределенные фигуры».
Упражнения: «Конкурс пугалок», «Закончи предложения».
Работа со сказкой «Мы просто очень боимся за вас». Обсуждение.
Творческая работа.
Занятие 9. Тема: «Как справиться со страхом»
Разминка: «Страшные персонажи телеэкрана», «Придумай веселый конец».
Работа со сказкой»Маленькая луна». Обсуждение. Творческая работа.
Занятие 10. Тема: «Страх и как его преодолеть».
Разминка: «Почему подрались дети».
Групповая работа с пластилином. Изготовление масок.
Работа со сказкой «Сказка звезд». Обсуждение. Творческая работа.
10
Занятие 11. Тема: «Гнев. С какими чувствами он дружит?»
Разминка: «Художник», «Попугай», «Покажи дневник маме».
Работа со сказкой «О мальчике Сереже, который всего боялся». Обсуждение.
Творческая работа.
Занятие 12. Тема: «Может ли гнев принести пользу?»
Разминка: «Разозлились – одумались», «Поссорились – помирились».
Упражнения: «Закончи предложения».
Работа со сказкой «О путнике и его беде». Обсуждение. Творческая работа.
Заключение.
Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и
преобразований. Поэтому так выжжен уровень достижений, осуществленных
каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок
не почувствует радости познания, не приобретет умения учиться, не научится
дружить, не обретет уверенность в себе, своих способностях и возможностях,
сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует более
высоких душевных и физических затрат.
Данные
занятия
направлены
на
формирование
и
сохранение
психологического
здоровья
первоклассников,
т.к.
способствуют
развитию
интереса
ребенка
к
познанию
собственных
возможностей,
способствуют
установлению
атмосферы
дружелюбия,
формируют
коммуникативные
навыки,
учат
умению
распознавать
и
описывать
свои
чувства
и
чувства
других людей.
11
Список литературы:
1.Амонашвили Ш.А. Как живете, дети? – М.: Просвещение,1996. – 175 с.
2.Хухлаева О.В. Тропинка к своему «Я». – М.: Генезис, 2011. – 344 с.
3. Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь. – М.:
Вита-Пресс, 2012. – 128 с.
4.Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: Просвещение, 1990. – 128 с.
5.Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды - М.: Педагогика,
1989. – 560 с.
12