Напоминание

"Технология развития познавательных способностей школьников как ресурс решения проблем здоровьесбережения в учебном процессе".


Автор: Комарова Татьяна Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Наро-Фоминская сош №4 с УИОП
Населённый пункт: город Наро-Фоминск, Московская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Технология развития познавательных способностей школьников как ресурс решения проблем здоровьесбережения в учебном процессе".
Раздел: начальное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАРО-

ФОМИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4 С УГЛУБЛЕННЫМ

ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ

Технология развития

познавательных

способностей школьников

как ресурс решения

проблем

здоровьесбережения в

учебном процессе.

Учитель начальных классов Комарова Т.Н.

“Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести

искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен разум”

Геродот.

Самый драгоценный дар, который человек получает от природы –

здоровье.

Состояние

здоровья

подрастающего

поколения

важнейший

показатель благополучия общества и государства, отражающий не только

настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.

Школа – это не только учреждение, куда на протяжении многих лет

ребёнок ходит учиться. Это ещё и особый мир детства, в котором ребёнок

проживает значительную часть своей жизни, где он не только учится, но и

радуется, принимает различные решения, выражает свои чувства, формирует

своё мнение.

Стандарт второго поколения обеспечивает формирование знаний,

установок,

ориентиров

и

норм

поведения,

обеспечивающих

сохранение

здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью.

Главное в системе работы - учебный процесс должен быть интенсивным

и

увлекательным,

а

стиль

общения

мягким,

доброжелательным.

Несомненно,

стиль

общения

педагога

с

учащимися

влияет

на

состояние

здоровья школьников. Нашим учителям свойственен демократиче

с

кий стиль

общения, который создает условия для развития психической активности

ребенка,

дает

свободу

познавательной

деятельности.

Ученик,

находясь

в

состоянии душевного комфорта, с удовольствием обращается к умственным

упражнениям и интеллектуальным заданиям.

Сущность обучения состоит не в заучивании правил, а в формировании

навыков

активного,

осознанного

и

правильного

использования

языковых

средств и речи. Правила на уроках выводим вместе с детьми, порой они

ошибаются, но дети не боятся ошибаться, они знают, что на ошибках учатся.

И ошибки ребят бывают находкой для учителя. Вместе начинаем искать, где

что не так. А иногда «ошибаюсь» я, и дети с удовольствием начинают

«учить» меня. Очень интересно наблюдать как дети справятся с ситуацией.

Как сумеют отстоять и доказать свое мнение. В начальной школе требуется

«разбудить» мысль детей.

Наши педагоги считают, что перегрузка учащихся на уроке, которая

вызывает

повышение

уровня

утомляемости

и

невротизации,

зависит

не

столько от количества, сколько от качества работы. Если процесс получения

знаний интересен и мотивирован, то усвоение материала не создаст эффекта

перегрузки

.

Поэтому

учителя

начальных

классов,

учитывая

возрастные

психологические особенности своих учеников, продумывают число видов

1

учебной

деятельности

на

уроке

(опрос,

письмо,

работа

с

учебником,

демонстрация, рассказ, рассматривание слайдов и наглядных пособий).

Наиболее эффективным средством являются: игровая деятельность,

работа в парах.Так, на уроке математики при закреплении состава числа мы

с детьми отправляемся в путешествие к планетам на космических кораблях.

Ракета с записанным примером

приземляется на планету, номер которой

соответствует ответу. Можно провести игру «Составь поезд». Мы помогаем

белочке сделать запасы грибов на зиму. Гриб с примером нужно прикрепить

на веточку с верным ответом.

Проведение уроков с определенным игровым сюжетом. В качестве

таких сюжетов выступают вариации на тему известных детям сказок . Мы не

решаем задачу, а помогаем Винни-Пуху добраться до меда. Мы не решаем

примеры, а помогаем Буратино выручить из беды друзей.

Широко используются в практике нестандартные уроки: уроки-игры,

уроки-соревнования, уроки-конкурсы, уроки-экскурсии и другие. В игровой

форме проходит словарная работа: дети поочередно выбегают к доске и на

скорость

записывают

слова.

Приемы

с

элементами

соревнования,

благотворно влияющие на здоровье, используются и на других уроках.

Часто на уроках русского языка, математики, окружающего мира

организуется

групповая

работа,

в

ходе

которой

уровень

осмысления

и

усвоения материала заметно возрастает, детям значительно легче учиться

вместе.

Организуется

такая

работа

по-разному:

места

размещаются

так,

чтобы ученики могли видеть лица друг друга, или, ученики работают стоя.

Групповая

работа

в

какой-то

мере

помогает

решить

одно

из

условий

организации

здоровьесберегающего

обучения

избежать

длительного

сидения за партой.

Малоподвижность во время урока негативно влияет на здоровье

обучающихся. Учитывая это, учителя не требуют от учеников сохранения

неподвижной позы в течение всего урока.

Физкультминутки – естественный элемент урока в начальных классах,

который

обусловлен

физиологическими

потребностями

в

двигательной

активности детей. Они помогают снять статическое утомление различных

мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление. Часто

упражнения для физкультминутки органически вплетаются в канву урока.

Так, например, при формировании понятия «однокоренные слова» учитель

предлагает во время физкультминутки следующее задание: «Я буду называть

однокоренные слова к слову «дом». Если я права, вы делаете наклон вперед,

если

не

права

наклон

назад».

Нравятся

детям

физкультминутки

в

стихотворной форме «Елочка», «Паучок», «Веселые матрешки» и другие.

2

Проведение физкультминуток позволяет использовать оставшееся время

урока гораздо интенсивнее и с большей результативностью учебной отдачи

урока.

Для учащихся младших классов особое внимание следует уделять

упражнениям для кистей и пальцев рук. Это обуславливается процессами

формирования кисти у детей младшего школьного возраста. Установлено, что

тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором,

стимулирующим речевое развитие ребёнка, и что не менее важно мощным

средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.

Не нужно забывать и о дыхании. Дыхательные упражнения также

используются

на

уроках

чтения,

окружающего

мира.

Эти

дыхательные

упражнения

обеспечивают,

наряду

с

физкультминутками,

высокую

работоспособность в течение всех занятий, а также снимают утомление и

дают возможность избежать переутомления .

Динамические паузы дают возможность « выпустить пар», разрядиться,

снять негативные эмоции, переключиться, а затем с новыми душевными

силами взяться за трудное дело учения.

Чтобы ребёнок вырос здоровым, психически устойчивым необходима

профилактика психоневрологических нарушений. Поэтому во время уроков

используются

музыкальные

паузы.

Произведения

Бетховена

стимулируют

интеллектуальную

деятельность,

поддерживают

вдохновение.

Музыка

П.И.Чайковского расслабляет и успокаивает. Музыка Баха

дарит чувство

покоя, возвышает.

Увеличение умственной нагрузки на уроке заставляет задуматься над

тем, как поддержать у обучающихся интерес к предмету, их активность. Ведь

перед школой встала непростая задача: подготовить новых граждан к жизни в

новом

информационном

обществе,

подготовить

их

к

продуктивной

деятельности в новых экономических условиях.

Богатейшие возможности для этого представляют современные

информационные компьютерные технологии. Использование компьютера на

уроке

повышает

интенсивность

обучения,

усиливает

индивидуализацию

учебного

процесса.

Наглядность,

возможность

изменять

темп

и

формы

изучения материала, его образно-художественное представление – все это

делает

компьютер

незаменимым

помощником

учителя

в

деле

снижения

утомляемости

учащихся.

Но

задача

учителей

сводится

к

тому,

чтобы,

сохранив

все

преимущества

использования

компьютерной

техники

в

образовании, освободить учебный процесс от его негативных сторон. Этому

способствует также введение в структуру урока специальной паузы.

3

Воспитанию внимательного отношения к своему здоровью посвящаются

воспитательные мероприятия. Прежде всего, это система классных часов:

беседы о том, как заботиться о своем здоровье, о вредных привычках, встречи

с медсестрой школы, анкетирование среди родителей, выполнение режима

дня, правильное питание, уроки здоровья, а также активное вовлечение в

спортивные мероприятия.

Беседа по теме:

- Как человек общается с окружающей средой? (С помощью зрения, слуха,

обоняния, вкуса, осязания – 5 органов чувств).

- Какие органы помогают нам воспринимать окружающий мир? Для того

чтобы быть здоровыми, вы должны знать свое тело и любить его. Потому что

никто не позаботится о вас лучше, чем вы сами.

- А о чем мы сегодня будем говорить, вы узнаете, если отгадаете загадку:

«Два братца через дорогу живут, друг друга не видят». (Глаза).

- Как вы думаете, кто из животных самый зоркий?

- Хорошо известно, что самое зоркое зрение у орла. Он парит на большой

высоте и из-за облаков высматривает добычу. Ночью лучше всех видит сова.

Она легко отыщет мышь в темноте.

- Человек не такой зоркий, как орел. И в темноте он не видит, как сова. Но

глаза являются главными помощниками человека.

- Почему? (Они помогают видеть все, что есть вокруг, различать и узнавать

предметы, их цвет, форму, величину).

- Повернитесь и посмотрите в глаза друг другу. Какие красивые и у нас глаза!

- Как говорят о глазах, чтобы передать их красоту? (Прекрасные, ясные,

чистые, огромные, веселые и т.д.).

- Каким бывает цвет глаз?

Общество заинтересовано в оздоровлении не только самого общества,

но и каждого человека, оно должно решать эту проблему на всех уровнях, а

также всем миром.

“Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести

искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен разум”

Геродот.

4



В раздел образования