Автор: Пухачева Лариса Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №7, д-с "Колокольчик"
Населённый пункт: Краснодарский край, город Анапа
Наименование материала: статья
Тема: " Ребенок и социум"
Раздел: дошкольное образование
Ребенок и его поведение в социуме.
Ребенок больше всего нуждается в вашей любви как раз тогда, когда он меньше всего ее
заслуживает. (Эрма Бомбек)
Многие родители задают вопросы психологам, почему дети не слушаются, был
хороший послушный малыш и вдруг стал неуправляемый ребенок, что делать теперь?
Проблему, по большей части, следует искать не в ребенке, а в его окружении, в первую
очередь в родителях или людях их заменяющих. Именно они (чаще неосознанно)
программируют будущее ребенка, его судьбу; и то, какой она будет, удачливой или нет,
прямо и косвенно зависит от них.
Аксиома — счастливые родители — счастливые дети, и
наоборот.
Причина первая
Синдром гиперактивности.
Как отличить простого подвижного и живого ребёнка от гиперактивного? Активность
последнего обычно бывает выше, чем того требует ситуация, и сильно отличается от
поведения других детей этого же возраста и интеллектуального развития. То есть в
отличие от своих сверстников гиперподвижный малыш в любых условиях (дома, в гостях,
на улице или в детском саду) будет вести себя одинаково он везде будет бегать и прыгать),
а в ответ на бесконечные призывы и просьбы родителей остановиться, скорее всего
продолжит свои действия.
Но почему эта поведенческая особенность становится заметной особенно в детском саду?
Потому, что именно там малыш впервые попадает в организованную ситуацию,
требующую от него определённой степени самоконтроля. Возможно, вам покажется, что
требовать самоконтроля от маленького человечка – абсолютно бесполезное занятие,
однако если вы внимательно присмотритесь к детскому коллективу, то найдёте там как
достаточно организованных ребятишек, так и тех, у кого «безобидная» беготня на деле
оборачивается недостаточной заинтересованностью в занятиях, которые требуют хотя бы
минимального умственного напряжения. Кроме того, в поведении гиперактивных детей
прослеживается стремление переходить от одного дела к другому, не заканчивая ни одного
их них.
Чем чревато такое поведение? В сочетании со слабо регулируемой или чрезмерной
активностью это может привести к задержке моторного и речевого развития, а в
дальнейшем- к трудностям в школьном обучении. Ребёнок почти беспрерывно «стоит на
голове», все время бесцельно движется, задает вопросы, но не слушает ответа,
перебивает… Он и хотел бы сдержаться, но… не может!
Что делать. Осознать, что ребёнок не просто «плохо себя ведёт» или «делает назло».
Возможно,
он
болен.
Обратитесь
к
врачу
для
получения
консультации
о
тонкостях
воспитания (лечения) такого ребёнка.
Со своей стороны, соблюдайте режим дня, чаще бывайте с ребёнком на свежем
воздухе.
Разговаривайте
с
сыном
или
дочерью
размеренно
и
без
раздражения,
не
допускайте перевозбуждения.
О зависимости тиков и гиперактивности у детей от мыслей и поведения их родителей.
Тики и гиперактивность – эти два заболевания часто встречаются у детей. Одна из причин
такого
поведения
–
отсутствие
безусловной
любви
родителей
к
своему
ребёнку.
У
родителей такого ребёнка в подсознании действует программа уничтожения детей. В
прошлом это проявилось, например, в желании матери сделать аборт или в мыслях о том,
что беременность несвоевременна и нежелательна. Теперь это могут быть мысли о том,
что заботы о детях мешают реализоваться в жизни, мешают устроить личную жизнь.
Часто обиды, претензии и ненависть родителей по отношению друг к другу являются
причиной болезни. Как только родители меняют своё поведение, как только они начинают
по-настоящему любить своего ребёнка – ребёнок тут же успокаивается, расслабляется.
Причина вторая
Попустительство родителей.
Попустительство в воспитании видно невооруженным глазом. В поступках и действиях
таких детей отмечается отсутствие единой линии, реакции их внезапны и импульсивные,
раздражаются
по
самому
ничтожному
поводу,
проявляют
агрессию
к
окружающим,
демонстрируют
склонность
к
вымыслам,
их
эмоциональная
жизнь
преобладает
над
интеллектуальной, со взрослыми ведут себя чрезмерно свободно, ведут себя вызывающе,
совершенно
не
чувствуя
дистанции.
Несомненно,
что
в
формировании
этих
свойств
личности велика роль родителей, которым часто мешает эгоизм. Они считают, что в них
совершенно особенный ребенок. Культивируют "таланты" своего чада, превозносят его
красоту,
ум,
изобретательность,
смекалку
(часто
не
существующие),
готовят
ему
"избранный" путь, не имеющему никаких предпосылок для этого. А потом невольно
пожинают плоды неправильного воспитания, удивляясь, почему сын или дочь выросли
черствыми, глухими к чужой беде и боли, требующие от жизни как можно больше и
ничего не давая взамен, имея чрезмерные необоснованные притязания, привычку делать
только то, что им хочется. Взрослые проповедуют в воспитании полную свободу, но на
деле это часто оборачивается тем, что ребёнок не знает границ. И, сталкиваясь с запретом,
может устроить истерику или просто его игнорировать. Родители стараются не замечать
такого поведения как можно дольше, но им упорно говорят об этом знакомые, родные,
воспитатели
и
учителя.
Мудрые
родители
устанавливают
для
своих
детей
четкие,
разумные правила и всегда следят за их выполнением. Не нужно путать любовь со
вседозволенностью - не поощрять капризы, нытье и истерики.
Иисус по этому поводу сказал важную мысль: «Пусть ваше слово «да» означает «да» и
ваше «нет» означает «нет». (от Матфея 5:37)
В воспитании очень важна последовательность.
Что делать. Пора изменить свою позицию и понять, что задача родителей – научить
ребёнка правилам поведения в обществе. Ведь свобода одного не должна мешать жизни
других людей! Не бойтесь быть разумно требовательным, ведь соблюдение дисциплины
поможет сыну или дочке развивать сдержанность и самоконтроль.
Причина третья
Своеволие
Ребёнок здоров и прекрасно знает правила в теории, но часто не желает соблюдать их
на практике. Ни с того ни с сего может устроить сцену в магазине или в гостях.
Что делать. В этот момент надо быстро переключить ребёнка с баловства на мысленную
активность:
отвлечь
интересной
темой
беседы
или
задать
неожиданный
вопрос.
Шалунишку старше пяти лет можно посадить на стул, чтобы подумал над поведением
(ставить в угол, запирать в комнате не нужно). Позже проговорите ситуацию с ребёнком и
напомните ему о правилах.
Поможет система поощрений. Например, если сын или дочь вели себя хорошо, вы
прикрепляете на холодильник улыбающийся смайлик-магнит, если плохо – грустный. Пять
веселых рожиц – чадо получает приз (подарок, поход в парк и пр.).
Кетрин Кволс, писательница, семейный консультант, основатель Сообщества детских и
семейных
отношений
и
Сообщества
по
обучению
инструкторов
родительскому
мастерству, предлагает
пять
шагов,
гарантирующих
исправление
плохого
поведения
ребенка:
• Установите и сохраните отношения равноправия и взаимного уважения .
• Определите ошибочную цель поведения ребенка.
•
Помогите
ребёнку
распознать
его
ошибочную
цель,
не
предъявляя
ему
никаких
обвинений.
• Создайте такие условия, при которых его негативное поведение станет бессмысленным и
неуместным.
• Поощрив ребенка, предоставьте ему возможность:
- совершить полезный поступок, осознать свою значимость и достоинство;
-объединить его усилия с вашими и признать, что совместными усилиями можно добиться
большего;
-принять участие в каком-нибудь полезном мероприятии;
-получить от сделанного радость и удовольствие;
- научиться не только фиксировать свое внимание на определённых проблемах, но и
способствовать их разрешению.
Выполняя эти рекомендации, вы избавите себя от бесконечного ряда проблем, связанных с
воспитанием детей, или, по крайней мере, сведете их к минимуму.
Используемая литература:
Доктор В. Синельников «160 уроков. Учебник Хозяина жизни».
Ст.«Неуправляемый ребёнок» Юлия Василькина - психолог, журнал «Всё для женщин» №
31, 2014г.
«Самые лучшие методики воспитания детей». Автор составитель Б. Бах.