Автор: Корнеева Надежда Сергеевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 94" г.о. Самара
Населённый пункт: Самара
Наименование материала: методическая разработка по развитию речи и словесному творчеству с детьми старшего дошкольного возраста
Тема: Новые приключения Буратино и его друзей
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по развитию речи и словотворчества у детей старшего
дошкольного возраста «Новые приключения Буратино и его друзей».
Цель. Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии книг).
Задачи:
1.
Учить
придумывать
фантастический
образ
и
изображать
его
через
художественное слово.
2.
Совершенствовать
устную
связную
речь,
поощрять
собственное
словесное творчество через прототипы, данные в художественном тексте.
2.
Развивать
у
детей
логическое
ассоциативное
мышление,
творческое
воображение, словарный запас, память, внимание.
3. Вызывать интерес к художественной литературе как средству познания;
воспитывать интерес к необычному, нестандартному и непривычному.
Участники: дети старшего дошкольного возраста (8 человек), педагог-
психолог.
СОДЕРЖАНИЕ
Вводная часть. Организационный момент. Звучит весёлая музыка.
Слайд 1. Видео презентация литературного музея.
Педагог приглашает детей в центр зала.
Воспитанники встают около своих стульчиков, расставленных по кругу.
Звучит считалочка «Добрый день»:
Дружно за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся.
Всем гостям добрый день, потрудиться нам не лень.
Воспитанники повторяют считалочку вместе с педагогом.
Педагог. Садитесь пожалуйста.
Основная часть.
Слайд 2. Фотографии занимающихся детей.
Педагог.
Ребята,
от
всей
души
хочу
похвалить
вас
и
порадоваться
созданному
вами
творческому
литературному
произведению
«Новые
приключения Буратино». Вы – настоящая команда юных литераторов!
(Стук
в
дверь.
Передают
конверт.
Педагог
или
читающий
ребёнок
зачитывает письмо от черепахи).
Слайд 3. На экране черепаха Тортилла.
Письмо.
Дорогие
ребята!
Поздравляю
вас
с
первым
успехом
в
создании
литературного
произведения.
Мне
очень
приятно,
что
сочинили
продолжение истории о приключениях Буратино и его друзей. В связи с
этим у меня есть к вам важная просьба. Пожалуйста, не останавливайтесь
на
достигнутом,
потому
что
если
вы
перестанете
сочинять
сказки,
то
история о приключениях Буратино и его друзей закончится навсегда. Её
некому будет продолжить, и мы не узнаем о Буратино ничего нового.
Пожалуйста, продолжайте придумывать интересные истории и создавать
новое литературное произведение с участием Буратино и его друзей.
С уважением, черепаха Тортилла.
Слайд 4. Грустные герои сказки.
Участник
1.
Мне
кажется,
что
мои
творческие
силы
иссякли,
меня
покинуло вдохновение. Я расстроен, не хочу подвести Буратино и его
старого друга черепаху Тортиллу.
Участник
2.
Не
надо
переживать
и
расстраиваться.
Мы
с
радостью
поможем тебе.
Участник
3.
Вместе
мы
создадим
ещё
много
интересных
и
захватывающих историй о приключениях любимых героев.
Участник 4. Наш педагог нам поможет.
Слайд 5. Фотография «Творческие горизонты».
Педагог. Дорогие ребята, конечно, я с радостью вам помогу. Сначала нам
нужно
хорошенько
потренироваться
в
словотворчестве.
Предлагаю
следующую игру.
Игра № 1. Интеллектуальная разминка «Блиц-турнир». Проводит педагог
вместе с Буратино (кукла).
Педагог. Ребята, сейчас я предлагаю вам посоревноваться в знаниях и
умении быстро отвечать на вопрос. За каждый правильный ответ Буратино
приготовил вам фишку.
В конце подсчитываются фишки. Побеждает тот, у кого больше фишек.
Итак, разминка начинается!
ВОПРОСЫ:
Птица, которая приносит детей? (аист)
Хранилище книг? (библиотека)
Что мы вдыхаем лёгкими? (воздух)
Модель земли? (глобус)
Самая плохая оценка в школе? (двойка)
Герой русской народной сказки, который сидел на печи? (Емеля)
Кличка собаки из сказки «Репка»? (Жучка)
Маленькие огоньки на ночном небе? (звёздочки)
Ослик, друг Винни – Пуха? (Иа)
Румяный, круглый герой русской народной сказки? (Колобок)
Человек, не желающий ничего делать? (лентяй)
Столица нашего государства? (Москва)
Самый
известный
коротышка
Н.
Носова,
который
ничего
не
знает?
(Незнайка)
Как называют учеников первого класса? (первоклассники)
Разноцветное коромысло на небе после дождя? (радуга)
Что согревает всю землю? (солнце).
Слайд 6. Золотой ключик.
Игра № 2. Игра – ассоциация: «Золотой ключик». Смена позиции детей.
Правило: дети в уме подбирают определения, которые ассоциируются со
свойствами золотого ключика. Сколько детей участвуют в игре, столько
фишек педагог и раздаёт.
Динамическая пауза.
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся.
Руки в сторону развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Слайд 7. Забавные сказочные сюжетные картинки.
Игра
№
3. «Весёлый сочинитель».
Изменение ситуаций в знакомых
сказках (Метод Л. Фесюковой).
1. Золушка, убегая от принца потеряла не туфельку, а что-то другое. И по
этому, чему-то другому, принц также нашёл её. (Путём рассуждений мы
вместе с детьми двигаемся к возможным ответам).
2. Сказка «Волк и семеро козлят». Волку мешает медведь, который зовёт
его на день рождения...
Слайд 8. Фотография ребёнка с книжкой и лупой.
Игра № 4. «Юные сказочники». Придумывание кратких историй (Метод
Л.Фесюковой).
Педагог (показывает детям таинственную книгу в красочной обложке и
начинает повествование краткой истории).
В награду за добрые поступки волшебник Звездочёт подарил Буратино
Волшебную книгу желаний. Старый мудрец предостерёг Буратино о том,
что загадывать желания нужно обдуманно и аккуратно, чтобы не навредить
себе и окружающим. Даже открывать такую книгу без особой надобности
нельзя.
Но
природная
любознательность
и
пытливый
ум
взяли
над
Буратино верх. И однажды он всё-таки открыл книгу…
Что
случилось
дальше
дети
сочиняют
самостоятельно,
но
достаточно
кратко.
Помощник
педагога
фиксирует
сочинения
детей.
Возможно
использование аудио-визуальных технологий (диктофон).
Участник 1: Я снова могу творить, очень рад, что не подведу друзей.
Слайд
9.
Рисунки
детей
к
сказке
«Золотой
ключик
и
приключения
Буратино».
Педагог:
уверена,
что
после
такой
творческой
тренировки
у
вас
всё
получится. Буратино попросил меня наградить нашу команду литераторов
золотыми
медальками,
и
я
с
удовольствием
это
сделаю.
А
ваши
иллюстрации
и
новую
сказку
мы
отправим
в
издательство
черепахи
Тортиллы.