Автор: Киян Татьяна Викторовна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ СОШ с.Воздвиженка
Населённый пункт: Уссурийский городской округ
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности основного общего образования в контексте перехода на федеральные образовательные стандарты основного общего образования.
Раздел: среднее образование
Особенности основного общего образования в контексте перехода на
федеральные образовательные стандарты основного общего
образования.
В современном обществе происходят коренные перемены, которые требуют
ускоренного
совершенствования
образовательного
про странства,
определения целей образования, учитывающих государственные, социальные
и личностные потребности и интересы.
Ме тод ол о г и ч е с ко й
о с н о во й
ф ед е р а л ь н о го
г о с уд а р с т в е н н о г о
общеобразовательного
стандарта
основного
общего
образования
стал
системно-деятельностный подход. Основная идея системно-деятельностного
подхода заключаются в том, что «главный результат образования - это не
отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к
эффективной
и
продуктивной
деятельности
в
различных
социально-
значимых ситуациях. Сущность системно-деятельностного подхода состоит
в том,
что
формирование
личности
обучающегося
и продвижение
его
в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом
виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие
нового знания». Так, системно-деятельностный подход обеспечивает:
- «формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
-
проектирование
и конструирование
социальной
среды
развития
обучающихся в системе образования;
- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
-
построение
образовательного
процесса
с учетом
индивидуальных
возрастных,
психологиче ских
и физиологических
особенностей
обучающихся».
Как отмечает А.Г.Асмолов «системно-деятельностный подход обуславливает
изменения
общей
парадигмы
образования,
которая
находит
отражение
в
переходе от:
-
«определения
цели
школьного
обучения
как
усвоения
знаний,
умении,
навыков к определению цели как умения учиться;
-
изолированного
от
жизни
изучения
системы
научных
понятий,
составляющих
содержание
учебного
предмета,
к
включению
содержания
образования
в
контекст
решения
учащимися
жизненных
задач,
т.е.
от
ориентации
на
учебно-предметное
содержание
школьных
предметов
к
пониманию учения как процесса образования и порождения смыслов;
-
стихийности
учебной
деятельности
ученика
к
стратегии
е ё
целенаправленной организации и планомерного формирования;
- индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли
учебного сотрудничества в достижении целей обучения».
Системно-деятельностный подход способствует формированию «ключевых
компетентностей,
обучающихся
таких,
как
готовность
к разрешению
проблем, технологическая компетентность, готовность к самообразованию,
готовность
к использованию
информационных
ресурсов,
готовность
к социальному взаимодействию, коммуникации».
Как отмечает Ванцян А.Г.: «Новая позиция педагога по отношению к
ребенку заключается в переходе от авторитарного руководства к содействию
и сотрудничеству с обучающимися и выступает как реальная деятельность,
внутри которой совершаются процессы психического становления и развития
личности».
В
соответствии
с
системно-деятельностным
подходом активность
обучающегося
признаётся
основой
достижения
развивающих
целей
образования — знания не передаются в готовом виде, а добываются самими
обучающимися в процессе познавательной деятельности.
В
образовательной
практике
«отмечается
переход
от
обучения
как
презентации системы знаний к активной работе обучающихся над заданиями,
непосредственно
связанными
с
проблемами
реальной
жизни.
Признание
активной роли обучающегося в учении приводит к изменению представлений
о
с од е ржа нии
вза имод е йс т вия
обуч а юще го с я
с
уч ит е ле м
и
одноклассниками». Оно принимает характер сотрудничества. Единоличное
руководство учителя в этом сотрудничестве замещается активным участием
обучающихся
в
выборе
методов
обучения.
Всё
это
придаёт
особую
актуальность задаче развития в основной школе универсальных учебных
действий. Ключевыми словами системно-деятельностного подхода с целью
формирования универсальных учебных действий, являются слова: искать,
думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
основного
общего
образования,
в
контексте
системно-деятельностного
подхода,
устанавливает
новые
требования
к «планируемым
результатам
освоения
обучающимися основной образовательной программы» основного общего
образования:
- личностным,
включающим
готовность
и способность
обучающихся
к саморазвитию
и личностному
самоопределению,
сформированность
их
мотивации
к обучению
и целенаправленной
познавательной
деятельности,
системы
значимых
социальных
и межличностных
отношений,
ценностно-
смысловых
установок,
отражающих
личностные
и гражданские
позиции
в деятельности,
социальные
компетенции,
правосознание,
способность
ставить
цели
и строить
жизненные
планы,
способность
к осознанию
российской идентичности в поликультурном социуме;
- м е т ап р ед м е т н ы м ,
в к л юч а ю щ и м
о с во е н н ы е
о бу ч а ю щ и м и с я
межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные,
познавательные,
коммуникативные),
способность
их
использования
в учебной,
познавательной
и социальной
практике,
самостоятельность
планирования
и осуществления
учебной
деятельности
и организации
учебного
сотрудничества
с педагогами
и сверстниками,
построение
индивидуальной образовательной траектории;
- предметным,
включающим
освоенные
обучающимися
в ходе
изучения
учебного предмета умения специфические для данной предметной области,
виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета,
его
преобразованию
и применению
в учебных,
учебно-проектных
и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления,
научных
представлений
о ключевых
теориях,
типах
и видах
отношений,
владение
научной
терминологией,
ключевыми
понятиями,
методами
и приемами».
Таким
образом
можно
сделать
вывод:
изменилось
представление
об
образовательных результатах — стандарт второго поколения ориентируется
не только на предметные, как это было раньше, но и на метапредметные
и личностные результаты.
Формирование
универсальных
учебных
действий
для
достижения
планируемых
метапредметных
результатов
–
качественно
новая
задача,
поставленная перед школой. «Образовательная организация разрабатывает
программу
развития
универс а льных
учебных
действий,
гд е
конкретизируются требования к личностным и метапредметным результатам
освоения
основной
образовательной
программы
основного
общего
образования». Данная программа служит основой для разработки примерных
программ
учебных
предметов,
курсов,
дисциплин,
а также
программ
внеурочной деятельности. Формирование универсальных учебных действий
(личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных) происходит
в контексте усвоения разных учебных дисциплин.
В ФГОС ООО «сформулированы лишь общие требования к личностным,
предметным
и метапредметным
результатам
освоения
основной
образовательной
программы
основного
общего
образования,
которые
подлежат
конкретизации
в рабочих
программах
отдельных
учебных
предметов.
Поэтому
каждый
учитель
должен
определить
условия
для
развития
универсальных
учебных
действий
в своей
предметной
области,
разработать с этой целью систему специальных заданий к каждому уроку или
продумать
пути
формирования
универсальных
учебных
действий
во
внеурочной деятельности». Конечно же, при создании рабочих программ
отдельных
предметов
необходимо
учитывать
фундаментальное
ядро
содержания общего образования, которое является – «базовым документом,
необходимым для создания базисных учебных планов, программ, учебно-
методических материалов и пособий. Его основное назначение в системе
нормативного сопровождения стандартов - определить:
1)
систему
ведущих
идей,
теорий,
основных
понятий,
относящихся
к
областям знаний, представленным в средней школе;
2) состав ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных
видов учебных действий, адекватных требованиям стандарта к результатам
образования» .
Фундаментальное ядро как средство «универсализации содержания общего
образования
позволяет
реализовать
важнейшие
требования
общества
к
образовательной
системе:
сохранение
единства
образовательного
пространства, преемственности ступеней образовательной системы;
обеспечение
равенства
и
доступности
образования
при
различных стартовых возможностях;
достижение
социальной
консолидации
и
согласия
в
условиях
роста социального, этнического, религиозного и культурного разнообразия
нашего
общества
на
основе
формирования
гражданской
идентичности
и
общности
всех
граждан
и
народов
России;
формирование
общего
деятельностного
базиса
как
системы
универсальных
учебных
действий,
определяющих способность личности учиться, познавать, сотрудничать в
познании и преобразовании окружающего мира» .
Проанализировав выше сказанное, мы пришли к выводу:
каждому члену
педагогического коллектива образовательной организации необходимо чётко
понимать ключевые особенности стандарта второго поколения.
В
рамках
системно-деятельностного
подхода
обучающийся
овладевает
универсальными учебными действиями, что даёт возможность детям вырасти
людьми,
способными
понимать
и
оценивать
информацию,
принимать
решения,
контролировать
свою
деятельность
в
соответствии
с
поставленными
целями.
А
это
именно
те
качества,
которые
необходимы
человеку в современных условиях.
Ф о рм и р о в а н и е
у н и в е р с а л ь н ы х
у ч е б н ы х
д е й с т в и й
я в л я е т с я
целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все
предметные области и внеурочную деятельность. Заданные стандартом УУД
определяют
акценты
в
отборе
технологий,
форм
и
методов
обучения,
в
планировании и организации образовательного процесса с учетом возрастно-
психологических
особенностей
обучающихся.
Результаты
усвоения
универсальных
учебных
действий
формулируются
для
каждого
класса
и
являются ориентиром при организации мониторинга их достижения.
Для
каждого
из
четырёх
блоков
универсальных
учебных
действий
(личностные,
регулятивные,
познавательные,
коммуникативные)
«должны
быть определенны критерии их сформированности, позволяющие описать
конечную планируемую форму действия, открывая возможность реализации
стратегии
планомерного
формирования
умственных
действий
с
заранее
заданными свойствами».