Автор: Хилова Елена Вениаминовна
Должность: заместитель директора по увр
Учебное заведение: МАОУ СОШ №43
Населённый пункт: город Томск
Наименование материала: статья
Тема: "Мониторинг эффективности внеурочной деятельности"
Раздел: начальное образование
Хилова Елена Вениаминовна
МАОУ СОШ №43 г.Томск
Мониторинг эффективности внеурочной деятельности ФГОС НОО
В настоящее время актуализируется вопрос качества образования. Переход
образовательных учреждений на обучение по ФГОС НОО предъявил новые
требования
не
только
к
содержанию,
ресурсному
обеспечению,
но
и
к
результатам образования, достижение которых происходит как в урочной, так и
во внеурочной деятельности. Этим и объясняется особое внимание и включение
внеурочной
деятельности
в
учебный
план
начальной
школы
как
базисной
составляющей
содержания
образования.
Удельный
вес
внеурочной
деятельности
(ВУД),
по
мнению
авторов
методического
конструктора
Д.В.
Григорьева
и
П.В.
Степанова,
возрастает
не
только
при
разностороннем
раскрытии
индивидуальных
особенностей
ребёнка,
в
содействии
интеллектуальному, духовно-нравственному и физическому развитию, но и в
достижении личностных результатов образования – формировании ценностей,
ориентиров, мотивов, накоплении субъективного опыта участия и организации
совместной деятельности.
ФГОС реализуется в МАОУ СОШ №43 г. Томска с 2011 года. Сегодня
внеурочная деятельность стала неотъемлемой частью организации учебного
процесса
в
школе.
Для
успешной
её
реализации
необходим
контроль,
корректировка и анализ достигнутых результатов. С этой целью проводится
ежегодный мониторинг ВУД, который включает в себя изучение эффективности
ВУД,
мониторинг
выбора
программ
и
направлений
ВУД,
мониторинг
посещений занятий ВУД.
Мониторинг эффективности внеурочной деятельности в начальных классах
в МАОУ СОШ №43 г.Томска проводится в конце каждого учебного года, что
позволяет выявить удовлетворённость участников образовательных отношений
процессов внеурочной деятельности и её продуктивность.
По итогам 2017-2018 учебного года педагоги начальной школы провели
мониторинговые
исследования,
в
процессе
которых
проанализировали
удовлетворённость
всех
участников
процесса
внеурочной
деятельности:
педагогов, детей и родителей (лиц их заменяющих).
Так, через устный опрос изучена удовлетворённость педагогов, которые по
всем пяти направлениям реализуют программы внеурочной в школе. Опрос
показал, что все педагоги (100% опрошенных) удовлетворены отношением с
воспитанниками, с коллегами и администрацией, 76% опрошенных считают,
что
имеют
условия
для
профессионального
роста
и
творческого
самовыражения.
Но
только
33%
респондентов
удовлетворены
ресурсным
обеспечением
процесса.
Из
условий
для
профессионального
роста
и
творческого самовыражения 50% опрошенных педагогов выделяют время, 25%
- наличие в школе свободных помещений, наличие в школе 1 смены – 8%.
Сравнительный
анализ
изучения
удовлетворённости
педагогов
с
2014
года
показал,
что
удовлетворённость
ресурсным
обеспечением
с
2015
года
постепенно снижается, удовлетворённость отношениями с воспитанниками и
коллегами
остаётся
стабильной
и
составляет
100%,
с н и ж а е т с я
удовлетворённость
условиями
для
профессионального
роста
и
творческого
самовыражения.
В ходе изучения удовлетворённости обучающихся, которое
проходило
через
анкетирование
и
тестовые
рисунки,
выявлено,
что
чувствуют
себя
счастливыми и испытывают интерес 100% опрошенных, сложились дружеские
отношения
в
группе
у
78%
детей,
94%
респондентов
считают,
что
у
них
появились новые качества. Через анкетирование,
с применением
методики
неоконченных
предложений,
проводилось
изучение
удовлетворённости
родителей (законных представителей), которое показало, что самое важное, по
мнению
родителей,
чему
учатся
дети
на
занятиях
ВУД,
-
это
развивать
мышление,
мыслить
в
нестандартных
ситуациях,
корректировать
речь,
расширить
кругозор,
реализовывать
творческие
и
интеллектуальные
способности,
логически
мыслить,
развивать
моторику
рук,
фантазию,
внутреннее
восприятие
мира,
быть
более
собранными
и
преодолевать
стеснение, заводить новых друзей.
Одним
из
важных
предметов
диагностики
ВУД
является
е ё
продуктивность,
которая
включает
вовлечённость
учащихся
в
систему
внеурочной деятельности и те качества, которые формируются в процессе ВУД,
направленные на развитие личности, а именно самооценку, смыслообразование
и нравственно-этические ориентиры.
Изучение
продуктивности
ВУД
позволило
изучить
включенность
обучающихся во ВУД. Через выбор предложенных программ и направлений,
которые родители (законные представители) осуществляли в начале учебного
года, определено приоритетное направление ВУД в этом учебном году. Это
общеинтеллектуальное
направление,
которое
выбрали
45%
обучающихся,
выбор
спортивно-оздоровительного
направления
сделали
1 8 % ,
общекультурного
-
13%,
духовно-нравственного
18%
и
социального
6%
обучающихся начальной школы.
Мониторинговые исследования позволили выявить наиболее популярные
занятия внеурочной деятельности в том учебном году. Таким занятиями стали
«Говорим
по-английски»,
«Игры
на
свежем
воздухе»,
«Умелые
ручки»,
«Логика»,
«Занимательная
грамматика»,
«В
мире
танца»,
ОФП,
«Юный
исследователь», «Информационная культура школьника».
В ходе диагностики включённости во
ВУД мы подсчитали не только
количество
предложенных
занятий
по
параллелям,
минимальное
и
максимальное количество занятий, которые посещает один ученик, но и общее
количество
занятий,
посещаемых
всеми
обучающимися
класса
за
неделю.
Каждый учитель заполнил табель посещаемости, из которого видны включение
во ВУД как отдельного ученика, так и всего класса. Видно, что есть классы (их
большинство) , где дети за неделю посещают более 100 занятий, а есть классы,
в которых менее 50 посещения занятий всеми детьми класса за неделю.
Непрерывный процесс мониторинга позволил педагогам начальной школы
проанализировать внеурочную деятельность
с разных сторон, дать оценку
организации этого процесса и прогнозировать эту деятельность в дальнейшем.
Сделаны выводы:
удовлетворённость
участников
деятельности
её
организацией
и
результатами высокая;
неудовлетворённость
педагогов
ресурсным
обеспечением
носит
объективный
характер
(наполняемость
образовательного
учреждения
превышена в два раза);
в среднем по школе включённость обучающихся в процесс ВУД
высокая,
что
позволяет
предположить
о
приобретении
обучающимися
тех
навыков и универсальных действий, которые формируются в процессе ВУД и
направлены
на
развитие
самооценки,
смыслообразования
и
нравственно-
этических ориентиров.
Литература:
1.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. –
М.: Просвещение, 2010.
2.
Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические
рекомендации / Под ред. Е. Н. Степанова.- М.: ТЦ «Сфера», 2001
3.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной
школе:
от
действия
к
мысли:
пособие
для
учителя
/
[А.Г.
Асмолов,
Г.В.
Бурменская,
И.А.
Володарская
и
др.];
под
ред.
А.Г.
Асмолова.
–
М.:
Просвещение, 2010.
4.
Д.В.
Григорьев,
П.В.
Степанов
Внеурочная
деятельность
школьников.
Методический
конструктор:
пособие
для
учителя.
-М.:
Просвещение, 2011.-223с.-(Стандарты второго поколения).
5.
Ратанова,
Т.А.,
Психодиагностические
методики
изучения
личности/ Т.А.Ратанова, Н.Ф.Шляхта.- М.,1998.- 264 с.
6.
Сафонцев, С.А. Контроль качества образовательного процесса на
основе тестовой диагностики// Школьные технологии.- 2002.- №5.