Напоминание

"Мониторинг эффективности внеурочной деятельности"


Автор: Хилова Елена Вениаминовна
Должность: заместитель директора по увр
Учебное заведение: МАОУ СОШ №43
Населённый пункт: город Томск
Наименование материала: статья
Тема: "Мониторинг эффективности внеурочной деятельности"
Раздел: начальное образование





Назад




Хилова Елена Вениаминовна

МАОУ СОШ №43 г.Томск

Мониторинг эффективности внеурочной деятельности ФГОС НОО

В настоящее время актуализируется вопрос качества образования. Переход

образовательных учреждений на обучение по ФГОС НОО предъявил новые

требования

не

только

к

содержанию,

ресурсному

обеспечению,

но

и

к

результатам образования, достижение которых происходит как в урочной, так и

во внеурочной деятельности. Этим и объясняется особое внимание и включение

внеурочной

деятельности

в

учебный

план

начальной

школы

как

базисной

составляющей

содержания

образования.

Удельный

вес

внеурочной

деятельности

(ВУД),

по

мнению

авторов

методического

конструктора

Д.В.

Григорьева

и

П.В.

Степанова,

возрастает

не

только

при

разностороннем

раскрытии

индивидуальных

особенностей

ребёнка,

в

содействии

интеллектуальному, духовно-нравственному и физическому развитию, но и в

достижении личностных результатов образования – формировании ценностей,

ориентиров, мотивов, накоплении субъективного опыта участия и организации

совместной деятельности.

ФГОС реализуется в МАОУ СОШ №43 г. Томска с 2011 года. Сегодня

внеурочная деятельность стала неотъемлемой частью организации учебного

процесса

в

школе.

Для

успешной

её

реализации

необходим

контроль,

корректировка и анализ достигнутых результатов. С этой целью проводится

ежегодный мониторинг ВУД, который включает в себя изучение эффективности

ВУД,

мониторинг

выбора

программ

и

направлений

ВУД,

мониторинг

посещений занятий ВУД.

Мониторинг эффективности внеурочной деятельности в начальных классах

в МАОУ СОШ №43 г.Томска проводится в конце каждого учебного года, что

позволяет выявить удовлетворённость участников образовательных отношений

процессов внеурочной деятельности и её продуктивность.

По итогам 2017-2018 учебного года педагоги начальной школы провели

мониторинговые

исследования,

в

процессе

которых

проанализировали

удовлетворённость

всех

участников

процесса

внеурочной

деятельности:

педагогов, детей и родителей (лиц их заменяющих).

Так, через устный опрос изучена удовлетворённость педагогов, которые по

всем пяти направлениям реализуют программы внеурочной в школе. Опрос

показал, что все педагоги (100% опрошенных) удовлетворены отношением с

воспитанниками, с коллегами и администрацией, 76% опрошенных считают,

что

имеют

условия

для

профессионального

роста

и

творческого

самовыражения.

Но

только

33%

респондентов

удовлетворены

ресурсным

обеспечением

процесса.

Из

условий

для

профессионального

роста

и

творческого самовыражения 50% опрошенных педагогов выделяют время, 25%

- наличие в школе свободных помещений, наличие в школе 1 смены – 8%.

Сравнительный

анализ

изучения

удовлетворённости

педагогов

с

2014

года

показал,

что

удовлетворённость

ресурсным

обеспечением

с

2015

года

постепенно снижается, удовлетворённость отношениями с воспитанниками и

коллегами

остаётся

стабильной

и

составляет

100%,

с н и ж а е т с я

удовлетворённость

условиями

для

профессионального

роста

и

творческого

самовыражения.

В ходе изучения удовлетворённости обучающихся, которое

проходило

через

анкетирование

и

тестовые

рисунки,

выявлено,

что

чувствуют

себя

счастливыми и испытывают интерес 100% опрошенных, сложились дружеские

отношения

в

группе

у

78%

детей,

94%

респондентов

считают,

что

у

них

появились новые качества. Через анкетирование,

с применением

методики

неоконченных

предложений,

проводилось

изучение

удовлетворённости

родителей (законных представителей), которое показало, что самое важное, по

мнению

родителей,

чему

учатся

дети

на

занятиях

ВУД,

-

это

развивать

мышление,

мыслить

в

нестандартных

ситуациях,

корректировать

речь,

расширить

кругозор,

реализовывать

творческие

и

интеллектуальные

способности,

логически

мыслить,

развивать

моторику

рук,

фантазию,

внутреннее

восприятие

мира,

быть

более

собранными

и

преодолевать

стеснение, заводить новых друзей.

Одним

из

важных

предметов

диагностики

ВУД

является

е ё

продуктивность,

которая

включает

вовлечённость

учащихся

в

систему

внеурочной деятельности и те качества, которые формируются в процессе ВУД,

направленные на развитие личности, а именно самооценку, смыслообразование

и нравственно-этические ориентиры.

Изучение

продуктивности

ВУД

позволило

изучить

включенность

обучающихся во ВУД. Через выбор предложенных программ и направлений,

которые родители (законные представители) осуществляли в начале учебного

года, определено приоритетное направление ВУД в этом учебном году. Это

общеинтеллектуальное

направление,

которое

выбрали

45%

обучающихся,

выбор

спортивно-оздоровительного

направления

сделали

1 8 % ,

общекультурного

-

13%,

духовно-нравственного

18%

и

социального

6%

обучающихся начальной школы.

Мониторинговые исследования позволили выявить наиболее популярные

занятия внеурочной деятельности в том учебном году. Таким занятиями стали

«Говорим

по-английски»,

«Игры

на

свежем

воздухе»,

«Умелые

ручки»,

«Логика»,

«Занимательная

грамматика»,

«В

мире

танца»,

ОФП,

«Юный

исследователь», «Информационная культура школьника».

В ходе диагностики включённости во

ВУД мы подсчитали не только

количество

предложенных

занятий

по

параллелям,

минимальное

и

максимальное количество занятий, которые посещает один ученик, но и общее

количество

занятий,

посещаемых

всеми

обучающимися

класса

за

неделю.

Каждый учитель заполнил табель посещаемости, из которого видны включение

во ВУД как отдельного ученика, так и всего класса. Видно, что есть классы (их

большинство) , где дети за неделю посещают более 100 занятий, а есть классы,

в которых менее 50 посещения занятий всеми детьми класса за неделю.

Непрерывный процесс мониторинга позволил педагогам начальной школы

проанализировать внеурочную деятельность

с разных сторон, дать оценку

организации этого процесса и прогнозировать эту деятельность в дальнейшем.

Сделаны выводы:

удовлетворённость

участников

деятельности

её

организацией

и

результатами высокая;

неудовлетворённость

педагогов

ресурсным

обеспечением

носит

объективный

характер

(наполняемость

образовательного

учреждения

превышена в два раза);

в среднем по школе включённость обучающихся в процесс ВУД

высокая,

что

позволяет

предположить

о

приобретении

обучающимися

тех

навыков и универсальных действий, которые формируются в процессе ВУД и

направлены

на

развитие

самооценки,

смыслообразования

и

нравственно-

этических ориентиров.

Литература:

1.

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. –

М.: Просвещение, 2010.

2.

Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические

рекомендации / Под ред. Е. Н. Степанова.- М.: ТЦ «Сфера», 2001

3.

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной

школе:

от

действия

к

мысли:

пособие

для

учителя

/

[А.Г.

Асмолов,

Г.В.

Бурменская,

И.А.

Володарская

и

др.];

под

ред.

А.Г.

Асмолова.

М.:

Просвещение, 2010.

4.

Д.В.

Григорьев,

П.В.

Степанов

Внеурочная

деятельность

школьников.

Методический

конструктор:

пособие

для

учителя.

-М.:

Просвещение, 2011.-223с.-(Стандарты второго поколения).

5.

Ратанова,

Т.А.,

Психодиагностические

методики

изучения

личности/ Т.А.Ратанова, Н.Ф.Шляхта.- М.,1998.- 264 с.

6.

Сафонцев, С.А. Контроль качества образовательного процесса на

основе тестовой диагностики// Школьные технологии.- 2002.- №5.



В раздел образования