Автор: Федорова Яна Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №94 г.о. Самара
Населённый пункт: город Самара
Наименование материала: статья
Тема: Технологии развития детской одаренности в дошкольном возрасте
Раздел: дошкольное образование
Технологии развития детской одаренности в дошкольном возрасте
В
настоящее
время
внимание
педагогов
и
психологов
все
больше
привлекает
проблема развития одаренных и талантливых детей. Забота об одаренных детях
сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра.
Интерес и необходимость изучения проблемы детской одаренности никогда не
потеряет своей значимости и актуальности. Детский возраст имеет наибольшее
значение
для
развития
способностей
и
одаренности.
Существует
качественное
своеобразие детских способностей. Это связано с их иной душевной организацией:
необычайная
чуткость
к
образным
впечатлениям,
богатство
воображения,
любознательность, легкость и прочность формирования некоторых свойств.
Одаренные
дети
–
это
дети,
чьи
интеллектуальные
способности
значительно
превышают нормальный уровень для данного возраста; дети, демонстрирующие
общие таланты в какой – либо сферах деятельности.
Уже
в
самом
раннем
возрасте
можно
заметить
самое
первое
проявление
способностей – склонностей к какому-либо виду деятельности, которые наиболее
ярко начинают развиваться с 3-4 лет, а в раннем детстве закладываются общие
предпосылки
их
становления.
Формирование
познавательных
способностей,
включение их в становление образных форм познания деятельности: восприятия,
воображения,
т.е.
создание
образного
фундамента
интеллекта.
Познавательные
способности – это сенсорные, интеллектуальные, творческие. С 3-х лет активно
формируются
сенсорные
эталоны.
Основные
интеллектуальные
действия:
наглядное
моделирование,
замещение,
использование
готовых
моделей
и
их
построение. Творческие способности связаны с воображением и позволяют ребенку
находить оригинальные способы и средства решения задач, придумывать сказку,
создать
замысел
игры.
Дошкольники
включаются
в
многообразные
виды
деятельности: игру, конструирование, труд – все они имеют комплексный характер,
а значит, создают условия для проявления и развития практических способностей,
прежде всего, организаторских.
Важнейшим
условием
формирования
гармоничной
личности
является
индивидуальный подход к детям, а для одаренных детей этот аспект наиболее
значим в силу их специфических особенностей.
Изучение индивидуальных особенностей детей требует значительного времени и
систематических наблюдений. С этой целью можно вести дневник, в котором
описываются особенности детей и краткие выводы результатов наблюдения.
Исключительное значение в развитии ребенка, в том числе и одаренного, имеет
окружающая
его
среда.
В
ДОУ
стараемся
создать
сложное
и
безопасное
пространство, где может быть реализована склонность что-то открывать, применять
свою фантазию. Непременным условием построения развивающей среды является
опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия.
Также можно добавить создание «уголка творчества», где имелись бы в наличии
самые
разнообразные
материалы
для
занятий
художественной
деятельностью,
развивающей творческую активность детей.
В
основу
разработанной
нами
системы
педагогической
работы
положены
следующие условия, соблюдение которых обеспечивает оптимальное управление
развитием детской одарённости в ДОУ:
- Обогащаем окружающую среду ребенка самыми разнообразными новыми для
него предметами и стимулами с целью развития его любознательности, создаем
условия
для
проявления
творческой
активности
и
развития
изобразительных
действий.
-
Обеспечиваем
благоприятную
атмосферу,
доброжелательное
отношение,
предоставляем
детям
возможность
активно
задавать
вопросы,
поощряем
высказывание
оригинальных
идей.
Важно
использовать
личный
пример
творческого подхода к решению проблем.
- Стараемся не сдерживать инициативу ребенка, помогаем действовать независимо.
Важно
не
делать
за
него
то,
что
он
может
сделать
(или
научиться
делать)
самостоятельно.
- Одаренные дети уникальны, они отличаются от других детей, но и в группе
одаренных дошкольников нет ни одного похожего ребенка – у каждого свой набор
способностей, свой темп развития, именно для них особую важность приобретает
индивидуальный
подход
в
обучении,
воспитании,
общении,
и
просто
в
повседневной жизни.
- Единство требований к малышу, как работников ДОУ, так и родителей. Нельзя
добиться положительных результатов в воспитании вне связи с семьей.
Главная, практически обязательная особенность семьи любого особо одаренного
ребенка — чрезвычайное, необычно высокое внимание к ребенку, когда вся жизнь
семьи
сосредоточена
на
нем.
Во
многих
случаях
именно
родители
начинают
обучать одаренного ребенка, при этом часто, хотя и не всегда, кто-нибудь из них на
долгие
годы
становится
его
наставником
в
самой
разной
деятельности:
в
художественно-эстетической, спорте, том или ином виде научного познания. Это
обстоятельство
является
одной
из
причин
закрепления
тех
или
иных
познавательных или каких-либо других интересов ребенка.
Рекомендации, направленные на оптимизацию процесса образования и воспитания
одаренных детей:
– принимать ребенка таким, какой он есть, уважать его индивидуальность;
– не пытаться сделать его «удобным», похожим на других, а помогать ему, опираясь
на знания о собственных особенностях, вписывать себя в социум;
–
создавать
условия
для
выявления
индивидуального
стиля
деятельности,
успешных стратегий учебной деятельности;
– устанавливать партнерские отношения, обсуждать проблемы, ситуации, стратегии
деятельности;
–
учитывать
индивидуальный
график
работоспособности,
не
допускать
переутомления;
– поощрять проявления познавательной активности;
– предоставлять альтернативные предложения, учить ребенка делать свой выбор;
–
предоставлять
образец
конструктивного
поведения
в
конфликтных,
экстремальных ситуациях;
– подкреплять позитивное поведение, акцентировать внимание на успехах, а не на
проблемах;
– одобрять нестандартные способы решения задач;
– составлять совместно с детьми правила взаимодействия в группе;
– избегать категорических запретов, использовать «мягкое» руководство;
– контролировать выполнение заданий;
– оказывать помощь в структурировании времени и пространства;
–
получать
обратную
связь
от
ребенка,
свидетельствующую
о
понимании
им
проблемы, инструкции, сущности и деталей задания;
– формировать единое воспитательное и образовательное пространство ребенка,
которое он ощущает как безопасное.
Воспитание
и
развитие
одаренных
и
талантливых
детей
является
важнейшим
условием
формирования
творческого
потенциала
общества.
В
связи
с
этим
исследования природы одаренности и таланта, разработка научных методов их
диагностики
и
программ
развития
должны
занимать
подобающее
им
место
в
системе образования. Исходя из всего сказанного, можно сделать вывод, что работа
с одаренными детьми – это будущее нашей страны. Важно, чтобы зерна детского
таланта попали на благодатную почву и рядом с ребенком в нужный момент должен
оказаться
умный,
внимательный,
талантливый
наставник,
который
поможет
развитию его таланта для самореализации и самоактуализации в современном
обществе. Сегодня только педагог может помочь детям раскрыть его творческие
способности и талант.