Напоминание

Технологии развития детской одаренности в дошкольном возрасте


Автор: Федорова Яна Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №94 г.о. Самара
Населённый пункт: город Самара
Наименование материала: статья
Тема: Технологии развития детской одаренности в дошкольном возрасте
Раздел: дошкольное образование





Назад




Технологии развития детской одаренности в дошкольном возрасте

В

настоящее

время

внимание

педагогов

и

психологов

все

больше

привлекает

проблема развития одаренных и талантливых детей. Забота об одаренных детях

сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра.

Интерес и необходимость изучения проблемы детской одаренности никогда не

потеряет своей значимости и актуальности. Детский возраст имеет наибольшее

значение

для

развития

способностей

и

одаренности.

Существует

качественное

своеобразие детских способностей. Это связано с их иной душевной организацией:

необычайная

чуткость

к

образным

впечатлениям,

богатство

воображения,

любознательность, легкость и прочность формирования некоторых свойств.

Одаренные

дети

это

дети,

чьи

интеллектуальные

способности

значительно

превышают нормальный уровень для данного возраста; дети, демонстрирующие

общие таланты в какой – либо сферах деятельности.

Уже

в

самом

раннем

возрасте

можно

заметить

самое

первое

проявление

способностей – склонностей к какому-либо виду деятельности, которые наиболее

ярко начинают развиваться с 3-4 лет, а в раннем детстве закладываются общие

предпосылки

их

становления.

Формирование

познавательных

способностей,

включение их в становление образных форм познания деятельности: восприятия,

воображения,

т.е.

создание

образного

фундамента

интеллекта.

Познавательные

способности – это сенсорные, интеллектуальные, творческие. С 3-х лет активно

формируются

сенсорные

эталоны.

Основные

интеллектуальные

действия:

наглядное

моделирование,

замещение,

использование

готовых

моделей

и

их

построение. Творческие способности связаны с воображением и позволяют ребенку

находить оригинальные способы и средства решения задач, придумывать сказку,

создать

замысел

игры.

Дошкольники

включаются

в

многообразные

виды

деятельности: игру, конструирование, труд – все они имеют комплексный характер,

а значит, создают условия для проявления и развития практических способностей,

прежде всего, организаторских.

Важнейшим

условием

формирования

гармоничной

личности

является

индивидуальный подход к детям, а для одаренных детей этот аспект наиболее

значим в силу их специфических особенностей.

Изучение индивидуальных особенностей детей требует значительного времени и

систематических наблюдений. С этой целью можно вести дневник, в котором

описываются особенности детей и краткие выводы результатов наблюдения.

Исключительное значение в развитии ребенка, в том числе и одаренного, имеет

окружающая

его

среда.

В

ДОУ

стараемся

создать

сложное

и

безопасное

пространство, где может быть реализована склонность что-то открывать, применять

свою фантазию. Непременным условием построения развивающей среды является

опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия.

Также можно добавить создание «уголка творчества», где имелись бы в наличии

самые

разнообразные

материалы

для

занятий

художественной

деятельностью,

развивающей творческую активность детей.

В

основу

разработанной

нами

системы

педагогической

работы

положены

следующие условия, соблюдение которых обеспечивает оптимальное управление

развитием детской одарённости в ДОУ:

- Обогащаем окружающую среду ребенка самыми разнообразными новыми для

него предметами и стимулами с целью развития его любознательности, создаем

условия

для

проявления

творческой

активности

и

развития

изобразительных

действий.

-

Обеспечиваем

благоприятную

атмосферу,

доброжелательное

отношение,

предоставляем

детям

возможность

активно

задавать

вопросы,

поощряем

высказывание

оригинальных

идей.

Важно

использовать

личный

пример

творческого подхода к решению проблем.

- Стараемся не сдерживать инициативу ребенка, помогаем действовать независимо.

Важно

не

делать

за

него

то,

что

он

может

сделать

(или

научиться

делать)

самостоятельно.

- Одаренные дети уникальны, они отличаются от других детей, но и в группе

одаренных дошкольников нет ни одного похожего ребенка – у каждого свой набор

способностей, свой темп развития, именно для них особую важность приобретает

индивидуальный

подход

в

обучении,

воспитании,

общении,

и

просто

в

повседневной жизни.

- Единство требований к малышу, как работников ДОУ, так и родителей. Нельзя

добиться положительных результатов в воспитании вне связи с семьей.

Главная, практически обязательная особенность семьи любого особо одаренного

ребенка — чрезвычайное, необычно высокое внимание к ребенку, когда вся жизнь

семьи

сосредоточена

на

нем.

Во

многих

случаях

именно

родители

начинают

обучать одаренного ребенка, при этом часто, хотя и не всегда, кто-нибудь из них на

долгие

годы

становится

его

наставником

в

самой

разной

деятельности:

в

художественно-эстетической, спорте, том или ином виде научного познания. Это

обстоятельство

является

одной

из

причин

закрепления

тех

или

иных

познавательных или каких-либо других интересов ребенка.

Рекомендации, направленные на оптимизацию процесса образования и воспитания

одаренных детей:

– принимать ребенка таким, какой он есть, уважать его индивидуальность;

– не пытаться сделать его «удобным», похожим на других, а помогать ему, опираясь

на знания о собственных особенностях, вписывать себя в социум;

создавать

условия

для

выявления

индивидуального

стиля

деятельности,

успешных стратегий учебной деятельности;

– устанавливать партнерские отношения, обсуждать проблемы, ситуации, стратегии

деятельности;

учитывать

индивидуальный

график

работоспособности,

не

допускать

переутомления;

– поощрять проявления познавательной активности;

– предоставлять альтернативные предложения, учить ребенка делать свой выбор;

предоставлять

образец

конструктивного

поведения

в

конфликтных,

экстремальных ситуациях;

– подкреплять позитивное поведение, акцентировать внимание на успехах, а не на

проблемах;

– одобрять нестандартные способы решения задач;

– составлять совместно с детьми правила взаимодействия в группе;

– избегать категорических запретов, использовать «мягкое» руководство;

– контролировать выполнение заданий;

– оказывать помощь в структурировании времени и пространства;

получать

обратную

связь

от

ребенка,

свидетельствующую

о

понимании

им

проблемы, инструкции, сущности и деталей задания;

– формировать единое воспитательное и образовательное пространство ребенка,

которое он ощущает как безопасное.

Воспитание

и

развитие

одаренных

и

талантливых

детей

является

важнейшим

условием

формирования

творческого

потенциала

общества.

В

связи

с

этим

исследования природы одаренности и таланта, разработка научных методов их

диагностики

и

программ

развития

должны

занимать

подобающее

им

место

в

системе образования. Исходя из всего сказанного, можно сделать вывод, что работа

с одаренными детьми – это будущее нашей страны. Важно, чтобы зерна детского

таланта попали на благодатную почву и рядом с ребенком в нужный момент должен

оказаться

умный,

внимательный,

талантливый

наставник,

который

поможет

развитию его таланта для самореализации и самоактуализации в современном

обществе. Сегодня только педагог может помочь детям раскрыть его творческие

способности и талант.



В раздел образования