Автор: Вакуленко Любовь Николаевна
Должность: учитель биологии, химии
Учебное заведение: МБОУ СОШ с. Воздвиженка
Населённый пункт: Приморский край, Уссурийск, с. Воздвиженка
Наименование материала: статья "Понятие с содержание экологического воспитения и экологической культуры в педагогической науке"
Тема: Экологическое воспитание
Раздел: среднее образование
Понятие и содержание экологического воспитания и
экологической культуры в педагогической науке
Вторую
половину
XX
века
можно
назвать
переходной
в
истории
взаимодействия общества и природы. Этот период характеризуется тем, что
все большее число людей сознает несоответствие исторически сложившейся
культуры
природопользования
новым
обще ственным
целям
и
всевозрастающим
научно-техническим
возможностям
воздействия
на
природную
среду.
Экологическая
воспитанность
как
педагогическая
проблема появилась в связи с развитием и становлением экологии как науки.
В настоящее время необходимо говорить об экологическом воспитании,
как социально необходимого нравственного качества личности. Захлебный
А.Н., Суравегина И.Т. считают, что экологическое воспитание должно быть
направлено
на
формирование
навыков
и
умений
решать
те
или
иные
хозяйственно-экологические задачи без ущерба для окружающей среды и
здоровья человека. Она выступает одним из целостных свойств личности,
которое обуславливает направленность ее жизнедеятельности, накладывает
свой отпечаток на мировоззрение.
Нами были проанализированы следующие определения экологического
воспитания.
Экологическое воспитание - это система влияний, направленных на
формирование
научных
знаний
об
экологии,
вооружение
учащихся
прикладными умениями и навыками природоохранительной деятельности,
такое определение дает А. Н Захлебный.
Ряд
других
педагогов
под
экологическим
воспитанием
понимают
педагогически
целенаправленное
воздействие
на
учащихся,
в
процессе
которого
они
должны
усваивать
научные
основы
комплексной
экологии,
овладевать прикладными умениями и навыками по оптимизации воздействия
на природную и преобразованную среду в различных видах деятельности.
Экологическое
воспитание как
воспроизводство
экологической
культуры в личности и в обществе рассматривает С.Н.Глазычев.
Экологиче ское
воспитание
(формирование
э кол о ги ч е с ко й
ответственности) как целостный процесс, в котором в сложном единстве и
взаимодействии сочетается развитие его отдельных компонентов: знаний,
эмоционально-ценностных отношений, умений выделяет Л.М. Горбунов.
Необходимо отметить, что, несмотря на своеобразие взглядов авторов,
общим для большинства из них является то, что в содержание экологического
воспитания они вкладывают не только экологические знания, но и отношения
(эстетические, нравственные и другие), а также практические умения.
Следовательно,
под
экологическим
воспитанием
мы
понимаем
комплексную
систему
влияний,
направленных
на
формирование
у
обучающихся
научных
знаний
по
экологии,
формирование
у
них
нравственной,
эстетической
ценности
всего
многообразия
природных
объектов и явлений и способности с положительными эмоциями откликаться
на
встречу
с
ними,
вооружение
учащихся
умениями
и
навыками
непрагматического взаимодействия с природной средой.
По мнению И.Д. Зверева и И.Т. Суравегиной, целью экологического
воспитания
является
воспитание
экологической
культуры,
которая
проявляется
в
ответственном
отношении
к
природе,
как
к
всеобщему
условию и предпосылке материального производства, к объекту и предмету
труда, естественной среде жизнедеятельности человека.
Из цели вытекают задачи экологического воспитания:
1)
формировать
нравственные
идеалы
личности
по
отношению
к
окружающей среде, т.е. формировать отношение к природе;
2)
интегрировать
природоохранительные
знания
и
умения
обучающихся,
полученные
в
разных
учебных
предметах,
формировать
представления
в
системе «человек-природа»;
3) формировать систему умений и навыков взаимодействия с природой.
В содержание экологического воспитания входят:
1)
система норм, проявляющихся в «оценочно-эмоциональном отношении к
природной среде»;
2)
система знаний о природе, обществе, принципах природопользования,
оценочных знаний о результатах взаимодействия общества и природы, о
путях оптимизации этого взаимодействия;
3)
система общих интеллектуальных и практических навыков и умений
природоохранительного характера, а также опыт творческой деятельности по
изучению
и
практическому
участию
в
охране
природного
окружения
общественно-полезной деятельности, «сама экологическая деятельность».
В современных исследованиях мы находим довольно разнообразные
определения
сущности
понятия
«экологическая
культура».
Рассмотрим
феномен «экологической культуры» более детально.
Так, С.Н.Глазачев считает, что экологическая культура – «…мера и
способ реализации и развития сущностных сил человека, экологического
сознания
и
мышления
в
процессе
духовного
и
материального
освоения
природы и поддержания ее целостности».
По мнению И.Д. Зверева, понятие «экологическая культура» касается
всех сфер материальной и духовной жизни общества. Процесс формирования
экологической
культуры
как
базового
основания
личности
должен
стать
непременной частью деятельности всей системы образования и воспитания.
В.Р. Бганба понимает экологическую культуру как «…норму и идеал,
ставящий экологически целесообразные ограничения на пути человеческого
эгоизма. Понятием «экологическая культура» охватывается такая культура,
которая способствует сохранению и развитию системы «общество-природа».
В.А.
Лось
утверждает,
что
экологическая
культура
–
«форма
взаимоотношений человека с окружающей природной и социокультурной
средой, в рамках которых обеспечивается адаптация человека (и социума), а
также
результатов
их
деятельности
к
естественной
среде
обитания.
Экологическая культура (экокультура) – искомая коэволюция человека, социума
и биосферы, когда «социальное» не противостоит, а дополняет «природное».
О.Н. Яницкий в своих трудах говорит о том, что экологическая культура
есть «составная часть этики и морали, включающая этические основания
отношений общества и среды его обитания».
И.И. Мазур стоит на позиции, что экологическая культура – «культура
ясного видения действительности, ее системной организации, иерархической
целостности. Движение к ней – это одновременно и путь формирования
мировоззрения в полном мире, включающего в поле восприятия личности
весь пространственный и временной гори зонт…Экологическая культура – не
еще
одно
направление,
аспект
культуры,
а
новое
качество
культуры,
отражение целостного мира на основе его практического, интеллектуального
и духовного постижения».
С.Н.Глазачев, С.Б. Игнатов убеждены, что экологическая культура – «в
узком
смысле
понимается
как
повышение
уровня
экологической
компетентно сти,
овладение
знаниями,
умениями
и
н а в ы ка ми
природоохранной
деятельности
экосообразного
поведения;
в
широком
смысле
–
в
ее
структуру
оказываются
органично
вписанными
экоцентрическое
мировоззрение,
экологическое
сознание,
экологической
мышление, гуманистические идеи, общечеловеческие ценности и идеалы,
убеждения и принципы, научные и ненаучные знания, умения и навыки
экологически
обоснованной
деятельности,
способы
познания,
нормы
и
требования
экологического
и
нравственного
императивов,
экологическая
этика, гражданская и экологическая ответственность и др».
В Московской декларации об экологической культуре говорится, что
«…экологическая культура производства и потребления предполагает такой
способ
жизнеобеспечения,
при
котором
общество
системой
духовных
ценностей,
этических
принципов,
экономических
механизмов,
правовых
норм
и
социальных
институтов
формирует
потребности
и
способы
их
реализации, которые не создают угрозы жизни на Земле».
С.Н.Глазычев подчеркивает: «Экологическая культура – это культура
поведения,
самореализации
–
каждой
личности,
малых
и
больших
социальных групп. Главными характеристиками такого поведения является
ориентация не на бесконечное увеличение объема своей производственной и
потребительской
деятельности,
а
на
ее
оптимизацию,
качественное
совершенствование, исключение как в труде, так и в потреблении ненужного,
лишнего,
избыточного,
и
потому
мешающего.
Охрана
от
засорения
веществом,
энергией,
информацией
глобальной,
окружающей
все
человечество среды невозможна, если не выработаны навыки незасорения на
индивидуальном уровне».
Таким образом, С.Н. Глазачев, С.С. Кашлев описывают экологическую
культуру как «внутреннюю детерминанту деятельности, гармонизирующую
отношения между человеком и природой».
И.И.
Легостаев
считает,
что
экологическая
культура
является
интегративным качеством и важнейшим свойством личности, отражающим ее
теоретическую
и
практическую
готовность
ответственно
относиться
к
окружающей
среде.
Высокий
уровень
развития
экологической
культуры
является и целью эколого-педагогической деятельности; ее предмет состоит в
создании условий развития экологической культуры учащихся».
В.А. Ясвин определяет экологическую культуру как «способность людей
пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической
деятельности. Без соответствующего уровня культуры люди могут обладать
необходимыми знаниями, но не владеть ими. Экологическая культура человека
включает его экологическое сознание и экологическое поведение».
А.В. Лосев и Г.Г. Провадкин считают, что экологическая культура имеет
свою историю и традицию. Она представляет собой совокупность элементов
культурного
наследия,
передающуюся
от
поколения
к
поколению
и
сохранившуюся
в
определенных
социальных
слоях
общества
в
течение
длительного времени.
Экологическая
культура
по
мнению
А.Н.
Захлебного
-
это:
утверждение
в
сознании
и
деятельности
человека
принципов
природопользования, обладание навыками и умениями решать социально-
экономические задачи без ущерба для окружающей среды и здоровья людей.
Л.П. Печко считает, что экологическая культура включает:
-
культуру
познавательной
деятельности
учащихся
по
освоению
опыта
человечества
в
отношении
к
природе
как
к
источнику
материальных
ценностей, основе экологических условий жизни, объекту эмоциональных, в
том
числе
и
эстетических,
переживаний.
Успешность
этой
деятельности
обусловлена
развитием
нравственных
черт
личности
по
отношению
к
природной среде на основе формирования умений принимать альтернативные
решения;
- культуру труда, формирующуюся в процессе трудовой деятельности.
При
этом
учитываются
экологические,
эстетические
и
социальные
критерии
при
выполнении
конкретных
дел
в
различных
областях
природопользования;
-
культуру
духовного
общения
с
природой.
Здесь
важно
развивать
эстетические
эмоции,
умение
оценивать
эстетические
достоинства
как
естественной, так и преобразованной природной сферы.
По мнению Воедилова И.А. экологическую культуру личности следует
рассматривать
как
новое
качество
культуры
взаимодействия
человека
с
природой,
которое
требует
более
высокого
уровня
экологической
компетентности
и
следовательно
необходимо
со
всей
ответственностью
относиться
к
системе
экологического
воспитания
и
образования,
направленного на формирование развивающего типа экологической культуры
личности.
Принимая во внимание выше сказанное, можно сделать вывод, что
основной
целью
экологического
воспитания
является
формирование
экологической
культуры.
Анализ и обобщение мнений исследователей
позволили
установить,
что
в
число
основных
элементов
экологической
культуры входят экологические знания, являющиеся содержательно-смысловой
основой экологической культуры, усвоение которых предполагает не только
информирование ребенка о проблемах экологии, но и осознания себя как
носителя
экологических
норм
и
ценностей;
экологическое
сознание,
экологическая деятельность и ценностное отношение к природе.
Экологическое сознание означает установку личности на сохранение
природной среды как условия благополучия будущих поколений и понимания
необходимости использования достижений научно-технической революции в
решении экологических проблем.
Таким
образом,
анализ
существующих
определений
понятия
и
обобщение мнений различных исследователей позволили уточнить сущность
экологической культуры как значимого в социальном плане новообразования,
отражающего сформированность экологического сознания личности, овладение
ею
определенной
суммой
экологических
знаний,
позволяющих
целенаправленно осуществлять экологическую деятельность, руководствуясь
ценностным отношением к природе.
В экологической культуре, являющейся значимым компонентом общей
культуры
личности,
раскрывается
характер
взаимоотношений
человека
с
окружающей
средой,
направленность
его
деятельности
и
возможности
использовать
полученные
экологические
знания.
Отношение
человека
к
природе
зависит
от
его
личных
качеств,
являющихся
результатом
его
особенного
развития
и
воспитания
в
конкретных
условиях,
а
его
деятельность является особым экологическим фактором.