Автор: Николаева Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ ООШ №23 СП " Детский сад№70"
Населённый пункт: г. Сызрань, Самарская обл.
Наименование материала: статья
Тема: Учимся играя
Раздел: дошкольное образование
Николаева Елена Владимировна
воспитатель I категории
ГБОУООШ №23
СП « Детский сад №70» г. Сызрань
Учимся играя
В дошкольном образовательном учреждении лего - конструкторы ис-
пользовались и ранее, но чаще в самостоятельной деятельности детей и
носили характер сюжетного конструирования. Идея сделать легоконструи-
рование процессом направляемым, а не спонтанным, возникла с принятием
ФГОС.
Основная идея вовлечения « особых» дошкольников в легоконструи-
рование состоит в приобщении к конструктивной деятельности и техни-
ческому творчеству, которое обеспечивает их активное и самостоятельное
вовлечение в деятельность, стимулирующую речевую и познавательную
активность. Применение Лего , как в самостоятельной так и в индивиду-
альной работе позитивно отражается на качестве коррекции и обучении,
так как способствует:
-развитию грамматических средств речи, в рамках определенной тема-
тики недели;
-формированию навыков согласования числительных с существитель-
ными, прилагательных с существительными в роде, числе и падеже, об-
разованию существительных с предлогами и без, словообразованию глаго-
лов и использованием различных приставок, а также образованию слож-
ных слов;
-автоматизации звуков в ходе игры ( выстраивание « заколдованных»
лабиринтов, дорожек, по которым ребенок « идет», называя соответствую-
щие слоги и слова;
1
-развитию тактильных ощущений, играя с закрытыми глазами на
ощупь;
-раскрытие индивидуальности каждого ребенка, развитию способно-
сти осознавать свои желания и возможность их реализации.
-совершенствование коммуникативных навыков детей при работе в
паре, коллективе, распределение обязанностей;
У детей с особыми возможностями здоровья следует развивать актив-
ность. В первую очередь творческую, воображение, зрительную координацию,
пространственное восприятие на основе наглядного мышления.
С чего начинать?
Конечно со знакомства с конструктором Лего. У меня в наличии набор
«Кирпичики Лего Дупла» и Лего эдьюкейшн набор « Математический поезд».
Детали достаточно крупные окрашены в яркие основные цвета. Отличаются раз
нообразием форм элементов, большим диапазоном типов возможных построек и
созданием игровых ситуаций. Основные элементы напоминают кирпичики
разных размеров. Их можно различать числом кнопочек - это специальные
прочные приспособления для скрепления, расположенных вертикально и гори-
зонтально (например:2 * 2 или 2*4 и т.д.) В наборах есть различные фигурки че-
ловечков, животных, фруктов, железная дорога. Сначала нужно выстроить си-
стему взаимодействия ребенка с конструктором. Для этого важно просто по-
играть с разными элементами , что- нибудь построить. Построить то, что очень
хочется. Когда он берет в руки детали и легко скрепляет их, у него в руках появ
ляется большая игрушка. Это конечно, направлено на воспитание уверенности
в себе. Итогом может служить анализ работ. Например: « Как здорово! Ты моло
дец! Мне нравятся твоя постройка, игрушка. Давайте их сфотографируем! А
может нам устроить выставку работ?!»
Наблюдая за игрой в Лего можно сделать выводы о способности вклю-
чаться в работу, об уровне общения, о конфликтности. Наладить контакт с ре-
бенком проще в игре.
Через игру четко проявляются характерные особенно-
2
сти как детей, имеющих речевые патологии, так и детей с нормальным раз-
витием. Раскрываются психологические проблемы, поведенческие особен-
ности, переживания ребенка на самом первом этапе знакомства с ним. Сра-
зу становится понятно, как лучше предлагать ребенку детали конструкто-
ра в коробке или россыпью. Ребенок должен свободно передвигаться и не
быть ограниченным рамками стола. Чтобы в дальнейшем использовать
ЛЕГО в индивидуальных занятиях, он должен пощупать, потрогать эле-
менты, попробовать варианты их скрепления, привыкнуть к пестроте и яр-
кости этих волшебных кирпичиков, просто поиграть с ними и начать сво-
бодно ориентироваться в элементах. Ребятам очень нравится: «Детали, де-
тали, вы спать не устали? Сегодня с утра Нам строить пора! «Предвари-
тельная беседа должна быть очень эмоциональной. Необходимо продумать
дозировку речевого материала. Дети не должны устать слушать! Излишнее
затягивание беседы, как правило, приводит к снижению интереса и игро-
вой активности. Дети хотят строить, а не слушать объяснения. И здесь мо-
гут помочь краткие, эмоциональные стихи. Например: "Я от счастья хохо-
чу: ЛЕГО то, что я хочу!» Нужно выяснить поинтересоваться у ребенка о
наличии предварительного замысла его будущей постройки, помочь спла-
нировать этапы ее строительства, а по окончании расспросить о том, что и
как ребенок строил, как теперь можно играть. Не все дети могут самостоя-
тельно составить подобные рассказы. Мои дети с речевой патологией
способны отвечать на вопросы односложно. Я думаю, если ребенок и вовсе
отказывается отвечать, не стоит его заставлять. Всему свое время, хоро-
шим стимулом для активизации речевой активности детей является запись
их рассказов на диктофон. Впоследствии можно детям прослушать их
рассказы. Это положительно влияет на развитие связной речи у детей, как с
нормальным развитием, так и с речевой патологией. У них повышается ин-
терес к самому процессу говорения. Дальше может быть анализ созданной
детьми постройки. При этом обязательно поощрение с моей стороны. Хо-
3
рошо бы было фотографировать постройки, чтобы оформить альбом «Мы
архитекторы», «Мы строители». Я обязательно предлагаю детям отобра-
зить красоту цвета на бумаге, нарисовать то, что они построили из деталей
ЛЕГО. Оцениваю их работы. Сравниваю рисунки детей, сделанные на
первом и занятиях с последующими. Предлагаю закрыть глаза, манипули-
рую фотографиями. Восторгаюсь работой. Слежу за поведением детей, как
меняется их выражение лица при разглядывании итоговой постройки. На-
поминаю название детали конструктора. Интересуюсь: «Помните, как лег-
ко получались разные поделки? Будете играть еще?» (Дети отвечают) Я об-
ращаюсь к детям индивидуально, стараюсь вовлечь в активную беседу
всех: «Давай подумаем, а что мы сегодня будем строить, скажи! (Ответ ре-
бенка). А как ты будешь делать? Расскажи! (Ответ ребенка)». Предлагаю
детям начать строить и играть. Включаю музыку. Как ребенок закончил
игру, разговариваю с ним: «Какой ты молодец! У тебя так красиво все по-
лучилось. Расскажи, что ты построил?» (Ответ ребенка). Расскажи, как ты
это строил? (Ответ ребенка). Расскажи, как ты будешь играть со своей за-
мечательной постройкой? (Ответ ребенка)». И так, по возможности, со все-
ми детьми, проводится итоговая беседа: «Ты такой молодец! У тебя все так
хорошо получилось. Ты так хорошо играл и строил! Давай покажем по-
стройку другим ребятам. (Показывает работы детей всем.) А дома, ребята,
пожалуйста, нарисуйте свои постройки. Только на рисунке должны быть
видны ЛЕГО-кирпичики, ведь все это мы строили из них».
В ходе индивидуальной игры можно сделать для себя интересные и
полезные наблюдения: как развиты мелкая моторика ребенка, его способ-
ность координировать движения рук, кистей рук, глаз, способность соеди-
нять и разъединять детали, насколько целенаправленны действия детей в
процессе конструктивно-игровой деятельности. Можно понять, есть ли у
ребенка предварительный замысел и может ли он реализовать его в по-
стройке. Характер постройки ЛЕГО раскрывает возможности ребенка, уро-
4
вень его представлений об окружающем мире, выявляет созидательные
способности. Каждый ребенок очень быстро из этих волшебных кирпичи-
ков может что-то построить. Возможно, это самое красочное, яркое и ра-
достное детское произведение. В процессе индивидуальной игры раскры-
ваются личностные особенности ребенка: концентрация внимания, умение
доводить задуманное до конца. Беседуя с ребенком до игры и после ее
окончания, можно выяснить
уровень развития не только связной речи
(умение составить рассказ о том, что ребенок построил, как строил, как он
будет играть), но и способность фантазировать, включать в свой рассказ
элементы сказочности. По рассказу ребенка о будущей постройке можно
судить о том, как он умеет планировать предстоящую деятельность.
Играя, мы получаем первичные представления об объектах окружа-
ющего мира, у детей формируется умение сосредотачивать внимание на
предметах и явлениях развивающей среды. Они учатся и изучают связь
между причиной и следствием, собирая и разбирая свои творения. Кубики,
фигурки и другие детали также помогают усвоить такие абстрактные поня-
тия, как простое сложение и вычитание, выполнять простые обобщения .
Дети с особыми возможностями здоровья учатся определять цвета, величи-
ну, форму развивая сенсорное восприятие. Обучаются навыкам группиро-
вать предметы по нескольким признакам, свойствам. При развитии элемен-
тарных математических представлений хорошим подспорьем служит на-
бор « Математический поезд». Мы учимся группировать по признаку, раз-
виваем представления о форме, овладеваем логическими действиями и
мыслительными операциями, учимся сравнивать разные группы. Работаем
с порядковыми числительными. Развиваем навыки устного счета, прямого
и обратного. Расширяем словарный запас понятиями : сортировка, при-
знак, подходит, не подходит, число, порядок, между, конец, начало и т.д.
Например. Мы учимся сортировать детали по цвету. Для этого я предлагаю
5
пластины, на которые ребята будут прикреплять детали того или иного цве-
та. Задаю вопрос: « Получилась ли башня, построенная из деталей, кото-
рых было больше, самой высокой? Почему? Что повлияло на высоту
башни?» Также можно сортировать детали по форме. Но вопросы уже зву-
чат так: « По каким признакам можно еще сортировать детали? Как вы ду-
маете, сортировка деталей по цвету легче, чем по форме? Как вы думаете,
сортировка деталей по форме приведет к образованию большего числа
групп, чем сортировка по цвету? Закрепляем прямой счет и знакомимся с
обратным счетом. Дети расставляют вагоны на железной дороге в нужной
последовательности. Спрашиваю: «Какой номер у твоего вагона? Это вагон
грузовой или пассажирский? Он ближе к началу или концу состава? Между
какими вагонами находится твой вагон? Какой номер вагона , стоящего
перед твоим вагоном? Какой номер вагона стоящего сзади твоего вагона?
Предлагаю «отправляться» в путь. Дети обыгрывают свое творение. Разда-
ется сигнал. Пора ехать домой. Усложняю задачу, нужно выстроить вагоны
за локомотивом в обратном порядке, порядке убывания. Вопросы звучат
так: «Как вам легче было выстраивать вагоны, в прямом или в обратном
порядке? Почему?» Можно поговорить о том, как доставляются большие
грузы, например строительные материалы, на большие расстояния. Форму-
лирую вопрос. Сообщаю, что мы будем нагружать вагоны строительными
материалами. Объединяю, наборы «Кирпичики» и «Математический
поезд». Предлагаю работать в паре. Провожу игру « Чудесный мешочек».
Ребята достают из мешочка кубик и загружают свой вагон максимальным
количеством таких же кубиков, отбирая их по следующим признакам (учи-
тываю возможности детей) Например, такого же цвета и формы или такого
же цвета, но другой формы. При загрузке важно соблюдать следующие тре-
бования: кубики не должны мешать дальнейшей сцепке вагонов в состав
поезда, кубики не должны нарушать равновесие вагонов. Предлагаю
рассказать о своем вагоне другим детям, использую наводящие вопросы: «
6
Сколько кубиков вы загрузили в свой вагон? Влияла ли форма кубиков на
укладку в вагончик? Как? Влиял ли цвет на укладку кубиков в вагон? Поче-
му?» Дальше я анализирую вместе с детьми работу каждого из них –
компактность загрузки каждого вагона и его грузоподъемность. Прошу
сцепить все вагоны в один состав и доставить в нужное место.
Важный момент. Детали наборов не должны быть перепутаны. По-
сле игры мы их разбираем. Конечно, я контролирую этот процесс, но дети
с удовольствием следят за порядком.
При помощи лего конструктора в дальнейшем планирую проводить
работу по обучению детей грамоте. Очень удобно использовать легочело-
вечков , моделировать звуки, слоги и схемы слов, а кирпичики использо-
вать при составлении схемы предложений.
«Библиографический список»
1.
Кулачева Л.Д., Прохорова Л.Н. Система мониторингов в дошкольных
образовательных учреждениях. Часть I. Достижение детьми планиру-
емых результатов освоения основной общеобразовательной програм-
мы дошкольного образования.- М.: Национальный книжный
центр,2012.
2.
Лусс Т.В., Формирование навыков конструктивно-игровой деятельно-
сти у детей с помощью лего. -М.:
Гуманит центр « Владос», 2003.
3.
Осипенко Н. В., Волкова Ю. В. LEGO-конструирование как средство
создания образовательной среды, ориентированной на интересы ре-
бенка, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья. - М.:
Образование и воспитание. , 2017. — №1
4.
Фешина Е.В. « Лего-конструирование в детском саду»- М. «
Сфера»,2012.
7
8