Напоминание

Учимся играя


Автор: Николаева Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ ООШ №23 СП " Детский сад№70"
Населённый пункт: г. Сызрань, Самарская обл.
Наименование материала: статья
Тема: Учимся играя
Раздел: дошкольное образование





Назад




Николаева Елена Владимировна

воспитатель I категории

ГБОУООШ №23

СП « Детский сад №70» г. Сызрань

Учимся играя

В дошкольном образовательном учреждении лего - конструкторы ис-

пользовались и ранее, но чаще в самостоятельной деятельности детей и

носили характер сюжетного конструирования. Идея сделать легоконструи-

рование процессом направляемым, а не спонтанным, возникла с принятием

ФГОС.

Основная идея вовлечения « особых» дошкольников в легоконструи-

рование состоит в приобщении к конструктивной деятельности и техни-

ческому творчеству, которое обеспечивает их активное и самостоятельное

вовлечение в деятельность, стимулирующую речевую и познавательную

активность. Применение Лего , как в самостоятельной так и в индивиду-

альной работе позитивно отражается на качестве коррекции и обучении,

так как способствует:

-развитию грамматических средств речи, в рамках определенной тема-

тики недели;

-формированию навыков согласования числительных с существитель-

ными, прилагательных с существительными в роде, числе и падеже, об-

разованию существительных с предлогами и без, словообразованию глаго-

лов и использованием различных приставок, а также образованию слож-

ных слов;

-автоматизации звуков в ходе игры ( выстраивание « заколдованных»

лабиринтов, дорожек, по которым ребенок « идет», называя соответствую-

щие слоги и слова;

1

-развитию тактильных ощущений, играя с закрытыми глазами на

ощупь;

-раскрытие индивидуальности каждого ребенка, развитию способно-

сти осознавать свои желания и возможность их реализации.

-совершенствование коммуникативных навыков детей при работе в

паре, коллективе, распределение обязанностей;

У детей с особыми возможностями здоровья следует развивать актив-

ность. В первую очередь творческую, воображение, зрительную координацию,

пространственное восприятие на основе наглядного мышления.

С чего начинать?

Конечно со знакомства с конструктором Лего. У меня в наличии набор

«Кирпичики Лего Дупла» и Лего эдьюкейшн набор « Математический поезд».

Детали достаточно крупные окрашены в яркие основные цвета. Отличаются раз

нообразием форм элементов, большим диапазоном типов возможных построек и

созданием игровых ситуаций. Основные элементы напоминают кирпичики

разных размеров. Их можно различать числом кнопочек - это специальные

прочные приспособления для скрепления, расположенных вертикально и гори-

зонтально (например:2 * 2 или 2*4 и т.д.) В наборах есть различные фигурки че-

ловечков, животных, фруктов, железная дорога. Сначала нужно выстроить си-

стему взаимодействия ребенка с конструктором. Для этого важно просто по-

играть с разными элементами , что- нибудь построить. Построить то, что очень

хочется. Когда он берет в руки детали и легко скрепляет их, у него в руках появ

ляется большая игрушка. Это конечно, направлено на воспитание уверенности

в себе. Итогом может служить анализ работ. Например: « Как здорово! Ты моло

дец! Мне нравятся твоя постройка, игрушка. Давайте их сфотографируем! А

может нам устроить выставку работ?!»

Наблюдая за игрой в Лего можно сделать выводы о способности вклю-

чаться в работу, об уровне общения, о конфликтности. Наладить контакт с ре-

бенком проще в игре.

Через игру четко проявляются характерные особенно-

2

сти как детей, имеющих речевые патологии, так и детей с нормальным раз-

витием. Раскрываются психологические проблемы, поведенческие особен-

ности, переживания ребенка на самом первом этапе знакомства с ним. Сра-

зу становится понятно, как лучше предлагать ребенку детали конструкто-

ра в коробке или россыпью. Ребенок должен свободно передвигаться и не

быть ограниченным рамками стола. Чтобы в дальнейшем использовать

ЛЕГО в индивидуальных занятиях, он должен пощупать, потрогать эле-

менты, попробовать варианты их скрепления, привыкнуть к пестроте и яр-

кости этих волшебных кирпичиков, просто поиграть с ними и начать сво-

бодно ориентироваться в элементах. Ребятам очень нравится: «Детали, де-

тали, вы спать не устали? Сегодня с утра Нам строить пора! «Предвари-

тельная беседа должна быть очень эмоциональной. Необходимо продумать

дозировку речевого материала. Дети не должны устать слушать! Излишнее

затягивание беседы, как правило, приводит к снижению интереса и игро-

вой активности. Дети хотят строить, а не слушать объяснения. И здесь мо-

гут помочь краткие, эмоциональные стихи. Например: "Я от счастья хохо-

чу: ЛЕГО то, что я хочу!» Нужно выяснить поинтересоваться у ребенка о

наличии предварительного замысла его будущей постройки, помочь спла-

нировать этапы ее строительства, а по окончании расспросить о том, что и

как ребенок строил, как теперь можно играть. Не все дети могут самостоя-

тельно составить подобные рассказы. Мои дети с речевой патологией

способны отвечать на вопросы односложно. Я думаю, если ребенок и вовсе

отказывается отвечать, не стоит его заставлять. Всему свое время, хоро-

шим стимулом для активизации речевой активности детей является запись

их рассказов на диктофон. Впоследствии можно детям прослушать их

рассказы. Это положительно влияет на развитие связной речи у детей, как с

нормальным развитием, так и с речевой патологией. У них повышается ин-

терес к самому процессу говорения. Дальше может быть анализ созданной

детьми постройки. При этом обязательно поощрение с моей стороны. Хо-

3

рошо бы было фотографировать постройки, чтобы оформить альбом «Мы

архитекторы», «Мы строители». Я обязательно предлагаю детям отобра-

зить красоту цвета на бумаге, нарисовать то, что они построили из деталей

ЛЕГО. Оцениваю их работы. Сравниваю рисунки детей, сделанные на

первом и занятиях с последующими. Предлагаю закрыть глаза, манипули-

рую фотографиями. Восторгаюсь работой. Слежу за поведением детей, как

меняется их выражение лица при разглядывании итоговой постройки. На-

поминаю название детали конструктора. Интересуюсь: «Помните, как лег-

ко получались разные поделки? Будете играть еще?» (Дети отвечают) Я об-

ращаюсь к детям индивидуально, стараюсь вовлечь в активную беседу

всех: «Давай подумаем, а что мы сегодня будем строить, скажи! (Ответ ре-

бенка). А как ты будешь делать? Расскажи! (Ответ ребенка)». Предлагаю

детям начать строить и играть. Включаю музыку. Как ребенок закончил

игру, разговариваю с ним: «Какой ты молодец! У тебя так красиво все по-

лучилось. Расскажи, что ты построил?» (Ответ ребенка). Расскажи, как ты

это строил? (Ответ ребенка). Расскажи, как ты будешь играть со своей за-

мечательной постройкой? (Ответ ребенка)». И так, по возможности, со все-

ми детьми, проводится итоговая беседа: «Ты такой молодец! У тебя все так

хорошо получилось. Ты так хорошо играл и строил! Давай покажем по-

стройку другим ребятам. (Показывает работы детей всем.) А дома, ребята,

пожалуйста, нарисуйте свои постройки. Только на рисунке должны быть

видны ЛЕГО-кирпичики, ведь все это мы строили из них».

В ходе индивидуальной игры можно сделать для себя интересные и

полезные наблюдения: как развиты мелкая моторика ребенка, его способ-

ность координировать движения рук, кистей рук, глаз, способность соеди-

нять и разъединять детали, насколько целенаправленны действия детей в

процессе конструктивно-игровой деятельности. Можно понять, есть ли у

ребенка предварительный замысел и может ли он реализовать его в по-

стройке. Характер постройки ЛЕГО раскрывает возможности ребенка, уро-

4

вень его представлений об окружающем мире, выявляет созидательные

способности. Каждый ребенок очень быстро из этих волшебных кирпичи-

ков может что-то построить. Возможно, это самое красочное, яркое и ра-

достное детское произведение. В процессе индивидуальной игры раскры-

ваются личностные особенности ребенка: концентрация внимания, умение

доводить задуманное до конца. Беседуя с ребенком до игры и после ее

окончания, можно выяснить

уровень развития не только связной речи

(умение составить рассказ о том, что ребенок построил, как строил, как он

будет играть), но и способность фантазировать, включать в свой рассказ

элементы сказочности. По рассказу ребенка о будущей постройке можно

судить о том, как он умеет планировать предстоящую деятельность.

Играя, мы получаем первичные представления об объектах окружа-

ющего мира, у детей формируется умение сосредотачивать внимание на

предметах и явлениях развивающей среды. Они учатся и изучают связь

между причиной и следствием, собирая и разбирая свои творения. Кубики,

фигурки и другие детали также помогают усвоить такие абстрактные поня-

тия, как простое сложение и вычитание, выполнять простые обобщения .

Дети с особыми возможностями здоровья учатся определять цвета, величи-

ну, форму развивая сенсорное восприятие. Обучаются навыкам группиро-

вать предметы по нескольким признакам, свойствам. При развитии элемен-

тарных математических представлений хорошим подспорьем служит на-

бор « Математический поезд». Мы учимся группировать по признаку, раз-

виваем представления о форме, овладеваем логическими действиями и

мыслительными операциями, учимся сравнивать разные группы. Работаем

с порядковыми числительными. Развиваем навыки устного счета, прямого

и обратного. Расширяем словарный запас понятиями : сортировка, при-

знак, подходит, не подходит, число, порядок, между, конец, начало и т.д.

Например. Мы учимся сортировать детали по цвету. Для этого я предлагаю

5

пластины, на которые ребята будут прикреплять детали того или иного цве-

та. Задаю вопрос: « Получилась ли башня, построенная из деталей, кото-

рых было больше, самой высокой? Почему? Что повлияло на высоту

башни?» Также можно сортировать детали по форме. Но вопросы уже зву-

чат так: « По каким признакам можно еще сортировать детали? Как вы ду-

маете, сортировка деталей по цвету легче, чем по форме? Как вы думаете,

сортировка деталей по форме приведет к образованию большего числа

групп, чем сортировка по цвету? Закрепляем прямой счет и знакомимся с

обратным счетом. Дети расставляют вагоны на железной дороге в нужной

последовательности. Спрашиваю: «Какой номер у твоего вагона? Это вагон

грузовой или пассажирский? Он ближе к началу или концу состава? Между

какими вагонами находится твой вагон? Какой номер вагона , стоящего

перед твоим вагоном? Какой номер вагона стоящего сзади твоего вагона?

Предлагаю «отправляться» в путь. Дети обыгрывают свое творение. Разда-

ется сигнал. Пора ехать домой. Усложняю задачу, нужно выстроить вагоны

за локомотивом в обратном порядке, порядке убывания. Вопросы звучат

так: «Как вам легче было выстраивать вагоны, в прямом или в обратном

порядке? Почему?» Можно поговорить о том, как доставляются большие

грузы, например строительные материалы, на большие расстояния. Форму-

лирую вопрос. Сообщаю, что мы будем нагружать вагоны строительными

материалами. Объединяю, наборы «Кирпичики» и «Математический

поезд». Предлагаю работать в паре. Провожу игру « Чудесный мешочек».

Ребята достают из мешочка кубик и загружают свой вагон максимальным

количеством таких же кубиков, отбирая их по следующим признакам (учи-

тываю возможности детей) Например, такого же цвета и формы или такого

же цвета, но другой формы. При загрузке важно соблюдать следующие тре-

бования: кубики не должны мешать дальнейшей сцепке вагонов в состав

поезда, кубики не должны нарушать равновесие вагонов. Предлагаю

рассказать о своем вагоне другим детям, использую наводящие вопросы: «

6

Сколько кубиков вы загрузили в свой вагон? Влияла ли форма кубиков на

укладку в вагончик? Как? Влиял ли цвет на укладку кубиков в вагон? Поче-

му?» Дальше я анализирую вместе с детьми работу каждого из них –

компактность загрузки каждого вагона и его грузоподъемность. Прошу

сцепить все вагоны в один состав и доставить в нужное место.

Важный момент. Детали наборов не должны быть перепутаны. По-

сле игры мы их разбираем. Конечно, я контролирую этот процесс, но дети

с удовольствием следят за порядком.

При помощи лего конструктора в дальнейшем планирую проводить

работу по обучению детей грамоте. Очень удобно использовать легочело-

вечков , моделировать звуки, слоги и схемы слов, а кирпичики использо-

вать при составлении схемы предложений.

«Библиографический список»

1.

Кулачева Л.Д., Прохорова Л.Н. Система мониторингов в дошкольных

образовательных учреждениях. Часть I. Достижение детьми планиру-

емых результатов освоения основной общеобразовательной програм-

мы дошкольного образования.- М.: Национальный книжный

центр,2012.

2.

Лусс Т.В., Формирование навыков конструктивно-игровой деятельно-

сти у детей с помощью лего. -М.:

Гуманит центр « Владос», 2003.

3.

Осипенко Н. В., Волкова Ю. В. LEGO-конструирование как средство

создания образовательной среды, ориентированной на интересы ре-

бенка, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья. - М.:

Образование и воспитание. , 2017. — №1

4.

Фешина Е.В. « Лего-конструирование в детском саду»- М. «

Сфера»,2012.

7

8



В раздел образования