Автор: Дубовикова Любовь Феодосьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ школа 1474
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Психологическая готовность детей к школьному обучению"
Раздел: дошкольное образование
Психологическая готовность детей к школьному обучению
Готовность детей к школьному обучению является важной комплексной
проблемой,
которая
широко
исследуется
как
зарубежными,
так
и
отечественными учеными.
Впервые
вопрос
о
готовности
детей
к
началу
школьного
обучения
возник в конце 1940-х годов, когда было принято решение о переходе к
обучению детей с семилетнего возраста (ранее обучение начиналось в 8 лет).
Именно с той поры не снижается внимание к проблеме готовности ребенка к
школьному обучению. Второй всплеск интереса возник в 1983 году — после
решения об обучении с шести лет. И снова перед обществом встал вопрос о
зрелости ребенка, сформированности предпосылок учебной деятельности.
Сегодня, в связи с введением ФГОС ДО и ФГОС НОО, педагогическая наука
решает
не
менее
важный,
тесно
связанный
с
"готовностью",
вопрос
о
преемственности дошкольного и начального школьного образования.
В работах современных отечественных ученых-психологов содержится
глубокая теоретическая проработка проблемы психологической готовности к
школе, идущая своими корнями из трудов Л.С.Выготского и Л.И.Божович
(А.Л.Венгер,
Н.И.Гуткина,
В.В.Давыдов,
Г.М.Иванова,
Е.Е.Кравцова,
В.С.Мухина, Н.В.Нижегородцева, Е.А.Панько, К.Н.Поливанова, Н.Г.Салмина,
В.Д.Шадриков, Д.Б.Эльконин и др.).
В детской психологии до сих пор не существует единого определения
понятия
"готовность
к
школе"
по
причине
многогранности
самой
сути
психологической готовности ребенка к школе.
Так, в Российской педагогической энциклопедии под готовностью к
ш к о л ь н о м у
о б у ч е н и ю
п о д р а з у м е в а е т с я
" с о в о к у п н о с т ь
морфофизиологических и психологических особенностей ребёнка старшего
дошкольного
возраста,
обеспечивающую
успешный
переход
к
систематическому их организованному обучению. Обусловлена созреванием
организма
ребёнка,
в
частности
его
нервной
системы,
степенью
сформированности
личности,
уровнем
развития
психических
процессов
(восприятия, внимания, памяти, мышления) и т.д.".
Л.И.Божович
был
выделен
ряд
параметров
психического
развития
ребенка, существенно влияющих на успешность обучения в школе, а именно:
определенный
уровень
мотивационного
развития
ребенка
и
готовность
принять
социальную
позицию
школьника,
достаточное
развитие
мыслительной деятельности и познавательных интересов, произвольность
регуляции деятельности.
А.И.Запорожец придерживался аналогичных взглядов, считая важными
компонентами
готовности
к
школе
мотивацию,
уровень
развития
познавательной,
аналитико-синтетической
деятельности
и
степень
сформированности механизмов волевой регуляции действий.
По данным Л.А.Венгера, В.В.Холмовской в структуре психологической
готовности принято выделять: личностную готовность, интеллектуальную
готовность и социальную готовность.
В.В.Давыдов в качестве критериев готовности ребенка к школе выделял
вл а д е н и е
м ы с л и т е л ь н ы м и
о п е р а ц и я м и ,
ум е н и е
о б о б щ ат ь
и
дифференцировать
предметы
и
явления
окружающего
мира,
умение
планировать
свою
деятельность
и
осуществлять
самоконтроль,
а
также
положительное отношение к учению, способность саморегуляции поведения
и проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач.
Д.Б. Эльконин к наиболее важным предпосылкам готовности ребенка к
школе
относил
умение
слушать
и
выполнять
инструкции
взрослого,
ориентироваться на систему правил в работе, умение работать по образцу и
некоторые другие .
Исходя из теоретических взглядов Д.Б.Эльконина и Л.А.Венгера при
оценке готовности ребенка к обучению в школе Н.Г.Стародубова выделяет
следующие составляющие:
1. Интеллектуальная готовность (наличие основных представлений о
природных и социальных явлениях, развитые формы наглядно-образного,
2
наглядно-схематического
мышления,
творческого
воображения,
высокий
уровень доступных обобщений).
2.
Волевая
готовность
(сформированность
определенного
уровня
произвольной регуляции поведения и деятельности).
3.
Мотивационная
готовность
(наличие
познавательной
активности,
желание занять новую позицию — позицию школьника).
4.
Коммуникативная
готовность
(развитие
умения
вступать
во
взаимоотношения
со
сверстниками
и
взрослыми
посредством
учебной
деятельности).
Н.Г.
Стародубова
считает,
что
к
перечисленному
следует
добавить
эмоциональную готовность (наличие способности преодолевать естественно
возникающее
чувство
школьной
тревожности,
определенный
уровень
эмоциональной
устойчивости,
отсутствие
или
недостаточное
развитие
которого может привести к проблеме школьной дезадаптации) .
По определению Н.И. Гуткиной, "психологическая готовность — это
необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для
освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников".
Н.И.
Гуткина
выделяет
такие
компоненты
структуры
психологической
готовности:
мотивационная
готовность,
способность
к
произвольной
регуляции поведения, интеллектуальная готовность и социальная готовность .
Согласно
Г.А.Урунт аевой,
цент ра льными
ком п о н е н т а м и
психологической готовности к обучению в школе являются:
- новая внутренняя позиция школьника, проявляющаяся в стремлении к
общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности;
- в познавательной сфере знаково-символическая функция сознания и
способность
к
замещению,
произвольность
психических
процессов,
дифференцированное
восприятие,
умение
обобщать,
анализировать,
сравнивать познавательные интересы;
-
в
личностной
сфере
произвольность
поведения,
соподчинение
мотивов и волевые качества;
3
-
в
сфере
деятельности
и
общения:
умение
принимать
условную
ситуацию, учиться у взрослого, регулировать свою деятельность .
Новая
внутренняя
позиция
школьника
(понятие
Л.И.
Божович)
возникает к 7 годам .
Становление внутренней позиции школьника проходит в два этапа. На
первом появляется положительное отношение к школе, но ориентация на
содержательные
моменты
школьно-учебной
деятельности
отсутствует.
Ребенок выделяет лишь внешнюю, формальную сторону, он хочет пойти в
школу, но при этом сохранить дошкольный образ жизни. А на следующем
этапе возникает ориентация на социальные, хотя и не собственно учебные
аспекты
деятельности.
Полностью
сформированная
позиция
школьника
включает сочетание ориентации и на социальные, и на собственно учебные
моменты школьной жизни, хотя такого уровня достигают лишь немногие
дети к 7 годам.
Таким образом, внутренняя позиция школьника — это субъективное
отражение объективной системы отношений ребенка с миром взрослых. Эти
отношения
характеризуют
социальную
ситуацию
развития
с
ее
внешней
стороны.
Внутренняя
позиция
представляет
собой
центральное
психологическое новообразование кризиса 7 лет.
Е.Е.Кравцова при изучении психологической готовности детей к школе
считает
важной
характеристикой
уровень
развития
общения
ребенка.
Е.Е.Кравцова выделяет три сферы общения, которые определенным образом
соотносится
с
основными
структурными
компонентами
учебной
деятельности, — отношение к взрослому, к сверстнику и к самому себе.
Оценивая уровень развития этих сфер общения, можно определить степень
готовности ребенка к школе .
Структура
готовности
ребёнка
к
обучению
в
школе,
по
мнению
Н.В.Нижегородцевой и В.Д.Шадрикова, выглядит таким образом:
1.
Физиологическая
готовность
ребенка
к
школьному
обучению
включает в себя: уровень физического развития, уровень биологического
4
развития, состояние здоровья, состояние анализаторных систем, развитие
мелкой
моторики,
развитие
основных
видов
движений,
выполнение
и
соблюдение основных гигиенических норм и пр. Физиологическое развитие
ребенка
непосредственно
влияет
на
школьную
успеваемость
и
является
основой
для
формирования
психологической
и
социальной
готовности
к
школе.
2. Психологическая готовность подразумевает:
-
интеллектуальную
готовность:
запас
системных
знаний,-
ориентировку в среде, любознательность, развитие речи, развитие памяти,
образное мышление, сенсорное развитие;
-
лич но с т ну ю
и
с о циа льну ю
гото в но с т ь:
о бу ч а е м о с т ь ,
коммуникабельность,
толерантность,
нравственное
развитие,
адекватную
самооценка и уровень притязаний;
-
эмоционально-волевую
готовность:
соподчинение
мотивов,
работоспособность, самоконтроль, целеполагание, оптимизм, аккуратность,
мотивация и пр.
3.
Специальная
педагогическая
готовность
к
школе
является
дополнением
общей,
психологической
готовности
ребенка
к
школьному
обучению, и определяется наличием у ребенка специальных знаний, умений
и
навыков,
которые
необходимы
для
изучения
учебных
предметов.
Специальная
педагогическая
готовность
ребенка
к
школьному
обучению
включает
в
себя
умения
и
навыки:
читать,
писать,
считать,
рисовать,
заниматься музыкой, танцевать, лицедействовать, сочинять, конструировать,
заниматься физкультурой и спортом и др.
Во всех исследованиях, несмотря на различие подходов, признается
факт, что эффективным школьное обучение будет только в том случае, если
первоклассник
обладает
необходимыми
и
достаточными
для
начального
этапа обучения качествами, которые затем в учебном процессе развиваются и
совершенствуются.
5
Школьные программы составлены таким образом, что они опираются
на
некий
средний
уровень
актуального
развития,
которого
достигает
нормально развивающийся ребенок к концу дошкольного возраста.
Необходимый и достаточный уровень актуального развития должен
быть
таким,
чтобы
программа
обучения
попадала
в
"зону
ближайшего
развития"
ребенка.
Зона
ближайшего
развития
определяется
тем,
чего
ребенок может достичь в сотрудничестве со взрослым, тогда как без помощи
взрослого он этого выполнить пока еще не может. Сотрудничество при этом
понимается
очень
широко:
от
наводящего
вопроса
до
прямого
показа
решения задачи. Причем обучение плодотворно только в том случае, если оно
попадает в зону ближайшего развития ребенка.
Если
уровень
актуального
развития
нескольких
детей
ниже,
чем
предусмотрено программой, то обучение не попадает в их "зону ближайшего
развития", и они сразу же становятся отстающими .
Многие
исследователи,
рассматривая
психологическую
подготовку
детей к обучению в школе, приоритетное значение придавали не столько
запасу готовых знаний и навыков, сколько развитию познавательной сферы
ребенка.
Так,
В.С.
Мухина,
исследуя
проблему
подготовки
детей
к
школе,
отмечала,
что
особенное
место
в
психологической
готовности
к
школе
занимает
овладение
некоторыми
специальными
знаниями
и
навыками,
которые
традиционно
относятся
к
собственно
школьным,
—
грамотой,
счетом, решением арифметических задач, но, безусловно, не приобретенным
знаниям и навыкам отводилась главная роль. По мнению автора, решающее
значение в готовности к усвоению школьной программы имеют не сами по
себе
знания
и
навыки,
а
уровень
развития
познавательных
процессов
и
познавательной деятельности ребенка, особенности развития его интересов .
А.В.Запорожец
подчеркивал,
что
готовность
к
обучению
в
школе
представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств личности
ребенка, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности
6
механизмов волевой регуляции действий и т.д. Исходя из этого, подготовка к
школе
должна
состоять
не
столько
в
обучении
ребенка
некоторым
специальным знаниям и умениям, сколько в общем развитии его умственных
способностей
и
познавательных
интересов,
в
формировании
умения
наблюдать, анализировать, сравнивать и обобщать наблюдаемые явления, и
на основе этого делать определенные умозаключения.
Н.Ф. Виноградовой, Л.А. Венгер, А.В.Запорожцем и другими авторами
была
обнаружена
зависимость
умственного
развития
детей
от
уровня
усвоения ними сенсорных эталонов, от овладения рациональными способами
исследования
особенностей
объектов,
определена
роль
содержания
и
характера
познавательной
деятельности
ребенка
при
формировании
системности знаний, при овладении навыками классификации, обобщения,
установление причинно-следственных связей между явлениями, определена
необходимость
накопления
предварительного
объема
знаний,
умений
и
навыков:
развитие
фонематического
слуха,
подготовки
руки
ребенка
к
письму, определенные математические представления и т.д. (В.В.Давыдов,
В.И.Логинова, Н.Н.Поддъяков, А.М. Усова, А.М. Богуш и др.).
Исследования
ведущих
отечественных
ученых
(А.М.Леонтьев,
П.Я.Гальперин,
А.В.Запорожец,
Д.Б.Эльконин,
В.В.Давыдов
и
др.)
показывают,
что
внутренние
психические
процессы
(в
том
числе
и
умственные
действия)
являются
идеальными
действиями,
которые
формируются как отображение внешних, материальных действий. Поэтапное
формирование действий составляет основное содержание процесса усвоения
знаний, умений и навыков. Отсюда следует, что умственным развитием детей
можно
вполне
точно
руководить,
организовывая
обучение
на
основе
поэтапного усвоения умственных действий.
В
зарубежных
исследованиях
вопрос
готовности
к
школьному
обучению отражен в работах, изучающих школьную зрелость детей (Г.Гетцер,
А.Керн,
С.Штребел,
Я.Йирасек
и
др.).
Зарубежные
ученые
традиционно
7
выделяют
три
аспекта
школьной
зрелости:
интеллектуа льный,
эмоциональный и социальный.
Интеллектуальная зрелость подразумевает словарный запас, кругозор,
сформированность
познавательных
процессов
(адекватность
восприятия,
уровень
обобщений,
причинно-следственные
связи,
наличие
развернутой
фразовой речи, адекватный уровень развития тонкой моторики), специальные
умения, обучаемость (усвоение нового с помощью взрослого).
Эмоциональный аспект школьной зрелости подразумевает адекватное
ситуации
эмоциональное
реагирование,
определенный
уровень
произвольности психических процессов (умение управлять собой, вести себя
в соответствии с ситуацией, способность выполнять работу по инструкции и
по образцу).
Социальный
аспект
готовности
к
школьному
обучению
означает
понимание новой социальной позиции, наличие мотивов для учения, желание
учиться, интерес к учебным занятиям, умение ориентироваться на заданную
систему
требований,
правил
поведения;
способность
работать
в
группе
сверстников и устанавливать контакт со взрослыми.
На
основании
выделенных
параметров
созданы
тесты
определения
школьной зрелости.
Итак,
психологическая
готовность
ребенка
к
школе
—
сложное
образование,
предполагающее
достаточно
высокий
уровень
развития
мотивационной,
интеллектуальной
сфер
и
сферы
произвольности,
необходимый для освоения школьной программы в условиях обучения в
коллективе сверстников.
8