Напоминание

"Психологическая готовность детей к школьному обучению"


Автор: Дубовикова Любовь Феодосьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ школа 1474
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Психологическая готовность детей к школьному обучению"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Психологическая готовность детей к школьному обучению

Готовность детей к школьному обучению является важной комплексной

проблемой,

которая

широко

исследуется

как

зарубежными,

так

и

отечественными учеными.

Впервые

вопрос

о

готовности

детей

к

началу

школьного

обучения

возник в конце 1940-х годов, когда было принято решение о переходе к

обучению детей с семилетнего возраста (ранее обучение начиналось в 8 лет).

Именно с той поры не снижается внимание к проблеме готовности ребенка к

школьному обучению. Второй всплеск интереса возник в 1983 году — после

решения об обучении с шести лет. И снова перед обществом встал вопрос о

зрелости ребенка, сформированности предпосылок учебной деятельности.

Сегодня, в связи с введением ФГОС ДО и ФГОС НОО, педагогическая наука

решает

не

менее

важный,

тесно

связанный

с

"готовностью",

вопрос

о

преемственности дошкольного и начального школьного образования.

В работах современных отечественных ученых-психологов содержится

глубокая теоретическая проработка проблемы психологической готовности к

школе, идущая своими корнями из трудов Л.С.Выготского и Л.И.Божович

(А.Л.Венгер,

Н.И.Гуткина,

В.В.Давыдов,

Г.М.Иванова,

Е.Е.Кравцова,

В.С.Мухина, Н.В.Нижегородцева, Е.А.Панько, К.Н.Поливанова, Н.Г.Салмина,

В.Д.Шадриков, Д.Б.Эльконин и др.).

В детской психологии до сих пор не существует единого определения

понятия

"готовность

к

школе"

по

причине

многогранности

самой

сути

психологической готовности ребенка к школе.

Так, в Российской педагогической энциклопедии под готовностью к

ш к о л ь н о м у

о б у ч е н и ю

п о д р а з у м е в а е т с я

" с о в о к у п н о с т ь

морфофизиологических и психологических особенностей ребёнка старшего

дошкольного

возраста,

обеспечивающую

успешный

переход

к

систематическому их организованному обучению. Обусловлена созреванием

организма

ребёнка,

в

частности

его

нервной

системы,

степенью

сформированности

личности,

уровнем

развития

психических

процессов

(восприятия, внимания, памяти, мышления) и т.д.".

Л.И.Божович

был

выделен

ряд

параметров

психического

развития

ребенка, существенно влияющих на успешность обучения в школе, а именно:

определенный

уровень

мотивационного

развития

ребенка

и

готовность

принять

социальную

позицию

школьника,

достаточное

развитие

мыслительной деятельности и познавательных интересов, произвольность

регуляции деятельности.

А.И.Запорожец придерживался аналогичных взглядов, считая важными

компонентами

готовности

к

школе

мотивацию,

уровень

развития

познавательной,

аналитико-синтетической

деятельности

и

степень

сформированности механизмов волевой регуляции действий.

По данным Л.А.Венгера, В.В.Холмовской в структуре психологической

готовности принято выделять: личностную готовность, интеллектуальную

готовность и социальную готовность.

В.В.Давыдов в качестве критериев готовности ребенка к школе выделял

вл а д е н и е

м ы с л и т е л ь н ы м и

о п е р а ц и я м и ,

ум е н и е

о б о б щ ат ь

и

дифференцировать

предметы

и

явления

окружающего

мира,

умение

планировать

свою

деятельность

и

осуществлять

самоконтроль,

а

также

положительное отношение к учению, способность саморегуляции поведения

и проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач.

Д.Б. Эльконин к наиболее важным предпосылкам готовности ребенка к

школе

относил

умение

слушать

и

выполнять

инструкции

взрослого,

ориентироваться на систему правил в работе, умение работать по образцу и

некоторые другие .

Исходя из теоретических взглядов Д.Б.Эльконина и Л.А.Венгера при

оценке готовности ребенка к обучению в школе Н.Г.Стародубова выделяет

следующие составляющие:

1. Интеллектуальная готовность (наличие основных представлений о

природных и социальных явлениях, развитые формы наглядно-образного,

2

наглядно-схематического

мышления,

творческого

воображения,

высокий

уровень доступных обобщений).

2.

Волевая

готовность

(сформированность

определенного

уровня

произвольной регуляции поведения и деятельности).

3.

Мотивационная

готовность

(наличие

познавательной

активности,

желание занять новую позицию — позицию школьника).

4.

Коммуникативная

готовность

(развитие

умения

вступать

во

взаимоотношения

со

сверстниками

и

взрослыми

посредством

учебной

деятельности).

Н.Г.

Стародубова

считает,

что

к

перечисленному

следует

добавить

эмоциональную готовность (наличие способности преодолевать естественно

возникающее

чувство

школьной

тревожности,

определенный

уровень

эмоциональной

устойчивости,

отсутствие

или

недостаточное

развитие

которого может привести к проблеме школьной дезадаптации) .

По определению Н.И. Гуткиной, "психологическая готовность — это

необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для

освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников".

Н.И.

Гуткина

выделяет

такие

компоненты

структуры

психологической

готовности:

мотивационная

готовность,

способность

к

произвольной

регуляции поведения, интеллектуальная готовность и социальная готовность .

Согласно

Г.А.Урунт аевой,

цент ра льными

ком п о н е н т а м и

психологической готовности к обучению в школе являются:

- новая внутренняя позиция школьника, проявляющаяся в стремлении к

общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности;

- в познавательной сфере знаково-символическая функция сознания и

способность

к

замещению,

произвольность

психических

процессов,

дифференцированное

восприятие,

умение

обобщать,

анализировать,

сравнивать познавательные интересы;

-

в

личностной

сфере

произвольность

поведения,

соподчинение

мотивов и волевые качества;

3

-

в

сфере

деятельности

и

общения:

умение

принимать

условную

ситуацию, учиться у взрослого, регулировать свою деятельность .

Новая

внутренняя

позиция

школьника

(понятие

Л.И.

Божович)

возникает к 7 годам .

Становление внутренней позиции школьника проходит в два этапа. На

первом появляется положительное отношение к школе, но ориентация на

содержательные

моменты

школьно-учебной

деятельности

отсутствует.

Ребенок выделяет лишь внешнюю, формальную сторону, он хочет пойти в

школу, но при этом сохранить дошкольный образ жизни. А на следующем

этапе возникает ориентация на социальные, хотя и не собственно учебные

аспекты

деятельности.

Полностью

сформированная

позиция

школьника

включает сочетание ориентации и на социальные, и на собственно учебные

моменты школьной жизни, хотя такого уровня достигают лишь немногие

дети к 7 годам.

Таким образом, внутренняя позиция школьника — это субъективное

отражение объективной системы отношений ребенка с миром взрослых. Эти

отношения

характеризуют

социальную

ситуацию

развития

с

ее

внешней

стороны.

Внутренняя

позиция

представляет

собой

центральное

психологическое новообразование кризиса 7 лет.

Е.Е.Кравцова при изучении психологической готовности детей к школе

считает

важной

характеристикой

уровень

развития

общения

ребенка.

Е.Е.Кравцова выделяет три сферы общения, которые определенным образом

соотносится

с

основными

структурными

компонентами

учебной

деятельности, — отношение к взрослому, к сверстнику и к самому себе.

Оценивая уровень развития этих сфер общения, можно определить степень

готовности ребенка к школе .

Структура

готовности

ребёнка

к

обучению

в

школе,

по

мнению

Н.В.Нижегородцевой и В.Д.Шадрикова, выглядит таким образом:

1.

Физиологическая

готовность

ребенка

к

школьному

обучению

включает в себя: уровень физического развития, уровень биологического

4

развития, состояние здоровья, состояние анализаторных систем, развитие

мелкой

моторики,

развитие

основных

видов

движений,

выполнение

и

соблюдение основных гигиенических норм и пр. Физиологическое развитие

ребенка

непосредственно

влияет

на

школьную

успеваемость

и

является

основой

для

формирования

психологической

и

социальной

готовности

к

школе.

2. Психологическая готовность подразумевает:

-

интеллектуальную

готовность:

запас

системных

знаний,-

ориентировку в среде, любознательность, развитие речи, развитие памяти,

образное мышление, сенсорное развитие;

-

лич но с т ну ю

и

с о циа льну ю

гото в но с т ь:

о бу ч а е м о с т ь ,

коммуникабельность,

толерантность,

нравственное

развитие,

адекватную

самооценка и уровень притязаний;

-

эмоционально-волевую

готовность:

соподчинение

мотивов,

работоспособность, самоконтроль, целеполагание, оптимизм, аккуратность,

мотивация и пр.

3.

Специальная

педагогическая

готовность

к

школе

является

дополнением

общей,

психологической

готовности

ребенка

к

школьному

обучению, и определяется наличием у ребенка специальных знаний, умений

и

навыков,

которые

необходимы

для

изучения

учебных

предметов.

Специальная

педагогическая

готовность

ребенка

к

школьному

обучению

включает

в

себя

умения

и

навыки:

читать,

писать,

считать,

рисовать,

заниматься музыкой, танцевать, лицедействовать, сочинять, конструировать,

заниматься физкультурой и спортом и др.

Во всех исследованиях, несмотря на различие подходов, признается

факт, что эффективным школьное обучение будет только в том случае, если

первоклассник

обладает

необходимыми

и

достаточными

для

начального

этапа обучения качествами, которые затем в учебном процессе развиваются и

совершенствуются.

5

Школьные программы составлены таким образом, что они опираются

на

некий

средний

уровень

актуального

развития,

которого

достигает

нормально развивающийся ребенок к концу дошкольного возраста.

Необходимый и достаточный уровень актуального развития должен

быть

таким,

чтобы

программа

обучения

попадала

в

"зону

ближайшего

развития"

ребенка.

Зона

ближайшего

развития

определяется

тем,

чего

ребенок может достичь в сотрудничестве со взрослым, тогда как без помощи

взрослого он этого выполнить пока еще не может. Сотрудничество при этом

понимается

очень

широко:

от

наводящего

вопроса

до

прямого

показа

решения задачи. Причем обучение плодотворно только в том случае, если оно

попадает в зону ближайшего развития ребенка.

Если

уровень

актуального

развития

нескольких

детей

ниже,

чем

предусмотрено программой, то обучение не попадает в их "зону ближайшего

развития", и они сразу же становятся отстающими .

Многие

исследователи,

рассматривая

психологическую

подготовку

детей к обучению в школе, приоритетное значение придавали не столько

запасу готовых знаний и навыков, сколько развитию познавательной сферы

ребенка.

Так,

В.С.

Мухина,

исследуя

проблему

подготовки

детей

к

школе,

отмечала,

что

особенное

место

в

психологической

готовности

к

школе

занимает

овладение

некоторыми

специальными

знаниями

и

навыками,

которые

традиционно

относятся

к

собственно

школьным,

грамотой,

счетом, решением арифметических задач, но, безусловно, не приобретенным

знаниям и навыкам отводилась главная роль. По мнению автора, решающее

значение в готовности к усвоению школьной программы имеют не сами по

себе

знания

и

навыки,

а

уровень

развития

познавательных

процессов

и

познавательной деятельности ребенка, особенности развития его интересов .

А.В.Запорожец

подчеркивал,

что

готовность

к

обучению

в

школе

представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств личности

ребенка, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности

6

механизмов волевой регуляции действий и т.д. Исходя из этого, подготовка к

школе

должна

состоять

не

столько

в

обучении

ребенка

некоторым

специальным знаниям и умениям, сколько в общем развитии его умственных

способностей

и

познавательных

интересов,

в

формировании

умения

наблюдать, анализировать, сравнивать и обобщать наблюдаемые явления, и

на основе этого делать определенные умозаключения.

Н.Ф. Виноградовой, Л.А. Венгер, А.В.Запорожцем и другими авторами

была

обнаружена

зависимость

умственного

развития

детей

от

уровня

усвоения ними сенсорных эталонов, от овладения рациональными способами

исследования

особенностей

объектов,

определена

роль

содержания

и

характера

познавательной

деятельности

ребенка

при

формировании

системности знаний, при овладении навыками классификации, обобщения,

установление причинно-следственных связей между явлениями, определена

необходимость

накопления

предварительного

объема

знаний,

умений

и

навыков:

развитие

фонематического

слуха,

подготовки

руки

ребенка

к

письму, определенные математические представления и т.д. (В.В.Давыдов,

В.И.Логинова, Н.Н.Поддъяков, А.М. Усова, А.М. Богуш и др.).

Исследования

ведущих

отечественных

ученых

(А.М.Леонтьев,

П.Я.Гальперин,

А.В.Запорожец,

Д.Б.Эльконин,

В.В.Давыдов

и

др.)

показывают,

что

внутренние

психические

процессы

том

числе

и

умственные

действия)

являются

идеальными

действиями,

которые

формируются как отображение внешних, материальных действий. Поэтапное

формирование действий составляет основное содержание процесса усвоения

знаний, умений и навыков. Отсюда следует, что умственным развитием детей

можно

вполне

точно

руководить,

организовывая

обучение

на

основе

поэтапного усвоения умственных действий.

В

зарубежных

исследованиях

вопрос

готовности

к

школьному

обучению отражен в работах, изучающих школьную зрелость детей (Г.Гетцер,

А.Керн,

С.Штребел,

Я.Йирасек

и

др.).

Зарубежные

ученые

традиционно

7

выделяют

три

аспекта

школьной

зрелости:

интеллектуа льный,

эмоциональный и социальный.

Интеллектуальная зрелость подразумевает словарный запас, кругозор,

сформированность

познавательных

процессов

(адекватность

восприятия,

уровень

обобщений,

причинно-следственные

связи,

наличие

развернутой

фразовой речи, адекватный уровень развития тонкой моторики), специальные

умения, обучаемость (усвоение нового с помощью взрослого).

Эмоциональный аспект школьной зрелости подразумевает адекватное

ситуации

эмоциональное

реагирование,

определенный

уровень

произвольности психических процессов (умение управлять собой, вести себя

в соответствии с ситуацией, способность выполнять работу по инструкции и

по образцу).

Социальный

аспект

готовности

к

школьному

обучению

означает

понимание новой социальной позиции, наличие мотивов для учения, желание

учиться, интерес к учебным занятиям, умение ориентироваться на заданную

систему

требований,

правил

поведения;

способность

работать

в

группе

сверстников и устанавливать контакт со взрослыми.

На

основании

выделенных

параметров

созданы

тесты

определения

школьной зрелости.

Итак,

психологическая

готовность

ребенка

к

школе

сложное

образование,

предполагающее

достаточно

высокий

уровень

развития

мотивационной,

интеллектуальной

сфер

и

сферы

произвольности,

необходимый для освоения школьной программы в условиях обучения в

коллективе сверстников.

8



В раздел образования