Авторы: Кадочникова Наталия Олеговна, Богуш Елена Николаевна
Должность: учитель-логопед, воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Росинка"
Населённый пункт: г. Ноябрьск
Наименование материала: Мастер-класс по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи
Тема: Мы встречаем Новый год
Раздел: дошкольное образование
Мастер-класс по развитию мелкой моторики
у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи
«Мы встречаем Новый год»
Подготовили:
Учитель-логопед Кадочникова Наталия Олеговна
Воспитатель Богуш Елена Николаевна.
«Руки дают человеку голову,
затем поумневшая голова учит руки,
а умелые руки снова
способствуют развитию мозга».
И.П.Павлов
Цель:
Повышение родительской компетенции по развитию мелкой моторики рук у детей
старшего дошкольного возраста с нарушениями речи, последующим применением опыта
по использованию игр и упражнений в совместной деятельности детей и родителей.
Задачи:
1.Создать условия для совместной деятельности детей, родителей, педагогов в
развитии мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста
с нарушениями речи.
2.Дать практические рекомендации родителям по развитию мелкой моторики у
детей старшего дошкольного возраста
с нарушениями речи.
3. Научить детей и родителей использовать полученные навыки при изготовлении
новогодней игрушки.
4.
Развивать
мелкую
моторику
у
детей
старшего
дошкольного
возраста
с
нарушениями речи.
5.
Воспитывать
умение
работать
слаженно,
аккуратно
и
быстро.
Развивать
воображение,
логическое
мышление,
произвольное
внимание,
зрительное
и
слуховое
восприятие, творческую активность.
6. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и
взрослыми.
Ход:
Здравствуйте уважаемые родители и ребята. Сегодня мы с вами собрались на
мастер-класс по развитию мелкой моторики
у детей старшего дошкольного возраста
с
нарушениями речи «Мы встречаем Новый год».
Я вам предлагаю сыграть в интересную игру «Договори словечко».
1.
Нам подарочки принес добрый дедушка… (Мороз)
2.
Колкие иголочкиу нарядной… (елочки)
3.
С дедушкой по улочкемчит в санях... (Снегурочка)
4.
Ровно в полночь настаетлучший праздник… (Новый год)
5.
В праздничных обертках яркихребятишек ждут… (подарки)
6.
На ветвях висят зверушки, не живые, а… (игрушки)
Скажите, пожалуйста, о чем могут напомнить все наши отгадки. (Правильно, о
встрече Нового года.)
А почему на экране вы видите свинку. (Свинка это символ наступающего нового
года.) Сегодня мы хотели бы предложить вам изготовить к празднику игрушку своими
руками. Но чтобы она получилась красивая, нам всем надо иметь развитую мелкую
моторику.
Мелкой моторикой называют умение воспроизводить кистью руки и пальцами
точные
движения.
Уровень
развития
мелкой
моторики
–
один
из
показателей
интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают
серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать,
задолго до поступления в школу.
Различают три вида таких заданий:
- пальчиковые игры.
- упражнения с мелкими предметами и без них;
- графические задания;
Занятия по развитию мелкой моторики рук нужно проводить регулярно, занимаясь
по 10 – 20 минут в день. Нельзя допускать монотонности и однообразия, в ходе занятия
следует
предлагать
детям
несколько
разных
упражнений
с
увлекательным
игровым
содержанием.
Вот и мы с вами поиграем,разомнем и потренируем свои пальчики, перед тем как
начнем изготавливать новогоднюю игрушку.
Пальчиковые игры могут быть без предметов, с атрибутами, с предметами.
Пальчиковая игра «Свинки»
Эта свинка ест сосиски, массируют мизинчик палец
Эта свинка ест ириски, массируют безымянный палец
Эта свинка ест варенье, массируют средний палец
Этой нравиться печенье. массируют указательный палец
Эта говорит хрю хрю. массируют большой палец
Я картошечку люблю! сгибают и разгибают большой пальчик
Особыми,
среди
упражнений
по
развитию
мелкой
моторики
рук,
выделяются
кинезиологические упражнения. Именно эти упражнения позволяют улучшить работу
головного
мозга,
тем
самым
улучшить
память,
внимание,
речь,
пространственные
представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость.
Упражнение «Ухо-пятачок» - левой рукой взяться за кончик носа, правой - за
противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.
Карандаш, ручка, мелок являются посредником между рукой ребёнка и бумагой.
Зажатый
в
руке
карандаш
как
бы
удлиняет
кисть,
является
ее
своеобразным
продолжением, и с ним мы сейчас поиграем.
Упражнение "Собери желуди" — взять карандаш за острый кончик и перетирая его
указательным, средним и большим пальцами подняться вверх до «желудя».
Дети старшего дошкольного возраста должны научиться штриховать, проводить
линии разной толщины и формы. При этом надо следить, чтобы они наносили линии без
отрыва ручки от бумаги, не выходили за обозначенные контуры, не оставляли пробелы,
правильно выполняли движения (сверху вниз, слева направо), не поворачивали тетрадь,
правильно сидели за столом.
Упражнение
лабиринт
"Накорми
поросенка"- возьмите
карандаш
и
покажите
дорогу
поросенку,
но
карандаш
нельзя
отрывать
от
бумаги.
Взрослым
необходимо
сосредоточить
своё
внимание
не
на
захватеребёнком
карандаша,
а
на
точке
соприкосновения карандаша и бумаги. Часто неправильный захват карандаша, ручки,
кисточки, сказывается в последующем на качестве письма. У детей можно наблюдать
слабый (вялый) тонус, что ведёт к начертанию тонких, ломанных, прерывистых линий.
Есть дети с повышенным тонусом мелкой мускулатуры. В этом случае рука ребёнка
быстро устаёт, он не может закончить работу без дополнительного отдыха.
Я уверена, что ваши кисти рук достаточно размялись и потренировались и вы
можете приступить к изготовлению игрушки Свинки – символа Нового года.
Чтобы ее сделать, вам понадобится:
- глиттерный фоамиран розового цвета;
-пуговица для пяточка;
- глаза;
- клей;
-для оформления: пайнетки, гель блестящий.
Для изготовления свинки понадобятся: 2 круга D = 6 см для головы и 2 круга D= 7
см. для туловища, полоска 0,5 мм на 4 см для хвостика, для ушей прямоугольники 2 на 3
см.
Этапы выполнения работы:
- вырезаем две детали туловища и склеиваем их между собой;
- вырезаем две детали головы и также склеиваем их между собой;
- приклеиваем голову к туловищу;
- закручиваем хвостик на шпажку, снимаем, и приклеиваем его к туловищу;
- наклеиваем глаза и пятачок (пуговица);
- вырезаем уши и приклеиваем сзади головы, кончик уха смазываем клеем и приклеиваем
вперёд.
Поросенок
готов,
теперь
можно
приступить
к
украшению,
для
этого
можно
использовать пайнетки и блестящий гель.
Свинка, свинка, свинушка
Розовая спинушка
Ты копытами стучишь
Новый год встречать спешишь.
На этом мы с вами заканчиваем нашу сегодняшнюю встречу. И напоследок, стоит
заметить, что ни одна игрушка, ни одно упражнение не станут развивающими, если не
будут интересны ребенку. И тут задача взрослых, наша с вами задача, поддержать ребенка,
при необходимости оказать помощь, и конечно быть терпеливыми и спокойными.
Очень надеюсь, что мы смогли убедить Вас в значимости развития руки для
ребенка дошкольного возраста и в том, что совместными усилиями мы поможем нашим
детям
тренировать
руку,
способствовать
развитию
высших
психических
функций,
развитию пространственных ориентировок.