Напоминание

Развитие эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства на материале дымковской игрушки.


Автор: Хечошвили Жанна Владимировна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Центр образования №2 имени Героя Советского Союза Олега Петровича Матвеева"
Населённый пункт: Тула
Наименование материала: опыт работы
Тема: Развитие эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства на материале дымковской игрушки.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Опыт работы

ХЕЧОШВИЛИ ЖАННЫ ВЛАДИМИРОВНЫ

Тема: «Развитие эстетического восприятия у детей старшего

дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного

искусства (на материале дымковской игрушки).

Цель : выявить и опытно-экспериментальным путем проверить

эффективность созданных педагогических условий и

разработанной методики развития эстетического восприятия у

детей шести лет средствами декоративно-прикладного

искусства (на материале дымковской игрушки).

Объект исследования: эстетическое восприятие детей шести

лет

Предмет исследования: процесс развития эстетического

восприятия средствами декоративно-прикладного искусства

(на материале дымковской игрушки).

Гипотеза : развитие эстетического восприятия у детей ст.

дошк.возраста средствами декоративно-прикладного искусства (на

материале дымковской игрушки) будет эффективна, если созданы

следующие педагогические условия

-Реализована система занятий по

изодеятельности, включающая

задачи на развитие у детей

эстетического восприятия

- В процессе обучения

применяются методы и

приемы, стимулирующие у

детей эмоциональный отклик

на

эстетическое(формирование

эстетических эмоций в

процессе наблюдения

окружающей

действительности и

восприятия предметов

декоративно-прикладного

искусства; эмоций связанных с

эстетическими явлениями

Задачи исследования

1.

На основе анализа психолого-

педагогической литературы

охарактеризовать специфику

эстетического восприятия

детей шести лет.

2.

Определить педагогические

условия, обеспечивающие

успешное развитие

эстетического восприятия в

процессе изодеятельности

средствами декоративно-

прикладного искусства (на

материале дымковской игрушки).

3.

Выявить уровень развития

эстетического восприятия у

детей шести лет.

4.

Провести работу по развитию

эстетического восприятия

средствами декоративно-

прикладного искусства (на

материале дымковской игрушки)

и оценить эффективность

проделанной работы

Методы исследования

Анализ психолого-

педагогической и

методической литературы;

Анализ организации и

содержания эстетического

восприятия в дошкольном

учреждении;

Опрос;

Наблюдение;

Анализ продуктов детской

изобразительной

деятельности;

Диагностические задания;

Математическая

обработка результатов.

Исследование проводилось в три этапа:

Первый этап: провести изучение

психолого-педагогической и

методической литературы по

проблеме исследования,

определить исходные позиции

исследования.

Второй этап: уточнить некоторые

теоретические положения,

составляющие основу

исследования, определить

условия развития эстетического

восприятия у детей шести лет

средствами декоративно-

прикладного искусства .

Третий этап: осуществить

экспериментальную работу,

обработать, обобщить

полученные данные,

формировать выводы, итоги

исследования.

Работа по развитию эстетического восприятия средствами

декоративно-прикладного искусства (на материале дымковской

игрушки) проводилась на базе МДОУ № 74

В работе по развитию эстетического восприятия средствами декоративно-

прикладного искусства (на материале дымковской игрушки) принимали

участие 15 воспитанников МДОУ № 74.

Особенности эстетического восприятия детей старшего дошкольного

возраста

У

детей шести лет

эстетическое восприятие

носит специфический

характер, обусловленный

возрастными

особенностями, и

отличается, эмоциональной

непосредственностью,

повышенным интересом к

окружающему, живым

откликом при встрече с

прекрасным и удивительным,

которые проявляются в

улыбках, жестах, возгласах,

мимике, в способности

выделять главное, в

воспринимаемом явлении,

дать ему эстетическую

оценку.

Педагогические условия, способствующие развитию эстетического

восприятия детей средствами декоративно-прикладного искусства

(на материале дымковской игрушки).

Начальный этап работы

Цель: выявить уровень развития

эстетического восприятия у

детей 6 лет.

Критерии: эстетическое

восприятие, эстетическая

оценка, знания о декоративно-

прикладном искусстве,

представление о красоте в

собственном рисунке.

Методы: индивидуальные

беседы, анализ дошкольниками

своих рисунков.

Количественный анализ данных развития эстетического восприятия у

детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-

прикладного искусства

(на материале дымковской игрушке)

(констатирующий этап опытно-экспериментальной работы)

Проведенная работа

Цель: развитие у старших дошкольников

эстетического восприятия средствами

декоративно – прикладного искусства (на

материале дымковской игрушки).

Первый этап.

Расширение представлений о дымковской

игрушке. Выделяются средства

выразительности: элементы узора, их цвет,

типичные сочетания, композиция (расположение

узора на предмете), Формирование у детей

потребности в прекрасном. В качестве

эталонов прекрасного для детей выступают

дымковская игрушка, с которой их знакомит

педагог. Учить видеть и понимать прекрасное в

искусстве, радоваться красоте произведений

народного декоративно-прикладного искусства.

Второй этап.

Обучение декоративному рисованию,

аппликации, лепке на основе народного

декоративно-прикладного искусств (на

материале дымковской игрушки). Формировать

эмоциональную отзывчивость при восприятии

произведений народных мастеров. Учить видеть

красоту создаваемого изображения в передаче

формы, плавности, слитности линий или их

тонкости, в ритмичности расположения линий и

пятен, в равномерности закрашивания рисунка.

Третий этап.

Формирование детского декоративного

творчества.

Результат работы

Цель: определить

результативность работы по

развитию у детей эстетического

восприятия средствами

народного декоративно-

прикладного искусства (на

материале дымковской игрушки)

Критерии: эстетическое

восприятие, эстетическая

оценка, знания о декоративно-

прикладном искусстве,

представление о красоте в

собственном рисунке.

Методы: индивидуальные

беседы, анализ дошкольниками

своих рисунков, задания.

Количественный анализ данных развития эстетического восприятия у

детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-

прикладного искусства

(на материале дымковской игрушке)

Сравнительный анализ результатов работы

Результаты

1. Теоретически обоснованна необходимость и экспериментально подтверждена возможность

развития эстетического восприятия у детей шести лет средствами декоративно-прикладного

искусства (на материале дымковской игрушки).

2. Исследованием установлено, что при целенаправленной работе по развитию эстетического

восприятия у детей шести лет им становится доступно понимание специфики художественной

выразительности в изобразительной деятельности: колорит, композиция, ритм.

3. Опытно-экспериментальное исследование позволило выявить позитивное влияние

целенаправленной, последовательной и планомерной работы с детьми шести лет на развитие их

эстетического восприятия средствами декоративно - прикладного искусства (на материале

дымковской игрушки).

4. Подтвердилась наша гипотеза о том, что специальные педагогические условия и разработанная

система занятий позволяет развивать эстетическое восприятие при условии, если включена группа

задач на развитие у детей шести лет эстетического восприятия (эмоциональный отклик при

формирование сенсорного опыта, эстетических переживаний, эстетических суждений, отношений).

В процессе обучения применялись методы и приемы, стимулирующие у детей эмоциональный

отклик на эстетическое, активизация эстетических эмоций, в процессе наблюдений окружающей

действительности и восприятий произведений декоративно-прикладного искусства, адекватных

эмоций, связанных с эстетическими явлениями.

5. Исследованием доказана эффективность предложенной методики развития эстетического

восприятия у детей шести лет средствами декоративно-прикладного искусства (на материале

дымковской игрушки). В процессе занятий представлено единство нескольких направлений

педагогической деятельности.

6. Экспериментальное исследование позволило подтвердить эффективность разработанного

практического материала для ДОУ, направленного как на развитие эстетического восприятия, так и

знаний о видах декоративно-прикладного искусства, изобразительных умений.

Рисунки детей

Рисунки детей



В раздел образования