Автор: Хечошвили Жанна Владимировна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Центр образования №2 имени Героя Советского Союза Олега Петровича Матвеева"
Населённый пункт: Тула
Наименование материала: опыт работы
Тема: Развитие эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства на материале дымковской игрушки.
Раздел: дошкольное образование
Опыт работы
ХЕЧОШВИЛИ ЖАННЫ ВЛАДИМИРОВНЫ
Тема: «Развитие эстетического восприятия у детей старшего
дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного
искусства (на материале дымковской игрушки).
Цель : выявить и опытно-экспериментальным путем проверить
эффективность созданных педагогических условий и
разработанной методики развития эстетического восприятия у
детей шести лет средствами декоративно-прикладного
искусства (на материале дымковской игрушки).
Объект исследования: эстетическое восприятие детей шести
лет
Предмет исследования: процесс развития эстетического
восприятия средствами декоративно-прикладного искусства
(на материале дымковской игрушки).
Гипотеза : развитие эстетического восприятия у детей ст.
дошк.возраста средствами декоративно-прикладного искусства (на
материале дымковской игрушки) будет эффективна, если созданы
следующие педагогические условия
-Реализована система занятий по
изодеятельности, включающая
задачи на развитие у детей
эстетического восприятия
- В процессе обучения
применяются методы и
приемы, стимулирующие у
детей эмоциональный отклик
на
эстетическое(формирование
эстетических эмоций в
процессе наблюдения
окружающей
действительности и
восприятия предметов
декоративно-прикладного
искусства; эмоций связанных с
эстетическими явлениями
Задачи исследования
1.
На основе анализа психолого-
педагогической литературы
охарактеризовать специфику
эстетического восприятия
детей шести лет.
2.
Определить педагогические
условия, обеспечивающие
успешное развитие
эстетического восприятия в
процессе изодеятельности
средствами декоративно-
прикладного искусства (на
материале дымковской игрушки).
3.
Выявить уровень развития
эстетического восприятия у
детей шести лет.
4.
Провести работу по развитию
эстетического восприятия
средствами декоративно-
прикладного искусства (на
материале дымковской игрушки)
и оценить эффективность
проделанной работы
Методы исследования
•
Анализ психолого-
педагогической и
методической литературы;
•
Анализ организации и
содержания эстетического
восприятия в дошкольном
учреждении;
•
Опрос;
•
Наблюдение;
•
Анализ продуктов детской
изобразительной
деятельности;
•
Диагностические задания;
•
Математическая
обработка результатов.
Исследование проводилось в три этапа:
Первый этап: провести изучение
психолого-педагогической и
методической литературы по
проблеме исследования,
определить исходные позиции
исследования.
Второй этап: уточнить некоторые
теоретические положения,
составляющие основу
исследования, определить
условия развития эстетического
восприятия у детей шести лет
средствами декоративно-
прикладного искусства .
Третий этап: осуществить
экспериментальную работу,
обработать, обобщить
полученные данные,
формировать выводы, итоги
исследования.
Работа по развитию эстетического восприятия средствами
декоративно-прикладного искусства (на материале дымковской
игрушки) проводилась на базе МДОУ № 74
В работе по развитию эстетического восприятия средствами декоративно-
прикладного искусства (на материале дымковской игрушки) принимали
участие 15 воспитанников МДОУ № 74.
Особенности эстетического восприятия детей старшего дошкольного
возраста
У
детей шести лет
эстетическое восприятие
носит специфический
характер, обусловленный
возрастными
особенностями, и
отличается, эмоциональной
непосредственностью,
повышенным интересом к
окружающему, живым
откликом при встрече с
прекрасным и удивительным,
которые проявляются в
улыбках, жестах, возгласах,
мимике, в способности
выделять главное, в
воспринимаемом явлении,
дать ему эстетическую
оценку.
Педагогические условия, способствующие развитию эстетического
восприятия детей средствами декоративно-прикладного искусства
(на материале дымковской игрушки).
Начальный этап работы
•
Цель: выявить уровень развития
эстетического восприятия у
детей 6 лет.
•
Критерии: эстетическое
восприятие, эстетическая
оценка, знания о декоративно-
прикладном искусстве,
представление о красоте в
собственном рисунке.
•
Методы: индивидуальные
беседы, анализ дошкольниками
своих рисунков.
Количественный анализ данных развития эстетического восприятия у
детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-
прикладного искусства
(на материале дымковской игрушке)
(констатирующий этап опытно-экспериментальной работы)
Проведенная работа
Цель: развитие у старших дошкольников
эстетического восприятия средствами
декоративно – прикладного искусства (на
материале дымковской игрушки).
Первый этап.
Расширение представлений о дымковской
игрушке. Выделяются средства
выразительности: элементы узора, их цвет,
типичные сочетания, композиция (расположение
узора на предмете), Формирование у детей
потребности в прекрасном. В качестве
эталонов прекрасного для детей выступают
дымковская игрушка, с которой их знакомит
педагог. Учить видеть и понимать прекрасное в
искусстве, радоваться красоте произведений
народного декоративно-прикладного искусства.
Второй этап.
Обучение декоративному рисованию,
аппликации, лепке на основе народного
декоративно-прикладного искусств (на
материале дымковской игрушки). Формировать
эмоциональную отзывчивость при восприятии
произведений народных мастеров. Учить видеть
красоту создаваемого изображения в передаче
формы, плавности, слитности линий или их
тонкости, в ритмичности расположения линий и
пятен, в равномерности закрашивания рисунка.
Третий этап.
Формирование детского декоративного
творчества.
Результат работы
•
Цель: определить
результативность работы по
развитию у детей эстетического
восприятия средствами
народного декоративно-
прикладного искусства (на
материале дымковской игрушки)
•
Критерии: эстетическое
восприятие, эстетическая
оценка, знания о декоративно-
прикладном искусстве,
представление о красоте в
собственном рисунке.
•
Методы: индивидуальные
беседы, анализ дошкольниками
своих рисунков, задания.
Количественный анализ данных развития эстетического восприятия у
детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-
прикладного искусства
(на материале дымковской игрушке)
Сравнительный анализ результатов работы
Результаты
•
1. Теоретически обоснованна необходимость и экспериментально подтверждена возможность
развития эстетического восприятия у детей шести лет средствами декоративно-прикладного
искусства (на материале дымковской игрушки).
•
2. Исследованием установлено, что при целенаправленной работе по развитию эстетического
восприятия у детей шести лет им становится доступно понимание специфики художественной
выразительности в изобразительной деятельности: колорит, композиция, ритм.
•
3. Опытно-экспериментальное исследование позволило выявить позитивное влияние
целенаправленной, последовательной и планомерной работы с детьми шести лет на развитие их
эстетического восприятия средствами декоративно - прикладного искусства (на материале
дымковской игрушки).
•
4. Подтвердилась наша гипотеза о том, что специальные педагогические условия и разработанная
система занятий позволяет развивать эстетическое восприятие при условии, если включена группа
задач на развитие у детей шести лет эстетического восприятия (эмоциональный отклик при
формирование сенсорного опыта, эстетических переживаний, эстетических суждений, отношений).
В процессе обучения применялись методы и приемы, стимулирующие у детей эмоциональный
отклик на эстетическое, активизация эстетических эмоций, в процессе наблюдений окружающей
действительности и восприятий произведений декоративно-прикладного искусства, адекватных
эмоций, связанных с эстетическими явлениями.
•
5. Исследованием доказана эффективность предложенной методики развития эстетического
восприятия у детей шести лет средствами декоративно-прикладного искусства (на материале
дымковской игрушки). В процессе занятий представлено единство нескольких направлений
педагогической деятельности.
•
6. Экспериментальное исследование позволило подтвердить эффективность разработанного
практического материала для ДОУ, направленного как на развитие эстетического восприятия, так и
знаний о видах декоративно-прикладного искусства, изобразительных умений.
Рисунки детей
Рисунки детей