Авторы: Уткина Татьяна Александровна, Рецензент Газизова Фарида Самигуловна
Должность: студент
Учебное заведение: ЕИ КФУ
Населённый пункт: г.Елабуга
Наименование материала: статья
Тема: Устное народное творчество как средство развития связной речи детей раннего возраста.
Раздел: дошкольное образование
Устное народное творчество как средство развития связной речи детей раннего
возраста.
Уткина Татьяна Александровна
Студент ЕИ КФУ г. Елабуга
«Родной язык — святой язык, отца и матери язык,
Как ты прекрасен! Целый мир в твоем богатстве я постиг!
Качая колыбель, тебя мне в песне открывала мать,
А сказки бабушки потом я научился понимать.
Родной язык, родной язык, с тобою смело шел я вдаль,
Ты радость возвышал мою, ты просветлял мою печаль».
Габдула Тукай
Ранний
возраст
уникальный
период,
когда
у
ребёнка
формируется
личность. Родной язык и правильная речь гарантируют ребёнку успешность в
будущем. Певучесть и образность родного языка у ребёнка с раннего возраста
вызывают желание запомнить и повторить то, что он услышал, а это развивает
связную речь ребёнка. Дети знакомятся с окружающим миром через средства
устного
народного
творчества,
они
усваивают
обозначения
предметов
как
словесные, так и образные. При помощи пословиц и поговорок дети учатся
эмоционально окрашивать свою речь, от чего последняя становится более яркой.
Речь в жизни человека является одной из важнейших функций. Огромную
роль
в
жизни
детей
играют
произведения
устного
народного
творчества.
Основной
задачей
речевого
развития
детей
дошкольного
возраста,
является
овладение нормами и правилами родного языка и развитие коммуникативных
способностей. Следовательно в раннем возрасте педагог ставит перед собой цель
заинтересовать
ребёнка
к
высказыванию
и
общению
посредством
устного
народного творчества.
Вопросы
развития
связной
речи
издавна
интересовали
многих
исследователей.
Каждый
из
них
по
своему
понимал
проблемы
обучения,
обозначали своё отношение методическому развитию проблемы и определяли
свои позиции в разработке содержания и методов развития связной речи детей.
Исследования
педагогов,
психологов,
а
именно
Л.
С.
Выгодского,
С.Л.
Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, А.А. Эльконина, А.В.Запорожца, Е.А. Флёриной
и многих других, создали предпосылки для комплексного подхода к решению
задач речевого развития детей раннего возраста.
Огромное
значение
в
развитии
речи
ребёнка
раннего
возраста
имеют
поэтические и музыкально- поэтические жанры. Половицы и загадки, потешки и
прибаутки,
народные
сказки
и
песенки
–
таят
в
себе
неисчерпаемые
возможности
для
развития
речи
детей,
побуждают
их
к
познавательной
и
творческой активности. На протяжении многих веков они любовно и бережно
учат ребёнка тем моральным ценностям и культуре, которые свойственны их
народу. Благодаря произведениям устного народного творчества между ребёнком
и взрослым происходит эмоциональный контакт, что способствует развитию
более открытого общения между ними. Правильно подобранная, выразительно
рассказанная
потешка помогает установить контакт с малышом особенно в
период адаптации его к условиям детского сада. Через произведения устного
народного творчества дети познают окружающий их мир, усваивают словесные
обозначения
предметов
и
явлений.
Пословицы
и
поговорки,
используемые
взрослым в своей речи, учат детей эмоционально окрашивать свою речь, образно
описывать предметы и явления природы. Без потешек невозможно представить
процесс одевания, умывания, укладывания спать, в процессе игры. Во время
чтения потешки взрослый обращается по имения к ребёнку, а это вызывает
заинтересованность
у
малыша
и
желание
повторить
её.
Простота
и
мелодичность звучания облегчают детям запоминать их. Очень навятся детям
потешки в которых присутствуютзвукоподражания голосам животных. Напрмер:
Наши уточки с утра –
Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!
Наши гуси у пруда –
Га-га-га! Га-га-га!
А индюк среди двора –
Бал-бал-бал! Балды-балда!
Наши гуленьки вверху –
Грру-грру-угрру-у-грру-у!
Наши курочки в окно –
Кко-кко-кко-ко-ко-ко-ко!
А как петя-петушок
Ранним-рано поутру
Нам споет ку-ка-ре-ку!
Или
Когда солнышо встаёт,
Просыпается лесной народ
Мишка топает Топ-Топ,
Зайка скачет Скок-поскок.
Ёжик фыркает: Фу-Фу,
Волк, проснувшись, воет: У-у-у.
Филин ухает: Ух- Ух,
Рыбка плещется : Плюх- плюх…
Весёлые и зазывные заклички наряду с потешками привлекают внимание
детей.
Они
привлекают
внимание
детей,
способствуют
формированию
бережного отношения к природе, развитию фонематического слуха, учат детей
воспринимать короткий сюжет, это является подготовкой к восприятию сказки.
Они
развивают
детскую
фантазию,
пробуждают
у
детей
интерес
к
словотворчеству.
На
смену
потешкам
приходят
прибаутки,
которые
используются
для
украшения
речи.
Народная
сказка
легко
воспринимается
детьми, развивает у них воображение, мышление. Многие сказки содержат так
называемые
«крылатые»
выражения,
например
«утро
вечера
мудренее»
или
«сказка ложь, да в ней намёк», которые ребёнок слышит в реальной жизни. В
сказке используются одни и те же средства поэтического языка, слушая, ребёнок
начинает
использовать
их
в
собственной
речи.
Сказка
является
средством
нравственного воспитания детей, после прочтения которой с детьми необходимо
провести беседу, обсудить сюжет, какие персонажи присутствуют в сказке, их
поведение и поступки. Как утверждал В.А. Сухомлинский « сказка- активное
эстетическое творчество, захватывающее все сферы ребёнка, его ум, чувства,
воображение,
волю.
Оно
начинается
в
рассказывании,
высший
этап
–
инсценирование.» Дети с удовольствием показывают, как бежала мышка, или как
прыгал зайка, топал мишка и т.п. Инсценирование, или показ сказки по ролям,
снимает у ребёнка внутреннюю скованность, зажатость. Более скромные дети
раскрываются в театрализации того или иного произведения устного народного
творчества, тем самым проходит социализацию в своей группе.
В настоящее время использование современных технологий, таких как
интерактивные доски, проекторы, ноутбуки, входят в деятельность современного
педагога ДОО, поэтому можно смело рекомендовать использовать их во время
индивидуальных
занятий
с
детьми,
соответственно
возрасту
ребёнка. Для
обогащения и расширения словарного запаса ребёнка можно использовать такие
дидактические упражнения, как « Кто как кричит», «Доскажи словечко» и др.
Таким образом, можно сделать вывод, что речевая деятельность является
целенаправленной,
мотивационной,
она
опосредована
знаками
языка
и
воздействует
на
мысли,
поступки
и
чувства
человека.
Восприятие
устного
народного творчества является
для детей раннего возраста особым видом
деятельности, наряду с ведущим- игрой.
Список используемой литературы:
1.
.
Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного
возраста. – М.: Владос, 2010.
2.
Хрестоматия по теории и методике развития речи дошкольников. Ч. 2.
Теоретические и методические основы. – Глазов: Изд. центр ГГПИ, 2004. –
176 с.
3.
ГербоваВ.В. Коммуникация. Развитие речи и общения детей в первой
младшей группе детского сада.-М.: Мозаика-Синтез, 2013.-112 с.
4.
Дошкольная педагогика с основами воспитания и обучения: Учебник для
вузов. Стандарт третьего поколения / Под редакцией А.Г. Гогоберидзе, О. В.
Солнцевой.- СПб.:Питер,2013.- 464 с.: ил.