Напоминание

Устное народное творчество как средство развития связной речи детей раннего возраста.


Авторы: Уткина Татьяна Александровна, Рецензент Газизова Фарида Самигуловна
Должность: студент
Учебное заведение: ЕИ КФУ
Населённый пункт: г.Елабуга
Наименование материала: статья
Тема: Устное народное творчество как средство развития связной речи детей раннего возраста.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Устное народное творчество как средство развития связной речи детей раннего

возраста.

Уткина Татьяна Александровна

Студент ЕИ КФУ г. Елабуга

«Родной язык — святой язык, отца и матери язык,

Как ты прекрасен! Целый мир в твоем богатстве я постиг!

Качая колыбель, тебя мне в песне открывала мать,

А сказки бабушки потом я научился понимать.

Родной язык, родной язык, с тобою смело шел я вдаль,

Ты радость возвышал мою, ты просветлял мою печаль».

Габдула Тукай

Ранний

возраст

уникальный

период,

когда

у

ребёнка

формируется

личность. Родной язык и правильная речь гарантируют ребёнку успешность в

будущем. Певучесть и образность родного языка у ребёнка с раннего возраста

вызывают желание запомнить и повторить то, что он услышал, а это развивает

связную речь ребёнка. Дети знакомятся с окружающим миром через средства

устного

народного

творчества,

они

усваивают

обозначения

предметов

как

словесные, так и образные. При помощи пословиц и поговорок дети учатся

эмоционально окрашивать свою речь, от чего последняя становится более яркой.

Речь в жизни человека является одной из важнейших функций. Огромную

роль

в

жизни

детей

играют

произведения

устного

народного

творчества.

Основной

задачей

речевого

развития

детей

дошкольного

возраста,

является

овладение нормами и правилами родного языка и развитие коммуникативных

способностей. Следовательно в раннем возрасте педагог ставит перед собой цель

заинтересовать

ребёнка

к

высказыванию

и

общению

посредством

устного

народного творчества.

Вопросы

развития

связной

речи

издавна

интересовали

многих

исследователей.

Каждый

из

них

по

своему

понимал

проблемы

обучения,

обозначали своё отношение методическому развитию проблемы и определяли

свои позиции в разработке содержания и методов развития связной речи детей.

Исследования

педагогов,

психологов,

а

именно

Л.

С.

Выгодского,

С.Л.

Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, А.А. Эльконина, А.В.Запорожца, Е.А. Флёриной

и многих других, создали предпосылки для комплексного подхода к решению

задач речевого развития детей раннего возраста.

Огромное

значение

в

развитии

речи

ребёнка

раннего

возраста

имеют

поэтические и музыкально- поэтические жанры. Половицы и загадки, потешки и

прибаутки,

народные

сказки

и

песенки

таят

в

себе

неисчерпаемые

возможности

для

развития

речи

детей,

побуждают

их

к

познавательной

и

творческой активности. На протяжении многих веков они любовно и бережно

учат ребёнка тем моральным ценностям и культуре, которые свойственны их

народу. Благодаря произведениям устного народного творчества между ребёнком

и взрослым происходит эмоциональный контакт, что способствует развитию

более открытого общения между ними. Правильно подобранная, выразительно

рассказанная

потешка помогает установить контакт с малышом особенно в

период адаптации его к условиям детского сада. Через произведения устного

народного творчества дети познают окружающий их мир, усваивают словесные

обозначения

предметов

и

явлений.

Пословицы

и

поговорки,

используемые

взрослым в своей речи, учат детей эмоционально окрашивать свою речь, образно

описывать предметы и явления природы. Без потешек невозможно представить

процесс одевания, умывания, укладывания спать, в процессе игры. Во время

чтения потешки взрослый обращается по имения к ребёнку, а это вызывает

заинтересованность

у

малыша

и

желание

повторить

её.

Простота

и

мелодичность звучания облегчают детям запоминать их. Очень навятся детям

потешки в которых присутствуютзвукоподражания голосам животных. Напрмер:

Наши уточки с утра –

Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда –

Га-га-га! Га-га-га!

А индюк среди двора –

Бал-бал-бал! Балды-балда!

Наши гуленьки вверху –

Грру-грру-угрру-у-грру-у!

Наши курочки в окно –

Кко-кко-кко-ко-ко-ко-ко!

А как петя-петушок

Ранним-рано поутру

Нам споет ку-ка-ре-ку!

Или

Когда солнышо встаёт,

Просыпается лесной народ

Мишка топает Топ-Топ,

Зайка скачет Скок-поскок.

Ёжик фыркает: Фу-Фу,

Волк, проснувшись, воет: У-у-у.

Филин ухает: Ух- Ух,

Рыбка плещется : Плюх- плюх…

Весёлые и зазывные заклички наряду с потешками привлекают внимание

детей.

Они

привлекают

внимание

детей,

способствуют

формированию

бережного отношения к природе, развитию фонематического слуха, учат детей

воспринимать короткий сюжет, это является подготовкой к восприятию сказки.

Они

развивают

детскую

фантазию,

пробуждают

у

детей

интерес

к

словотворчеству.

На

смену

потешкам

приходят

прибаутки,

которые

используются

для

украшения

речи.

Народная

сказка

легко

воспринимается

детьми, развивает у них воображение, мышление. Многие сказки содержат так

называемые

«крылатые»

выражения,

например

«утро

вечера

мудренее»

или

«сказка ложь, да в ней намёк», которые ребёнок слышит в реальной жизни. В

сказке используются одни и те же средства поэтического языка, слушая, ребёнок

начинает

использовать

их

в

собственной

речи.

Сказка

является

средством

нравственного воспитания детей, после прочтения которой с детьми необходимо

провести беседу, обсудить сюжет, какие персонажи присутствуют в сказке, их

поведение и поступки. Как утверждал В.А. Сухомлинский « сказка- активное

эстетическое творчество, захватывающее все сферы ребёнка, его ум, чувства,

воображение,

волю.

Оно

начинается

в

рассказывании,

высший

этап

инсценирование.» Дети с удовольствием показывают, как бежала мышка, или как

прыгал зайка, топал мишка и т.п. Инсценирование, или показ сказки по ролям,

снимает у ребёнка внутреннюю скованность, зажатость. Более скромные дети

раскрываются в театрализации того или иного произведения устного народного

творчества, тем самым проходит социализацию в своей группе.

В настоящее время использование современных технологий, таких как

интерактивные доски, проекторы, ноутбуки, входят в деятельность современного

педагога ДОО, поэтому можно смело рекомендовать использовать их во время

индивидуальных

занятий

с

детьми,

соответственно

возрасту

ребёнка. Для

обогащения и расширения словарного запаса ребёнка можно использовать такие

дидактические упражнения, как « Кто как кричит», «Доскажи словечко» и др.

Таким образом, можно сделать вывод, что речевая деятельность является

целенаправленной,

мотивационной,

она

опосредована

знаками

языка

и

воздействует

на

мысли,

поступки

и

чувства

человека.

Восприятие

устного

народного творчества является

для детей раннего возраста особым видом

деятельности, наряду с ведущим- игрой.

Список используемой литературы:

1.

.

Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного

возраста. – М.: Владос, 2010.

2.

Хрестоматия по теории и методике развития речи дошкольников. Ч. 2.

Теоретические и методические основы. – Глазов: Изд. центр ГГПИ, 2004. –

176 с.

3.

ГербоваВ.В. Коммуникация. Развитие речи и общения детей в первой

младшей группе детского сада.-М.: Мозаика-Синтез, 2013.-112 с.

4.

Дошкольная педагогика с основами воспитания и обучения: Учебник для

вузов. Стандарт третьего поколения / Под редакцией А.Г. Гогоберидзе, О. В.

Солнцевой.- СПб.:Питер,2013.- 464 с.: ил.



В раздел образования