Напоминание

Формирование основ ЗОЖ дошкольников на занятиях по плаванию


Автор: Васькина Надежда Геннадьевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 1383
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: Формирование основ ЗОЖ дошкольников на занятиях по плаванию
Дата публикации: 11.01.2019
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Формирование основ ЗОЖ дошкольников на занятиях по плаванию».

Любой

совершенно

обычный

ребенок

одержим

жаждой

движения.

Он

словно

заводная

игрушка,

трудно

заставить

его

усидеть

на

месте,

ему

все

интересно,

многое

хочет

знать,

попробовать.

Необходимо

удовлетворять

эту

энергию направляя на более полезное дело. Каждый вид спорта, в какой – то

степени дополняет друг друга при формировании у детей практических навыков

необходимых в жизни, но ни один из них за исключением плавания, не может

подготовить человека к действиям в воде.

Плавание

один

из

более

популярных

и

массовых

видов

спорта.

Оно

доступно

всем

и

каждому

в

любом

возрасте.

Плавание

имеет

благотворное

влияние на организм человека, его состояние, т.е. оздоровительно-гигиеническое

лечебное

значение.

Это

одно

из

эффективных

средств

закаливания

человека.

Повышая

сопротивление

воздействию

температурных

колебаний,

оно

воспитывает стойкость к простудным заболеваниям. Человек,

занимающийся

плаванием,

также

приобретает

важные

в

жизни

навыки

гигиены.

Занятия

плаванием укрепляют опорно-двигательный аппарат, гармонично развивает почти

все

группы

мышц,

способствует

выработке

хорошей

осанки,

предупреждая

искривления

позвоночника.

Плавание

отлично

тренирует

и

укрепляет

деятельность

сердечно-сосудистой

и

дыхательной

систем,

вырабатывает

правильный ритм дыхания, увеличивает жизненную емкость легких, гармонично

развивает такие физические качества как сила, быстрота, ловкость, выносливость,

подвижность в суставах, координацию движений.

Плавание

не

только

полезно

для

оздоровления

и

физического

развития

человека. Умение плавать, является навыком, необходимых человеку, в самых

разнообразных ситуациях. Нет надобности, указывать на значительное количество

несчастных случаев на воде, происходящих ежегодно из-за неумения плавать.

Большой процент их падает на детей. Если же всех детей с самых ранних лет

приучить, свободно держаться на воде, обучить проплывать хотя бы небольшое

расстояние, то многие детские жизни будут ограждены от возможного несчастья.

2

Плавание — это шаг к здоровому образу жизни. Здоровье - одна из главных

ценностей в жизни. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в

иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы

научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье,

если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то

можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не

только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.

Плавание

способствует

оздоровлению,

физическому

развитию

и

закаливанию детей. Это один из самых полезных видов физических упражнений,

укрепляет

нервную

систему.

Поэтому

чем

раньше

приучить

ребенка

к

воде,

научить его плавать, тем полнее скажется положительное воздействие плавание на

развитие всего организма.

Прежде всего, мышечная система ребенка дошкольного возраста развита

слабо. У ребенка мышцы сокращаются медленнее, чем у взрослого, но сами

сокращения происходит через меньшие промежутки.

Плавательные

движения

ребенок

совершает

при

помощи

крупных

мышечных групп рук, ног, туловища, уже достаточно хорошо развиты к 3 – 5 г.

Движения

при

плавании

характеризуются

большими

амплитудами,

простой

динамичностью.

Сердечно

сосудистая

система

ребенка

хорошо

приспособлена

к

потребностям

растущего

организма.

При

плавании

органы

кровообращения

находятся

в

облегченных

условиях

деятельности

благодаря

положению

тела

пловца, близкому к горизонтальному механическому воздействию давления воды

на поверхность тела.

Правильный ритм работы мышц и дыхательных органов

также оказывают благоприятное влияние на деятельность сердечно – сосудистой

системы.

Органы дыхания детей имеют свои особенности: узость дыхательных путей,

нежная

и

легкая

ранимость

слизистых

оболочек.

Систематические

занятие

плаванием благотворно отражаются на развитии органов дыхания дошкольников.

Жизненная емкость возрастает.

3

Опорно – двигательный аппарат ребенка находится в стадии формирования.

Поэтому у ребенка позвоночник мягкий, эластичный. В виду такой податливости

он

легко

подвергается

изгибам.

При

плавании

подъемная

сила

воды,

поддерживающая ребенка, на поверхности облегчает тело, поэтому снижается

давление

на

позвоночник.

В

процессе

плавания

развивается

координация,

ритмичность движений, необходимая для любой двигательной деятельности .

Центральная нервная система интенсивно развивается к 6 годам процессы

возбуждения, еще преобладают над процессами торможения, поэтому объяснение

при разучивании движений имеет большое значение. У детей наблюдается еще

некоторая неподготовленность к выполнению сложных двигательных действий из-

за медленной концентрации торможения .

Правильное физическое воспитание ребенка без закаливания его организма.

Особенно эффективно плавание, купание, т.к. сочетают в себе воздействие на

организм ребенка воды, воздуха, солнечных лучей и сопровождаются движением.

При систематическом плавании сосудистая система ребенка приобретает свойство

быстро приспосабливаться к изменением температуры воды. Ребенок привыкает

длительно находится в среде с более низкой температурой. Возникает стойкое

приспособление к холоду. Вот почему плавание является эффективным средством

закаливания.

Занятия

плаванием

представляют

собой

звено

целостного

процесса

физического воспитания. Они включаются в режим дня детского сада, где им

отводится

строго

определенное

место.

Это

помогает

организации

детского

коллектива, сокращает время на подготовку к занятиям. Кроме занятий проводятся

соревнования,

праздники

на

воде

это,

прежде

всего!

Эффективная

форма

активного отдыха детей, источник радости, веселья и красоты. Вместе с тем во

время праздника выявляются умения ребенка проявлять свои физические качества

в

необычных

условиях

и

игровых

ситуациях,

мобилизировать

свои

силы

в

соревнованиях.

В

практике

работы

спортивно-оздоровительного

учреждения,

в

котором

организовано обучение плаванию, температура воды в бассейнах, как правило,

4

устанавливается

в

зависимости

от

длительности

занятий,

возраста

детей,

состояния их здоровья. Чтобы занятия были безопасными для здоровья и жизни

детей необходимо иметь соответствующий инвентарь и оборудование, игрушки

предназначенные для наиболее эффективной организации занятий, проведения

различных

упражнений

и

игр.

Применять

вспомогательные

средства

нужно

целенаправленно и методически правильно, в противном случае их использование

не ведет к положительным результатам.

Чтобы

обучение

плаванию

осуществлялось

последовательно

и

систематически

необходимо

наличие

перспективного

и

календарного

планирования

всех

возрастных

групп.

Определены

задачи

каждого

занятия,

подобраны

игровые

упражнения,

предусмотрены

последовательность

их

разучивания и постепенное введение более сложных элементов.

Основаниями психическими факторами, тормозящими обучению плаванию,

являются неприятные и болезненные ощущения, вызываемые попаданием воды на

слизистую

оболочку

глаз,

в

уши,

нос

и

особенно

ротовую

полость,

где

под

действием глотательного рефлекса новичок часто невольно ее проглатывает; страх

перед водой, связанный с прежним негативным опытом обучения, наблюдаемыми

ранее несчастными случаями; негативное настроение, неверные представления и

понятия, связанные с неверностью в своих силах, страхом.

Необходимо отметить, что в последнее время в детских садах появилось

большое

количество

ослабленных

детей.

Поэтому

использование

плавания

в

работе

с

ними

имеет

свои

особенности.

Поскольку

им

противопоказаны

дополнительные

нагрузки,

здесь

вводятся

регламентации:

уменьшается

физическая

нагрузка

при

проведении

упражнений

по

плаванию,

сокращается

длительность пребывания в воде.

Таким образом, значение влияния плавания очень велико – оно закаливает

организм,

оздоравливает,

способствует

нормальному

физическому

развитию,

приобщает к здоровому образу жизни. В процессе обучения плаванию у детей

формируются нравственно – волевые качества.

Плавание:

5

закаляет организм, совершенствует механизм терморегуляции, повышает

иммунологические

свойства,

улучшает

адаптацию

к

разнообразным

условиям

внешней среды;

прививает умение и навыки самообслуживания;

совершенствует органы кровообращения и дыхания, улучшает сердечную

деятельность,

подвижность

грудной

клетки,

ритм

дыхания,

увеличивает

жизненную емкость легких;

укрепляет

опорно-двигательный

аппарат,

правильно

формирует

позвоночник,

вырабатывает

хорошую

осанку,

предупреждает

развитие

плоскостопия;

увеличивает работоспособность и силу мышц;

гармонично

развивает

силу,

быстроту,

ловкость,

гибкость,

координацию

движений, выносливость; совершенствует движения;

повышает

общий

тонус

организма,

укрепляет

нервную

систему,

крепче

становится сон, улучшается аппетит.

Занятия плаванием имеют огромное воспитательное значение. При

обучении

создаются

условия

для

формирования

личности,

что

способствует

развитию целеустремленности, настойчивости, самообладания, решительности,

смелости, дисциплинированности,

самостоятельности, творчества, а также

умение

действовать

в

коллективе.

Умение

плавать

является

навыком,

необходимым человеку в самых разнообразных ситуациях.



В раздел образования