Напоминание

Формирование патриотизма на уроке музыки в рамках ФГОС


Автор: Вдовенко Анна Владимировна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ "СОШ" №23
Населённый пункт: п.Айхал, Мирнинский р-н
Наименование материала: статья
Тема: Формирование патриотизма на уроке музыки в рамках ФГОС
Дата публикации: 11.01.2019
Раздел: среднее образование





Назад




Формирование патриотизма на уроке музыки в рамках ФГОС

Россия – страна, имеющая большие духовно-нравственные традиции,

которые

прошли

многовековой

путь

формирования,

и

эти

нравственные

традиции

требуют

своего

возрождения.

В

рамках

складывания

практики

социализации

и

воспитания

выделяется

одна

из

основных

целей

воспитание достойного гражданина общества. В достижении этой цели одно

из первых мест принадлежит воспитанию у школьников патриотических

чувств.

В законодательных документах Российской Федерации подчеркнута

важность

патриотического

воспитания

в

современном

обществе.

В

наше

непростое время, потеряны нравственные и культурные основы в воспитании

школьников.

Именно

обращение

к

искусству

может

вызвать

в

ребенке

качества, определяющие его как личность, как гражданина и как человека.

Музыка - это тот вид искусства, который наиболее близок и понятен детям,

поэтому

именно

в

музыке

заключаются

большие

потенциальные

возможности патриотического воспитания и развития учащихся. Работая над

развитием и воспитанием патриотических чувств у школьников посредством

приобщения их к Прекрасному, урок музыки становится уроком искусства,

нравственно-эстетическим

стержнем,

что

позволяет

учителю

и

ребенку

осмысливать музыку сквозь призму общечеловеческих ценностей.

Выбранный современным образованием курс на гуманизацию создает

условия

для

формирования

гражданственности,

патриотизма,

развития

личности

каждого

школьника.

Глубокое

знакомство

с

музыкой,

как

и

с

историей,

литературой,

природой

родного

края

способствует

воспитанию

истинного гражданина России.

Цель урока музыки заключается в том, чтобы заложить основы

музыкальной

культуры

школьника

как

части

его

духовно-нравственной

культуры,

что

предполагает

единство

личностного,

познавательного,

коммуникативного

и

социального

развития

учащихся,

воспитания

у

них

эмоционально-ценностного отношения к искусству и к жизни.

Для реализации поставленной цели на уроках музыки важно отметить,

что значение музыки в воспитании ценностных качеств младших школьников

велико.

Музыка

отражает

действительность

в

звуковых

образах,

доставляющих

слушателям

эстетическое

наслаждение.

С

особенной

яркостью музыка раскрывает внутренний мир человека. Младший школьный

возраст, в силу непосредственности душевных и эмоциональных реакций, в

силу неутраченной открытости души, наиболее важен для формирования

патриотических

чувств.

Младшие

школьники

очень

эмоциональны,

их

психическая деятельность окрашена эмоциями. Они не умеют сдерживать

свои чувства, контролировать их внешнее проявление, они непосредственны

в выражении радости или горя, печали, неудовольствия. Значительно лучше в

этом возрасте развито непроизвольное внимание. Всё новое, неожиданное,

яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников без всяких

усилий с их стороны. Они лучше, быстрее запоминают и сохраняют в памяти

конкретные события, лица, предметы, чем описания и определения. В эти

годы происходит формирование и закрепление новой системы отношения к

людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует

характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности, то есть

закладывается

фундамент

нравственного

поведения,

происходит

усвоение

моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная

направленность личности.

Начиная с первого класса, на уроках музыки в детях закладываются

основы патриотизма, нравственности и доброты (песни о Родине, о маме, о

дружбе…).

На

своих

уроках

я

стараюсь

пробудить

в

детях

интерес

к

народной, родной музыке, к музыкальным занятиям. Развить уже имеющийся

у них жизненно-музыкальный опыт, увлечь, используя доступный материал,

знакомясь с народными традициями, обычаями, праздниками, приобщить к

ценностям народного творчества, т.к. в нем воплощение не просто прошлого

культуры, но и нравственные ценности.

На протяжении всего изучения курса музыки учащиеся встречаются с

героическими образами, с произведениями, посвященными темам воинского

подвига,

патриотизма,

верности

долгу,

преданности,

высоким

идеалам

гуманизма. Такие произведения понимаются и усваиваются благодаря тому,

что

на

уроке

раскрываются

их

характерные

особенности,

объясняющие

причины

их

воздействия

на

слушателей,

свойства

и

способности

человеческой души.

По теме: «Музыка моего народа» провожу серию уроков о героях земли

русской, опираясь на следующие произведения: А. П. Бородин « Богатырская

симфония», кантата «Александр Невский», М. И. Глинка «Ария Сусанина» и

хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин».

В шестом классе эта тема

продолжается на примере «Седьмой симфонии» Д. Д. Шостаковича.

Патриотическое воспитание находит свое продолжение и во внеклассной

работе.

С

огромным

успехом

в

школе

проводятся

культурно-массовые

мероприятия

военно-патриотической

направленности.

В

рамках

празднования Дня Победы традиционным стал праздник «Песня в солдатской

шинели».

Ребята

исполняют

не

только

песни

военных

лет,

но

и

патриотические песни современных композиторов о войне, Родине.

Патриотическое воспитание на уроках музыки несёт в себе важные

предпосылки для формирования музыкальной культуры, как неотъемлемой

части духовной культуры школьников, что является общей целью массового

музыкального

образования.

Уроки

эстетического

цикла,

и

музыка,

в

частности, имеют большое воздействие на подсознание (на эмоциональном

уровне). Средства музыкальной выразительности комплексно воспитывают

ребят:

и

на

уровне

сознания,

и

на

уровне

эмоций

и

чувств.

Подбор

соответствующего

репертуара

(отечественных,

зарубежных

композиторов,

образцов

народной

музыки),

воспитывает

в

ребенке

любовь

к

родным

местам,

к

людям,

чувство

гордости

за

историю

страны,

ее

лучших

представителей, оптимистическая вера в свои силы и в светлое будущее

страны и своего народа.

Музыкальное искусство вызывает яркий эмоциональный отклик,

воздействует

на

эмоциональную

сферу

сознания,

помогает

воспитывать

школьников

добрыми,

жизнерадостными,

преданными

Родине,

высококультурными, то есть гражданами и патриотами своей страны.

Воспитание гражданско-патриотических чувств у детей – процесс

сложный и длительный. Любовь к близким людям, к своей школе, к родному

городу, к родной стране играют огромную роль в становлении личности

ребёнка.

Патриотическое воспитание на уроках музыки и в дополнительном

образовании в школе предполагает:

-

постижение

основных

пластов

мирового

музыкального

искусства:

фольклора, духовной музыки, произведений композиторов – классиков;

-

знакомство

с

народной

музыкой,

историей

народа,

его

традициями

и

обычаями, историческим наследием;

- изучение основных жанров фольклорных сочинений и т. д.

Перед учениками раскрываются страницы русской истории, отраженные в

музыке разных жанров и эпох: от детской песни, исполняемой всем классом,

к кантам, увертюре, симфонии, концерту и опере. В певческий репертуар

включаются исторические и военные песни, патриотические песни советских

и современных композиторов.

Работа по развитию и воспитанию патриотических качеств на уроках

музыки

дает

хорошие

результаты:

она

способствует

обогащению

эмоционального

и

духовного

потенциала

личности

каждого

ребенка,

раскрытию

творческих

способностей

и

потребностей,

формированию

эмоционально

открытого,

уважительного

отношения

к

таким

вечным

проблемам жизни и искусства, как материнство, любовь, добро, счастье,

дружба,

долг.

Работа

в

этом

направлении

стимулирует

учащихся

к

исследовательской деятельности в области музыкального искусства.

Концертная деятельность является важнейшим элементом вокального

обучения. Она обогащает их мировосприятие, объединяет детей различной

национальной принадлежности и воспитывает уважение друг к другу, а также

чувство

достоинства

и

гордости

за

Россию.

Учащиеся

школы

активно

принимают участие в конкурсах патриотической направленности, концертах,

общешкольных, поселковых, районных, городских, окружных мероприятиях,

олимпиадах по музыке.

Таким образом, проблема гражданско-патриотического воспитания на

уроках музыки и во внеурочной деятельности на сегодняшний день очень

актуальна

и

несет

в

себе

важные

предпосылки

для

формирования

музыкальной

культуры,

как

неотъемлемой

части

духовной

культуры

школьников,

что

является

общей

целью

массового

музыкального

образования.



В раздел образования