Автор: Негреску Галина Петровна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ № 14
Населённый пункт: город Урай ХМАО-Югра
Наименование материала: статья из опыта работы
Тема: "Межвозрастное взаимодействие дошкольников в театрализованной деятельности"
Раздел: дошкольное образование
«Межвозрастное взаимодействие
дошкольников в театрализованной деятельности» (из опыта работы)
Музыкальный рукоовдитель Негреску Г.П.
Межвозрастное общение детей в условиях детского сада, является
художественно-эстетическим направлением и осуществляется:
1. В совместном проведении театрализованной деятельности на базе театральной студии
«Сказка» (различные инсценировки, участие в утренниках, спектакли, кукольные театры,
концертная деятельность для детей, гостей и родителей (и вместе с родителями) в детском
саду.
2. В участии в конкурсах и фестивалях различного уровня.
3. В знакомстве с музыкально-театрализованной деятельностью в кружке дополнительного
образования «Непоседы»
4. Во взаимодействии с социальными партнерами: семья, МБОУ СОШ №2, выпускники
ДОУ и т.д..
Взаимодействие
с
учащимися
основывается
на
взаимопонимании,
сотрудничестве
и
доверительности. Работа ведется по разработанному плану.
Межвозрастное общение помогает обогатить опыт дошколят в обществе детей другого
возраста;
Появляется возможность переживать ситуацию успеха в присутствии других детей;
Вырабатываются способы поведения в самых различных ситуациях;
Развиваются: взаимное доверие, взаимопомощь, поддержка и открытость;
Вырабатываются самостоятельность и независимость мышления;
Развиваются самосознание и самопознание, формируется представление о себе.
Тема межвозрастного общения, для нашего ДОУ, не является новинкой (участие старших
детей и выпускников детского сада на утренниках, развлечения, концерты, постановки
инсценировок, сказок, игры и игровые программы и т.д.). Наших выпускников можно
часто видеть на школьных, городских мероприятиях. Они с удовольствием приходят и к
нам. Занимаются с детьми разными видами детской деятельности.
Художественно – эстетическое направление включает в себя театрализованную
деятельность, которая является основой культурных практик, таких как:
Игровая деятельность
Продуктивная деятельность
Двигательная деятельность
Художественно – творческая деятельность
Познавательно – исследовательская деятельность
При участии детей в любом, из выше названных, виде деятельности обязательные
условия:
это учет образовательных потребностей, способностей и состояние здоровья
детей.
Особый вид отводится игре, главной форме активности дошкольников.
В игре и через игру ребенок познает мир и самого себя, овладевает навыками поведения в
социуме. Продуктивно используются следующие виды игр: Спортивные - способствуют
развитию физических сил и качеств, ролевые - помогают воспроизводить действия других
людей и животных, дидактические формируют умения и навыки. На основе театрализации
используются игры-импровизации, игры – инсценировки, этюды, обыгрывание разных
ситуаций, которые в дальнейшем можно включить в разные виды детской деятельности.
Театрализованные игры способствуют раскрепощению детей, пробуждают инициативу,
повышают познавательные процессы, развивают память, речь, внимание, мышление и т.д.
Театрализованная деятельность строится на партнерских отношениях взрослого и
ребенка, детей разного возраста и предполагает возможность отбора содержания с учетом
интересов
ребенка,
концентрирует
опыт
и
формирует
культуры
межличностных
отношений. Ребенок учится общественным нормам, приучается к соблюдению правил,
умению
оценивать
поступки
свои
и
сверстников,
получает
положительные
эмоции.
Воспитываются чувства дружбы, товарищества, сотрудничества.
Наряду
с
игровой
деятельностью,
одной
из
значимых
является
продуктивная
деятельность: рисование, лепка, конструирование, аппликация, изготовление поделок из
бумаги,
бросового
материала.
Работая,
над
театрализованной
постановкой
детям
предлагается:
Вылепить из пластилина героев сказки, с последующим обыгрыванием сюжета.
Изготовить шапочки, атрибуты и декорации
Нарисовать афишу, пригласительные билеты
Нарисовать сказочных героев
Изготовить из бросового материала атрибуты к постановке и т.д.
В процессе такой практики у детей формируется зрительная память, развивается
речь, мышление, воображение, мелкая моторика, умственные и сенсорные способности,
глазомер, координация движений, усидчивость.
Продуктивной
формой
культурных
практик
является
художественно
–
творческая
деятельность,
включающая
в
себя
музыку,
изобразительное
искусство,
в
результате
изучения, которых складывается картина мира, развивается эмоционально - чувственная
сфера ребенка.
Художественно
–
творческая
деятельность
осуществляется
в
игровой
форме,
включая элементы драматизации, импровизации реализуя потребность детей в общении с
искусством, потребность во внутренней свободе и общению со сверстниками. Раскрывая
в каждой личности творческий потенциал, помогая адаптироваться в социальном мире и
реализовать способность к творчеству.
Двигательная деятельность - основа жизнедеятельности детского организма.
Используя
в
театрализации
образные
движения,
позволяющие
детям
превратиться
в
различных
персонажей
(образ
животного,
птицы,
действий
человека)
способствуют
развитию
двигательных
навыков.
Демонстрация
различных
эмоций
персонажей
формирует опыт эмоционального поведения.
О
познавательно
–
исследовательской
деятельности
нам
расскажет
Татьяна
Владимировна.