Напоминание

"Межвозрастное общение как фактор повышения эффективности образовательного процесса на основе комплексной программы дошкольного образования "Миры детства: конструирование возможностей"


Автор: Фазлыахметова Лина Вильдановна
Должность: заместитель заведующего по вмр
Учебное заведение: МБДОУ № 14
Населённый пункт: город Урай ХМАО-Югра
Наименование материала: статья из опыта работы
Тема: "Межвозрастное общение как фактор повышения эффективности образовательного процесса на основе комплексной программы дошкольного образования "Миры детства: конструирование возможностей"
Дата публикации: 11.01.2019
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Межвозрастное общение как фактор повышения эффективности

образовательного процесса на основе комплексной программы дошкольного

образования «Миры детства: конструирование возможностей»

(из опыта работы)

«Дружба старших и младших

создает удивительные отношения в коллективе,

придает им такую прелесть, какая бывает только в семье,

прелесть отношений старших и младших братьев»

Н.К. Крупская

Заместитель заведующего

по воспитательно-методической работе

МБДОУ «Детский сад № 14»

Фазлыахметова Л.В.

На современном этапе дошкольного образования особые требования предъявляются к

реализации

принципа

вариативности.

Необходимость

вариативности

в

дошкольном

образовании

обусловленавпервую

очередь

многообразием

детских

образовательных

потребностей,

связанных

с

разным

уровнем

развития

детей,

разными

образовательными

потребностями и возможностями, а также

развитием инновационных проектов, технологий,

различающихся направленностью, методами и формами работы с детьми.

Мы с вами, уважаемые коллеги,

стоим перед

очень трудной

проблемой – это

необходимость

организациии

новых

вариативных

форм

организации

образовательной

деятельности.

Все это важно и нужно для преодоления сложившегося годами единообразия и

унификации

образования,

в

том

числе

и

дошкольного.

В

результате

реализации

данного

принципа вариативности образования – мы сможем предоставлять воспитанникам достаточно

большое многообразие полноценных, качественно специфичных и привлекательных вариантов

образовательных троекторий, спектр возможностей – осмысленного и адекватного запросам

детей и родителей.

Среди видов взаимодействия дошкольников наука выделяет такие как – групповое,

коллективное

и

разновозрастное.

Именно

разновозрастное

взаимодействие

является

преобладающим в жизни как взрослого человека так и ребенка. В наследии педагогов К. Д.

Ушинского, Л. Н. Толстого, А.С.

Макаренко,

и многих других, утверждается, что забота,

доброта, отзывчивость, исполнительность и ответственность – вот те характеристики, которыми

должны

обладать

взаимоотношения,

а

значит

и

взаимодействия

детей

между

собой

и

родителями.

Разновозрастное взаимодействие способствует обогащению социального опыта детей,

познанию себя и других,

а также развитию инициативности, проявлению их творческого

потенциала и овладению нормами взаимоотношений.

По мнению

Т.Н. Дороновой и С. Г. Якобсон, польза разновозрастного общения для

младших в том, что они имеют более близкий и понятный образец для действия, а авторитет

старшего стимулирует к выполнению действия, тем самым развивая исполнительность, как

компонент

активности;

для

старшего

показ,

объяснение

другому

способствуют

лучшему

осознанию

предметного

содержания,

контроль

за

действиями

младшего,

способствует

развитию самоконтроля,

а также появляется чувство ответственности, самостоятельности,

инициативности,

которая входит в структуру социальной активности.

Сами условия

совместного пребывания позволяют активнее формировать новые социальные позиции, навыки

социального поведения.

Основным способом межвозрастного взаимодействия является игровая деятельность, ей

мы

стараемся

уделять

особое

место.

Например,

использование

настольно-печатных

игр

с

правилами обусловлено тем, что они содержат готовые правила и предписания и наглядны

благодаря игровому материалу. Важным условием

является включение в игру старших и

младших детей. Старшие дети попадают в позицию организаторов. Наблюдения за

такими

играми

обнаруживают сразу существенные различия,

по сравнению с тем, если бы это

происходило со сверстниками.

Большинство старших детей с младшими начинают игру с

объяснения правил до начала игры, неоднократно стараются напоминать их в ходе игры, и как

результат, резко падает число нарушений в отличии от игр сверстников. Как результат –

проявляются

организаторские

умения

старший

детей,

вербальные

формы

регуляции

взаимодействия, возрастает контроль, проявляется сопричастность к игре другого в форме

поддержки, помощи.

Межвозрастное взаимодействие детей в сюжетно-ролевой игре психологически значимо

как для старших, так и для младших дошкольников. У первых удовлетворяется потребность

оценивать других, а у вторых – потребность получить признание.

Постоянное взаимодействие

младших детей со старшими создает

благоприятные

условия для дружеских отношений, проявления заботливости, самостоятельности.

За рубежом, в частности в Германии, у педагогов формируют особую профессиональную

установку

на

поощрение

контактов

между

детьми

разного

возраста,

пола

и

социального

положения.

Поэтому, при организации межвозрастного взаимодействия

большая роль

отводится

воспитателям,

т.к.

они

должны

быть

инициаторами

социальных

норм

взаимодействия,

первоначально задавать детям эти инструкции, а затем поощрять детей при использовании этих

норм. И с другой стороны, именно взрослые создают условия для межвозрастного общения,

находят баланс между возрастным и межвозрастным общением детей.

Практика

межвозрастного общения детей

рассматривается как важнейшая задача

социального воспитания и развития, стимулирующая учебную мотивацию.Конечно это хорошо

может

просмотреться

в

дополнительном

образовании,

кружковой

деятельности

начиная

с

младшего дошкольного возраста.

В повседневной жизни младшие тянутся за старшими, прислушиваются, в случае затруднений

легко принимают помощь от сих детей.

Хорошо просматривается возможность большей

индивидуализации

развития, получение более богатого социального опыта,

в том

числе

развитие нравственных качеств.

От старших детей

требуется понимание возрастных возможностей

каждого, умение

находить выход в

трудной ситуации, понимание воздействия своих слов на окружающих,

умение обсуждать и договариваться. От младших требуется активное участие в познавательно-

игровой и продуктивной деятельности позволяющее развивать свои возможности. Важной

особенностью является то, что воспитателям нужно формировать позитивный взгляд младших

на

взаимодействие со старшими, чтобы они понимали и радовались тому, что

у них

получилось то, чего они раньше не умели, и верили в то, что они могут научиться новому, умели

переживать неудачу и не отчаиваться.

При организации межвозрастного общения необходимо учитывать то, что такая форма

должна

быть

доступной

для

участия

всех

детей,

а

также

использовать

материалы

и

оборудование,

позволяющие участие детей

без возрастных ограничений.

Очень важная

рекомендации авторов программы

заключается в индивидуализации процесса воспитания

детей,

которая

заключается

в

непрерывном

наблюдении

за

детьми,

выстраивании

всех

процессов жизнедеятельности детей с учетом индивидуальных и возрастных особенностей

каждого ребенка, а также стимулирование сотрудничества в различных видах деятельности.

Так как только при создании таких условий по созданию такого микроклимата, когда особое

внимание обращается на возрастные характеристики поведения и взаимопомощь, младшие и

старшие начинают учиться друг у друга.

На предыдущем семинаре мы уже говорили о том, что разновозрастное окружение не

только обогащает социальный опыт ребенка, но и создает условия для

его личностного и

социального развития. Складывающиеся привычки общения с большим коллективом людей

способствуют

развитию

контактности

и

коммуникабельности

дошкольников,

тем

самым

обеспечивая формирование социальной ответственности, способности чувствовать и понимать

других. Постоянное общение младших детей со старшими создает благоприятные условия для

формирования дружеских отношений, заботливости и самостоятельности.

Старшие дети помогают одеваться и раздеваться младшим на прогулку, читают им

сказки, показывают спектакли и кукольные театры, играют с ними, стараются заботиться о них,

выходя

за

пределы

замкнутости

одновозрастного

коллектива,

проявляются

лидерские

способностии

как

следствие

у

них

развивается

исполнительность,которая

является

частью

социальной

активности.А

младшие,

в

силу

своей

склонности

к

подражанию,

постепенно

перенимают в форме исполнительности и инициативности, так же как и все положительные

качества старших.

Сама природа межвозрастной коммуникации и заключена в том, что взаимодействуя со

старшими, взрослыми, ребенок потребляет и впитывает знания, умения, методы деятельности,

ценности,

основой

которых

является

старший

или

взрослый.Cоздается

благоприятная

обстановка для развития личности как старших, так и младших детей, она формируется по

образцу

большой,

дружной

семьи,

где

налицо

ответственность

и

инициативность

и

все

возрастающая

самостоятельность

младших.

Разновозрастное

окружение

в

дошкольном

учреждении

обогащает

социальный

опыт

детей

и

создает

условия

для

их

личностного

и

социального развития.

Реализация принципа возрастного подхода при этом говорит о том, что мы работаем на

перспективу развития ребенка, так как эффект

развития детей обеспечивается освоением

реальной ролевой позиции и служит важнейшим интегрированным показателем развития

дошкольника.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

- межвозрастное общение детей способствует расширению спектра освоения социальных

ролей;

- создает условия для формирования социально значимых качеств личности, таких как

самостоятельность,

доброжелательность,

терпимость,

дисциплинированность,

а

также

ответственность;

-

содействует

становлению

опыта

реализации

субъектной

позиции

в

совместной

деятельности, что и предполагает в свою очередь проявление активности;

-

выход

за

пределы

замкнутости

одновозрастного

коллектива

детей

в

группе,

что

является основой для преодоления закрытости микросоциального окружения личности и тем

самым помогает в установлении связей с другими коллективами, что в свою очередь является

основой для формирования социальной активности ребенка дошкольного возраста;

-межвозрастное общение является для ребенка доступным пространством для обмена

социальным

опытом,

в

том

числе

знаниями,

практическими

умениями,

ценностными

приоритетами,

что

стимулирует

интерес

дошкольника

к

социуму,

а

следовательно,

и

его

социальную активность.

И

конечно хотелось бы отметить еще один факт

и вернуться к нашим целевым

ориентирам на этапе завершения дошкольного образования:

- ребенок

овладевает

основными

культурными

способами

деятельности,

проявляет

инициативу

и

самостоятельность

в

разных

видах

деятельности -

игре,

общении,

познавательно-исследовательской

деятельности,

конструировании

и

др.; способен выбирать

себе род занятий, участников по совместной деятельности;

-

ребенокобладает

установкой

положительного

отношения

к

миру,

активно

взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

Способен

договариваться,

учитывать

интересы

и

чувства

других,

сопереживать

неудачам

и

радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в

себя, старается разрешать конфликты;

-

ребенок обладает

развитым

воображением,

которое

реализуется

в

разных

видах

деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры,

различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным

нормам;

- - ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения

и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;

-

ребенок

проявляет

любознательность,

задает

вопросы

взрослым

и

сверстникам,

интересуется

причинно-следственными

связями,

пытается

самостоятельно

придумывать

объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.

Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет;

знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из

области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к

принятию

собственных

решений,

опираясь

на

свои

знания

и

умения

в

различных

видах

деятельности.

Именно во многом, межвозрастное общение споосбствует реализации

поставленных

задач ФГОС дошкольного образования.



В раздел образования