Напоминание

урок по теме "Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника"


Автор: Рябых Светлана Николаевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ СОШ с.Осиновка
Населённый пункт: с.Осиновка Михайловский район Приморский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: урок по теме "Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника"
Раздел: среднее образование





Назад




Тема урока: «Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.

Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника»

Цель

урока: сформировать

знания

о

нарушениях

опорно-двигательной

системы,

их

основных причинах и мерах профилактики.

Задачи:

Образовательные: обобщить

и

систематизировать

знания

учащихся

об

особенностях строения опорно-двигательной системы человека, сформировать знания о

причинах нарушений осанки, дать понятия об основных типах искривления позвоночника;

сформулировать меры профилактики нарушений опорно-двигательной системы.

Развивающие: создание

ситуаций,

способствующих

развитию

практических

умений

учащихся по выявлению нарушений осанки; развивать умения анализировать, обобщать,

систематизировать информацию, находить причинно-следственные связи, делать выводы,

сравнивать; развитие умений работать с учебником; развивать навыки исследовательской

работы, развивать логическое мышление и речь учащихся.

Воспитательные: формировать потребность в сохранении и укреплении своего здоровья;

способствовать воспитанию физически и нравственно здоровой личности.

Тип урока: комбинированный.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Технологии:

системно-деятельностный

подход,

технология

проблемного

обучения,

технологии

учебно-поисковой

и

исследовательской

деятельности,

личностно-

ориентированное обучение, здоровьесберегающие технологии.

Планируемые результаты:

Предметные: знание базовых биологических понятий; умения применять полученные

ранее знания для решения проблемных вопросов, применять знания в новых ситуациях;

формирование научного типа мышления.

Метапредметные: умения

работать

с

учебником,

извлекать

нужную

информацию;

осуществлять сравнение, анализ, обобщение, умение строить логические рассуждения,

устанавливать

причинно-следственные

связи,

формулировать

выводы;

самостоятельно

определять цель учебной деятельности; самостоятельно организовывать работу в группе,

умение общаться; умение выступать перед аудиторией, отстаивать свою точку зрения,

приводить аргументы; владение основами самоконтроля и взаимоконтроля.

Личностные: формирование уважительного отношения к другому человеку, его мнению;

умение

вести

диалог

с

другими

людьми,

приводить

аргументы,

выступать

перед

аудиторией; воспитание основ экологической культуры; понимание ценности здоровья

человека, формирование гигиенических норм для профилактики нарушений осанки и

сохранения своего здоровья.

Оборудование: рабочие тетради, учебник биологии для 8 класса, таблицы, раздаточный

дидактический материал.

Базовые понятия и термины: сколиоз, лордоз, кифоз, остеохондроз, плоскостопие.

Ход урока

I. Организационный момент, приветствие учащихся (1 мин).

Здравствуйте, ребята! Прошу вас настроиться на работу, проверьте своё рабочее место.

II. Актуализация знаний и умений (10 мин).

Учитель: Ребята, строение какой системы органов мы изучили? (опорно-двигательной)

Сегодня на уроке мы с вами выясним, как эти знания вы сможете применить в жизни для

сохранения здоровья и предупреждения заболеваний опорно-двигательной системы. Но,

давайте, вначале повторим изученный материал.

1 . Работа

по

карточкам.

Приём

технологии

разноуровневого

обучения.

Некоторым

учащимся

предлагается

выполнить

индивидуальные

задания;

раздаются

карточки

и

объявляется время выполнения заданий. (см.Приложение 1)

2. Приём «Найдите ошибку». Зачитываются тезисы, задача учащихся найти ошибки. Если

утверждение ошибочное – поднимают красную карточку, поясняя свой выбор.

1. Позвоночник человека имеет 4 плавных изгиба. да

2. Во время бега скелетные мышцы выполняют статическую работу. нет

3. Неподвижное соединение костей называется суставом. нет

4. Рост костей скелета человека продолжается до 20-25 лет. да

5. Органические вещества придают костям гибкость и упругость. Да

6. Лобная кость относится к лицевому отделу черепа. нет

7. Рост костей в толщину происходит за счёт эпифизарных хрящей. Нет

8. У взрослого человека в костях преобладают минеральные соли. Да

9. У детей количество костей около 200, а у взрослых чуть более 300. нет

10. В грудном отделе 5 позвонков. Нет

11. Пояс верхней конечности образован только лопатками. Нет

12.В позвоночнике соединение костей подвижное. Нет

13. Самые крепкие кости в скелете – берцовые. нет

3.

Приём

«Шаг

за

шагом».

Учащиеся,

шагая

к

доске,

на

каждый

шаг

называют

определённый термин, понятие. На каждый шаг называть:

а) названия костей черепа;

б) названия костей, входящих в состав скелета туловища;

в) названия скелетных мышц человека.

4. Приём «Что за цифра?». Показывается

классу лист с определённой цифрой, задача

учащихся

выявить

как

связана

данная

цифра

с

изученным

материалом,

какому

показателю в строении опорно-двигательной системы данная цифра соответствует.

1)

7 (число шейных позвонков)

2)

12 (число грудных позвонков)

3)

24 (рёбра)

4)

600 (примерное количество скелетных мышц)

5)

33-34 (количество позвонков в позвоночнике)

6)

206-230 (количество костей в организме)

III. Изучение нового материала (ставит перед учащимися проблемный вопрос) ( 20мин)

Актуализация знаний и

мотивировка:

Прочтите слова академика Н.М. Амосова «…чтобы быть здоровым, нужны собственные

усилия, постоянные и значительные. Заменить их ничем нельзя».

Учитель: Прочтите тему урока и подумайте, на какие главные вопросы вы должны

ответить на этом уроке?

Предполагаемые ответы:

1.

Познакомиться с заболеваниями опорно – двигательной системы.

2.

Изучить причины заболеваний

3.

Познакомиться с мерами профилактики

Создание проблемной ситуации и определение темы исследования

В 19 веке в немецких аристократических семьях девочек привязывали за косички к спинке

стула. Так родители боролись за безупречную осанку юных фрейлин.

Как вы думаете, что такое осанка?

Чтение текста на стр.280

Учитель добавляет: формируется с самого раннего детства в процессе роста, развития и

воспитания. Правильная осанка делает фигуру человека красивой и способствует

нормальному функционированию двигательного аппарата и всего организма человека

В.И. Даль определял хорошую осанку как сочетание стройности, величавости, красоты и

недаром приводил такую пословицу: «Без осанки конь-корова».

Каковы же признаки правильной осанки?

Определение темы исследования формулирование цели.

Учитель: Как вы думаете, на каком рисунке правильная осанка? Правильно, на рисунке 1.

А на остальных рисунках изображены разные нарушения осанки: сколиоз, плоская спина,

кифоз и лордоз.

Почему же осанке придается такое значение? Почему осанка так важна? – можно

обратиться к учебнику стр.280

Выдвижение гипотезы.

Существует 8 причин иметь правильную осанку.

1.

Чем красивее спина, тем увереннее личность.

2.

Дыхание становится легким и более глубоким.

3.

Улучшается пищеварение.

4.

Вы выглядите стройным и молодым.

5.

Голос будет казаться лучше.

6.

Помогает мышцам и суставам.

7.

Улучшает мышление.

8.

Здоровый позвоночник.

Проверка гипотезы: проведение эксперимента интерпретация новых данных.

1. Чем красивее спина, тем увереннее личность.

Хорошая осанка повысит уверенность в себе. Пробуйте это: глубоко вздохните и стойте

прямо. Вы чувствуете себя лучше? Более уверенно?

2. Дыхание становится легким и более глубоким.

Попробуйте сделать следующее: сядьте и сгорбитесь. Попробуйте сделать вдох. Заметьте,

что так тяжелее дышать. Это пример того, как наши мышцы и сухожилия сковываются и

вызывают затруднения в дыхании.

3. Улучшается дыхание и пищеварение.

Хорошая осанка увеличивает вместимость легких, помогая обращению кислорода и пищи

в организме. Улучшается здоровье, органы функционируют лучше.

4. Вы выглядите более стройными и молодыми.

Имея хорошую осанку, вы будете казаться на 3-5 фунтов (2-2,5 кг.) стройнее, моложе и

одежда будет лучше на вас сидеть.

5. Голос будет казаться лучше.

Когда вы держите осанку, диафрагма открывается. В результате этого ваш голос лучше

звучит.

6. Помогает мышцам и суставам.

Хорошее положение позволяет мышцам работать более эффективно, позволяя телу

использовать меньше энергии и, тем самым, предотвращая усталость. Это также

уменьшает вероятность растяжений и даже спинную и мышечную боль.

7. Улучшается мышление.

Осанка также затрагивает ваш ум. А настроение может отразиться на осанке. Когда вы

счастливы и хорошо себя чувствуете — осанка прямая. А вот унылые люди с

хроническими болями, часто сидят или стоят ссутулившись.

8. Здоровый позвоночник.

Правильная осанка – простой, но очень важный способ для поддержания здорового

позвоночника. Здоровая спина особенно важна для людей, которые много стоят в течение

дня или сидят в офисе.

Это все о правильной осанке, а каковы же признаки неправильной осанки? Вернемся к нашему

рисунку.

А на остальных рисунках изображены разные нарушения осанки: сколиоз,

плоская спина, кифоз и лордоз .

Что это за заболевания?

Выступления детей:

Рисунок 2: Сколиоз – боковое искривление позвоночника

Мерной лентой измеряется расстояние от нижних углов лопаток слева и справа до

отростка седьмого позвонка в позвоночнике.

Рисунок 3: Плоская спина – грудной и поясничный изгибы уменьшены, спина прямая как

доска,

амортизационная

способность

позвоночника

снижена.

При

таком

нарушении

осанки человеку сложно прыгать и бегать, т.к. ослаблены мышцы спины, груди и живота.

Рисунок 4: Кифоз – чрезмерный изгиб в грудном отделе позвоночника назад или

это

искривление позвоночника назад. Кифоз переводится с греческого, как

«горб».

Мерной

лентой

определяют

расстояние

от

концов

ключицы

с

левой

и

правой

стороны по спине, а затем по груди.

Рисунок 5: Лордоз – чрезмерный изгиб в поясничном отделе позвоночника вперёд или это

патологический поясничный прогиб, который увеличивает выпирание живота.

Встать спиной к стене, чтобы прикасались лопатки, ягодицы и пятки. Если между

стеной и поясницей проходит свободно кулак, расстояние превышает 2,5 см – значит

есть нарушения. Если проходит только ладонь – осанка нормальная.

Чем

опасна

неправильная

осанка

для

здоровья?

При

неправильной

осанке

повреждаются

межпозвоночные

диски,

могут

защемляться

нервы,

развивается

остеохондроз. При этом человек начинает испытывать боли в спине, шее, голове.

Как предотвратить нарушения осанки, именно вам ребята, так как в вашем возрасте еще

идет формирование опорно-двигательного аппарата, как вырасти красивым и здоровым?

В школе: Нужно правильно сидеть за ученическим столом:

За партой следует сидеть прямо

Между грудью и партой должно оставаться пространство в 3 – 4 см

Предплечья свободно лежат на столе

Ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставе под прямым углом

Ступни опираются на пол

Ученикам рекомендовано пользоваться ранцем

А в повседневной жизни:

Сидеть надо с максимально выпрямленной спиной.

Важно избегать неудобных поз.

Через каждые 15 минут сидения за столом надо менять позу, двигать руками и ногами,

потягиваться.

Стоять и выполнять различную работу следует так же с максимально выпрямлено спиной.

После длительного стояния надо обязательно полежать (разгрузить позвоночник).

Лежать (спать), надо только на жесткой постели, подложив под голову небольшую

подушку

При подъеме тяжестей надо сгибать ноги, а не спину. И держать груз поближе к туловищу.

Не следует поднимать большие грузы особенно рывком и с поворотом туловища.

Не следует носить груз в одной руке.

Эти элементарные правила нужно запомнить и выполнять их, и тогда вам

заболевания опорно-двигательного аппарата вам не грозят.

_____________________________________________________________________________

Учитель: Другим дефектом ОДС является плоскостопие, которое часто проявляется в

детском возрасте.(см. стр.281) Плоскостопие проявляется в понижении свода стопы, при

этой деформации нарушается мышечный и связочный аппарат стопы, она

расплющивается, отекает. Возникают боли в стопе, голени, бедре, и даже пояснице.

Почему может возникнуть плоскостопие?

Причины возникновения плоскостопия:

1.

Ношение тесной обуви.

2.

Ношение неудобной обуви.

3.

Ношение туфель на каблуке.

4.

При перегрузках стопы.

5.

Травмы стопы, голеностопного сустава

Практическая работа:

1. Состояние стопы анализируют по отпечаткам, заранее сделанным дома.

Возьмите свой отпечаток, найдите центр пятки и центр третьего пальца.

Соедините две найденные точки прямой линией. Если в узкой части след не заходит за

линию – плоскостопия нет, если заходит немного плоскостопие лёгкой степени.

Каковы же меры профилактики плоскостопия? Смотрим в причины и называем?

1. Не носить слишком тесную обувь.

2. Не носить обувь на плоской подошве,

оптимальная высота каблука – 3–4 см.

3. Никаких “платформ”, подошва должна быть гибкой

4. Для уменьшения деформации стопы можно

пользоваться супинаторами.

5. Выполнять общеразвивающие упражнения.

6. Полезно ходить босиком по скошенной траве,

морской или речной гальке.

7.

Ношение кед или кроссовок не более 2-х часов в день, они удобны для

занятий спортом, но совсем не фиксируют голеностопный сустав и не

содержат супинаторов (за исключением дорогих профессиональных

моделей).

8.

Соответствующая физическому развитию физическая нагрузка:

чрезмерные физические нагрузки недопустимы

9.

Нельзя долго стоять на ногах – характерно для взрослых в связи с

профессией

IV. Этап закрепления ( 10 мин)

Учитель:

1.С какими нарушениями опорно-двигательного аппарата вы познакомились?

(см.Приложение 2)

2.Какие выводы можно сделать?

Домашнее задание творческое – стр. 280-281; сделать записи понятий осанка,

плоскостопие, сколиоз и др. в тетрадь; написать эссе «Моя осанка» (1 мин)

V. Итог урока, рефлексия учащихся (3 мин)

- Человек настолько молод, насколько молод и здоров его позвоночник !

- Осанка – это красота и здоровье!

- Здоровая стопа – это работоспособность!

- Легче предупредить заболевание, чем вылечить его!

- Здоровье каждого из нас в наших руках. Здоровье человека – общественное достояние,

важнейшая жизненная ценность, необходимое условие работоспособности и развития

личности. Так будем здоровы! Спасибо за сотрудничество!

Приложение 1

Карточка №1

Рассмотрите рисунок, ответьте на вопросы к рисунку (напротив буквы запишите цифру

ответа, например, А-1, Б-4):

1

2

3

4

А) Под каким номером представлена плоская кость?

Б) Кость, которая относится к поясу верхних конечностей обозначена под буквой …?

В) Какая кость является длинной трубчатой?

Г) Какая кость входят в состав скелета туловища?

Д) Какая кость принадлежит к лицевому отделу черепа?

Карточка №2

Рассмотрите рисунок, ответьте на вопросы к рисунку (напротив буквы запишите цифру

ответа, например, А-1, Б-4):

А) Под каким номером обозначена затылочная кость?

Б) Под какими номерами указаны парные кости?

В) Какая кость соединена подвижно?

Г) Каким номером обозначена скуловая кость?

Д) Как называется тип соединения между костями 1 и

2?

Приложение 2

Виды искривлений позвоночника

1

2

3

(Рис. 1 – сколиоз, рис. 2 – лордоз, рис. 3 - кифоз)



В раздел образования