Автор: Лукьянова Светлана Станиславовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №22
Населённый пункт: город Ковров Владимирской области
Наименование материала: статья
Тема: Некоторые особенности преподавания литературы в эпоху клипового мышления
Раздел: полное образование
Некоторые особенности преподавания литературы в эпоху клипового мышления
В данной статье предполагается рассмотреть вопросы целесообразности
использования логических схем на уроках русского языка и литературы. Автор
размышляет о применении этой формы объяснения и обобщения материала в условиях
современного информационного общества и преобладания в нем, особенно в
подростковой среде, клипового сознания.
Клиповое мышление (от англ."clip"- отрезок чего-либо, отсечение, вырезка) - термин,
впервые предложенный Элвином Тоффлером для обозначения восприятия человеком
коротких ярких образов, появляющихся в телепередачах, новостях, видеороликах, газетах.
Разговор о проблеме преобладания среди населения клипового мышления возник с
момента прихода компьютера и интернета в каждый дом, в каждую семью и даже почти в
каждый телефон и поэтому сейчас особенно актуален, о чем свидетельствуют
многочисленные материалы интернета, телевизионные дискуссии ()
Чем же опасно клиповое мышление и как использование логических схем на уроках
способно нейтрализовать отдельные его негативные стороны?
Опасения у ученых вызывает прежде всего то, что при клиповом мышлении человек
обрабатывает много разнородной обрывистой информации поверхностно, не делая
глубоких выводов. Минус такого мышления также в представлении о мире как о мозаике
разрозненных фактов, частей информации, упрощении, уменьшении глубины усвоения
материала, потере способности к анализу и выстраиванию логических цепочек, дефиците
внимания, предпочтении визуальных символов логическим рассуждениям и осмыслению
текста. (Яндекс. Картинки)
Очевидно, что ученые не зря бьют тревогу.
Рассматривая этот вопрос, хотелось бы начать с известных всем психологических
особенностей человеческого восприятия: большинство из нас прежде всего визуалы,
зрительная память преобладает над другими видами у 60 % населения, кинестетиков в
мире - 20% и аудиалов - 20%, т.е. большинству людей легче воспринимать зрительный
образ. Схематическое расположение материала как нельзя лучше отвечает этой
потребности.
Методика Опорных конспектов, логических схем и интеллект-карт разрабатывалась
задолго до появления интернета, такими известными учеными, как В.Ф.Шаталов,
Ю.С.Меженко и другими. В.Ф.Шаталов в частности считал, что «схема облегчает
запоминание, повторение материала, структуризацию и приумножение знаний. Дети
охотно воспроизводят дома опорные конспекты, с которыми работали на уроке».
Логично предположить, что схема – отрезок, выжимка информации – близка людям
с клиповым мышлением, так как представляет собой одну картинку, один кадр, но в то же
время способна , визуализируя ряд логических связей, содержащих основную
информацию по определенной теме, формировать навыки обобщения и анализа.
Таким образом, основываясь на привычном для большинства подростков
визуальном восприятии, можно работать над анализом и развивать логическое мышление
Урок литературы 10 класс, тема: «Лирический мир Ф.И.Тютчева»
Показав на примере одного стихотворения противоречивость ощущений
лирического героя, обозначив глобальные образы: хаос – космос, учитель намечает
антитезу (начало логической схемы) и просит учащихся подобрать конкретные образы к
философским понятиям хаос – космос. Два получившихся столбика затем эффектно
отделяются стрелкой – линией лирического героя, наглядно показывая, что герой
балансирует на грани. Заканчивает создание схемы подпись под стрелкой (или на
стрелке), обобщающая основные черты лирического героя.
Лирический мир Ф. И. Тютчева
Хаос (бездна, дисгармония, страх, сон,
смерть)
Лирический герой
Космос (мать-земля, гармония, радость,
жизнь)
день
ночь
холод
тепло
север
юг
зима
лето
шум
безмолвие
Человек, мыслящий, одинокий, странник с трагедией невозможности познания мира, не находящий опору в мире
противоречий.
Итак, в процессе совместной работы создан некий продукт, который наглядно
демонстрирует основное содержание темы и состоит из отдельных фрагментов,
соединенных в единое целое по принципу калейдоскопа: обрывочная информация,
мозаика, сложилась и приобрела полный и неожиданно глубокий смысл, вместив в себя в
сжатом виде объем целой темы.
Еще об одной особенности клипового мышления пишет К. Г. Фрумкин. Он
определяет клиповое мышление как одно из направлений развития отношений человека с
информацией, способность быстро переключаться между фрагментами с различной,
разрозненной смысловой нагрузкой и неспособность сосредоточиться на длительной
однородной информации. Подобная особенность восприятия позволяет, уложив в одну
логическую схему идейный смысл большого произведения, получить на уроке
позитивный результат. Поданный таким образом материал будет репрезентативен для
современного подростка.
Урок литературы 10 класс, тема «История создания романа-эпопеи Л.Н.Толстого
«Война и мир».
Рассуждая о замысле писателя, всегда обращают внимание на название, через
осмысление которого можно выйти на понимание авторской позиции, основной идеи.
Логическая схема, соединившая в себе информацию о смысле названия, основном
композиционном приеме, системе персонажей, позволяет увидеть элементы сюжетной
структуры произведения, «идейный» скелет текста, помогает учащимся легче воспринять
глобальный объем романа.
Смысл заглавия романа Л.Н. Толстого «Война и мир»
Война и Мир
1.военное столкновение, битва
1.отсутствие войны
АНТИ
ТЕЗА
2.вражда, непонимание, разъединение
2.целый свет, общество (мiр)
Война и общество: как проявляют себя представители различных сословий на войне
3.смерть
3.жизнь
В связи с быстрым привыканием сознания к клиповому мышлению термин иногда
стал обозначаться «клиповая культура» и рассматриваться как составляющая общей
информационной культуры, основой которой является бесконечное мелькание
информационных отрезков. Эти отрезки, отличаясь содержанием, часто имеют похожую
структуру, определенный набор клише, мгновенно считываемый «посвященными». При
таком восприятии ум привыкает к формированию информации вокруг знакомых моделей.
И отсюда еще одно преимущество логических схем – это совмещение в себе
«данного» и «нового» (М.М. Разумовская): расположение новых видовых понятий в
соответствии с уже привычными родовыми понятиями (конфликт, система образов,
позиция автора и т.п.)
Урок литературы 11 класс, тема «Спор о человеке в пьесе М. Горького «На дне».
Урок систематизации и обобщения знаний по пьесе, можно завершить созданием
схемы, объединяющей в единое целое систему персонажей, главный философский
конфликт, авторскую позицию.
Спор о человеке в пьесе М. Горького «На дне»
М. Горький. «Человек – это звучит гордо», вера в человека, уважение к личности.
Лука( Лукавый?
Святой?) «ложь во спасение»
Сатин (Сатана?)
«горькая правда»
Бубнов «неверие в жизнь»
Итак, использование логических схем актуально на современном этапе, данная
технология, без сомнения, становится еще более востребованной в текущих условиях
преподавания: собирание разрозненной информационной мозаики в целое, соединение
длительной однородной информации в один компактный фрагмент, выстраивание
логических рассуждений в соответствии с усвоенными понятийными трафаретами - все
это, хотя бы частично, решается посредством данной технологии.