Напоминание

Живая газета "Жизнь в зеленом мире"


Автор: Макаренко Елена Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СШ №16"
Населённый пункт: Смоленск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Живая газета "Жизнь в зеленом мире"
Раздел: начальное образование





Назад




Жизнь в зелёном

мире.

В

рамках

Недели

науки

.

Живая газета

Для

учащихся

2-

х

классов

Организатор

:

Макаренко

Е

.

В

.

Цели: расширить представление о природном окружении как среде

жизнедеятельности человека; развивать познавательный интерес к явлениям

окружающей среды; воспитывать нравственное отношение к окружающей

среде; умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими

моральными нормами.

Оборудование: знаки поведения в природе; рисунки детей; раскладушка

«Красота окружающего мира»; аудиозапись «Весенние голоса птиц»;

спортинвентарь для игр «Забавы животных»; звукозапись песни «Вместе

весело шагать…»; презентация «Жизнь в зелёном мире».

Ход занятия

Ведущий. (1 слайд. Портрет М. Пришвина).

-Замечательный писатель и большой любитель природы, М. Пришвин писал:

«Мы хозяева природы, и она для нас кладовая солнца с великими

сокровищами жизни. Рыбе - вода, птице- воздух, зверю- лес и горы. А

человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».

-Послушайте стихотворение Н. Заболоцкого . ( читают дети наизусть).

Просьба

Раненая птица в руки не давалась,

Раненая птица птицей оставалась.

Этот сон давнишний до сох пор мне снится-

На траве кровавой вздрагивала птица.

Люди - исполины, люди - великаны,

Есть у вас винтовки, сети и капканы.

Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно,

И должно быть сердце, сердце человечье!

Люди - человеки, страны и народы!

Мы теперь навечно должники природы

Надо с этим долгом как- то расплатиться,

Пусть расправит крылья раненая птица!

Ведущий. Природа, как израненная птица, кричит, просит нас о помощи. Мы

должны знать о том, как сохранить природные богатства для тех, кто будет

жить на Земле после нас. Вот сегодня мы об этом узнаем из газеты « Жизнь в

зелёном мире».(2-ой слайд «дым из заводских труб»).

- Почему такая серая картина? Почему всем стало грустно? Отгадайте загадку.

(читает ученик)

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь.

Он невидимый, и всё же

Без него мы жить не можем.

Ведущий. -О чём речь в этой загадке? (воздух)

-Правильно, речь пойдет о воздухе. Мы живём в воздушном океане, который

называется атмосферой. ( слайд «Атмосфера»). Отгадайте загадку.

Выше леса, выше гор,

Расстилается ковёр.

Он всегда, всегда раскинут

Над тобой и надо мной.

То он серый, то он синий,

То он ярко- голубой. (небо). (слайд «Голубое небо»)

Ведущий.- Мы привыкли воздушный океан называть небом. Всё живое

дышит воздухом, и этот воздух должен быть чистым. Но не всегда он таким

бывает. Знаете ли вы, что в воздухе содержатся микробы – очень маленькие

живые существа? Среди них есть такие, которые вызывают болезни,

например грипп? Когда в комнате много людей, а окна закрыты, то микробов

может накопиться очень много. Что надо делать, чтобы микробов было

меньше?( ответы детей)

(слайд «Красота леса» с надписью Лес - фабрика чистого воздуха.)

Жизнь в зелёном мире этом

Хороша зимой и летом.

Жизнь летает мотыльком,

Шустрым бегает зверьком.

В облаках кружится птицей,

Скачет по ветвям куницей.

Жизнь прекрасна, жизнь вокруг,

Человек природе друг!

Ведущий. Основу живой природы составляют растения. Они дают пищу и

кислород всем живым существам. А ещё хорошо очищают и освежают воздух

растения. Они собирают на листья вредные вещества, которые в воздухе

оказываются вместе с дымом заводов и фабрик.(слайд -шоу«Русский лес»)

Русский лес

Нет ничего милее бродить и думать здесь.

Излечит, обогреет, накормит русский лес.

А будет жажда мучить, то мне лесовичок

Средь зарослей колючих покажет родничок.

Нагнусь к нему напиться - и видно все до дна.

Течёт вода- водица, вкусна и холодна.

Нас ждут в лесу рябина, орехи и грибы,

Душистая малина на кустиках густых.

Лес очень любит пеших , для них совсем он свой.

Здесь где-то бродит леший с зелёной бородой.

Жизнь кажется иною, и сердце не болит,

Когда над головою , как вечность, лес шумит.

С.Никулин.

(Звучит запись «Весенние голоса птиц») (Дети поочерёдно читают стихи

М.Глазкова «Поделитесь с птицами едой…»).

Поделитесь с птицами едой,

Накрошите хлеба им на блюдце.

Пусть они под вьюжною бедой

Не опустят крылья не согнутся.

Поделитесь с птицами едой,

С малыми друзьями , земляками,

Если дорожите дружбой той

И сердца в груди не камень.

Поделитесь с птицами едой,

И они отплатят доброй песней.

Ну а с песней жить- то интересней,

До ста лет всё будешь молодой.

Поделитесь с птицами едой!

Ведущий. А сейчас проверим знаете ли вы птиц? (слайд- шоу «Пернатые

друзья») (загадки о птицах читают дети).

Не поет она - стрекочет,

Обратить вниманье хочет.

Меньше, чем вороны рост,

Очень длинный черный хвост,

В черном вся, но белобока,

Это модница - ...(сорока) (слайд)

Я зимой люблю кормушки,

Как на ёлочках игрушки,

Если поклевать хочу,

От одной к другой лечу.

Желтогрудая я птичка,

И зовут меня … (синица) (слайд)

Кто сидит в тенистом парке

На рябиновых ветвях?

Красногрудый, в черной шапке,

Сзади крылышки блестят.

Весь напыщенный и важный,

Как из дальних стран визирь.

Знают все, и знает каждый,

Что зовут его … (снегирь) (слайд)

«Ух, ух, ух, какая ночь!

Разбегайтесь мыши прочь!

Вижу, слышу в темноте –

Пища бегает везде!»

Крутит птица головой,

Видит даже за спиной,

Словно блюдца, глаза два…

Эта хищница - … (сова) (слайд)

У окна в кустах сирени,

Где дрожат под вечер тени,

Птичка малая живёт,

Песни славные поёт!

Под ночными небесами

Песни льются над полями...

Нету песен тех милей!

А поёт их ... (соловей) (слайд)

По всей Европе обитает,

На зиму в Африку летает.

С ним весело и не до скуки -

Легко заучивает звуки.

И, суть мелодии схватив,

Он повторит любой мотив.

Живёт под крышею певец

Красавчик, умничка - … (скворец) (слайд)

Ведущий. Главное правило - не ловить никаких животных, не пугать их, не

кричать в лесу, не трогать птичьих звёзд, самое важное - не обижать никого,

даже самых маленьких жучков и паучков.

А сейчас мы с вами поиграем. Наша игра называется «Мир животных».

Животный мир леса очень богат. Земля - наш общий дом, ведь и растения, и

животные живут в определённых местах , только там, где удобно и где они

привыкли жить. «Это мы , люди, - пишет М. Пришвин,- можем поменяться

этажами, лесные обитатели этого не делают». Животные строго

придерживаются своего яруса.

1.Игра «Очистим нашу планету». (3 мешка для мусора. 3 обруча на полу, в

них набросан мусор (контейнеры от Киндер- сюрпризов, по 8 квадратиков из

дидактического материала для счёта).

Объяснение: По свистку бегут по одному ребёнку от каждой команды с

мешком. Добегают до обруча, собирают мусор, добегают до фишки,

оббегают её, возвращаются, высыпают мусор, пустой мешок передают

следующему игроку. (Оценивается скорость, сообразительность, сноровка).

2.Игра «Мышка». Загадка:

Я - серый комочек, пушистая крошка,

Под полом ночами тихонько шуршу,

Тебя пригласила бы милая кошка,

Но нет, не сейчас: извини я спешу. ( слайд «Мышка»).(4 обруча , стойка).

Объяснение: по свистку добежать до лаза из обручей, пролезть в них,

добежать до стойки, обогнуть её, вернуться обратно. (Оценивается

точность, скорость, сноровка).

3. Игра «Кенгуру». Загадка:

У меня большой животик,

В нем детей ношу с охотой.

С этим потайным карманом,

Мой детеныш рядом с мамой.

Я заботливый родитель.

Деткам я своим учитель.

В Австралии, друзья, живу,

Ну а зовусь я … (кенгуру) (слайд «Кенгуру». (3 разноцветных мешка, стойка).

Объяснение: по свистку дети надевают мешки на ноги, добегают до

стойки, оббегают её, возвращаются назад, передают мешок следующему

игроку. (Оценивается быстрота, сноровка, сплочённость команды).

Подведение итогов. (Награждение победителей).

- Дети поют песню «Вместе весело шагать…).

Музыка: В. Шаинский. Слова:

М. Матусовский.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни…

В. Берестов.



В раздел образования