Напоминание

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования


Автор: Споляк Оксана Николаевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГОКУ "Школа-интернат №7 г.Ангарска"
Населённый пункт: город Ангарск
Наименование материала: Статья
Тема: Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования
Раздел: среднее образование





Назад




Составила: Педагог-психолог высшей категории ГОКУ «Школа-интернат№7 г. Ангарска» Споляк Оксана Николаевна
Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного

процесса в условиях инклюзивного образования детей с ОВЗ

в учреждении интернатного типа.
Инклюзивное образование нацелено на адаптацию учебной и социальной среды, к возможностям детей с ограниченными возможностями здоровья. В школе-интернате, обучение и воспитание детей с ОВЗ осуществляется в едином потоке, с нормально развивающимися сверстниками, дети получают образование: в условиях инклюзивного образования в 5-9 классах. Перед педагогами в новом учебном году было поставлено много задач учебной работы, среди них основные: 1. Разработка и реализация адаптированных рабочих программ по инклюзивному обучению воспитанников с ОВЗ школы-интерната в 5-9 классах. 2. Продолжение внедрения в работу учреждения системы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья по адаптированным программам в 1-9 классах 3.Создание условий для индивидуального развития всех обучающихся – одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе наблюдения педагогом-психологом за учебно-воспитательным процессом, были выявлены факторы, препятствующие качественному образовательному процессу: 1. В общеобразовательных классах учатся дети с разными видами обучения, ограниченными возможностями здоровья, дети с нарушением поведения (при сохранном интеллекте). 2. Большое количество воспитанников, имеют поведенческие расстройства личности и состоят на учете у врача-психиатра. 3. Некоторые обучающиеся в более медленном темпе усваивают учебный материал. 4. Ежегодно контингент обучающихся обновляется на четвёртую часть (идёт вывод в коррекционные школы, детей забирают в семьи, старшеклассники выпускаются в учебные заведения). 5. Отсутствие готовности многих педагогов к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья. Учителю-предметнику, необходимо организовывать учебный процесс, учитывая особенности детей с ОВЗ, при даче знаний, соответствующих стандарту образования. Педагоги, не обладающие достаточными профессиональными знаниями для оказания адекватной психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ, часто попадают в ситуации профессионального и психологического дискомфорта. Ребёнок с ОВЗ, формально включенный в учебном процессе, не может достигнуть уровня общего психофизического развития. Дополнительное внимание учителя на уроке к ребёнку с ОВЗ, приводит к снижению учебной мотивации наиболее способных учеников. Выявилась проблема – отсутствие готовности педагогов к работе с детьми ОВЗ. В последние годы в динамике заметно увеличивается доля детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). С этой проблемой столкнулось и наше учреждение. На рис.1. наглядно представлено, как в течении нескольких лет увеличивается количество детей с ОВЗ в классах.
2013 2014 2015 2016 2017 0 10 20 30 40 50 60 31 37 44 50 Ряд 1 Одна из сложностей в том, что ограничения в здоровье у детей учреждения интернатного типа связано с психикой. Проблема психического здоровья детей приобретает серьёзный характер. Статистика показывает, что постоянно растет психическая заболеваемость детей, где до половины учащихся требуют специального подхода: только у 50% учащихся – психических патологий не выявлено. У учащихся с ОВЗ в наличии диагнозы полученные при прохождении ПМПК: Смешанные специфические расстройства психологического развития; смешанное расстройство учебных навыков; расстройство личности органической этиологии; не социализированное расстройство поведения; эмоциональное расстройство и расстройство поведения с лёгким когнитивным снижением.
Обучение учащихся с ОВЗ в условия инклюзивного образования
в ГОКУ «Школа-интернат №7 г. Ангарска» норма -56; 69,14% 7вид-25; 30,86% Рис2. В ГОКУ «Школа-интернат №7 г. Ангарска», дети получают образование: в условиях инклюзивного образования в 5, 6, 7, 9 классов. Практика показала, эффективное инклюзивное обучение возможно лишь при условии специальной подготовки и переподготовки кадров образовательного учреждения.
Учителя и воспитатели должны быть готовы к новой для них деятельности – обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья, должны быть специально подготовлены к оказанию коррекционной помощи в условиях инклюзивного обучения. Большая часть педагогического состава прошла курсы повышения квалификации в ИПКРО по темам: «Педагогическая деятельность в условиях реализации ФГОС. Формирование познавательно-творческой, исследовательской, коммуникативной, рефлексивной и личностной компетенций педагога»; «Педагогическое обеспечение процессов позитивной социализации обучающихся с учётом задач ФГОС». Педагоги школы приняли активное участие в областном семинаре, который проходил в нашем учреждении по теме: «Формы и методы работы с детьми с особыми образовательными способностями», были показаны открытые уроки. Специалисты учреждения поучаствовали в областных мероприятиях: Научно- практическая конференция в рамках работы X форума «Образование Прибайкалья». Тема: «Актуальные проблемы образования детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования и пути их решения». Областной семинар для учителей-логопедов и педагогов-психологов специальных (коррекционных) школ Иркутской области по теме «Сказко-терапия, как один из методов коррекционно- развивающей работы с детьми с ОВЗ». Областной марафон мастер-классов «Эффективные практики воспитания и развития в условиях современного образования». Мероприятия муниципальные, региональные за учебный год: Муниципальная игра «До- ми-солька» 2-4 классов-1 место. Областной конкурс «Космические таланты» 5-8 классы-1 место. Муниципальные конкурсы «Синичкин день», «За чистый город» 5-8 классы2 место Всероссийский игровой конкурс по английскому языку «Британский бульдог» 5-9 классы- Сертификаты участников. Всероссийская олимпиада по русскому языку «Русский медвежонок» 6-9 классы Сертификаты участников На базе учреждения прошли мероприятия посвящённые работе с детьми ОВЗ: Семинар «Учёт психологических и медицинских особенностей школьников с ОВЗ в условиях школьного обучения», где педагоги получили методические рекомендации по работе с учащимися с ОВЗ. Педагогический совет: Система индивидуальной работы учителей со слабо успевающими школьниками «Организация индивидуальной работы с неуспевающими учащимися», на котором всем коллективом были выработаны конкретные шаги по работе с неуспевающими учащимися. Психолого-медико-педагогические консилиумы: на которых идёт обсуждение динамики развития учащихся, эффективность применяемых методов обучения и воспитания, обсуждение проблем, возникающих в ходе образовательного процесса, поиск форм и методов работы с учащимися, исходя из особенностей индивидуального и личностного развития воспитанников с ОВЗ. Составляются индивидуально-образовательные маршруты (ИОМ) учащихся с ОВЗ. Эта система средств и способов психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования направлена на улучшение качества получения образования и благополучной социализации в обществе. Педагогом-психологом проведено более 900 диагностических обследований особенностей, проблем детей с ограниченными возможностями здоровья. По данным психодиагностики в значительной степени снизилась тревожность у данной категории детей. Опрос детей показал возросшую способность к адекватной самооценке, самоконтролю, самоопределению. Отмечается положительная динамика общего развития, внимания, мышления, улучшения эмоционального состояния у детей с задержкой психического развития, обучающихся в условиях инклюзии. Составлено 98 индивидуальных образовательных маршрутов на психолого-медико- педагогических консилиумах (ПМПк). Проведены коррекционно-развивающие занятия
для 161 ребенка с ОВЗ по снятию эмоционального напряжения, по формированию адекватной самооценки, на повышение учебной мотивации. Дети школы-интерната с учётом круглосуточного пребывания обеспечены непрерывным сопровождением в течение всего периода их становления. Представляется обоснованным рассматривать психолого-педагогическое сопровождение как комплексный процесс, затрагивающий все сферы жизнедеятельности ребенка. Когда речь идет об инклюзивном образовании, т. е. необходимости создания такой системы действий, при которой интеграция, объединение в одной группе детей с обычным развитием и детей с особенностями психофизического развития, то, в первую очередь, необходимо говорить о полноценном участии последних в жизни группы. Значимость и продуктивность сопровождения определяется его системностью. Среди них обустройство образовательной среды, обучение и воспитание, взаимодействие детей, вопросы самопознания и личностной самореализации. Существует прямая связь между наличием социально-эмоционального благополучия ребенка в детском коллективе и его успешностью во всех видах деятельности. В этих условиях у детей с особенностями психофизического развития формируется социальная компетентность, навыки общения с окружающими, преодолевается социальная изоляция, расширяются возможности произвольного взаимодействия со сверстниками. У тех и других формируется определенная степень социальной зрелости и понимание факта (одного из главных признаков инклюзивного образования), что ребенок с ОВЗ не хуже и не лучше других - он такой же, как все. С целью обеспечения образовательного процесса на основе программ, рекомендованных Департаментом начального, основного и общего среднего образования Российской Федерации, стандартов образования, а также обязательного минимума содержания образования педагогами школы разработаны рабочие программы по каждому учебному предмету, которые рассматривались на заседаниях предметных школьных МО. В результате учебный материал, предусмотренный рабочими программами, изучен в необходимом объеме. Внеурочная деятельность в классах осуществлялась во второй половине дня и направленная на развитие школьников по направлениям: спортивно-оздоровительное, общекультурное, духовно-нравственное, социальное. Часы школьного компонента направлены на сохранение здоровья обучающихся, расширение кругозора, развития у детей познавательных интересов. Развитие познавательных способностей в 1-4 классах представляет систему интеллектуально-развивающих занятий. Систематический курс для младших школьников, построенный на разнообразном материале, создавал благоприятные возможности для развития разных сторон личности ребенка. Выявленные положительные тенденции: Обучающиеся овладели необходимым минимумом знаний, умений и навыков, обеспечивающим возможность продолжения образования. В учреждении была создана система, при которой всем воспитанникам нашего интерната было комфортно учиться и развивать свои способности как во время уроков, так и во внеурочное время независимо от своих возможностей. Первые шаги в экспериментальной деятельности позволяют говорить о положительных результатах внедрения в работу учреждения системы инклюзивного обучения. В учебной работе педагоги применяют разнообразные формы и методы обучения, исходя из контингента обучающихся. Расписание шестидневной рабочей недели учитывает здоровьесберегающий режим. Домашнее задание не содержит перегрузки, уроки построены с использованием здоровьесберегающих моментов. Грамотное применение современных технологий на
уроках позволяет сделать их интересными и красочными, живыми и динамичными, и активизируют учащихся на использование этой технологии при подготовке домашних заданий. Для внедрения различных технологий в учреждении работает компьютерный класс с мультимедийным оборудованием, конференц-зал с мультимедийным оборудованием, 2 кабинета математики с интерактивными досками В течение учебного года каждый педагог провел несколько уроков в нетрадиционной форме. Это уроки с использованием информационных технологий, деятельностного подхода, игровых технологий: путешествие, соревнование (брейн-ринг), викторины, литературные постановки и другие. У детей появляется мотив обучения, интерес к изучаемому предмету, когда уроки проходят в нетрадиционной форме. Эти уроки требуют большой подготовки и мастерства учителя в организации и проведении. При посещении уроков педагогом-психологом по включенности учащихся с ОВЗ в учебный процессв условиях инклюзивного образования, отслеживалась работа педагогов направленная на активизацию познавательных процессов: на всех учебных, педагоги применяют индивидуальный подход на всех уроках.
Перспективное планирование психолого-педагогического сопровождения участников

образовательного процесса в условиях инклюзивного образования детей с ОВЗ
1. Продолжить работу по повышению психолого-педагогической грамотности педагогов. 2. Продолжить работу с отстающими учениками
с ОВЗ
3. Формировать познавательные интересы у обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования. Таким образом, создание психолого-педагогического сопровождения процесса обучения необходимо рассматривать как одно из основных условий успешности инклюзивного образования. Если хоть часть детей с ОВЗ, имеющих особые потребности, получат возможность социализироваться и интегрироваться в общество, приобрести профессию и возможность самостоятельно жить и создавать семьи, будет считаться, что мы достигли цели.


В раздел образования