Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования
Автор: Споляк Оксана Николаевна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: ГОКУ "Школа-интернат №7 г.Ангарска" Населённый пункт: город Ангарск Наименование материала: Статья Тема: Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования Раздел: среднее образование
Составила:
Педагог-психолог высшей категории
ГОКУ «Школа-интернат№7 г. Ангарска»
Споляк Оксана Николаевна
Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного
процесса в условиях инклюзивного образования детей с ОВЗ
в учреждении интернатного типа.
Инклюзивное образование нацелено на адаптацию учебной и социальной среды, к
возможностям детей с ограниченными возможностями здоровья.
В школе-интернате, обучение и воспитание детей с ОВЗ осуществляется в едином
потоке,
с
нормально
развивающимися
сверстниками, дети
получают
образование: в
условиях инклюзивного образования в 5-9 классах.
Перед педагогами в новом учебном году было поставлено много задач учебной работы,
среди них основные:
1.
Разработка
и
реализация
адаптированных
рабочих
программ
по
инклюзивному
обучению воспитанников с ОВЗ школы-интерната в 5-9 классах.
2.
Продолжение
внедрения
в
работу
учреждения
системы
обучения
детей
с
ограниченными возможностями здоровья по адаптированным программам в 1-9 классах
3.Создание условий для индивидуального развития всех обучающихся – одарённых детей
и детей с ограниченными возможностями здоровья.
В процессе наблюдения педагогом-психологом за учебно-воспитательным процессом,
были выявлены факторы, препятствующие качественному образовательному процессу:
1.
В
общеобразовательных
классах
учатся
дети
с
разными
видами
обучения,
ограниченными
возможностями
здоровья,
дети
с
нарушением
поведения
(при
сохранном интеллекте).
2.
Большое количество воспитанников, имеют поведенческие расстройства личности
и состоят на учете у врача-психиатра.
3.
Некоторые обучающиеся в более медленном темпе усваивают учебный материал.
4.
Ежегодно контингент обучающихся обновляется на четвёртую часть (идёт вывод в
коррекционные школы, детей забирают в семьи, старшеклассники выпускаются в
учебные заведения).
5.
Отсутствие
готовности
многих
педагогов
к
обучению
и
воспитанию
детей
с
ограниченными возможностями здоровья.
Учителю-предметнику, необходимо организовывать учебный процесс, учитывая
особенности детей с ОВЗ, при даче знаний, соответствующих стандарту образования.
Педагоги, не обладающие достаточными профессиональными знаниями для оказания
адекватной психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ, часто попадают в ситуации
профессионального
и
психологического
дискомфорта.
Ребёнок
с
ОВЗ,
формально
включенный в учебном процессе, не может достигнуть уровня общего психофизического
развития. Дополнительное внимание учителя на уроке к
ребёнку с ОВЗ, приводит к
снижению учебной мотивации наиболее способных учеников.
Выявилась проблема – отсутствие готовности педагогов к работе с детьми ОВЗ.
В последние годы в динамике заметно увеличивается доля детей
с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ). С этой проблемой столкнулось и наше учреждение. На
рис.1. наглядно представлено, как в течении нескольких лет увеличивается количество
детей с ОВЗ в классах.
2013
2014
2015
2016
2017
0
10
20
30
40
50
60
31
37
44
50
Ряд 1
Одна из сложностей в том, что ограничения
в
здоровье
у
детей
учреждения
интернатного типа связано с психикой.
Проблема психического здоровья детей приобретает серьёзный характер.
Статистика показывает, что постоянно растет психическая заболеваемость детей, где до
половины
учащихся
требуют
специального
подхода:
только
у 50%
учащихся
–
психических патологий не выявлено.
У учащихся с ОВЗ в наличии диагнозы полученные при прохождении ПМПК:
Смешанные специфические расстройства психологического развития;
смешанное расстройство учебных навыков;
расстройство личности органической этиологии;
не социализированное расстройство поведения;
эмоциональное
расстройство
и
расстройство
поведения
с
лёгким
когнитивным
снижением.
Обучение учащихся с ОВЗ в условия инклюзивного образования
в ГОКУ «Школа-интернат №7 г. Ангарска»
норма -56; 69,14%
7вид-25; 30,86%
Рис2. В ГОКУ «Школа-интернат №7 г. Ангарска», дети получают образование: в условиях
инклюзивного образования в 5, 6, 7, 9 классов.
Практика показала, эффективное инклюзивное обучение возможно лишь при условии
специальной подготовки и переподготовки кадров образовательного учреждения.
Учителя и воспитатели должны быть готовы к новой для них деятельности – обучению
и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья, должны быть специально
подготовлены к оказанию коррекционной помощи в условиях инклюзивного обучения.
Большая часть педагогического состава прошла курсы повышения квалификации в
ИПКРО
по
темам: «Педагогическая
деятельность
в
условиях
реализации
ФГОС.
Формирование
познавательно-творческой,
исследовательской,
коммуникативной,
рефлексивной
и
личностной
компетенций
педагога»;
«Педагогическое
обеспечение
процессов позитивной социализации обучающихся с учётом задач ФГОС».
Педагоги школы приняли активное участие в областном семинаре, который проходил в
нашем
учреждении
по
теме:
«Формы
и
методы
работы
с
детьми
с
особыми
образовательными способностями», были показаны открытые уроки.
Специалисты
учреждения
поучаствовали
в
областных
мероприятиях: Научно-
практическая конференция в рамках работы X форума «Образование Прибайкалья». Тема:
«Актуальные проблемы образования детей с ограниченными возможностями здоровья в
условиях
инклюзивного
образования
и
пути
их
решения».
Областной
семинар
для
учителей-логопедов
и
педагогов-психологов
специальных
(коррекционных)
школ
Иркутской
области
по
теме
«Сказко-терапия,
как
один
из
методов
коррекционно-
развивающей работы с детьми с ОВЗ». Областной марафон мастер-классов «Эффективные
практики воспитания и развития в условиях современного образования».
Мероприятия муниципальные, региональные за учебный год: Муниципальная игра «До-
ми-солька» 2-4 классов-1 место. Областной конкурс «Космические таланты» 5-8 классы-1
место. Муниципальные конкурсы «Синичкин день», «За чистый город» 5-8 классы2 место
Всероссийский игровой конкурс по английскому языку «Британский бульдог» 5-9 классы-
Сертификаты
участников.
Всероссийская
олимпиада
по
русскому
языку
«Русский
медвежонок» 6-9 классы Сертификаты участников
На базе учреждения прошли мероприятия посвящённые работе с детьми ОВЗ:
Семинар
«Учёт психологических и медицинских особенностей школьников с ОВЗ в условиях
школьного обучения», где педагоги получили методические рекомендации по работе с
учащимися с ОВЗ. Педагогический совет: Система индивидуальной работы учителей со
слабо
успевающими
школьниками
«Организация
индивидуальной
работы
с
неуспевающими учащимися», на котором всем коллективом были выработаны конкретные
шаги по работе с неуспевающими учащимися.
Психолого-медико-педагогические
консилиумы: на
которых
идёт обсуждение динамики
развития
учащихся,
эффективность
применяемых
методов
обучения
и
воспитания,
обсуждение проблем, возникающих в ходе образовательного процесса, поиск форм и
методов работы с учащимися, исходя из особенностей индивидуального и личностного
развития воспитанников с ОВЗ. Составляются индивидуально-образовательные маршруты
(ИОМ) учащихся с ОВЗ.
Эта система средств и способов психолого-педагогического сопровождения детей с
ОВЗ в условиях инклюзивного образования направлена на улучшение качества получения
образования и благополучной социализации в обществе.
Педагогом-психологом
проведено
более
900
диагностических
обследований
особенностей, проблем детей с ограниченными возможностями здоровья.
По данным психодиагностики в значительной степени снизилась тревожность у данной
категории детей. Опрос детей показал возросшую способность к адекватной самооценке,
самоконтролю, самоопределению.
Отмечается
положительная
динамика
общего
развития,
внимания,
мышления,
улучшения
эмоционального
состояния
у
детей
с
задержкой
психического
развития,
обучающихся в условиях инклюзии.
Составлено 98 индивидуальных образовательных маршрутов на психолого-медико-
педагогических консилиумах (ПМПк). Проведены коррекционно-развивающие занятия
для
161
ребенка
с
ОВЗ
по
снятию
эмоционального
напряжения,
по
формированию
адекватной самооценки, на повышение учебной мотивации.
Дети школы-интерната с учётом круглосуточного пребывания обеспечены непрерывным
сопровождением в течение всего периода их становления.
Представляется обоснованным рассматривать психолого-педагогическое сопровождение
как комплексный процесс, затрагивающий все сферы жизнедеятельности ребенка. Когда
речь идет об инклюзивном образовании, т. е. необходимости создания такой системы
действий,
при
которой
интеграция,
объединение
в
одной
группе
детей
с
обычным
развитием и детей с особенностями психофизического развития, то, в первую очередь,
необходимо говорить о полноценном участии последних в жизни группы.
Значимость
и
продуктивность
сопровождения
определяется
его
системностью.
Среди них обустройство образовательной среды, обучение и воспитание, взаимодействие
детей, вопросы самопознания и личностной самореализации.
Существует
прямая
связь
между
наличием
социально-эмоционального
благополучия
ребенка
в
детском
коллективе
и
его
успешностью
во
всех
видах
деятельности.
В этих условиях у детей с особенностями психофизического развития формируется
социальная
компетентность,
навыки
общения
с
окружающими,
преодолевается
социальная
изоляция,
расширяются
возможности
произвольного
взаимодействия
со
сверстниками. У тех и других формируется определенная степень социальной зрелости и
понимание факта (одного из главных признаков инклюзивного образования), что ребенок с
ОВЗ не хуже и не лучше других - он такой же, как все.
С целью обеспечения образовательного процесса на основе программ, рекомендованных
Департаментом начального, основного и общего среднего образования Российской
Федерации, стандартов образования, а также обязательного минимума содержания
образования педагогами школы разработаны рабочие программы по каждому учебному
предмету, которые рассматривались на заседаниях предметных школьных МО.
В результате учебный материал, предусмотренный рабочими программами, изучен в
необходимом объеме.
Внеурочная
деятельность
в
классах
осуществлялась
во
второй
половине
дня
и
направленная
на
развитие
школьников
по
направлениям:
спортивно-оздоровительное,
общекультурное,
духовно-нравственное,
социальное.
Часы
школьного
компонента
направлены на сохранение здоровья обучающихся, расширение кругозора, развития у
детей познавательных интересов.
Развитие
познавательных
способностей
в
1-4
классах
представляет
систему
интеллектуально-развивающих занятий. Систематический курс для младших школьников,
построенный
на
разнообразном
материале,
создавал
благоприятные
возможности
для
развития разных сторон личности ребенка.
Выявленные положительные тенденции:
Обучающиеся
овладели
необходимым
минимумом
знаний,
умений
и
навыков,
обеспечивающим возможность продолжения образования.
В учреждении была создана система, при которой всем воспитанникам нашего
интерната было комфортно учиться и развивать свои способности как во время уроков, так
и во внеурочное время независимо от своих возможностей.
Первые шаги в экспериментальной деятельности позволяют говорить о положительных
результатах внедрения в работу учреждения системы инклюзивного обучения.
В учебной работе педагоги применяют разнообразные формы и методы обучения,
исходя из контингента обучающихся.
Расписание шестидневной рабочей недели учитывает здоровьесберегающий режим.
Домашнее задание не содержит перегрузки, уроки построены с использованием
здоровьесберегающих
моментов.
Грамотное
применение
современных
технологий
на
уроках позволяет сделать их интересными и красочными, живыми и динамичными, и
активизируют учащихся
на использование этой технологии при подготовке домашних
заданий.
Для внедрения различных технологий в учреждении работает компьютерный класс с
мультимедийным оборудованием, конференц-зал с мультимедийным оборудованием, 2
кабинета математики с интерактивными досками
В течение учебного года каждый педагог провел несколько уроков в нетрадиционной
форме.
Это
уроки
с
использованием
информационных
технологий,
деятельностного
подхода,
игровых
технологий:
путешествие,
соревнование
(брейн-ринг),
викторины,
литературные постановки и другие.
У детей появляется мотив обучения, интерес к изучаемому предмету, когда уроки
проходят в нетрадиционной форме. Эти уроки требуют большой подготовки и мастерства
учителя в организации и проведении.
При посещении уроков педагогом-психологом по включенности учащихся с ОВЗ в
учебный процессв условиях инклюзивного образования, отслеживалась работа педагогов
направленная на активизацию познавательных процессов: на всех учебных,
педагоги
применяют индивидуальный подход на всех уроках.
Перспективное планирование психолого-педагогического сопровождения участников
образовательного процесса в условиях инклюзивного образования детей с ОВЗ
1.
Продолжить работу по повышению психолого-педагогической грамотности
педагогов.
2.
Продолжить работу с отстающими учениками с ОВЗ
3.
Формировать познавательные интересы у обучающихся с ОВЗ в условиях
инклюзивного образования.
Таким образом, создание психолого-педагогического сопровождения процесса обучения
необходимо рассматривать как одно из основных условий успешности инклюзивного
образования.
Если хоть часть детей с ОВЗ, имеющих особые потребности, получат возможность
социализироваться и интегрироваться в общество, приобрести профессию и возможность
самостоятельно жить и создавать семьи, будет считаться, что мы достигли цели.