Автор: Попова Светлана Викторовна
Должность: учитель истории, обществознания
Учебное заведение: МБОУ "Николаевская СОШ"
Населённый пункт: ст. Николаевская, Константиновский р-н, Ростовской область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Будущее России выбирать Вам!
Раздел: полное образование
Урок обществознание.
Тема:
« Будущее России выбирать Вам! » 10 класс.
Учитель истории: Светлана Викторовна Попова
Цели:
1.
Обобщить знания по политико-правовой сфере жизни общества,
определить значение трёх ветвей власти. Выявить умения
потреблять основные понятия; сравнивать и объяснять
политические процессы.
2.
Совершенствовать умения, самостоятельно добывать знания,
систематизировать и перерабатывать их. Развивать навыки
ведения дискуссии, умение излагать свою позицию.
3.
Формировать активную гражданскую позицию, чувство
ответственности за будущее своей страны; потребность
высказывать свои суждения.
Категорийный аппарат (понятия, термины):
- Конституция,
- разделение властей
- функции Президента,
- демократия,
- политические партии,
- суверенитет,
- идеология,
- избирательная система,
- права человека,
- референдум,
-
органы власти (исполнительные, законодательные, судебные),
-
гражданин.
Оборудование:
1. Конституция РФ 1993 г. - 8 шт.
2.
Распечатанные таблицы «Разделение властей. Президентская
власть» - 4 шт.
3.
Определение основных позиций консервативной, либеральной,
социал-демократической, коммунистической идеологии. — по 1 экз.
4.
Бейджи для участников - 23 шт.
5.
Маркеры, фломастеры 4-х цветов - по 4 шт.
6.
Цветные наклейки для голосования.
7.
Таблички на столы - а) законодательная власть, исполнительная власть,
судебная власть, Президентская власть.
б) консерваторы, либералы, социал-демократы, коммунисты.
8.
Плакаты: Политические партии, портрет Президента,
тематические.
1
Ход урока:
1. Вступительное слово учителя.
Здравствуйте ребята, гости нашего урока. В соответствии с планом
министерства образования, проводится акция «Голосует молодежь». Основной
целью которой является информационно-разъяснительная работа по повышению
правовой культуры, в период подготовки и проведения выборов Президента РФ
в марте 2008 года.
-
Сегодня у нас на уроке присутствуют Кошелева Ольга Ивановна
(секретарь избирательной комиссии)
-
Чесноков Михаил Александрович (член избирательной комиссии)
СМИ
Тема нашего урока: «Твой выбор — твоё будущее.»
Что мы будем делать?
1.
Обобщим знания по политико-правовой сфере жизни общества,
отметим значение трёх ветвей власти и особенно президентской -
для функционирования демократического государства
2.
Дадим оценку имеющимся условиям и формам политического
участия.
3.
Определим для себя свою гражданскую ответственность в деле
демократизации общества.
Как мы это будем делать?
1.
Всё это мы будем делать в командах, разделившись на группы.
1.
Творчески подходя к заданиям, мы будем проектировать, писать
программы, дискутировать и заявлять свою позицию.
Зачем нам всё это?
Чтобы почувствовать себя причастными к жизни своего государства, своего
народа, чтобы понять: от моей позиции зависит многое. Я - её гражданин.
Деление учащихся на 4 группы с соответствующей табличкой (властей). На
столе таблица - заставка для работы и Конституции РФ.
Бейджи: 1. Красные - законодательная власть,
2.
Синие - исполнительная власть,
3.
Белые - судебная власть,
4.
Зелёные - Президентская власть.
2
II - этап. «Разделение властей в РФ. Особенности президентской власти по
Конституции 1993 г.»
1 шаг - Что такое Конституция?
Когда она была принята? Инструктаж: Каждая группа работает с
Конституцией по
своей ветви власти и готовятся ответить на вопросы, указывая номер статьи,
формируя общий вывод - значение ветви власти. За правильность заполнения
группа получит оценки.
2 шаг - обсуждение и презентация результатов работы групп.
Ведёт эту часть представитель местной власти. Ребята по очереди зачитывают
ответы на вопросы таблицы, говоря о своём видении значения этих ветвей
власти. Особое внимание следует сосредоточить на 4-ой группе
Остальные учащиеся в это время слушают и записывают сведения о всех ветвях власти.
3 шаг - «Мозговой штурм».
-Какие черты должны быть присущи Президенту страны? (по
вашему мнению).
высоко образованность, компетентность, адекватные цели и задачи, мужество,
политическая культура, реалистичность, совестливость во
всех делах, профессионализм, служение народу и государству, личная ответственность,
человечность, открытость, созидательная деятельность, убедительность, разумность,
отрешение от национальной замкнутости.
-
Какие качества вы считаете приоритетными ?
-
Какие качества характеризуют Президента как человека, а
какие - как политического деятеля? (дискуссия)
Вывод: Президентский пост - имеет особую сложность и значимость в России.
Выдвигается человек обладающий развитым политическим умом, способностью
реально оценивать ситуацию, имеющую самостоятельный взгляд на вопросы времени,
умение вникать в условия русской жизни. Уважать и защищать права человека. В
нашей стране власть президента вбирает в себя элементы 3-х ветвей власти:
4 шаг - Схема «Компетентность Президента» (чтение) {кто сейчас кандидаты в
президенты?)
III - этап. «Формы участия граждан в политической жизни страны».
Ребята, переверните свои бейджи, и займите новые места, согласно номерам 1,
2, 3, 4 за столами с табличками. Возможно вы не разделяете взглядов, которые придется
выражать, но попробуйте понять точки зрения оппонента и найти разумный
3
компромисс.
1.
Консерваторы - идейное течение объединяющее сторонников
преемственности в развитии, уважения к традициям, моральным
и религиозным ценностям, враждебно относящихся ко всему
новому и отстаивающих иерархичность в обществе (наличие
элиты)
2.
Либералы - идейное течение, объединяющее сторонников
парламентского строя, свободы и независимости личности от
общества, свободы предпринимательства выступающих за
приоритет прав и свобод личности, неприкосновенность частной
собственности и невмешательство государства в экономику и
частную жизнь, за равные стартовые возможности всех граждан.
3.
Социал-демократы - идейное течение, сторонники которого
выступают за право народа участвовать в решении
государственных дел, за усиление влияния народа на власть в
сочетании с широким кругозором гражданских прав и свобод,
среди которых на первое место ставят социально-экономические
права, идею социального согласия и компромисса.
4.
Коммунисты - сторонники этого идейного течения стремятся к
установлению общественной собственности на средства
производства, исключающей эксплуатацию человека человеком и
позволяющей централизованно и планово управлять экономикой,
к созданию социально однородного бесклассового общества.
Беседа : 1. Как граждане страны могут проявить своё участие в политической жизни
страны? (через выборы, референдумы, работу в партиях, других организациях)
2.
Какие российские партии вам известны?
3.
Кого из партийных лидеров вы можете назвать?
4.
Какие условия на ваш взгляд делают процесс демократизации
реальным и необратимым?
(альтернативность выборов, наличие оппозиций, реальное разделение
властей, независимый суд, многопартийность, нефальсифицированность
выборов, равные возможности кандидатов)
В соответствии идейным установкам вашей партии необходимо создать проект
программы, чтобы привлечь на свою сторону как можно больше избирателей
(выполнение творческого задания 10-15 мин.)
Презентация проекта после каждой 5-7 минутной дискуссии СМИ: 1. Кожанова
Юлия (газета «Аргументы и Факты»)
2.
Попов Сергей (газета «Новое время»)
3.
Морозова Елена. («Современник»)
4.
Егорова Татьяна («Комсомольская правда»)
А сейчас нам необходимо оценить лучший проект и проголосовать за
него цветной клейкой.
4
ИТОГ: Какие идеи преимущественно находят отклик у избирателей нашей страны.
Подсчёт количества голосов, отданный за каждый проект.
Выступление Чеснокова М.А.
IV - этап. «Твоя гражданская позиция».
Задумывались ли мы над тем, почему люди независимо от социального
статуса (инженер, с/х работник, врач, рабочий ...) проявляют живой интерес к
политике?
Видимо потому, что от политики многое зависит в жизни общества и каждого человека.
И хотя вы - учащиеся 11 класса пока не принимаете участие в выборах 2008 г., но
через год вы сможете реализовать своё избирательное право. От позиции каждого
человека зависит сохранение и развитие демократических процессов в России.
Чем больше избирателей придут на выборы и добровольно отдадут свои голоса за
любого из кандидатов, тем меньше возможностей для
фальсификации и обмана. Нужно помнить, что Ваш голос могут использовать
другие для подтасовок результатов выборов. Твоя гражданская позиция - это
ответственность за всё, что происходит в стране.
Сейчас ребята, напишите обращение «Президенту РФ», (ребята пишут свои
пожелания Президенту).
5
6