Автор: Шауркина Ирина Васильевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №29
Населённый пункт: р.п. Чунский Чунского района Иркутской области
Наименование материала: эссе
Тема: "Партнерские отношения с родителями"
Раздел: полное образование
Эссе на тему
"Партнерские отношения с родителями"
Воспитание — великое дело:
им решается участь человека.
Белинский В. Г.
Семья во все времена является уникальным социальным институтом,
своеобразным
транслятором
основных
ценностей
от
поколения
к
поколению.
Долгое
время
не
оправданно
переоценивалась
роль
общественного
воспитания,
что
привело
к
значительному
снижению
ее
воспитательного потенциала.
Сегодня
данные
по
России
свидетельствуют
о
разрушении
традиционного
семейного
уклада,
снижении
жизненного
уровня
и
социальной защищенности, чрезмерной занятости родителей и, вследствие
этого,
повышении напряженности в семьях. Статистика
указывает на
ухудшение состояния здоровья детей, рост случаев социального сиротства и
домашнего насилия. Семейная обстановка, включая социальное положение,
род занятий, материальное благосостояние и уровень образования родителей,
обусловливают не только отношение ученика к школе, но и в дальнейшем
предопределяют его жизненный путь.
Так или иначе, родители желают видеть, своих сыновей и дочерей
здоровыми и счастливыми. В то же время значительная часть матерей и отцов
не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности
в установлении контакта с детьми. А ведь именно родители закладывают
основы
характера
ребенка,
помогают
формировать
его
поведение
во
взаимоотношениях
с
окружающими
людьми.
Каждая
семья
по-своему
определяет
для
себя
процесс
воспитания
и
каждая
в
разной
степени
нуждается в квалифицированной педагогической помощи.
Формирование отношений сотрудничества между учащимися,
родителями и педагогами зависит, прежде всего, от того, как складывается
взаимодействие
взрослых
в
этом
процессе.
Родители
и
классный
руководитель - это воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания
может быть успешным тогда, когда они станут союзниками. В основе этого
союза
-
единство
стремлений,
взглядов
на
воспитательный
процесс,
совместно
выработанные
общие
цели
и
воспитательные
задачи,
пути
к
намеченному.
Учитель должен всегда помнить о том, что воспитывать ребенка не
может только школа или только семья. В школе учащиеся познают социум,
учатся вести себя в обществе, строить отношения, ошибаться и находить
верные пути для исправления своих ошибок. В семье формируется понятие
семейных
взаимоотношений,
он
осознает,
что
его
любят,
что
он
нужен,
ребенок учится важнейшим отношениям между близкими людьми. И ребенок
должен осознавать, что именно в семье он всегда сможет найти поддержку,
понимание и помощь. Воспитание ребенка - это сложная и важная работа,
результаты которой будут положительными в том случае, если она проходит
во
взаимосвязи,
в
сотрудничестве
классного
руководителя
и
родителя.
Классный
руководитель
должен
знать
о
ребенке
столько
же,
сколько
и
родитель, а родитель не может оставаться в неведении о том, что происходит
с его ребенком в школе. Только постоянно общаясь, учитель и родитель могут
не
допустить
необратимых
последствий
и
преодолеть
все
трудности
воспитания подрастающего поколения.
В связи с этим главным направлением воспитательной деятельности
классного руководителя
считаю сотрудничество семьи и школы. Главная
цель:
сделать
родителей
полноправными,
неравнодушными
участниками
образовательного
процесса,
опорой
и
поддержкой
ребенка
и
классного
руководителя. Так, в 5 классе воспитательную работу начинаю с активного
вовлечения
родителей
в
дела
класса
через
совместное
планирование
воспитательной
работы,
выборы
родительского
комитета,
заложение
традиций
класса,
участие
родителей
в
классных
и
общешкольных
мероприятиях.
Родительский
комитет
играет
огромную
роль
в
сотрудничестве
родителей и школы. От того, насколько слаженно и ответственно подходит к
своей деятельности родительский комитет, зависит атмосфера в классном
коллективе, взаимоотношения родителей друг с другом, общение взрослых и
детей.
С первого дня работы с детским коллективом и коллективом родителей
добиваюсь того, чтобы и дети и родители понимали значение тех требований,
которые
школа
предъявляет
к
семье.
Немаловажным
условием
взаимодействия семьи и школы является разумность тех требований, которые
педагог предъявляет к родителям и ребенку.
В настоящее время в условиях, когда большинство семей озабочено
решением
проблем
экономического,
а
порой
и
физического
выживания,
усилилась
социальная
тенденция
самоустранения
многих
родителей
от
решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не
владея
в
достаточной
мере
знанием
возрастных
и
индивидуальных
особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую,
интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В
таких
семьях
нет
прочных
межличностных
связей
между
родителями
и
детьми
и,
как
следствие,
“авторитетом”
становится
внешнее,
зачастую
негативное окружение, что приводит к “выходу” ребенка из-под влияния
семьи. СМИ и телевидение нередко подрывают устои семейных отношений,
демонстрируя негативные примеры взаимоотношений между членами семьи.
Зачастую в современной семье один или два ребенка, следовательно, дети не
получают практических навыков по уходу за своими братьями и сестрами, по
воспитанию младших членов семьи. Молодые семьи, как правило, живут
отдельно от своих родителей, что снижает влияние поколения бабушек и
дедушек на детей. Большую часть свободного времени как родители, так и
дети проводят за телевизором или за компьютером, не оставляя свободного
времени на общение друг с другом.
В настоящее время распространенным явлением стали неполные
семьи. В таких семьях, как правило, остро стоит проблема общения между
родителем и детьми, особенно в подростковом возрасте. В неполной семье
отсутствует
один
родитель,
либо
принимает
частичное
участие
в
жизни
семьи. Воспитанием в большинстве случаев занимается мать. Таким семьям
зачастую
присущи
неблагополучность
и
малообеспеченность.
Дети
предоставлены
значительную
часть
времени
сами
себе,
что
приводит
к
попаданию
их
в
антисоциальную
среду.
Они
не
способны
освоить
соответствующие их полу социальные роли, в том числе семейные, а это
негативно влияет на формирование подростков как будущих создателей семей
и
воспитателей
детей.
К
тому
же
многие
матери
в
неполных
семьях
недостаточно просвещены в области воспитания. Все члены неполной семьи
нуждаются в специальной психологической помощи, но несомненно, что
наибольшая потребность в этой помощи у ребёнка. Очень важно обеспечить
взаимодействие родителей с учителями-предметниками, психологами, при
необходимости - с социальным педагогом.
Таким образом, можно сделать вывод, что родителям необходимы знания
методов, приемов воспитания, психологии ребенка. Родители нуждаются не
только в знаниях о том, как общаться в семье, когда все идет хорошо, но как
себя
вести,
если
трудно,
когда
родители
ошиблись,
поспешили,
были
неправы. Хорошо известно, что у счастливых родителей растут счастливые
дети, ведь отдать своему ребенку можно лишь то, чем владеешь сам!