Автор: Булгакова Анастасия Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №9 "Алёнка"
Населённый пункт: города Мариинска, Кемеровской области
Наименование материала: статья
Тема: Типизация детей с проблемами в воспитании
Раздел: дошкольное образование
В развитии детей часто возникают проблемы, которые выражаются в
отклонении от общепринятых социальных возрастных ожиданий, школьно-
образовательных нормативов успешности, установленных в обществе норм
поведения и общения. Эти отклонения (девиации) проявляются в: школьной
неуспеваемости
детей;
отсутствии
интереса
к
учению,
т руд у,
организованному
досугу;
недисциплинированности;
невыполнении
общественных
норм
поведения;
нарушении
прав
окружающих
людей;
конфликтности;
высокой
тревожности;
наличии
нежелательных
качеств
личности:
лени,
лживости,
эгоистичности,
грубости;
гиперактивности
(пассивности);
немотивированной
агрессии,
жестокости;
употреблении
алкоголя и наркотических веществ; правонарушениях. Проблемы в развитии
возникают под влиянием трёх групп факторов: биогенных (неблагоприятная
наследственность,
родовые
травмы,
перенесённые
болезни);
психогенных
(противоречия между физиологическим ростом и психическим созреванием
(возрастные кризисы 3, 7, 13, 17 лет), между уровнем развития потребностей
и реальными возможностями их удовлетворения, между приобретёнными
знаниями
и
возрастными
особенностями
и
т.д.);
социогенных,
в
числе
которых
следует
отметить:
экономическое
неблагополучие
семьи;
безнадзорность в семье (лишний ребёнок); отрицательный пример родителей
(нет дружбы, общения); чрезмерная любовь к детям (ребёнок — кумир);
авторитарное
воспитание
в
семье
(принуждения,
обиды);
отсутствие
трудового
воспитания
в
семье
(освобождённость
от
домашнего
труда);
влияние
средств
массовой
информации;
участие
в
неформальных
объединениях молодёжи; отсутствие доверительных отношений учителей с
учениками; слабая база для проведения досуга по месту жительства и др.
С психолого-педагогических позиций можно выделить пять основных групп
детей
с
проблемами:
с
вредными
пристрастиями
и
склонностями;
с
антисоциальными
проявления-Правонарушители;
дети
с
ограниченными
возможностями жизнедеятельности, т.е. с глубокой патологией физического
и/или
психического
развития
(с
ограничением
движения,
недостатками
зрения, слуха, умственным отставанием); для них существуют специальные
учреждения — детские дома, интернаты; дети с задержкой психического
развития
(ЗПР)
—
для
них
существуют
коррекционные
учреждения
или
группы
(классы)
выравнивания,
в
которых
осуществляется
коррекция
развития;
дети
с
педагогический
и/или
социальной
запущенностью,
состоящие в основном контингентс учебно-воспитательных учреждений как
«трудные»,
трудновоспитуемые
и
труднообучаемые
(компенсирующая
педагогика); дети с нарушением социальных связей и отношений, социально
дезадаптированные, характеризующиеся отчуждением от семьи или школы,
асоциальным
поведением,
склонностью
к
правонарушениям;
дети
«зоны
риска»-
имеют
неглубокие,
непатологические,
неярко
выраженные
пограничные
отклонения
психики
или
личностные
психологические
особенности (акцентуации характера, неадекватную самооценку, нарушения
эмоционально-волевой сферы, тревожность, комплексы). В силу этого они
предрасположены к возникновению проблем в обучении и воспитании; для
детей «зоны риска» применим только индивидуальный подход, основанный
на углублённой психолого-педагогической диагностике и коррекции, но чаще
всего группа риска не выделяется из общей массы учащихся. Социально-
педагогические
признаки
определяют
следующие
группы
детей
с
проблемами:
неуспевающие
(труднообучаемые)
и
недисциплинированные
(трудновоспитуемые); б) сверхактивные и сверхпассивные; с нарушениями в
сфере
общения
(конфликтность,
агрессивность,
скверно словие,
аутсайдерство); с вредными пристрастиями (употребляющие алкоголь, табак,
наркотики) и склонностями (к воровству, аморальным поступкам);
с антисоциальными проявлениями; правонарушители.
Технологии работы с «детьми, имеющими проблемы», в современных
образовательно-воспитательных
учреждениях
(д/сады,
школы,
УДО,
спецучреждения)
интегрируют
огромный
арсенал
накопленных
наукой
и
практикой
средств
и
методов.
Их
общая
характеристика
может
быть
представлена
обобщённой
технологией
(метатехнологией)
развития,
обучения и воспитания детей с проблемами.
В массовой школе в категорию детей с проблемами в обучении попадают:
дети труднообучаемые и трудновоспитуемые; дети зоны риска.
Они
отличаются
дисгармоничным
развитием,
пониженной
обучаемостью
и
работоспособностью,
имеют
худшее,
чем
сверстники,
качество адаптационных механизмов, склонны к патологическим реакциям
на
перегрузки.
Предупреждение
и
преодоление
проблем
в
обучении
—
целостный
процесс,
он
предполагает
педагогическую
диагностику,
включение воспитанника в социальные и внутриколлективные отношения, в
систему ответственных отношений с обществом и коллективом, привлечение
к
социально
ценной
деятельности
с
учётом
имеющихся
у
него
положительных
качеств,
сил
и
способностей
и
регуляцию
отношений
воспитателей
и
воспитуемых,
использование
всех
положительных
возможностей
школы,
семьи,
общественности,
создание
единых
педагогических
позиций
по
отношению
к
таким
детям,
формирование
объективной
самооценки,
обучение
методике
с амо стимуляции
положительного
поведения,
а
так
же
применение
новых
инновационных
технологиях, а именно интегрированных уроков.