Напоминание

Типизация детей с проблемами в воспитании


Автор: Булгакова Анастасия Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №9 "Алёнка"
Населённый пункт: города Мариинска, Кемеровской области
Наименование материала: статья
Тема: Типизация детей с проблемами в воспитании
Раздел: дошкольное образование





Назад




В развитии детей часто возникают проблемы, которые выражаются в

отклонении от общепринятых социальных возрастных ожиданий, школьно-

образовательных нормативов успешности, установленных в обществе норм

поведения и общения. Эти отклонения (девиации) проявляются в: школьной

неуспеваемости

детей;

отсутствии

интереса

к

учению,

т руд у,

организованному

досугу;

недисциплинированности;

невыполнении

общественных

норм

поведения;

нарушении

прав

окружающих

людей;

конфликтности;

высокой

тревожности;

наличии

нежелательных

качеств

личности:

лени,

лживости,

эгоистичности,

грубости;

гиперактивности

(пассивности);

немотивированной

агрессии,

жестокости;

употреблении

алкоголя и наркотических веществ; правонарушениях. Проблемы в развитии

возникают под влиянием трёх групп факторов: биогенных (неблагоприятная

наследственность,

родовые

травмы,

перенесённые

болезни);

психогенных

(противоречия между физиологическим ростом и психическим созреванием

(возрастные кризисы 3, 7, 13, 17 лет), между уровнем развития потребностей

и реальными возможностями их удовлетворения, между приобретёнными

знаниями

и

возрастными

особенностями

и

т.д.);

социогенных,

в

числе

которых

следует

отметить:

экономическое

неблагополучие

семьи;

безнадзорность в семье (лишний ребёнок); отрицательный пример родителей

(нет дружбы, общения); чрезмерная любовь к детям (ребёнок — кумир);

авторитарное

воспитание

в

семье

(принуждения,

обиды);

отсутствие

трудового

воспитания

в

семье

(освобождённость

от

домашнего

труда);

влияние

средств

массовой

информации;

участие

в

неформальных

объединениях молодёжи; отсутствие доверительных отношений учителей с

учениками; слабая база для проведения досуга по месту жительства и др.

С психолого-педагогических позиций можно выделить пять основных групп

детей

с

проблемами:

с

вредными

пристрастиями

и

склонностями;

с

антисоциальными

проявления-Правонарушители;

дети

с

ограниченными

возможностями жизнедеятельности, т.е. с глубокой патологией физического

и/или

психического

развития

ограничением

движения,

недостатками

зрения, слуха, умственным отставанием); для них существуют специальные

учреждения — детские дома, интернаты; дети с задержкой психического

развития

(ЗПР)

для

них

существуют

коррекционные

учреждения

или

группы

(классы)

выравнивания,

в

которых

осуществляется

коррекция

развития;

дети

с

педагогический

и/или

социальной

запущенностью,

состоящие в основном контингентс учебно-воспитательных учреждений как

«трудные»,

трудновоспитуемые

и

труднообучаемые

(компенсирующая

педагогика); дети с нарушением социальных связей и отношений, социально

дезадаптированные, характеризующиеся отчуждением от семьи или школы,

асоциальным

поведением,

склонностью

к

правонарушениям;

дети

«зоны

риска»-

имеют

неглубокие,

непатологические,

неярко

выраженные

пограничные

отклонения

психики

или

личностные

психологические

особенности (акцентуации характера, неадекватную самооценку, нарушения

эмоционально-волевой сферы, тревожность, комплексы). В силу этого они

предрасположены к возникновению проблем в обучении и воспитании; для

детей «зоны риска» применим только индивидуальный подход, основанный

на углублённой психолого-педагогической диагностике и коррекции, но чаще

всего группа риска не выделяется из общей массы учащихся. Социально-

педагогические

признаки

определяют

следующие

группы

детей

с

проблемами:

неуспевающие

(труднообучаемые)

и

недисциплинированные

(трудновоспитуемые); б) сверхактивные и сверхпассивные; с нарушениями в

сфере

общения

(конфликтность,

агрессивность,

скверно словие,

аутсайдерство); с вредными пристрастиями (употребляющие алкоголь, табак,

наркотики) и склонностями (к воровству, аморальным поступкам);

с антисоциальными проявлениями; правонарушители.

Технологии работы с «детьми, имеющими проблемы», в современных

образовательно-воспитательных

учреждениях

(д/сады,

школы,

УДО,

спецучреждения)

интегрируют

огромный

арсенал

накопленных

наукой

и

практикой

средств

и

методов.

Их

общая

характеристика

может

быть

представлена

обобщённой

технологией

(метатехнологией)

развития,

обучения и воспитания детей с проблемами.

В массовой школе в категорию детей с проблемами в обучении попадают:

дети труднообучаемые и трудновоспитуемые; дети зоны риска.

Они

отличаются

дисгармоничным

развитием,

пониженной

обучаемостью

и

работоспособностью,

имеют

худшее,

чем

сверстники,

качество адаптационных механизмов, склонны к патологическим реакциям

на

перегрузки.

Предупреждение

и

преодоление

проблем

в

обучении

целостный

процесс,

он

предполагает

педагогическую

диагностику,

включение воспитанника в социальные и внутриколлективные отношения, в

систему ответственных отношений с обществом и коллективом, привлечение

к

социально

ценной

деятельности

с

учётом

имеющихся

у

него

положительных

качеств,

сил

и

способностей

и

регуляцию

отношений

воспитателей

и

воспитуемых,

использование

всех

положительных

возможностей

школы,

семьи,

общественности,

создание

единых

педагогических

позиций

по

отношению

к

таким

детям,

формирование

объективной

самооценки,

обучение

методике

с амо стимуляции

положительного

поведения,

а

так

же

применение

новых

инновационных

технологиях, а именно интегрированных уроков.



В раздел образования