Напоминание

Игровые технологии как средство достижения воспитанниками предметных, метапредметных и личностных результатов


Автор: Есаулкова Елена Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 40 комбинированного вида"
Населённый пункт: Краснотурьинск
Наименование материала: статья
Тема: Игровые технологии как средство достижения воспитанниками предметных, метапредметных и личностных результатов
Раздел: дошкольное образование





Назад




ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ

ВОСПИТАННИКАМИ ПРЕДМЕТНЫХ, МЕТАПРЕДМЕТНЫХ

И ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Е.А. Есаулкова,

муниципальное автономное

дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад № 40

комбинированного вида»

г. Краснотурьинск

Игровые

технологии

остаются

актуальными

на

протяжении

всего

периода

дошкольного детства, так как игра – ведущий вид деятельности ребенка. В игре он

формируется

как

личность,

у

него

развиваются

те

стороны

психики,

от

которых

впоследствии

будет

зависеть

успешность

его

социальной

практики.

Игра

является

полигоном для социальных проб. В игре созревает базис для новой ведущей деятельности

– учебной. Поэтому важнейшей задачей педагогической практики является оптимизация и

создание в

дошкольной образовательной организации специального пространства и

других

условий

для

активизации,

расширения

и

обогащения

игровой

деятельности

дошкольника.

На этапе реализации современных требований к системе дошкольного образования

на

первый

план

выходят

развивающий

и

деятельностный

подходы

к

организации

образовательного процесса, которые должны обеспечить достижение как предметных, так

и

метапредметных

результатов,

комплексного

развития

личностных

качеств

каждого

ребенка. Очень эффективным в реализации данных требований является применение

такого вида игровой технологии как развивающие игры.

Развивающие игры - игры, способствующие решению умственных способностей и

развитию интеллекта. Игры основываются на моделировании, процессе поиска решений.

Развивающие

игры

создаются

и

организуются

взрослыми

и

направлены

на

развитие

определенных качеств личности ребенка.

Его привлекает в игре не обучающая задача,

которая заложена в ней, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия,

добиться результата, выиграть. Однако если участник не овладеет знаниями, умственными

операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить

игровые действия, добиться результата. Таким образом, развивающие игры способствуют

достижению комплексных результатов: успешного интеллектуального развития ребенка,

формирования у него самостоятельности, самоконтроля, творческих способностей.

Общение дошкольника со сверстниками происходит главным образом в процессе

совместной деятельности. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия

другого

ребенка,

учатся

отстаивать

свою

точку

зрения,

строить

и

реализовывать

совместные планы, так что игра оказывает большое влияние и на развитие общения детей.

В игре происходит развитие собственных способностей, осознание своих сильных

и слабых сторон, а также готовность познавать и испытывать себя в новых ситуациях. Это

выражается

в

подсознательном

стремлении

ребёнка

к

самостоятельности

и

новой

социальной

позиции.

Развиваются

навыки,

способствующие

вырабатыванию

универсальных учебных действий уже с дошкольного возраста.

Для выстраивания образовательной деятельности в соответствии с требованиями

федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и

достижения

комплексных

результатов

в

освоении

основной

общеобразовательной

программы

дошкольного

образования

мною

разработана

программа

«Математическая

мозаика»

(далее

Программа),

в

основе

реализации

которой

лежит

технология

развивающих игр. Обучение по Программе строится в форме игры. Оно может и должно

быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода

игровые технологии, применяемые для обучения дошкольников 4-7 лет, содержат четко

обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем

чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он

получит

гарантированный

уровень

усвоения

ребенком

того

или

иного

предметного

содержания.

Согласно

Программе,

работу

с

воспитанниками

организую

с

применением

следующих игр: «Палочки Кюизенера», «Логические блоки Дьенеша», счетные палочки,

задачи

математического

содержания,

задачи-шутки,

игры-головоломки:

«Танграм»,

«Колумбово яйцо», «Головоломка Пифагора».

Для реализации поставленных задач, использую дидактический материал, которым

каждый

ребенок

может

пользоваться

как

индивидуально,

так

и

для

групповых

дидактических

игр.

К

старшему

дошкольному

возрасту

дети,

пользуясь

усвоенной

системой

общественно

выработанных

сенсорных

эталонов,

овладевают

некоторыми

рациональными способами обследования внешних свойств предметов. Применение их

даёт возможность ребёнку дифференцированно воспринимать, анализировать сложные

предметы.

Дошкольникам

доступно

понимание

общих

связей,

принципов

и

закономерностей, лежащих в основе научного знания. Однако достаточно высокого уровня

познавательной деятельности дошкольники достигают только, если обучение в этот период

направлено на активное развитие мыслительных процессов и является развивающим,

ориентированным на "зону ближайшего развития".

Счетные палочки. Головоломки со счетными палочками называют задачами на

смекалку

геометрического

характера.

Для

детей

5-7

лет

задачи-головоломки

можно

объединить в 3 группы (по способу перестроения фигур, степени сложности):

1.

Задачи

на

составление

заданной

фигуры

из

определенного

количества

палочек:

составить 2 равных квадрата из 7 палочек, 2 равных треугольника из 5 палочек.

2. Задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество

палочек.

3. Задачи на смекалку, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью

видоизменения, преобразования заданной фигуры.

Развитие смекалки, находчивости, инициативы осуществляется благодаря активной

умственной деятельности.

Цветные

счетные

палочки

Кюизенера

это

дидактический

материал,

разработанный

бельгийским

математиком

Х.

Кюизенером.

Палочки

друг

от

друга

отличаются цветом и размером. Каждой палочке соответствует число, равное ее длине.

Палочки

одного

цвета

имеют

одну

длину.

Палочки

Кюизенера

дают

возможность

формировать

у

ребенка

комплекс

интеллектуальных

умений

от

сенсорных

к

мыслительным. Многие математические представления (число и его состав, натуральный

ряд чисел, величина, порядок, отношение, операции над числами и т.д.) ребенок получает,

играя. Палочки обеспечивают возможность получать знания в результате исследований,

дают возможность детям объединяться, что позволяет им научиться работать в команде,

содержательно

общаться.

Использование

игр

с

цветными

палочками

Кюизенера

способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей, помогает сделать

много открытий, ставить цель и добиваться результата.

Логические блоки Дьенеша – это игры с геометрическими фигурами, разработанные

венгерским педагогом Золтаном Дьенешем. Логические блоки представляют собой игры,

составленные на основе комплекта из

48 геометрических фигур четырех форм (круги,

треугольники, квадраты, прямоугольники); трех цветов (красные, синие и желтые); двух

размеров (большие, маленькие); двух объемов (толстые, тонкие). Вторая составляющая

игры – карточки, на которых закодирована информация о геометрической фигуре и ее

признаках.

Блоки Дьенеша способствуют развитию логического мышления, аналитических

способностей,

навыков

решения

логических

задач,

умения

выявлять

в

объектах

разнообразные

свойства,

называть

их,

адекватно

обозначать

их

отсутствие,

а

также

удерживать в памяти одно, два, три свойства одновременно.

Игры с логическими блоками дают первоначальное представление о таких

понятиях, как алгоритм и кодирование информации. Они способствуют развитию речи.

Логические блоки являются отличными помощниками в физическом и речевом развитии, в

развитии математических и

конструктивных навыков, изобразительной деятельности

(аппликация), а также в сюжетно-ролевых и театрализованных играх.

Игры-головоломки направлены на развитие логического, пространственного и

конструктивного мышления, сообразительности. В результате игровых заданий ребенок

учится анализировать простые изображения, выделять в них геометрические фигуры,

визуально разбивать целый объект на части и наоборот составлять из элементов заданную

модель. Сущность игры состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости силуэты предметов

по образу или замыслу.

«Танграм» - дети выкладывают силуэты животных, человека, предметы домашнего

обихода. «Колумбово

яйцо»

-

силуэты

птиц,

самостоятельно

придумывают

фигуры

человека (воинов, балерин). «Головоломка Пифагора» - выкладывают силуэты животных.

Загадки математического содержания оказывают незаменимую помощь в развитии

мышления,

умении

доказывать

правильность

суждения,

владении

умственными

операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Каждая загадка – это логическая

задача,

решая

которую

ребенок

совершает

сложные

мыслительные

операции.

Задачи-

шутки способствуют развитию внимания и сообразительности, предостерегающие ребенка

от поспешных и необоснованных выводов.

Развивающие

игры

удобны

и

интересны

в

работе

с

дошкольниками

как

для

педагогов дошкольного образования, так и для родителей.

Применение игровых технологий наряду с обогащением ребенка знаниями по тому

или

иному

образовательному

модулю

способствует

формированию

у

дошкольников

интеллектуальных

способностей:

умения

обобщать,

классифицировать,

анализировать,

самостоятельно находить решения возникающих проблем. У них увеличивается объем

памяти

и

внимания. Развита

речь,

умение

вести

диалог,

рассуждать

и

доказывать,

аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

Литература.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

2. Фидлер М. Математика уже в детском саду. М, 1981.

3. Носова Е.А., Непомнящая Р.П. Логика и математика для дошкольников. Методическое

пособие, Санкт- Петербург, «Детство-Пресс», 2004.

4. Смоленцева А.А., Пустовойт О.В. Математика до школы. Пособие для воспитателей

детских садов и родителей. Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 20003.



В раздел образования