Автор: Дудакова Елена Леонидовна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ "СШ№14"
Населённый пункт: город Евпатория Республика Крым
Наименование материала: статья
Тема: "Метод проектов"
Раздел: полное образование
Человек образованный - тот,
который знает,
где найти то, чего он не знает.
Сегодня
общество
предъявляет
к
выпускникам
школ
ряд
новых
требований. И образование, как сфера, которая обеспечивает,
прежде всего
развитие личности, должна сформировать человека, который бы соответствовал
этим
новым
требованиям,
был
успешным
и
конкурентоспособным.
Современному
учителю
необходимо
идти
в
ногу
со
временем,
осваивая
инновационные
технологии
обучения,
нужно
развивать
накопленный
поколениями
опыт,
трансформировать
его
на
более
современном
уровне
с
использованием информационно-коммуникационных технологий. В настоящее
время важно, чтобы школьники не только имели прочные знания по предмету,
но
и
могли
ими
воспользоваться
в
нестандартных
ситуациях,
которые
предлагаются
на
собеседованиях,
тестировании.
Поэтому
учитель
должен
искать новые подходы к преподаванию предмета, особенно при недостаточном
количестве часов и большом объеме материала. Отличительной особенностью
образовательных стандартов, которые разрабатываются сегодня, является новый
подход к формированию содержания и оценке результатов обучения на основе
принципа: от «знаю и умею» - к «знаю, умею и могу применить на практике».
Преподавание биологии и химии связано с использованием большого
объема
разнообразной
информации,
что
делает
применение
компьютерной
техники особенно эффективным, поскольку позволяет очень быстро обработать
эту информацию и представить ее в виде таблиц, схем, диаграмм. Основная
задача
предметов
-
повлиять
педагогическими
методами
на
сознание
и
поведение учащихся путем развития у них жизненных навыков, благоприятных
для здоровья, безопасности и гармоничного развития.
И для того, чтобы сделать урок современным, необходимо использовать,
наряду
с
нетрадиционными
методами,
обучения
новые
педагогические
методики, интерактивные технологии, и никак не забывать о таком помощнике
на уроке как компьютерные презентации, которые способствуют повышению
уровня заинтересованности предметом.
Важной
чертой
современного
урока
является
активная
деятельность
учащихся.
Прежде всего их активность в обучении, которая формируется в
процессе
познавательной
деятельности,
сознательные
и
целенаправленные
усилия. Активизация познавательной деятельности должна быть направлена не
только
на
активное
мышление,
но
и
на
повышение
умственных
усилий,
совершенствования процесса усвоения знаний, умений, навыков, то есть на
повышение эффективности урока. Выбирая из разнообразных форм и методов
обучения, наиболее рациональные для определенного урока, следует исходить
из основного – обеспечить активность учащихся и высокое качество знаний в
учебном процессе. Всего можно достичь, используя метод проектов.
Ведущее место среди таких методов, найденных в арсенале мировой и
отечественной
педагогической
практики,
принадлежит
сегодня
методу
проектов.
Метод
проектов
-
это
система
обучения,
при
которой
учащиеся
приобретают
знания
и
умения
в
процессе
планирования
и
выполнения
постепенно усложняющихся практических заданий - проектов. Суть метода – не
формировать, а развивать личность в процессе сознательного мотивированного
индивидуальной деятельности в группе для решения общей задачи. Основой
проектного
метода
является
выполнение
различных
учебных
и
творческих
проектных заданий. Тематика разрабатывается учителем с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей учащихся.
Анализируя литературу по данному вопросу я пришла к выводу, что метод
проектов позволяет:
1) Развивать творческие задатки каждого ученика, поскольку ученик сам
выбирает формы и методы исследования и фиксирования результатов
2) развивать у учащегося критическое мышление, навыки поиска ответов
на вопросы и принятия решения
3) сделать обучение значимой частью деятельности каждого ученика, ведь
ученик в этом случае не только тот, которого учат, но и исследователь, практик,
экспериментатор,
он
не
пассивный
наблюдатель,
а
активно
участвует
в
получении и применении знаний
4) интегрировать знания учащегося по различным дисциплинам, показать
их взаимосвязь
5)
реализовать
потребности
каждого
ученика
в
самовыражении
и
самореализации
6) дифференцировать процесс обучения, поскольку каждый ученик может
выбрать в проекте тот уровень и тот вид деятельности, который ему более по
душе или лучше получается
Поскольку современная школа должна помочь учащимся чувствовать себя
уверенными на рынке труда, уметь адаптироваться к социальным изменениям и
кризисам
в
обществе,
быть
психологически
устойчивыми,
развивать
способность к самоорганизации я направила свою деятельность на решение
следующих задач:
обе спечить
высокий
уровень
знаний
выпускников,
умение
самостоятельно приобретать и применять их на практике
развивать каждого учащегося как творческую личность, способную к
практической работе
привлекать каждого учащегося к активной познавательной деятельности
формировать навыки познавательной и исследовательской деятельности,
развивать критическое мышление
МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УЧАЩИХСЯ
Личностно-ориентированное
воспитание
предполагает
использование
учебного
общения,
сотрудничества
и
активной
творческой
деятельности
ученика во время уроков биологии, химии и во внеурочное время.
Объективно
существующая
информационная
среда
включает
в
себя
следующее:
•
книги
(художественные,
учебные,
справочники,
научно-популярную
литературу)
• периодическая печать
• радиовещание и телевидение
•
мультимедийные
аппаратные
и
программные
средства,
в
том
числе
учебные
• глобальные и локальные сети образовательного, общего и специального
назначения.
Книга является наиболее распространенным носителем информации. В
учебном
процессе
это
учебники
и
учебные
пособия,
природоведческие
энциклопедии.
Газеты и журналы используются в учебном процессе не так широко, как
учебные
книги,
даже
если
они
являются
реальными
носителями
живой
и
актуальной информации.
Электронные
носители
информации
в
ближайшие
годы
приобретут
значение,
равнозначного
книге
и
периодическим
изданиям.
Современные
технологии
предоставления
новой
информации
создают
уникальные
возможности
автоматического
поиска
информации,
работы
со
справочным
материалом.
Радио
-
и
телепередачи
–очевидная
реальность
современного
информационного пространства.
Сегодня во многих школах для работы как во время урока, так и вне его
ученики пользуются фондами медиатек, имеют возможность просматривать не
только учебные программы, но и телепередачи в реальном времени, используя
спутниковые антенны.
Как
доказывает
современная
практика,
использование
Интернета
в
учебных целях – основная тенденция сегодняшнего дня. Участие в различных
телекоммуникационных проектах, конференциях, возможность подключения к
библиотекам мира, просто опроса о насущных проблемах жителей любой точки
планеты – все это способствуем представлению
ученика, привносит в его
жизнь большое количество информации.
Метод
проектов
является
одной
из
технологий,
обеспечивающей
личностно-ориентированное направление обучения и воспитания, так как он
практически вбирает в себя и другие современные технологии, например такие,
как обучение в сотрудничестве. В отличие от других технологий, практикуемых
в школе, проектная методика дает учителю возможность включить учащихся в
реальнее общение, наиболее насыщенное контактами, которое базируется на
исследовательской
деятельности, сотрудничества, и увидеть реальные, а не
только полученные в ходе игры результаты своей работы.
Проектная работа – вид работы (преимущественно в группах), целью
которой является подготовка конечного продукта – альбома, мультимедийной
презентации Microsoft PowerPoint, выступления, видеоролика, листовки, статьи,
и
т.д.
Цель
этого
вида
работы
–
дать
ученику
возможность
выполнить
независимую работу, построенную на знании предмета и умениях и навыках,
полученных
в
течение
определенного
периода
изучения
темы.
Проектные
работы идеальны для разноуровневых групп, поскольку каждое задание может
быть выполнено учениками, имеющими разный уровень подготовки.
Доктор
педагогических
наук,
известный
исследователь
в
области
современных технологий обучения. С. Полат определяет метод проектов как
“определённым
образом
организованную
поисковую,
исследовательскую
деятельность
учащихся,
индивидуальную
или
групповую,
которая
предусматривает
не
просто
достижение
того
или
иного
результата,
оформленного
в
виде
конкретного
практического
выхода,
но
организацию
процесса достижения этого результата"
Она считает, что метод проектов при наличии определенных условий
может быть использован в любом типе школ, на любом этапе обучения, если он
соответствует следующим требованиям:
• Наличие значимой в исследовательском или творческом плане проблемы
или задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска
для ее решения.
•
Практическое,
теоретическое,
познавательное
значение
результатов,
которые ожидаются.
• Самостоятельная деятельность учащихся: индивидуально, в парах, в
группе на уроке и вне его.
•
Структурирование
содержательной
части
проекта
с
указанием
поэтапных результатов и распределением ролей.
•
Использование
исследовательских
методов:
определение
проблемы,
задач исследования, которые вытекают из нее, выдвижение гипотезы решения,
обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ
полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.
ПРЕИМУЩЕСТВА ПРОЕКТОВ НАД ДРУГИМИ МЕТОДАМИ РАБОТЫ
Проектная работа мотивирует, работая над проектом, учащиеся проводят
небольшую исследовательскую работу по теме, которая их интересует. Ученики
занимают активную позицию во время проектной работы. Выполняя проект,
они о чем-то пишут, ищут информацию в книгах, общаются с другими людьми,
находят
иллюстрации
–
возможно,
даже,
делают
аудио
-
или
видеозаписи.
Ученики
разного
уровня
достижений
могут
выполнить
свой
собственный
проект – большой или маленький, простой или сложный – и смогут гордиться
им.
• проектная работа личностно ориентированная.
• проектная работа имеет общеобразовательную ценность. Большинство
современных
школьных
программ
требуют,
чтобы
преподавание
предметов
способствовало
развитию
у
учащихся
инициативы,
независимости,
воображения,
самодисциплины,
сотрудничества
с
другими
учащимися
и
полезных
исследовательских
навыков.
Проектная
работа
является
практическим путем реализации этих образовательных целей на уроке и во
внеурочное время.
С точки зрения практических соображений проектная работа включает
разные виды деятельности. Ученикам, возможно, придется двигаться по классу,
чтобы, например, поставить вопрос другим ученикам или найти информацию в
справочной литературе. Конечно, в классе тогда не будет тишины. Но это
производительный шум, который будет способствовать выполнению задачи.
Подготовка, выполнение и презентация проекта занимает гораздо больше
времени, чем выполнение традиционных заданий. Но не вся проектная работа
должна быть выполнена на уроке. Если проект готовится как индивидуальный,
то ученики могут продолжать работать над ним дома. Многие ученики захотят
дополнительно поработать над проектом, чтобы создать такую работу, которой
бы они могли действительно гордиться.
Ключом
к
успеху
проектной
работы
является
хорошая
подготовка
и
организация. Школьники должны научиться самостоятельно находить нужную
информацию и обращаться за помощью к учителю только в тех случаях, когда
они сами не могут найти ответ на вопрос. Дети также должны научиться
планировать
действия
и
самостоятельно
решать,
какие
материалы
им
понадобятся для выполнения задач проекта и где они их могут найти.
Проектная
деятельность
требует
продуманного
подхода:
тщательно
разработать
план
проекта,
критерии
оценивания
деятельности
ученика
и
готового
продукта,
подобрать
методический
материал
в
помощь
ученику,
проработать
варианты
устранения
возможных
затруднений,
спланировать
формы
промежуточного
оценивания
и
самооценивания
ученика
и
многое
другое.
Важным этапом в работе над проектом является его оценивания. Ученики
всегда хотят услышать отзыв о своем проекте. Чрезвычайно важно, чтобы
работа учащихся оценивалась не только с точки зрения научной правильности.
Я стараюсь отмечать, насколько творческой и оригинальной является работа, и
как много усилий было приложено для ее выполнения.
Важно не исправлять ошибки в конечном варианте проекта. Для этого
следует предложить ученикам подготовить и показать для проверки сначала
черновик проекта. Таким образом, ошибки будут найдены, и заключительный
вариант проекта не будет исправлений.
Итак,
в
процессе
работы
над
проектом
ученик
развивает
свои
интеллектуальные
умения,
такие
черты
характера,
как
целеустремленность,
настойчивость, трудолюбие, приобретает определенные учебные навыки, а это
обеспечивает социальную и профессиональную адаптацию в обществе, создает
условия
для
развития
креативности,
что
является
важным
в
сегодняшнем
быстро меняющемся мире.
АЛГОРИТМ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
Очень
эффективным
является
использование
ИКТ
при
работе
над
проектами
(самоактуализация
и
самореализация).
Именно
при
организации
работы
над
проектами
учащиеся
используют
ИКТ
и
как
для
поиска
необходимой информации, так и для защиты выбранной темы. Учитель здесь
выступает как «умелый дирижер». Результаты работы над проектом целиком и
полностью
зависят
от
умения
учителя
эффективно
организовать
работу
учащихся. Предлагаю вашему вниманию
Вступительный этап
На
этом
этапе
учитель
должен
четко
поставить
перед
учениками
основное, проблемные и учебные вопросы.
Результативность
работы
учащихся
во
многом
зависит
от
их
заинтересованности. Именно поэтому нужно привести интересные факты из
темы, которая изучается. Это можно сделать в виде публикации. Они помогут
учащимся
сориентироваться
и
выбрать
тему
для
своих
исследований.
Но
ученики должны знать, что они могут выбрать другую тему, которая их больше
заинтересует (если она будет соответствовать теме проекта).
Учитель
должен
познакомить
с
формами
защиты
ученических
работ
(презентация, публикация, брошюра, фотовыставка, доклад и др.). Будет очень
полезно,
если
ученики
увидят
образец
такой
работы,
которую
выполняли
другие ученики.
После
этого
необходимо
познакомить
учеников
(если
они
впервые
работают над проектом) или напомнить алгоритм работы над проектом:
определите тему ваших исследований
распределите обязанности в группе
составьте график выполнения работы
в ходе работы определите форму защиты своей темы.
На этом этапе ученики должны объединиться в группы и выбрать тему
исследований. Иногда ученики корректируют тему своих исследований в ходе
работы потому, что находят интересные факты. Считаю, что такие изменения
необходимо поддерживать, потому что они свидетельствуют об увлеченности
учащихся.
Организационный этап
Учителю необходимо поддержать учеников на первых этапах работы над
проектом, для того, чтобы они знали, что в любой момент могут обратиться за
помощью. Но такая опека не должна быть чрезмерной, иначе можно потерять
самостоятельность учащихся.
Основной этап (поисковый)
На этом этапе ученики ищут информацию в доступных источниках,
а
потому
проводят
собственные
исследования
(если
есть
возможность
и
необходимость),
а
потом
всей
группой
ее
обрабатывают
(анализируют,
систематизируют, делают выводы). Они выбирают форму для защиты своей
темы, и оформляют работу в выбранном формате, готовят материал к защите
своей работы.
На этом этапе учителю важно уделить внимание каждой из работающих
групп, отслеживать продвижение учеников в работе. Самостоятельные ученики
эффективно планируют свое время и выполняют задания без напоминания. Но
бывают случаи, когда необходимо вмешательство учителя, чтобы направить или
подтолкнуть к активным действиям, но главное не переусердствовать.
Впервые
работая
над
проектом,
учащиеся
иногда
не
могут
верно
распределить обязанности или сроки исполнения той или иной работе, а потому
в конце проекта имеют не тот результат, на который ожидали. Не хватает. как
говорят, «одной ночи». Только верно организовав сам процесс работы, можно
получить ожидаемые результаты. Поэтому задача учителя - удерживать в поле
зрения
каждую
из
групп.
Научившись
анализировать,
сравнивать
и
систематизировать,
ученик
легко
сможет
ориентироваться
в
современной
жизни, а также ему не трудно будет сдать ЭГЭ.
Защита работы и подведение итогов
На этом этапе ученики должны защитить выбранную тему (в выбранном
формате). Но для того, чтобы работа была эффективной не только для этой
группы, но и для класса в целом, необходимо, чтобы одноклассники имели
возможность оценить работу группы и имели возможность задать вопросы.
Причем, считаем целесообразным количество и качество вопросов оценивать
учителем, для того чтобы потом можно было добавить эти результаты оценки,
которую учащиеся получат во время защиты своей работы.
Степень раскрытия выбранной темы исследований в работе учащихся,
методы, с помощью которых они будут раскрывать выбранную тему укажут,
насколько глубоко они задумались над существующими проблемами.
Любые достижения учащихся должны быть оценены (не всегда в виде
оценки, иногда достаточно похвалы). Нужно обязательно отметить работу тех
учащихся,
которые
до
этого
момента
предпочитали
быть
пассивными
слушателями. Поэтому в течение работы над проектом ученики должны иметь
возможность получить несколько оценок, которые бы соответствовали степени
участия
каждого
в
работе.
Рефлексия
и
самооценка
дадут
ученикам
возможность оценить собственный прогресс, свои мысли и учебу, и методы их
улучшения.
Отзыв
сверстников
поможет
ученику
увидеть
внутренние
качественные характеристики своей работы, особенно через оценивание работ
других участников.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ НА ПРАКТИКЕ
В силу специфики, естественные дисциплины имеют большой потенциал,
который воспитывает и развивает личность ребенка. Они побуждают учеников к
изучению окружающей среды, формируют представление о себе как частичку
вселенной,
формируют
бережное
отношение
к
природе,
к
себе,
к
своему
здоровью. Метод проектов дает возможность многократно повысить мотивацию
учащихся в этом вопросе.
Метод, конечно, требует тщательной подготовки учителя, поскольку от
того, насколько он сможет заинтересовать учащихся темой проекта,
будет
зависеть
и
результативность
работы
учащихся.
Учитель
должен
четко
сформулировать основные, проблемные и учебные вопросы, четко определить
сроки работы над проектом, ознакомить с методами оценивания, как в течение
всего проекта, так и конечного результата.
ВЫВОД
Метод проектов не должно вытеснять классно-урочную систему, но он
является важным компонентом образования и используется в различных видах
учебно-воспитательной деятельности.
Проектная
работа
очень
перспективная,
поскольку
в
ней
каждый
из
участников не теряет своего статуса активной действующей личности, пытается
занять
в
группе
позицию,
что
соответствует
его
возможностям:
знаниям,
умениям, способностям, мышлению и тому подобное. В частности, проекты
способствуют
выработке
самостоятельности,
активности,
творчества,
уверенности,
приобретению
чувства
собственного
успеха
и
прогресса,
самоопределению,
способствуют
социальному
развитию,
выработке
исследовательских
навыков,
дают
возможность
реализовать
цель,
интегрировать
знания.
Это
сказывается
на
общем
формировании
индивидуального стиля ребенка. Работая над проектом, ученики общаются,
сотрудничают
и
помогают
друг
другу
в
процессе
обучения,
развивают
социальные, умственные и коммуникативные навыки. Этот вид деятельности
способствует осуществлению индивидуального подхода в классах с разным
уровнем
подготовки
во
время
изучения
и
усвоения
нового
материала.
Использование
метода
проектов
повышает
эффективность
обучения
и
воспитания. С его помощью реализуются межпредметные связи, приобретаются
знания через взаимодействие учащихся с педагогом и между собой.
Метод
проектов
относится
к
прогрессивным
образовательным
технологиям
ХХІ
века
и
является
важным
педагогическим
средством
формирования компетенций личности.