Автор: Синтяева Елена Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Журавенская средняя школа"
Населённый пункт: Московская область Зарайский район д. Журавна
Наименование материала: Статья
Тема: "Урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС"
Раздел: начальное образование
ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ УРОКА В
НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В
СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ
ФГОС
Учитель начальных классов: Синтяева Е.Н.
Декабрь 2018 г.
МБОУ «Журавенская средняя школа»
СТРУКТУРА УРОКА В НАЧАЛЬНЫХ
КЛАССАХ
Традиционная
Современная
Организация класса
Организация класса
Постановка целей и задач урока
Актуализация раннее усвоенных
знаний и умений
Актуализация знаний
Формирование новых знаний и
умений(постановка новых знаний и
умений)
Изучение нового материала
Физкультминутка
Физкультминутка
Первичное закрепление
Закрепление материала
Самостоятельная работа с
самопроверкой по эталону.
Самоанализ и самоконтроль
Обобщение и систематизация
знаний и умений
Физкультминутка
Подведение итогов
Включение нового знания в систему
знаний и повторение
Задание на дом
Рефлексия деятельности
РАЗЛИЧИЯ ТРАДИЦИОННОГО И
СОВРЕМЕННОГО УРОКОВ
Современный урок
СТРУКТУРА УРОКА В НАЧАЛЬНЫХ
КЛАССАХ
Традиционная
Современная
Организация класса
Организация класса
Постановка целей и задач урока
Актуализация раннее усвоенных
знаний и умений
Актуализация знаний
Формирование новых знаний и
умений(постановка новых знаний и
умений)
Изучение нового материала
Физкультминутка
Физкультминутка
Первичное закрепление
Закрепление материала
Самостоятельная работа с
самопроверкой по эталону.
Самоанализ и самоконтроль
Обобщение и систематизация
знаний и умений
Физкультминутка
Подведение итогов
Включение нового знания в систему
знаний и повторение
Задание на дом
Рефлексия деятельности
ЭТАПЫ УРОКА
ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА
Организация класса (орг.момент) (1-2 минуты)
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-
значимом уровне. «Хочу, потому что могу».
-у учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная
направленность;
-включение детей в деятельность;
-выделение содержательной области.
Приёмы работы:
-учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям;
предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг друга
с соседом по парте);
-учитель предлагает детям подумать, что пригодится для
успешной работы на уроке; дети высказываются;
-девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»);
-самопроверка домашнего задания по образцу.
АКТУАЛИЗАЦИЯ РАНЕЕ УСВОЕННЫХ
ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ
Актуализация ранее усвоенных знаний и умений
(повторение)
(4-5 минут)
Цель: повторение изученного материала,
необходимого для «открытия нового знания», и
выявление затруднений в индивидуальной
деятельности каждого учащегося.
Возникновение проблемной ситуации.
-актуализация ЗУН и мыслительных операций
(внимания, памяти, речи);
-создание проблемной ситуации;
-выявление и фиксирование в громкой речи: где и
почему возникло затруднение; темы и цели урока.
ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ
(ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ)
Формирование новых знаний и умений (постановка
учебной задачи) (4-5 минут)
Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли
затруднения?»,
«Чего мы ещё не знаем?»);
Проговаривание цели урока в виде вопроса, на
который предстоит ответить.
ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ (ПОСТРОЕНИЕ
ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ)
Открытие нового знания (построение проекта выхода из
затруднения).(
7-8 минут)
Цель: решение задач (проблемы) и обсуждение её
решения.
-Способы: диалог, групповая или парная работа.
-Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий
к открытию знания диалог.
-Организация самостоятельной исследовательской
деятельности.
-Выведение алгоритма.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Первичное закрепление. (4-5 минут)
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде
опорного сигнала.
-Способы: фронтальная работа, работа в парах.
-Средства: комментирование, обозначение знаковыми
символами, выполнение продуктивных заданий.
-Выполнение заданий с проговариванием в громкой
речи.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С САМОПРОВЕРКОЙ
ПО ЭТАЛОНУ. САМОАНАЛИЗ И САМОКОНТРОЛЬ
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Самоанализ и самоконтроль . (4-5 минут)
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о
том, что он уже умеет.
-Небольшой объём самостоятельной работы (не
более 2-3 типовых заданий).
-Выполняется письменно.
-Методы: самоконтроль, самооценка.
ВКЛЮЧЕНИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ В
СИСТЕМУ ЗНАНИЙ И ПОВТОРЕНИЕ
Включение нового знания в систему знаний и
повторение.(7-8 минут)
-Сначала предложить выбрать только те, которые
содержат новый алгоритм или новое понятие.
-Затем выполняются упражнения, в которых новое
знание используется вместе с изученными ранее.
РЕФЛ
Е
КСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рефлексия деятельности. (2-3 минуты)
( итог урока)
Цель: осознание учащимися своей УД (учебной
деятельности), самооценка результатов
деятельности своей и всего класса.
-Вопросы:
-Какую задачу ставили?
-Удалось ли решить поставленную задачу?
-Каким способом?
-Какие получили результаты?
-Что нужно сделать ещё?
-Где можно применить новые знания?
В ЧЁМ НОВИНКА?
Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы
на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль
общения между учителем и учеником.
Новый ФГОС вносит существенные изменения в цели,
содержание и организацию учебно-воспитательного процесса,
которые влекут за собой необходимость перестройки всей
образовательной деятельности в начальной школе и в первую
очередь учителя, обеспечивающего его.
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и
профессионализм, его желание раскрыть способности каждого
ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые
требования ФГОС к организации учебно-воспитательного
процесса в школе не могут существовать.
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даѐт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаю вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!