Автор: Синицына Ирина Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 45"
Населённый пункт: город Нижний Новгород
Наименование материала: Статья
Тема: Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает такой метод, как проектирование. В
современной педагогике метод проекта используется наряду с систематическим предметным обучением как
компонент
системы
продуктивного
образования.
Основной
целью
проектного
метода
в
дошкольных
учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами
развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это детская самодеятельность,
это
конкретное
практическое
творческое
дело,
поэтапное
движение
к
цели,
это
метод
педагогически
организованного
освоения
ребенком
окружающей
среды,
это
звено
в
системе
воспитания,
в
цепи,
развивающей личность программы.
Таким
образом,
проек
–
это
путь
к
саморазвитию
личности
через
осознание
собственных
потребностей,
через
самореализацию
в
предметной
деятельности.
Среди
современных
педагогических
технологий в последние годы проектная деятельность приобретает все большую популярность, так как она:
Личностно - ориентирована;
Характеризуется возрастанием интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;
Позволяет реализовывать педагогические цели на всех этапах;
Позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;
Приносит удовлетворение детям, видящим продукт собственного труда.
В
проектной
деятельности
с
дошкольниками
позиция
воспитателя
меняется,
и
он
становится
партнером
для
детей.
Партнерская
деятельность
взрослого
с
детьми
должна
строиться
на
очень
содержательном моменте: на чтении художественной литературы, на игре, на продуктивной деятельности, на
познавательно-исследовательской деятельности, воспитатель все делает вместе с детьми. Нужно всегда
обращать внимание на 4 основных позиций, при которых воспитатель становится партнером для ребенка.
1) Включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми. Воспитатель вместе с детьми сидит за столом
и вместе с ними рисует, режет, клеит. Это не позиция учителя, который показал приемы и отошел в сторону.
2)
Добровольное
присоединение
ребенка
к
деятельности
без
психологического
и
дисциплинарного
принуждения.
3) Свободное общение, перемещение ребенка во время деятельности.
4) Открытый временной конец занятия или игры, когда каждый ребенок работает в своем темпе.
Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и
уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов. На каждом из этапов взаимодействие
педагога с детьми носит личностно-ориентированный характер. Можно выделить следующие этапы работы
над проектом:
Первый этап - Выбор темы. Задача педагога - осуществить вместе с детьми выбор темы для более глубокого
изучения,
составить
план
познавательной
деятельности.
Один
из
способов
введения
в
тему
связан
с
использованием модели «трёх вопросов»:
1. Что знаю? 2. Что хочу узнать? 3. Как узнать?
Последовательность работы педагога на данном этапе следующий:
- педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка;
- вовлекает дошкольников в решение проблемы;
- намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);
- обсуждает план с семьями на родительском собрании;
- вместе с детьми и родителями составляет план - схему проведения проекта;
- собирает информацию, материал.
Второй этап - Реализация проекта.
Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную,
продуктивную). Задача воспитателя на данном этапе - создать в группе условия для осуществления детских
замыслов.
Исследовательская активность на данном этапе активизируется за счет:
- проблемного обсуждения, которое помогает обнаруживать всё новые проблемы;
-использования операций сравнения и сопоставления;
- проблемного изложения информации педагогом;
- организации опытов и экспериментов.
Последовательность работы педагога на данном этапе:
- проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта),
- даёт домашние задания родителям и детям;
-
поощряет
самостоятельные
творческие
работы
детей
и
родителей
(поиск
материалов,
информации,
изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.).
Третий этап - презентация проекта.
Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для
детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения
сведения, полученные в ходе реализации проекта.
Использование метода проектов в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного
обучения
дошкольников,
позволяет
значительно
повысить
самостоятельную
активность
детей,
развить
творческое
мышление,
умение
детей
самостоятельно,
разными
способами
находить
информацию
об
интересующем
предмете
или
явлении
и
использовать
эти
знания
для
создания
новых
объектов
действительности.
Список литературы:
1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных
учреждений. — М.: Мозаика — Синтез, 2008.
2. Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н.
А. Виноградова, Е. П. Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008. (Дошкольное воспитание и развитие).
3. Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. Издательство:
Центр педагогического образования, 2013 г.
4. Дьяченко О. М., Веракса Н. Е. Чего на свете не бывает. - М.: Знание, 1994.
5. Захарова М. А. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. Издательство: Школьная пресса,
2010 г.
9. Киселева Л. С., Данилина Т. А., Лагода Т. С., Зуйкова М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного
учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт. - сост.: Л. С. Киселева, Т. А.
Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. – 3-е изд. испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2011.