Напоминание

Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста


Автор: Синицына Ирина Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 45"
Населённый пункт: город Нижний Новгород
Наименование материала: Статья
Тема: Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает такой метод, как проектирование. В

современной педагогике метод проекта используется наряду с систематическим предметным обучением как

компонент

системы

продуктивного

образования.

Основной

целью

проектного

метода

в

дошкольных

учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами

развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это детская самодеятельность,

это

конкретное

практическое

творческое

дело,

поэтапное

движение

к

цели,

это

метод

педагогически

организованного

освоения

ребенком

окружающей

среды,

это

звено

в

системе

воспитания,

в

цепи,

развивающей личность программы.

Таким

образом,

проек

это

путь

к

саморазвитию

личности

через

осознание

собственных

потребностей,

через

самореализацию

в

предметной

деятельности.

Среди

современных

педагогических

технологий в последние годы проектная деятельность приобретает все большую популярность, так как она:

Личностно - ориентирована;

Характеризуется возрастанием интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;

Позволяет реализовывать педагогические цели на всех этапах;

Позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;

Приносит удовлетворение детям, видящим продукт собственного труда.

В

проектной

деятельности

с

дошкольниками

позиция

воспитателя

меняется,

и

он

становится

партнером

для

детей.

Партнерская

деятельность

взрослого

с

детьми

должна

строиться

на

очень

содержательном моменте: на чтении художественной литературы, на игре, на продуктивной деятельности, на

познавательно-исследовательской деятельности, воспитатель все делает вместе с детьми. Нужно всегда

обращать внимание на 4 основных позиций, при которых воспитатель становится партнером для ребенка.

1) Включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми. Воспитатель вместе с детьми сидит за столом

и вместе с ними рисует, режет, клеит. Это не позиция учителя, который показал приемы и отошел в сторону.

2)

Добровольное

присоединение

ребенка

к

деятельности

без

психологического

и

дисциплинарного

принуждения.

3) Свободное общение, перемещение ребенка во время деятельности.

4) Открытый временной конец занятия или игры, когда каждый ребенок работает в своем темпе.

Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и

уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов. На каждом из этапов взаимодействие

педагога с детьми носит личностно-ориентированный характер. Можно выделить следующие этапы работы

над проектом:

Первый этап - Выбор темы. Задача педагога - осуществить вместе с детьми выбор темы для более глубокого

изучения,

составить

план

познавательной

деятельности.

Один

из

способов

введения

в

тему

связан

с

использованием модели «трёх вопросов»:

1. Что знаю? 2. Что хочу узнать? 3. Как узнать?

Последовательность работы педагога на данном этапе следующий:

- педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка;

- вовлекает дошкольников в решение проблемы;

- намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);

- обсуждает план с семьями на родительском собрании;

- вместе с детьми и родителями составляет план - схему проведения проекта;

- собирает информацию, материал.

Второй этап - Реализация проекта.

Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную,

продуктивную). Задача воспитателя на данном этапе - создать в группе условия для осуществления детских

замыслов.

Исследовательская активность на данном этапе активизируется за счет:

- проблемного обсуждения, которое помогает обнаруживать всё новые проблемы;

-использования операций сравнения и сопоставления;

- проблемного изложения информации педагогом;

- организации опытов и экспериментов.

Последовательность работы педагога на данном этапе:

- проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта),

- даёт домашние задания родителям и детям;

-

поощряет

самостоятельные

творческие

работы

детей

и

родителей

(поиск

материалов,

информации,

изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.).

Третий этап - презентация проекта.

Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для

детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения

сведения, полученные в ходе реализации проекта.

Использование метода проектов в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного

обучения

дошкольников,

позволяет

значительно

повысить

самостоятельную

активность

детей,

развить

творческое

мышление,

умение

детей

самостоятельно,

разными

способами

находить

информацию

об

интересующем

предмете

или

явлении

и

использовать

эти

знания

для

создания

новых

объектов

действительности.

Список литературы:

1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных

учреждений. — М.: Мозаика — Синтез, 2008.

2. Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н.

А. Виноградова, Е. П. Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008. (Дошкольное воспитание и развитие).

3. Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. Издательство:

Центр педагогического образования, 2013 г.

4. Дьяченко О. М., Веракса Н. Е. Чего на свете не бывает. - М.: Знание, 1994.

5. Захарова М. А. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. Издательство: Школьная пресса,

2010 г.

9. Киселева Л. С., Данилина Т. А., Лагода Т. С., Зуйкова М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного

учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт. - сост.: Л. С. Киселева, Т. А.

Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. – 3-е изд. испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2011.



В раздел образования