Автор: Левина Наталья Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 6
Населённый пункт: г. Великие Луки
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Тире между подлежащим и сказуемым"
Раздел: среднее образование
Левина Наталья Александровна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 6 им. Героя Советского Союза А. В. Попова
г. Великие Луки Псковской области.
Урок по русскому языку.
5 класс.
Тире между подлежащим и сказуемым.
Фамилия Имя Отчество
Левина Наталья Александровна
Предмет
Русский язык
Класс
5 класс
Тема урока
Тире между подлежащим и сказуемым.
Основное содержание темы
(из примерного
тематического
планирования Примерной
программы по предмету)
Постановка тире в предложениях, где главные
члены: подлежащее и сказуемое – выражены именем
существительным в именительном падеже.
В
ходе
изучения
данной
темы
учащиеся
должны
овладеть
навыками:
опознавать
в
тексте
предложения,
где
главные
члены
предложения
выражены
именем
существительным;
обосновывать
необходимость
постановки
между
ними
тире
в
соответствии с изученным правилом.
Система научных знаний:
ключевые теории, идеи,
понятия, факты.
У ч а щ и е с я
д о л ж н ы
з н ат ь ,
ч т о
т а к о е
грамматическая
основа
предложения
(подлежащее,
сказуемое),
какими
частями
речи
могут
быть
в ы р а ж е н ы
гл а в н ы е
ч л е н ы .
З н а ко м с т в о
с
пунктуационным правилом: постановка тире между
подлежащим и сказуемым.
Универсальные учебные
действия к уроку, которые
планирую развивать
(формировать).
Р е г ул я т и в н ы е
У УД : умение
ставить
ц е л и ,
планировать свою работу, проводить самопроверку и
взаимопроверку.
Познавательные
УУД: развитие
у
учащихся
способности видеть за изложенным фактом проблему
и
находить
аргументы
для
её
поддержки
или
о п р о в е р ж е н и я ;
р а з в и т и е
н а в ы ко в
ч т е н и я ,
аналитиче ских
умений;
умение
работы
с о
справочными
материалами;
постановка
и
решение
проблемы.
Коммуникативные
УУД:
формирование
культуры
речевого
общения;
способствовать
свободному
говорению
учащихся;
формировать
нравственную
культуру,
умение
сопереживать
и
помогать
своим
одноклассникам
Л и ч н о с т н ы е
У УД : воспитание
уважения,
ответственности,
порядочности;
развитие
умения
работать
в
группах,
в
парах;
умение
приводить
соответствующие аргументы, не обижая и не умаляя
достоинств
собеседника;
повышать
уверенность
учащихся в собственных силах.
Я хочу, чтобы ученики
поняли следующие
центральные идеи, факты,
аргументы, процессы и т.п.
Активное участие в получении нового знания
позволяет сделать процесс обучения более
плодотворным. Самостоятельность, здравый смысл,
уверенность в себе, уважительное отношение к тем,
кто рядом способствуют личному развитию и
помогают любой урок сделать интересным.
Привлекаю материал из
других предметных
областей (межпредметные
связи)
Литературное краеведение, биология, история.
Ход урока (примеры
деятельностных заданий)
1.
Организационный момент (мотивация учебной
деятельности).
Цель этапа: включение учащихся в деятельность
на личностно – значимом уровне.
А) Приветствие. Учитель предлагает учащимся
выбрать индикатор настроения (солнышко –
отличное; солнышко, спрятавшееся за облако –
удовлетворительное; тучка – плохое). Показать
индикатор своего настроения (солнышко), как
готовность к плодотворному сотрудничеству.
Б) Мобилизующий этап.
На доске или на слайде презентации написаны
предложения:
В сказаниях и преданиях Псковского края
изображаются как реальные исторические
личности, так и персонажи, созданные народным
воображением.
Ольга – русская княгиня.
Игорь – отважный князь.
- Прочитайте предложения. Скажите, какие из них
можно объединить по нескольким признакам
одновременно.
Можно объединить второе и третье
предложения. В них говорится о правителях Руси.
Игорь и Ольга являются мужем и женой. Они по
преданию связаны с Псковской землёй. Оба
предложения состоят из трёх слов.
- Найдите в предложениях подлежащее.
В первом предложении подлежащее Ольга, во
втором – Игорь.
- Найдите в предложениях сказуемое.
В первом предложении сказуемое княгиня, во
втором – князь.
2. Формулирование темы и цели урока.
Цель этапа: развитие аналитических умений;
способствовать развитию коммуникативной
культуры.
- Обратите внимание на знак, который стоит между
подлежащим и сказуемым в выделенных вами
предложениях, и сформулируйте тему
сегодняшнего урока.
Во втором и третьем предложениях между
главными членами (подлежащим и сказуемым)
стоит тире. Следовательно, тема урока – «Тире
между подлежащим и сказуемым».
- Опираясь на тему урока, постарайтесь
сформулировать цель нашего урока.
При затруднении детей можно предложить им
запись в презентации или на доске:
1)
познакомиться с ….., - между ________ и
_______;
2)
Научиться находить …….., в которых ….. -
между _____ и _______ .
Цель урока: познакомиться с правилом
постановки тире между подлежащим и сказуемым;
научиться находить предложения, в которых
ставится тире между подлежащим и сказуемым.
3. Изучение нового материала.
Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления
и первичного закрепления учащимися знаний о
том, когда необходимо ставить тире между
подлежащим и сказуемым.
- Ребята, давайте ещё раз обратимся к тем
предложениям, которые вы выбрали. Скажите,
словами какой части речи выражены подлежащее и
сказуемое в первом предложении.
В первом предложении оба главных члена
выражены существительным.
- В каком падеже стоят эти имена
существительные?
В именительном падеже.
- Чем выражены подлежащее и сказуемое во
втором предложении?
Подлежащее Игорь и сказуемое князь выражены
именем существительным в именительном
падеже.
- Посовещайтесь (работа в парах) и сделайте
вывод, в каком случае между подлежащим и
сказуемым ставится тире.
Между подлежащим и сказуемым ставится тире.
Если они выражены именем существительным в
именительном падеже.
Правило повторяется несколькими парами.
- Сравните ваше правило и то, которое есть в
учебнике.
Работа с учебником.
- Расскажите правило о постановке тире между
подлежащим и сказуемым.
Работа в группах (по четыре человека).
- Составьте схему нового правила, приведите
примеры на тему «Мой край».
Учащиеся обсуждают варианты схем.
Предлагают свои варианты, которые
записывают на доске. Выбирают лучший.
Приводят примеры. Возможен вариант: у каждой
группы есть конверт с набором слов и знаков
препинания, учащиеся составляют предложения и
магнитами прикрепляют их на доске.
1.
Первичное закрепление нового знания.
Цель этапа: проговаривание и закрепление нового
знания; выявление пробелов первичного
осмысления изученного материала; коррекция
знаний.
Упражнение 1 (написано на доске или слайд
презентации).
Ольга
любимое з…нятие
кн…зей
Иван IV
древний русский
горо…
Изборск
грозный и
суровый царь
Охота
самая извес…ная
кн…гиня
Древней Руси
- Прочитайте упражнение, сформулируйте к нему
задание.
Надо подобрать к словам из первого столбика
подходящие словосочетания из второго столбика,
чтобы получились предложения. Предложения
записать, расставить знаки препинания, на месте
пропусков вставить буквы, подобрать
проверочные слова.
- Для того чтобы правильно расставить знаки
препинания, каким правилом вы должны
пользоваться?
После того как работа выполнена, ещё раз
повторяется правило.
Проверка упражнения осуществляется в парах
(учащиеся оценивают работу друг друга), 2-3
учащихся комментируют задание, объясняют
орфограммы, группируя их по орфограммам.
Объясняют, как связаны упоминаемые в
предложениях исторические лица и объекты с
нашим краем.
2.
Словарно – орфографическая работа.
Цель этапа: знакомство с новым словарным
словом; закрепление.
Работа в группах из четырёх человек (конверт с
набором разных слогов; справочные материалы со
значением слова ЛЕГЕНДА, взятых из различных
источников).
- Добывая новые знания, мы с вами одновременно
ведём разговор о прошлом нашей родной земли.
Новое словарное слово тоже будет на эту тему. Оно
состоит из трёх слогов. Первый слог также в слове,
которое обозначает самое тёплое время года.
Второй слог обозначает участок ДНК, который
определяет наследственные признаки организма.
Третий слог обозначает согласие. Составьте слово,
используя материал из конвертов.
Это слово легенда. Ответ прикрепляется на
доске.
- Скажите, что такое легенда. Ваш ответ должен
соответствовать теме урока (можно
воспользоваться карточками из конверта).
Легенда – народное предание, вымысел, выдумка.
Посмотрите на карточку со словом ЛЕГЕНДА.
Расскажите о его правописании.
Слово легенда состоит из трёх слогов. Второй
слог ударный. Непроверяемая безударная гласная
Е, которую необходимо подчеркнуть и запомнить.
3.
Закрепление изученного материала
(продолжение).
Цель этапа: закрепление нового знания; выявление
пробелов; коррекция.
Работа в парах.
На карточках записаны предложения.
Отличалась она кр…сотой, умом и сноровкой.
Кн…гиня Ольга мудрая пр…вительница Руси.
Псковская л…генда гласит, что р…дилась
девушка в крестьянской семье.
За это и полюбил её Игорь.
Кр…савица стала достойной женой киевского
князя.
Бережно хр…нят память о ней её потомки.
Княгиня Ольга женщина мудрая, хитрая и умная.
- Прочитайте предложения, посовещайтесь
(работают в парах, с проговариванием в тихой
речи). Напишите их в правильной
последовательности так, чтобы получился текст.
Расставьте знаки препинания, вставьте
пропущенные буквы. Устно подберите
проверочные слова.
Княгиня Ольга - мудрая правительница Руси. Но
росла она не в княжеской семье. Псковская легенда
гласит, что родилась девушка в крестьянской
семье. Отличалась она красотой, умом и
сноровкой. За это и полюбил её Игорь. Красавица
стала достойной женой киевского князя.
Княгиня Ольга – мудрая, хитрая и умная
женщина. Бережно хранят память о ней её
потомки.
- Прочитайте составленный текст. Назовите
предложения, которые соответствуют теме нашего
урока. Объясните постановку знака препинания.
Расскажите о правописании слов с пропущенными
буквами.
Текст выводится на экран. Ребята в парах
проверяют правильность выполнения задания,
оценивают друг друга.
4.
Итог урока (рефлексия деятельности).
Цель этапа: осознание учащимися своей учебной
деятельности, самооценка результатов
деятельности своей и всего класса.
- Какие новые знания мы сегодня приобрели?
- Когда между подлежащим и сказуемым ставится
тире?
- Как вы считаете, наше сегодняшнее занятие было
плодотворным и полезным? Выскажите своё
мнение.
- При помощи индикаторов оцените себя.
На доске две дороги: успешное восхождение и
преодоление препятствий.
Успешное восхождение – знание усвоено.
Преодоление препятствий – не всё было понятно,
что-то ещё нужно повторить.
Индикаторы на доске прикрепляет представитель
от группы.
Индикаторы настроений говорят о том, с каким
настроением пришёл ребёнок к заключительному
этапу урока.
Хорошо, если везде будут солнышки.
Вместо дорог можно использовать два дерева: одно
- сильное и могучее, другое – маленькое (но
обязательно – яркое и красивое).
Учитель высказывает своё мнение, оценивает.
Даётся задание на дом: написать мини – сочинение
«Мой край», используя предложения с тире между
подлежащим и сказуемым или прочитать легенду
«Тиглицкая русалка» и на её основе составить свой
текст (5 -6 предложений).
Оценка деятельности
учащихся на уроке
Самооценка, оценка одноклассника, оценка
участников группы, учителя.