Автор: Бирюкова Елена Александровна
Должность: студент 4 курса института инженерно - педагогического образования
Учебное заведение: ФГАОУ ВО "Российский государственный профессионально - педагогический университет
Населённый пункт: город Екатеринбург, Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: Анализ производственных ситуаций как метод практического обучения
Раздел: высшее образование
Е. А. Бирюкова
ФГАОУ ВО «Российский государственный
профессионально-педагогический университет»,
г. Екатеринбург
АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ СИТУАЦИЙ КАК МЕТОД
ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ
Аннотация:
В
данной
статья
рассматривается
такой
метод
практического
обучения,
как
анализ
производственный
ситуаций.
Целью
практической подготовки студентов является обеспечение у них готовности к
осуществлению
профессиональной
деятельности.
Достижение
этой
цели
достигается путем формирования у студентов общих и профессиональных
компетенций,
углубления
и
расширения
знаний
и
умений,
а
также
приобретения практического опыта по специальности.
Ключевые
слова: методы
обучения,
практическое
обучение,
производственная ситуация, профессиональные компетенции.
Методы
обучения
—
это
способы
взаимосвязанной
деятельности
преподавателя и учащихся, направленные на овладение учащимися знаниями,
умениями и навыками, на воспитании и развитии в процессе обучения.
Педагогическая наука и практика предлагают преподавателю богатый
арсенал методов и приемов обучения. Использование разнообразных методов
и
приемов
создает
у
учащихся
интерес
к
самой
учебно-познавательной
деятельности,
что
чрезвычайно
важно
для
выработки
мотивированного
отношения к учебным занятиям.
В
педагогике
принято
несколько
классификаций
методов
обучения,
имеющих разные основания.
Так
методы
классифицируют
по
источнику
учебной
информации
(наглядные, словесные, игровые, практические), по способам взаимодействия
обучаемых
и
обучающихся
(объяснительно-иллюстративный,
частично-
поисковый,
проблемный,
исследовательский).
Используя
данную
классификацию, преподаватель может выбрать из общего набора методов, те
которые наиболее способствуют решению конкретной дидактической задачи
на
конкретном
этапе
обучения:
в
процессе
первичного
ознакомления
с
учебным материалом, в процессе закрепления и совершенствования знаний, в
процессе формирования умений и навыков.
В последние годы широкое распространение получили так называемые
активные методы обучения, ориентированные на самостоятельное добывание
знаний
учащимися,
на
активизацию
их
познавательной
деятельности,
развитие мышления, формирование практических умений и навыков.
Активные
методы
обучения
—
это
методы,
которые
побуждают
учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе
овладения
учебным
материалом.
Активное
обучение
предполагает
пользование такой системы методов, которая направлена главным образом не
на
изложение
преподавателем
готовых
знаний,
их
запоминание
и
воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и
умениями в процессе активной познавательной и практической деятельности.
Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе
заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без
которой нет движения вперед в овладении знаниями.
Активные методы обучения могут быть использованы на разных этапах
учебного процесса:
· при первичном овладения знаниями;
· при закреплении и совершенствовании знаний;
· при формирований умений и навыков.
В зависимости от направленности на формирования системы знаний
или
овладение умениями и навыками активные методы обучения делят на:
· не имитационные;
· имитационные.
И м и т а ц и о н н ы е
п р е д п о л а г а ю т,
к а к
п р а в и л о ,
о б у ч е н и е
профессиональным
умениям
и
навыкам,
и
связаны
с
моделированием
профессиональной деятельности.
Более подробно рассмотрим методы практического обучения (анализ
производственных
ситуаций,
решение
ситуационных
производственных
задач, ролевые игры, деловые игры, имитация деятельности на тренажере).
В труде специалиста большое место занимают умения способность
использовать знания в изменяющихся условиях практической деятельности.
Специалист
должен
уметь
планировать
свою
работу,
делать
расчеты,
принимать оперативные решения, на основе анализа сложившейся ситуации,
контролировать ход и результаты своего труда. Каждая профессия требует
овладения
специфическими
умениями.
Для
того
чтобы
развивать
экономическое, техническое мышление, организаторские умения, необходимо
учащихся систематически ставить в такие условия, которые позволяли бы им
в том или ином виде профессиональной деятельности. Этим целям и служат
активные методы обучения профессиональным умениям и навыкам. К ним
могут
быть
отнесены:
анализ
производственных
ситуаций,
решение
ситуационных
производственных
задач,
имитация
деятельности
на
тренажере, выполнение практических задании в процессе производственной
практики, деловые игры. Использование этих методов в учебном процессе
делает обучение активным, деятельностным, контекстным.
Сущность этого метода «Анализ производственных ситуаций» состоит
в том, что учащимся предъявляется какая-то производственная ситуация, в
которой
охарактеризованы
условия
и
действия
участников
ситуации.
Учащимся
предлагается
оценить,
правильно
ли
действовали
участники
события, дать анализ и заключение о том, на основе чего они оценивали
действия участников. Предъявление ситуации может быть дано в разных
формах:
описание
ситуации,
показ
кинофрагментов,
разыгрывание
ролей
отдельными учащимися. Пример производственной ситуации; по предмету
«Охрана
труда»
дано
описание
несчастного
случая
на
производстве
и
действия в этой ситуации должностных лиц. Учащимся следует оценить
ситуацию, отметить, кто из участников инцидента действовал правильно, кто
допустил
ошибки,
и
в
чем
они
заключались,
высказать
мнение
как
бы
поступили
они,
если
присутствовали
во
время
события.
Анализ
производственных ситуаций учащимися может выполняться на практических
занятиях, на уроках на этапе заключения производственного материала, при
проверке
знаний
и
умений,
в
качестве
внеаудиторных
занятий.
Анализ
выполняют учащиеся индивидуально или группами по 3-5 человек, а затем
коллективно
обсуждают
намеченные
выводы.
Основным
дидактическим
материалом для анализа производственных ситуаций являются их словесные
описания.
Ситуации
могут
быть
представлены
также
в
виде
чертежей,
планов, схем, документов с заложенными в них ошибками, в выявлении
которых
и
заключается
анализ
ситуации.
Вместо
описания
ситуации
ее
можно продемонстрировать в виде фрагментов кинофильмов.
Список использованных источников
1. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный
подход./ Вербицкий А. А. / М.: «Высшая школа», 2014
2.
Матюшкин
А.
М.
Проблемы
развития
профессионально-
теоретического мышления./ Матюшкин А. М. / М.
3. Гулидов И.Н. Педагогический контроль и его обеспечение: учебное
пособие / И.Н. Гулидов - М.: ФОРУМ, 2005. - 240 с.