Автор: Михайлова Наталья Андреевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ гимназия № 343
Населённый пункт: Санкт-Петербурга
Наименование материала: учебно- методический материал
Тема: "Чередующиеся гласные Е\И в корне слова"
Раздел: среднее образование
«Чередующиеся гласные е\и в корне слова»
Учитель: Михайлова Наталья Андреевна, учитель гимназии №343 Санкт-
Петербурга.
Класс: 6 «Б» класс
Цель: формировать орфографические умения обучающихся; закрепить ЗУН, связанные с
определением вида орфограммы в корне слова; повторить и закрепить умения применять
правило,
обеспечивающее
безошибочный
выбор
чередующейся
гласной
в
корнях
с
чередованием е\и, а\о.
Задачи:
- образовательные:
•
повторить и углубить знания о данной орфограмме;
•
отработать практические навыки выбора правильной гласной в корнях с
чередованием;
•
узнавать орфограммы и применять соответствующие правила;
•
уметь определять виды (группы) чередующихся гласных в корне слова;
- развивающие:
•
развивать логическое мышление, память, внимание, аналитические способности,
монологическую речь;
•
развивать орфографическую зоркость;
•
умение работать в группе.
-воспитательные:
•
формировать внимательное отношение и интерес к слову, к русскому языку.
Тип урока: комбинированный урок.
Ход урока
1.
Организация начала урока.
2.
Устный опрос ( по карточкам)
3.
Ответ с опорой на схему.
4.
Расскажите, при выборе каких чередующихся гласных в корне мы используем
данный алгоритм? ( Рисунок = слайд №1).
Подберите слова, в которых есть данные чередования гласных в корне (работа в
малых группах).
ВЫСТУПЛЕНИЕ ГРУПП.
5. Сообщение темы и целей урока.
- Как вы думаете, какова тема нашего урока? А цель?
На доске записаны слова6
Умирать Примирить
Умереть Примерять
Дети пытаются объяснить выбор букв, решают вопрос , писать « е» или «и»,
чередующаяся в словах гласная или безударная, проверяемая ударением, обосновывают
свое мнение.
Находят подтверждение своих мыслей на страницах учебника, выполняют упражнение по
учебнику.
6.
Выполнение теста ( распечатки – на партах у детей)).
1. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?
1) расст...лать скатерть
2) разб...ру вещи
3) проб...рался сквозь заросли
4) выд...рать листы
2. В каком слове на месте пропуска пишется буква И?
1) бл...снуть на солнце
2) зат...реть пятно
3) зам...рли в ожидании
4) соб...раться в поход
3. В каком слове на месте пропуска пишется буква И?
1) отп...реть замок
2) бл...стала красотой
3) хорошее соч...тание
4) зам...реть в позе лотоса
4. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?
1) наб...рать союзников
2) подж...гать дома
3) ст...реть линию
4) сд...рать кожу
5. В каком слове на месте пропуска пишется буква И?
1) ум...рающий лебедь
2) переб...рёт крупу
3) оп...реться на друга
4) забл...стеть на свету
6. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?
1) раст...рание красок
2) зап...рать кабинет
3) зам...реть от страха
4) изб...рательный бюллетень
7. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?
1) подб...решь литературу
2) выж...гание по дереву
3) разд...рать добычу
4) нап...рать на мост
8. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?
1) приж...гать йодом
2) подт...рать пол
3) отм...рающие обычаи
4) прид...рется к неточностям
7. Учащиеся находят на опорной схеме ( слайд № 3) рисунок на изученное
правило, объясняем отличие чередования е\и от других чередующихся гласных.
Задают вопросы друг другу.
8.Работа с текстом.
Вставляют пропущенные буквы, объясняют правописание слов.
На небе разг..рается заря. Я проб..раюсь узкой дорожкой через густую
рожь и зам..раю от восторга.Тяжелые колосья к..саются лица и будто
соб..раются удержать меня. Из пр..дорожной травы выпорхнула перепелка
и скрылась в бл..стающей ржи.
Подн..мается солнце, и его лучи освещают далекие поля, пр..брежные
кусты возле речки. Она ярко бл..стит на солнце.
Вот и лес. Я предпол..гал собрать здесь много ягод и отыскать грибы.
Мои предпол..жения оправдались. Ягоды буквально устилали лесные поляны..
Долго бродил по лесу. С трудом дотащил я до дома полную корзину
пр..сладких ягод. За день мое лицо и руки заг..рели. После такой прогулки
хорошо выкупаться и пр..лечь отдохнуть на свежем сене.
9. Проверяют друг у друга . верно ли выбраны гласные в корнях с
чередованием.
10. Выписывают слова с чередованием е\и и составляют с ними предложения.
Синтаксический разбор предложения.
11. Подведение итогов урока.
Выходят 3 ученика к доске , и класс задаем им вопросы по теме урока.
12. Рефлексия.
Дети поднимают цветные карточки: красная - все получилось, зеленая - еще
нужно поработать над этим материалом, желтая - испытываю много
трудностей.
13. Домашнее задание: написать небольшой рассказ «Осень в лесу», включив
в него слова с чередующимися гласными.