Напоминание

"Чередующиеся гласные Е\И в корне слова"


Автор: Михайлова Наталья Андреевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ гимназия № 343
Населённый пункт: Санкт-Петербурга
Наименование материала: учебно- методический материал
Тема: "Чередующиеся гласные Е\И в корне слова"
Раздел: среднее образование





Назад




«Чередующиеся гласные е\и в корне слова»

Учитель: Михайлова Наталья Андреевна, учитель гимназии №343 Санкт-

Петербурга.

Класс: 6 «Б» класс

Цель: формировать орфографические умения обучающихся; закрепить ЗУН, связанные с

определением вида орфограммы в корне слова; повторить и закрепить умения применять

правило,

обеспечивающее

безошибочный

выбор

чередующейся

гласной

в

корнях

с

чередованием е\и, а\о.

Задачи:

- образовательные:

повторить и углубить знания о данной орфограмме;

отработать практические навыки выбора правильной гласной в корнях с

чередованием;

узнавать орфограммы и применять соответствующие правила;

уметь определять виды (группы) чередующихся гласных в корне слова;

- развивающие:

развивать логическое мышление, память, внимание, аналитические способности,

монологическую речь;

развивать орфографическую зоркость;

умение работать в группе.

-воспитательные:

формировать внимательное отношение и интерес к слову, к русскому языку.

Тип урока: комбинированный урок.

Ход урока

1.

Организация начала урока.

2.

Устный опрос ( по карточкам)

3.

Ответ с опорой на схему.

4.

Расскажите, при выборе каких чередующихся гласных в корне мы используем

данный алгоритм? ( Рисунок = слайд №1).

Подберите слова, в которых есть данные чередования гласных в корне (работа в

малых группах).

ВЫСТУПЛЕНИЕ ГРУПП.

5. Сообщение темы и целей урока.

- Как вы думаете, какова тема нашего урока? А цель?

На доске записаны слова6

Умирать Примирить

Умереть Примерять

Дети пытаются объяснить выбор букв, решают вопрос , писать « е» или «и»,

чередующаяся в словах гласная или безударная, проверяемая ударением, обосновывают

свое мнение.

Находят подтверждение своих мыслей на страницах учебника, выполняют упражнение по

учебнику.

6.

Выполнение теста ( распечатки – на партах у детей)).

1. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?

1) расст...лать скатерть

2) разб...ру вещи

3) проб...рался сквозь заросли

4) выд...рать листы

2. В каком слове на месте пропуска пишется буква И?

1) бл...снуть на солнце

2) зат...реть пятно

3) зам...рли в ожидании

4) соб...раться в поход

3. В каком слове на месте пропуска пишется буква И?

1) отп...реть замок

2) бл...стала красотой

3) хорошее соч...тание

4) зам...реть в позе лотоса

4. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?

1) наб...рать союзников

2) подж...гать дома

3) ст...реть линию

4) сд...рать кожу

5. В каком слове на месте пропуска пишется буква И?

1) ум...рающий лебедь

2) переб...рёт крупу

3) оп...реться на друга

4) забл...стеть на свету

6. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?

1) раст...рание красок

2) зап...рать кабинет

3) зам...реть от страха

4) изб...рательный бюллетень

7. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?

1) подб...решь литературу

2) выж...гание по дереву

3) разд...рать добычу

4) нап...рать на мост

8. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?

1) приж...гать йодом

2) подт...рать пол

3) отм...рающие обычаи

4) прид...рется к неточностям

7. Учащиеся находят на опорной схеме ( слайд № 3) рисунок на изученное

правило, объясняем отличие чередования е\и от других чередующихся гласных.

Задают вопросы друг другу.

8.Работа с текстом.

Вставляют пропущенные буквы, объясняют правописание слов.

На небе разг..рается заря. Я проб..раюсь узкой дорожкой через густую

рожь и зам..раю от восторга.Тяжелые колосья к..саются лица и будто

соб..раются удержать меня. Из пр..дорожной травы выпорхнула перепелка

и скрылась в бл..стающей ржи.

Подн..мается солнце, и его лучи освещают далекие поля, пр..брежные

кусты возле речки. Она ярко бл..стит на солнце.

Вот и лес. Я предпол..гал собрать здесь много ягод и отыскать грибы.

Мои предпол..жения оправдались. Ягоды буквально устилали лесные поляны..

Долго бродил по лесу. С трудом дотащил я до дома полную корзину

пр..сладких ягод. За день мое лицо и руки заг..рели. После такой прогулки

хорошо выкупаться и пр..лечь отдохнуть на свежем сене.

9. Проверяют друг у друга . верно ли выбраны гласные в корнях с

чередованием.

10. Выписывают слова с чередованием е\и и составляют с ними предложения.

Синтаксический разбор предложения.

11. Подведение итогов урока.

Выходят 3 ученика к доске , и класс задаем им вопросы по теме урока.

12. Рефлексия.

Дети поднимают цветные карточки: красная - все получилось, зеленая - еще

нужно поработать над этим материалом, желтая - испытываю много

трудностей.

13. Домашнее задание: написать небольшой рассказ «Осень в лесу», включив

в него слова с чередующимися гласными.



В раздел образования