Автор: Гущина Римма Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ "Русско-Акташская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья"
Населённый пункт: с.Русский Акташ, Альметьевский район, РТ
Наименование материала: Разработка урока русского языка в 8 классе
Тема: "Написание предлогов с местоимениями"
Раздел: среднее образование
Тема: « Написание предлогов с местоимениями»
Цели: наблюдать за изменением по падежам местоимений; формировать навык
раздельного написания местоимений с предлогами; развивать наблюдательность,
воображение, мышление, умение распознавать местоимения в тексте. Прививать интерес к
предмету.
Оборудование: презентация, картина Ф.П.Решетникова « Опять двойка», дидактические
карточки, геометрические фигуры ( прямоугольник, треугольник, круг).
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Ход урока.
1.
Организационный момент.
Посмотрите в окно. Погода сегодня по – настоящему весенняя: ярко светит солнце,
радостно поют птицы, звонкая капель стучит по карнизам окон, снег потемнел, и стал
рыхлым. Весна активно вступает в свои права. Такой прекрасный солнечный день и у нас
пробуждает хорошее настроение. Посмотрите друг к друга и улыбнитесь. Вот на такой
оптимистической ноте мы начнём урок.
1.
Речевая разминка.
Ответьте на « хитрые» вопросы( Слайд 1)
- Сколько местоимений в слове СЕМЬЯ?
- Какое местоимение читается одинаково справа налево и слева направо?
- Какое местоимение превращается в союз, если его прочитать справа налево?
- Какое местоимение следует добавить к другому местоимению, чтобы получить
много крупных плодов?
- За какое местоимение должна спрятаться буква, чтобы получился зверёк?
- Назовите местоимения, которые встретились в ответах?
3. Ответы: я, оно, он, ты, вы. ( Слайд 2)
- Какие местоимения не прозвучали в ответах?
4. Повторение ранее изученного. ( Слайд 3)
Вспомните. – Какую часть речи изучаем?
- Что называется местоимения?
- Назовите личные местоимения.
- Как изменяются личные местоимения?
5. Проверка домашнего упражнения.( 202 ,с.158 -159)
В домашнем упражнении вы должны были определить падеж у местоимений. Проверьте,
верно ли вы выполнили задание.
(Слайд 4)
Просим милости к нам ( Д.п.)
Есть у нас ( Р.п.)
Перегоним мы ( И.п.)
Недовольны нами (Т. п.)
Не забудь о нас (П.п.)
Упадут на нас ( В.п.)
6. Сообщение темы и целей урока, запись темы в тетрадь.
Тема сегодняшнего урока: « Написание предлогов с местоимениями»
( Слайд 5) « Написание предлогов с местоимениями»
Цели: наблюдать за изменением по падежам местоимений;
формировать навык раздельного написания местоимений с предлогами;
развивать наблюдательность, воображение, мышление. Сообразительность;
прививать интерес к предмету.
7. Введение в тему урока.
1. Задание на наблюдательность.
- Просклоняйте местоимения. ( Задание выполняется по вариантам. 1 вариант – ты, 2
вариант – вы. 3 ученика работают по индивидуальным карточкам с заданием: списать и
подчеркнуть местоимения с предлогами как в карточке)
( Слайд 6)
1 вариант 2 вариант
И.п. кто7 ты И.п. кто? вы
Р.п. был у кого? Р.п. были у кого?
Д.п. пошёл к кому? Д.п. пошли к кому?
В.п. смотрел на кого? В.п. смотрели на кого7
Т.п. говорил с кем? Т.п. говорили с кем?
П.п. писал о ком? П.п. писали о ком?
Взаимопроверка и проверка по компьютеру. ( Слайд 7 )
И.п. кто? Ты вы
Р.п. у кого? у тебя у вас
Д.п. к кому? к тебе к вам
В.п. на кого? на тебя на вас
Т.п. с кем? с тобой с вами
П.п. о ком? о тебе о вас
- Посмотрите, как написаны предлоги с местоимениями.
- Какой можно сделать вывод о написании предлогов с местоимениями?
( Слайд 8) Вывод. Предлоги с местоимениями пишутся раздельно.
8 Закрепление пройденного материала.
1.
Работа с правилом по книге. (Чтение про себя и вслух одним учеником)
2.
Упражнения для глаз.
Обведите глазами несколько раз геометрические фигуры ( прямоугольник, круг,
треугольник)
Сначала по часовой стрелки потом против часовой стрелки
1.
Работа с упражнением по книге устно ( N 204, с. 160)
Учащиеся читают по одному словосочетанию . вставляют подходящие по смыслу предлоги и
говорят , как пишутся они с местоимениями .Письменно для домашнего задания. 4 ученика
выполняют дополнительное задание: к упражнению: составить и записать 4 предложения с
любыми из этих словосочетаний.
Физпауза.
1.
Работа по картине Ф.П.Решетникова «Опять двойка»
1.
Рассмотрите картину( рассматривают молча).
2.
Ответьте на вопросы по содержанию картины. ( Слайд 9)
- Кто главный герой картины? Почему?
- Что можно сказать о выражении лица и позе мальчика?
- Почему он не смотрит на родных?
- О чём говорит его потёртый портфель?
- Как относится мама к появлению сына с очередной двойкой?
- Что выражает взгляд сестры?
- Какое отношение к мальчику младшего брата?
- Кто рад приходу мальчика?
- Как вы относитесь к мальчику?
5. Работа с текстом по содержанию картины.
Задание. 1 уровень. Спишите текст. Вставляя подходящие по смыслу местоимения.
2 уровень. Спишите текст, вставляя предлоги с местоимениями из слов для справок.
3 уровень. Спишите текст и подчеркните выделенные местоимения.
( Слайд10)
Текст.
Мальчик пришёл домой грустный. Все поняли, что …. опять плохая оценка.
Мама с огорчением смотрит …. . Она старается для семьи: готовит, прибирает в квартире,
покупает сыну новые вещи, а … нет благодарности.
Старшая сестра с осуждением смотрит на брата. Младший братишка посмеивается …. .
И только собака радостно встретила мальчика. Она бросилась … , сложила лапы хозяину на
грудь.
2 и 3 уровень задание получают на карточках. 2 уровню слова для справок: от него, у
него, на него, к нему, над ним. Проверка.
Ученик, выполнявший задание на 1 уровне, зачитывает текст, а остальные проверяют.
- Как написали предлоги с местоимениями?
6. Задание на слуховое внимание.
Послушайте отрывки из текстов и выпишите местоимения вместе с предлогами.
Ласточка с весною в сени к нам летит. ( А.Плещеев).
Плывёт , плывёт кораблик,
кораблик золотой,
везёт, везёт подарки
подарки нам с тобой. ( С. Маршак).
К нам в окно луна глядит,
Малым детям спать велит. ( А. Блок)
И , обычай твой любя,
Звёзды смотрят на тебя. ( А. Пушкин).
Есть на свете различные страны,
Но такой, как у нас, не найти. ( М. Исаковский).
Солнце ярче припечёт,
С неба дождь на нас польёт. ( К. Чуковский).
Проверка. ( Слайд 11)
К нам, с тобой, к нам, на тебя, у нас, на нас.
Итог урока.
- Что нового вы узнали о местоимении?
-Как пишутся местоимения с предлогами?
Сообщение и комментарий оценок.
Домашнее задание: упр.204 с.160