Автор: Капитанова Екатерина Викторовна
Должность: инструктор по физкультуре
Учебное заведение: МДОУ ЦРР - д/с № 28
Населённый пункт: г. Орехово-Зуево
Наименование материала: статья
Тема: "ОРГАНИЗАЦИЯ СПОРТИВНЫХ ПРАЗДНИКОВ В ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
Капитанова Екатерина Викторовна,
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребёнка – детский сад №28,
Инструктор по физкультуре
ОРГАНИЗАЦИЯ СПОРТИВНЫХ ПРАЗДНИКОВ В ДОУ.
Спортивный праздник – одна из форм активного отдыха детей и
взрослых. Он включает разнообразные виды физических упражнений в
сочетании с элементами драматизации, хореографии, пения, викторин,
конкурсов и аттракционов.
Процесс подготовки к празднику сплачивает детский коллектив, педагогов и
родителей единством цели и общими задачами
Анализ
литературы
и
опыт
организации
спортивных
праздников
позволяет сформулировать основные подходы к их классификации.
В
ходе
любого
праздника
осуществляется
решение
целого
ряда
задач, но одновременно ставится главная задача, в соответствии с которой
подбирают тематику и содержание, приемы и методы работы.
Доминирующие задачи в празднике следующие:
1. Формировать здоровый образ жизни.
2. Воспитывать стойкий интерес к физкультуре и спорту, личным
достижениям, спортивным событиям нашей страны и всего мира.
3. Позабавить детей, доставить им удовольствие.
4. Демонстрировать спортивные достижения.
5. Воспитывать интерес к государственным праздникам.
6.
Формировать
познавательную
активность.
Расширять
и
систематизировать знания в области экологии, географии, астрономии,
биологии, литературы и т.д.
Детский
спортивный
праздник, это
всегда
веселое
и
здоровое
времяпровождение детей. Эстафеты, конкурсы и другие подвижные игры,
конечно же, должны присутствовать на мероприятии детского спортивного
праздника. Для того, чтобы детский спортивный праздник удался, важно
приготовить
сценарий
детского
спортивного
праздника,
в
котором
обязательно учитывают следующие факторы:
- где будет проводиться мероприятие, в зале, или же на улице;
-
сколько
детей,
и
какого
возраста
будет
принимать
участие
в
конкурсах (будет ли это им интересно? смогут ли они это делать?);
-
и,
конечно
же,
декорации,
плюс
наличие
спортивных
снарядов
(мячи, скакалки и так далее).
Планируя
провести
детский
спортивный
праздник,
обязательно
медицинское разрешение на участие того или иного ребенка. Все дети-
участники по медицинским показаниям не должны иметь противопоказаний
к
физическим
нагрузкам.
Желательно
присутствие
на
спортивном
празднике медицинского работника.
Детские
спортивные
праздники
должны
заинтересовать
детей
в
здоровом образе жизни, физических нагрузках. Должны научить их быстро
и правильно мыслить. И, конечно же, развить в ребенке командный дух.
Спортивные
праздники
являются
эффективной
формой
активного
отдыха детей.
Спортивные
праздники
способствуют
приобщению
к
физической
культуре
и
спорту,
совершенствованию
движений,
воспитывают
такие
черты характера, как коллективизм, дисциплинированность, уважительное
отношение к соперникам.
Во
время
спортивных
праздников
все
дети
должны
принимать
активное участие в подвижных и спортивных играх, эстафетах, танцах,
аттракционах,
упражнениях
с
элементами
акробатики,
музыкально-
ритмических движениях. Широкое использование разных игровых приемов,
игровых упражнений, загадок, музыкальных произведений способствует
положительному эмоциональному настрою детей активному применению
приобретенных ранее двигательных умений и навыков.
Наибольшую пользу для оздоровления и закаливания детей приносят
спортивные праздники, организованные на открытом воздухе.
Проведение праздников возможно в разные сезоны года. С учетом
этого
они
могут
проводить
в
разнообразных
природных
условиях
местности.
Широкое использование музыкальных произведений делает праздник
эмоционально ярким, запоминающимся событием в жизни ребёнка.
Такая
работа
с
детьми
дошкольного
возраста
ценна
и
тем,
что
создает условия для эмоционально – психологического благополучия, так
как оказывает большое влияние на развитие ума, воспитание характера,
воли,
нравственности,
создает
определенный
духовный
настрой,
пробуждает интерес к самовыражению, способствует не только лучшему
усвоению знаний и закреплению навыков, но и благотворно влияет на
детскую психику.
По
двигательному
содержанию
праздники
и
спортивные
досуги
делятся следующим образом:
1.
Комбинированные
(сочетание
разных
видов
упражнений:
гимнастики, спортивных и подвижных игр, спортивных упражнений).
2. На основе спортивных игр (чемпионаты по футболу, баскетболу,
волейболу и т.д.).
3.
На
основе
спортивных
упражнений
(катание
на
велосипеде,
катание на самокате и т.д.).
4.
На
основе
подвижных
игр,
аттракционов,
забав
(не
требует
сложного инвентаря).
5. Интегрированные (наряду с двигательными заданиями включаются
элементы познавательной, изобразительной деятельности и т.д.).
Методика организации любого праздника или досуга – достаточно
сложный процесс. При составлении плана сценария необходимо:
- обеспечить постепенное возрастание физической и психической
нагрузок;
-
предусмотреть
чередование
игр
и
соревнований
с
высокой
физической
нагрузкой
и
эмоциональным
наклоном
и
заданий,
направленных на снятие напряжения;
- чередовать массовые и индивидуальные задания;
- сочетать знакомые детям задания с включением новых атрибутов,
музыки, персонажей.
Особое внимание нужно уделить музыке и подготовке средств ее
трансляции. Следует продумать музыкальное сопровождение для всех
моментов.
Ход праздника. Структура праздника разнообразна и зависит от его
вида. Условно ее можно разделить на три части.
Первая - вводная - часть начинается с торжественной части - выхода
участников в зал или на физкультурную площадку, после чего следуют
построение, сдача рапорта, приветствие заведующего детским садом. В
начале праздника проводится перекличка, исполняется общая песня, в
которой ярко выражена идейная направленность. Открытие завершается
подъемом флага и парадом участников [7].
После
торжественной
части
следует
основная
—
показательные
выступления,
состоящие
из
разных
композиций
общеразвивающих
упражнений,
которые
выполняются
детьми
в
разных
построениях
—
колоннах,
двух
кругах
(один
внутри
другого),
квадратах,
колонне
или
шеренге
по
диагонали,
с
различными
предметами:
разноцветными
флажками, цветами, мячами, обручами.
Выполнение общеразвивающих упражнений группой детей сменяется
малогрупповыми или индивидуальными выступлениями, в которых дети
показывают свои умения в разных видах физических упражнений (прыжках
со скакалкой, упражнениях с длинными лентами, разноцветными мячами,
булавами и другими предметами). Физкультурные номера чередуются с
исполнением песен, танцевальных номеров, чтением стихотворений.
Основная часть праздника, направленная на решение его главной
задачи,
наполняется
соответствующим
двигательным
содержанием:
играми, соревнованиями, аттракционами. Важно предусмотреть участие в
них каждого ребенка. Если сценарий рассчитан на поочередное участие
членов разных команд в играх, необходимо продумать, как обеспечить
участие
всех.
Обычно
на
вопросы-призывы
типа
«Кто
у
нас
самый
смелый?» или «Кто хочет поиграть в эту игру?» откликаются одни и те же
дети, а застенчивые и нерешительные остаются не у дел. В этом случае
можно сделать так каждый ребенок, входя в зал, получает билет (билеты
могут
быть
разного
цвета,
формы
и
т.п.);
в
ходе
праздника
ведущий
приглашает к участию в какой-либо игре только тех, у кого билет в форме
красного кружка, а к участию в соревновании «Прыгуны» тех детей, у
которых
билет
в
форме
зайца.
Раздавать
билеты
должен
взрослый,
хорошо знающий особенности каждого ребенка, чтобы тот не почувствовал
себя лишним [12].
На
празднике
обычно
предусматривают
выступления
детей,
читающих стихи, исполняющих песни, фокусы. Естественно, здесь без
подготовки не обойтись. Абсолютно неприемлемы репетиции сюрпризных
моментов в присутствии участников праздника. Отсутствие таинства, чуда,
рассчитанных на удивление, озарение, восторг, делает праздник скучным
мероприятием с заранее известным концом.
Поддержанию
интереса,
созданию
хорошего
праздничного
настроения
способствует
включение
в
содержание
праздника
«сюрпризного» момента — неожиданное появление Зимы, Деда Мороза,
Снегурочки, веселых скоморохов, Нептуна, Бабы Яги, Красной Шапочки,
доктора Айболита и других сказочных героев. Их общение с детьми и
гостями праздника, участие в играх, танцах, награждении победителей
эстафет
и
соревнований
оживляет
праздник,
привлекает
внимание
к
происходящему,
доставляет
детям
много
веселья
и
радости,
надолго
остается в памяти. В заключение подводятся итоги праздника, проводится
награждение, общий хоровод, танцы, парад участников.
В конце уместно провести общую игру средней подвижности (лучше в
круге) типа «Мышеловка», «Карусели», организовать массовый танец.
Ход
праздника
необходимо
поручить
ведущему,
обладающему
личностными и профессиональными качествами педагога-организатора.
Желательно,
чтобы
ведущий
был
спортивным
и
мог
сам
в
случае
необходимости выполнить то или иное упражнение. Если праздник носит
массовый характер, то у ведущего должно быть несколько помощников из
числа воспитателей, которые помогут расставлять и убирать инвентарь,
обеспечивать музыкальное сопровождение, вручать подарки. Облегчить
задачу хода праздника можно, включив в сценарий двух ведущих, которые
способны «подстраховать» друг друга, если возникнет непредвиденная
ситуация.
Подведение
итогов,
награждение.
Важнейший
итог
праздника
-
радость от участия, победы, общения, совместной деятельности.
Н а
п р а зд н и к е
с
я р к о
в ы р а ж е н н о й
с о р е в н о в а т е л ь н о й
направленностью важно своевременно оценивать выступление отдельных
участников или команд. Для этого заранее выбирается жюри из трех-пяти
человек
и
на
видном
месте
размещается
табло.
Оно
может
быть
традиционным
или
необычным
(например,
баскетбольные
корзины,
в
которые забрасывают мячи - один за каждую победу команды). В конце
заработанные командой очки или мячи подсчитываются. Другим вариантом
подведения итогов может быть выстраивание башни из строительного
материала: чья башня выше, тот и победил и т.п.
Подводить итоги необходимо и по ходу, и в конце праздника. После
каждой игры-эстафеты, соревнования ведущий может сам подвести итог и
оценить
физические
и
морально-волевые
качества
команд
в
целом
и
отдельных игроков. Предоставить слово жюри разумнее после двух-трех
конкурсов,
чтобы
не
превращать
праздник
в
сплошные
выступления
взрослых.
Хорошее впечатление от мероприятия создается при его правильном
организационном
завершении,
подведении
итогов,
награждении
участников.
Следует заранее продумать формы поощрения детей за хорошее
выполнение
упражнений,
первенство
в
эстафетах,
находчивость
и
ловкость, проявленные в аттракционах и играх-забавах. Важно, чтобы на
празднике не было побежденных, чтобы каждый ребенок почувствовал
себя счастливым от участия в нем. Хорошо, если победителей награждают,
принимая
во
внимание
такие
девизы,
как
«Выигрывают
все
–
не
проигрывает
никто»,
«Главное
не
победа,
а
участие»,
«Побеждает
дружба».
На празднике, где участвуют семейные команды, оценивается каждое
соревнование, награждения могут быть произведены за победу, как в
индивидуальных
соревнованиях,
так
и
за
победу
команды.
Формы
поощрений
предусматриваются
следующие:
результаты
детей
в
индивидуальных
упражнениях
(движениях)
отражаются
на
экране
соревнований, команды-победители награждаются дипломами, команды-
участники
праздника
получают
памятные
вымпелы.
Награждения
победителей и участников могут быть самыми неожиданными. Так, в честь
победителей
исполняется
песня
или
танец,
дети-участники
получают
сладкие
призы
(им
могут
быть
вручены
и
разнообразные
медали
собственного
изготовления).
Дети
младшего
дошкольного
возраста
преподносят победителям цветы. Необходимо также отметить не только
детей, но и взрослых, принимавших активное участие в подготовке и
проведении мероприятия.
Взрослым
следует
внимательно
относиться
к
эмоциональным
переживаниям
детей,
связанным
с
праздником,
поддерживать
заинтересованное отношение к физической культуре и спорту, всемерно
способствовать приобщению детей к полезному активному отдыху.
Награждение должно проходить торжественно и весело. Вымпелы,
эмблемы, сувениры можно разместить на самом почетном месте в группе
(спортивный уголок, информационный стенд для родителей). Если же это
индивидуальные
призы
и
дети
хотят
забрать
их
домой,
посоветуйте
родителям найти в детской комнате место (полка, шкаф), где призы будут
видны
всем.
Такой
«победный»
уголок
является
предметом
гордости
ребенка. Здесь же можно расположить фотографии, рисунки на тему «Наш
праздник».
Это
позволит
сформировать
у
детей
стойкий
интерес
к
занятиям
физкультурой,
к
своим
достижениям
в
спорте,
что
является
одним из важнейших условий формирования мотивации здорового образа
жизни.