Напоминание

"ОРГАНИЗАЦИЯ СПОРТИВНЫХ ПРАЗДНИКОВ В ДОУ"


Автор: Капитанова Екатерина Викторовна
Должность: инструктор по физкультуре
Учебное заведение: МДОУ ЦРР - д/с № 28
Населённый пункт: г. Орехово-Зуево
Наименование материала: статья
Тема: "ОРГАНИЗАЦИЯ СПОРТИВНЫХ ПРАЗДНИКОВ В ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Капитанова Екатерина Викторовна,

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребёнка – детский сад №28,

Инструктор по физкультуре

ОРГАНИЗАЦИЯ СПОРТИВНЫХ ПРАЗДНИКОВ В ДОУ.

Спортивный праздник – одна из форм активного отдыха детей и

взрослых. Он включает разнообразные виды физических упражнений в

сочетании с элементами драматизации, хореографии, пения, викторин,

конкурсов и аттракционов.

Процесс подготовки к празднику сплачивает детский коллектив, педагогов и

родителей единством цели и общими задачами

Анализ

литературы

и

опыт

организации

спортивных

праздников

позволяет сформулировать основные подходы к их классификации.

В

ходе

любого

праздника

осуществляется

решение

целого

ряда

задач, но одновременно ставится главная задача, в соответствии с которой

подбирают тематику и содержание, приемы и методы работы.

Доминирующие задачи в празднике следующие:

1. Формировать здоровый образ жизни.

2. Воспитывать стойкий интерес к физкультуре и спорту, личным

достижениям, спортивным событиям нашей страны и всего мира.

3. Позабавить детей, доставить им удовольствие.

4. Демонстрировать спортивные достижения.

5. Воспитывать интерес к государственным праздникам.

6.

Формировать

познавательную

активность.

Расширять

и

систематизировать знания в области экологии, географии, астрономии,

биологии, литературы и т.д.

Детский

спортивный

праздник, это

всегда

веселое

и

здоровое

времяпровождение детей. Эстафеты, конкурсы и другие подвижные игры,

конечно же, должны присутствовать на мероприятии детского спортивного

праздника. Для того, чтобы детский спортивный праздник удался, важно

приготовить

сценарий

детского

спортивного

праздника,

в

котором

обязательно учитывают следующие факторы:

- где будет проводиться мероприятие, в зале, или же на улице;

-

сколько

детей,

и

какого

возраста

будет

принимать

участие

в

конкурсах (будет ли это им интересно? смогут ли они это делать?);

-

и,

конечно

же,

декорации,

плюс

наличие

спортивных

снарядов

(мячи, скакалки и так далее).

Планируя

провести

детский

спортивный

праздник,

обязательно

медицинское разрешение на участие того или иного ребенка. Все дети-

участники по медицинским показаниям не должны иметь противопоказаний

к

физическим

нагрузкам.

Желательно

присутствие

на

спортивном

празднике медицинского работника.

Детские

спортивные

праздники

должны

заинтересовать

детей

в

здоровом образе жизни, физических нагрузках. Должны научить их быстро

и правильно мыслить. И, конечно же, развить в ребенке командный дух.

Спортивные

праздники

являются

эффективной

формой

активного

отдыха детей.

Спортивные

праздники

способствуют

приобщению

к

физической

культуре

и

спорту,

совершенствованию

движений,

воспитывают

такие

черты характера, как коллективизм, дисциплинированность, уважительное

отношение к соперникам.

Во

время

спортивных

праздников

все

дети

должны

принимать

активное участие в подвижных и спортивных играх, эстафетах, танцах,

аттракционах,

упражнениях

с

элементами

акробатики,

музыкально-

ритмических движениях. Широкое использование разных игровых приемов,

игровых упражнений, загадок, музыкальных произведений способствует

положительному эмоциональному настрою детей активному применению

приобретенных ранее двигательных умений и навыков.

Наибольшую пользу для оздоровления и закаливания детей приносят

спортивные праздники, организованные на открытом воздухе.

Проведение праздников возможно в разные сезоны года. С учетом

этого

они

могут

проводить

в

разнообразных

природных

условиях

местности.

Широкое использование музыкальных произведений делает праздник

эмоционально ярким, запоминающимся событием в жизни ребёнка.

Такая

работа

с

детьми

дошкольного

возраста

ценна

и

тем,

что

создает условия для эмоционально – психологического благополучия, так

как оказывает большое влияние на развитие ума, воспитание характера,

воли,

нравственности,

создает

определенный

духовный

настрой,

пробуждает интерес к самовыражению, способствует не только лучшему

усвоению знаний и закреплению навыков, но и благотворно влияет на

детскую психику.

По

двигательному

содержанию

праздники

и

спортивные

досуги

делятся следующим образом:

1.

Комбинированные

(сочетание

разных

видов

упражнений:

гимнастики, спортивных и подвижных игр, спортивных упражнений).

2. На основе спортивных игр (чемпионаты по футболу, баскетболу,

волейболу и т.д.).

3.

На

основе

спортивных

упражнений

(катание

на

велосипеде,

катание на самокате и т.д.).

4.

На

основе

подвижных

игр,

аттракционов,

забав

(не

требует

сложного инвентаря).

5. Интегрированные (наряду с двигательными заданиями включаются

элементы познавательной, изобразительной деятельности и т.д.).

Методика организации любого праздника или досуга – достаточно

сложный процесс. При составлении плана сценария необходимо:

- обеспечить постепенное возрастание физической и психической

нагрузок;

-

предусмотреть

чередование

игр

и

соревнований

с

высокой

физической

нагрузкой

и

эмоциональным

наклоном

и

заданий,

направленных на снятие напряжения;

- чередовать массовые и индивидуальные задания;

- сочетать знакомые детям задания с включением новых атрибутов,

музыки, персонажей.

Особое внимание нужно уделить музыке и подготовке средств ее

трансляции. Следует продумать музыкальное сопровождение для всех

моментов.

Ход праздника. Структура праздника разнообразна и зависит от его

вида. Условно ее можно разделить на три части.

Первая - вводная - часть начинается с торжественной части - выхода

участников в зал или на физкультурную площадку, после чего следуют

построение, сдача рапорта, приветствие заведующего детским садом. В

начале праздника проводится перекличка, исполняется общая песня, в

которой ярко выражена идейная направленность. Открытие завершается

подъемом флага и парадом участников [7].

После

торжественной

части

следует

основная

показательные

выступления,

состоящие

из

разных

композиций

общеразвивающих

упражнений,

которые

выполняются

детьми

в

разных

построениях

колоннах,

двух

кругах

(один

внутри

другого),

квадратах,

колонне

или

шеренге

по

диагонали,

с

различными

предметами:

разноцветными

флажками, цветами, мячами, обручами.

Выполнение общеразвивающих упражнений группой детей сменяется

малогрупповыми или индивидуальными выступлениями, в которых дети

показывают свои умения в разных видах физических упражнений (прыжках

со скакалкой, упражнениях с длинными лентами, разноцветными мячами,

булавами и другими предметами). Физкультурные номера чередуются с

исполнением песен, танцевальных номеров, чтением стихотворений.

Основная часть праздника, направленная на решение его главной

задачи,

наполняется

соответствующим

двигательным

содержанием:

играми, соревнованиями, аттракционами. Важно предусмотреть участие в

них каждого ребенка. Если сценарий рассчитан на поочередное участие

членов разных команд в играх, необходимо продумать, как обеспечить

участие

всех.

Обычно

на

вопросы-призывы

типа

«Кто

у

нас

самый

смелый?» или «Кто хочет поиграть в эту игру?» откликаются одни и те же

дети, а застенчивые и нерешительные остаются не у дел. В этом случае

можно сделать так каждый ребенок, входя в зал, получает билет (билеты

могут

быть

разного

цвета,

формы

и

т.п.);

в

ходе

праздника

ведущий

приглашает к участию в какой-либо игре только тех, у кого билет в форме

красного кружка, а к участию в соревновании «Прыгуны» тех детей, у

которых

билет

в

форме

зайца.

Раздавать

билеты

должен

взрослый,

хорошо знающий особенности каждого ребенка, чтобы тот не почувствовал

себя лишним [12].

На

празднике

обычно

предусматривают

выступления

детей,

читающих стихи, исполняющих песни, фокусы. Естественно, здесь без

подготовки не обойтись. Абсолютно неприемлемы репетиции сюрпризных

моментов в присутствии участников праздника. Отсутствие таинства, чуда,

рассчитанных на удивление, озарение, восторг, делает праздник скучным

мероприятием с заранее известным концом.

Поддержанию

интереса,

созданию

хорошего

праздничного

настроения

способствует

включение

в

содержание

праздника

«сюрпризного» момента — неожиданное появление Зимы, Деда Мороза,

Снегурочки, веселых скоморохов, Нептуна, Бабы Яги, Красной Шапочки,

доктора Айболита и других сказочных героев. Их общение с детьми и

гостями праздника, участие в играх, танцах, награждении победителей

эстафет

и

соревнований

оживляет

праздник,

привлекает

внимание

к

происходящему,

доставляет

детям

много

веселья

и

радости,

надолго

остается в памяти. В заключение подводятся итоги праздника, проводится

награждение, общий хоровод, танцы, парад участников.

В конце уместно провести общую игру средней подвижности (лучше в

круге) типа «Мышеловка», «Карусели», организовать массовый танец.

Ход

праздника

необходимо

поручить

ведущему,

обладающему

личностными и профессиональными качествами педагога-организатора.

Желательно,

чтобы

ведущий

был

спортивным

и

мог

сам

в

случае

необходимости выполнить то или иное упражнение. Если праздник носит

массовый характер, то у ведущего должно быть несколько помощников из

числа воспитателей, которые помогут расставлять и убирать инвентарь,

обеспечивать музыкальное сопровождение, вручать подарки. Облегчить

задачу хода праздника можно, включив в сценарий двух ведущих, которые

способны «подстраховать» друг друга, если возникнет непредвиденная

ситуация.

Подведение

итогов,

награждение.

Важнейший

итог

праздника

-

радость от участия, победы, общения, совместной деятельности.

Н а

п р а зд н и к е

с

я р к о

в ы р а ж е н н о й

с о р е в н о в а т е л ь н о й

направленностью важно своевременно оценивать выступление отдельных

участников или команд. Для этого заранее выбирается жюри из трех-пяти

человек

и

на

видном

месте

размещается

табло.

Оно

может

быть

традиционным

или

необычным

(например,

баскетбольные

корзины,

в

которые забрасывают мячи - один за каждую победу команды). В конце

заработанные командой очки или мячи подсчитываются. Другим вариантом

подведения итогов может быть выстраивание башни из строительного

материала: чья башня выше, тот и победил и т.п.

Подводить итоги необходимо и по ходу, и в конце праздника. После

каждой игры-эстафеты, соревнования ведущий может сам подвести итог и

оценить

физические

и

морально-волевые

качества

команд

в

целом

и

отдельных игроков. Предоставить слово жюри разумнее после двух-трех

конкурсов,

чтобы

не

превращать

праздник

в

сплошные

выступления

взрослых.

Хорошее впечатление от мероприятия создается при его правильном

организационном

завершении,

подведении

итогов,

награждении

участников.

Следует заранее продумать формы поощрения детей за хорошее

выполнение

упражнений,

первенство

в

эстафетах,

находчивость

и

ловкость, проявленные в аттракционах и играх-забавах. Важно, чтобы на

празднике не было побежденных, чтобы каждый ребенок почувствовал

себя счастливым от участия в нем. Хорошо, если победителей награждают,

принимая

во

внимание

такие

девизы,

как

«Выигрывают

все

не

проигрывает

никто»,

«Главное

не

победа,

а

участие»,

«Побеждает

дружба».

На празднике, где участвуют семейные команды, оценивается каждое

соревнование, награждения могут быть произведены за победу, как в

индивидуальных

соревнованиях,

так

и

за

победу

команды.

Формы

поощрений

предусматриваются

следующие:

результаты

детей

в

индивидуальных

упражнениях

(движениях)

отражаются

на

экране

соревнований, команды-победители награждаются дипломами, команды-

участники

праздника

получают

памятные

вымпелы.

Награждения

победителей и участников могут быть самыми неожиданными. Так, в честь

победителей

исполняется

песня

или

танец,

дети-участники

получают

сладкие

призы

(им

могут

быть

вручены

и

разнообразные

медали

собственного

изготовления).

Дети

младшего

дошкольного

возраста

преподносят победителям цветы. Необходимо также отметить не только

детей, но и взрослых, принимавших активное участие в подготовке и

проведении мероприятия.

Взрослым

следует

внимательно

относиться

к

эмоциональным

переживаниям

детей,

связанным

с

праздником,

поддерживать

заинтересованное отношение к физической культуре и спорту, всемерно

способствовать приобщению детей к полезному активному отдыху.

Награждение должно проходить торжественно и весело. Вымпелы,

эмблемы, сувениры можно разместить на самом почетном месте в группе

(спортивный уголок, информационный стенд для родителей). Если же это

индивидуальные

призы

и

дети

хотят

забрать

их

домой,

посоветуйте

родителям найти в детской комнате место (полка, шкаф), где призы будут

видны

всем.

Такой

«победный»

уголок

является

предметом

гордости

ребенка. Здесь же можно расположить фотографии, рисунки на тему «Наш

праздник».

Это

позволит

сформировать

у

детей

стойкий

интерес

к

занятиям

физкультурой,

к

своим

достижениям

в

спорте,

что

является

одним из важнейших условий формирования мотивации здорового образа

жизни.



В раздел образования