Автор: Дреер Алла Яковлевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ гимназия № 49
Населённый пункт: Тюмень
Наименование материала: конспект
Тема: "Интегрированный урок по логике"
Раздел: начальное образование
Интегрированный открытый урок по логике (3, 5 классы)
Учитель: Дреер А.Я.
Тема: «Решение логических задач»
Цели урока: совершенствование умения решать логические задачи
Познавательный аспект
формирование и развитие различных видов памяти, внимания,
воображения;
формирование и развитие общеучебных умений и навыков;
формирование общей способности искать и находить новые решения,
необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы
к рассмотрению предлагаемой ситуации;
формирование метапредметных связей.
Развивающий аспект
развивать речь, мышление в ходе усвоения таких приемов
мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать,
синтезировать, обобщать выделять главное, доказывать и опровергать;
развивать двигательную сферу;
развивать познавательную способность ребенка;
развитие навыков контроля и самоконтроля.
Воспитывающий аспект
воспитывать у детей чувство дружбы, товарищества;
воспитывать любовь к предмету;
воспитывать систему нравственных межличностных отношений.
Оборудование: плакат 9х9 квадратов, крестики и нолики по 8 штук.
Ход урока
1.
Организационный момент
Прием рефлексии «Цепочка пожеланий»
= Предлагаю по цепочке обратиться с пожеланиями к себе и другим по
поводу предстоящей работы.
2.
Актуализация опорных знаний
- Какой сейчас урок?
СЛАЙД 1
- Что характерно для логики? Ответ можете узнать, разгадав ребусы.
- Что такое ребус? (загадка, в которой разгадываемые слова даны в виде
рисунков в сочетании с буквами и некоторыми др. знаками)
1
СЛАЙД 2 СЛАЙД 3 СЛАЙД 4
мороз ёлка снежинка
А) (думать, рассуждать, доказывать) – слова на доске вывешиваются
- Что такое логика? (Наука о том, как нужно думать, рассуждать,
доказывать….)
СЛАЙД 5
Б) Стихотворение читают ученики
О логика земная,
Гордись, прекрасная, собой.
Ты всем наукам мать родная,
И дорожат они тобой.
Строга, логична, величава,
Стройна в полёте, как стрела,
Твоя немеркнущая слава
В веках бессмертье обрела.
3. Объяснение хода работы.
= Сегодня у нас урок пройдет в форме игры «Крестики-нолики». Число «8»
является ее символом. В каждой команде по 8 человек, в игре 8 конкурсов.
= Перед нами поле, где указаны номера заданий, на которые вы будете
отвечать. После каждого задания подводится итог, который отмечается на
игровом поле знаком команды. В игре победит та команда, чьих знаков
окажется больше.
= Перед вами лежат елочки, которые вы будете оформлять по ходу урока. У
кого елочка окажется наряднее? Каждый оценивает себя сам, приклеивая
елочные игрушки после правильного выполнения задания.
Тема игры: «Решение логических задач».
- Какие способы решения логических задач знаете?
Три способа решения логических задач:
2
1.
Средствами алгебры логики.
2.
Табличный.
3.
С помощью рассуждений.
= Прежде, чем приступать к решению задач, необходимо вспомнить процесс
решения логических задач.
Схема решения логических задач:
1.
Изучается условие задачи.
2.
Вводится система обозначений.
3.
Составляется логическая формула.
4.
Определяется значение логической формулы.
«Разминай-ка»
1.
Сколько дней в январе? (31)
2.
Что стоит посередине подарка? (буква А)
3.
Сын моего отца, но мне не брат. Кто это? (я)
4.
Миша жил немного ближе к школе, чем Коля, и намного дальше от неё,
чем Витя. Кто жил от школы дальше всех? (Коля)
5.
Галя и Азиза летом поехали отдыхать: одна – в деревню, другая – на
море. Где была Галя, если Азиза не была на море? (на море)
6.
Назвать два числа, которые делятся одновременно на 2, 3 и 5. (30)
7.
За пакет муки, пачку сахара и пачку кофе уплатили больше, чем за такой
же пакет муки, пачку сахара и булку. Что дороже: кофе или булка? (кофе)
1 конкурс «Решай-ка» (решение задач с показом ответов на
цветных листочках) – карточка № 2
Детям 15, 8, 5 , 13 лет. Их имена Ваня, Оля, Витя, Олжас. Сколько лет
каждому из них, если один мальчик ходит в детский сад, Ваня старше Оли,
если сложить возраст Вани и Вити, число будет делиться на 3. (Оле – 8, Ване
– 13, Олжасу -15, Вите – 5)
- Каким способом воспользовались? (Средствами алгебры логики)
Зима - любимое время года, когда ощущение праздника просто витает в
воздухе, предвосхищая Новый год, Рождество, Крещение. Праздники,
которые приносят в наш дом очарование сказки, ожидание чуда и запах
еловых веток…
2 конкурс “Новогодний подарок” - карточка № 3
Известно, что на одной двери надпись истина, а на другой - ложь.
3
Если надпись на первой двери - "за этой дверью есть подарок", а на второй
двери - “подарок за обеими дверьми", то:
1) подарок за обеими дверьми;
2) подарок только за второй дверью;
3) подарка нет ни за одной дверью;
4) подарок только за первой дверью;
5) определенно место подарка установить нельзя.
Выберите вариант ответа.
- Каким способом воспользовались? (рассуждением)
3 конкурс «Соображай-ка» (каждая команда получает 2 варианта по 2
карточки, парная работа) – карточка № 4
синяя (4 шт) зеленая ( 4 шт)
1.
Выполняет пара
2.
Обмен между группами (по цвету)
3.
Возвращение и проверка по слайду.
- Каким способом воспользовались, чтобы выполнить задание? (Средствами
алгебры логики.)
Физминутка
Игра на внимание «Сказочные герои» (выбывают тех, кто ошибся)
4
+ 12 =
:
= 7
- 5 =
4 *
= 100
: 9 =
+
= 84
3 *
= 162
90 -
=
= Если это положительный герой, которого называет учитель, то дети качают
головой: «Да-да-да», если отрицательный персонаж – поворот головой из
стороны в сторону: «Нет-нет-нет». При этом, если герой сказки – мужского
рода, дети ставят руки на пояс, если женского – руки вниз («держатся за
юбочку»)
1.
Баба Яга
2.
Чиполлино
3.
Кащей
4.
Мэри Поппинс
5.
Том Сойер
6.
Курочка Ряба
7.
Дядя Стёпа
8.
кот Матроскин
9.
Белоснежка
4 конкурс «Темная лошадка» - карточка № 5
Задание 1. Вписать в скобки слева слово так, чтобы можно было решить эти
уравнения.
ПА + (КРЕСЛО) = (ПУЛЯ В ГИЛЬЗЕ) __________ (патрон)
Б + (РАСТИТЕЛЬНОСТЬ НА ЛИЦЕ) = (УКРАШЕНИЕ) ________ (бусы)
З + (КРАСКА ДЛЯ НОГТЕЙ) = (РАСТЕНИЕ С КОЛОСЬЯМИ) ________
(злак)
Задание 2. Найдите общее слово для тех, которые за скобками (число точек
равно числу букв)
Животное ( . . . . ) Безбилетник (заяц)
Матросский танец (. . . . . . .) Фрукт (яблочко)
Числительное ( . . . ) Глагол (три)
- Каким способом воспользовались? (способом рассуждения)
5 конкурс «Заморочки из бочки» (рассуждение) – карточка № 6
Групповая работа
Задание. Решить задачу с помощью таблицы.
“Новогодний костюм”
5
На новогодний праздник три друга – Евгений, Николай, Алексей, выбрали
себе костюмы трех богатырей: Ильи Муромца, Алеши Поповича, Добрыни
Никитича.
Известно, что:
Евгений – самый высокий;
выбравший костюм Добрыни Никитича меньше ростом, чем
выбравший костюм Ильи Муромца;
Алексею не подошел костюм Добрыни Никитича;
ни у одного из друзей имя не совпадает с именем богатырей,
выбранных костюмов.
- Какой костюм выбрал каждый из друзей?
(Евгений – Алеша Попович
Никита – Добрыня Никитич
Алеша – Илья Муромец)
- Каким способом воспользовались? (табличным)
= Рефлексия.
6 конкурс «Бросай-ка» (игра в снежки)
Задание. Каждая команда задает по 4 загадки с числами другой команде.
1.
Очень быстрых два коня
По снегам несут меня —
6
Через луг к березке,
Тянут две полоски.
Ответ: Лыжи.
1.
Двенадцать братьев
Друг за другом бродят,
Друг друга не обходят.
Ответ: Месяцы.
= Рефлексия. Работа с табло.
7 конкурс «Побеждай-ка»(группа)
- Скажите, Новый год чудесный праздник?
- Какие чудеса происходят под Новый год?
= Давайте поработаем магами, т.е. волшебниками и составим магический
квадрат.
1.
Составление магических квадратов.
2.
Защита групповой работы.
- Каким способом воспользовались? (способом рассуждения)
7
= Рефлексия. Работа с табло.
8 конкурс «Счастливый случай»
(индивидуальная работа по карточкам № 7)
= Для украшения новогодней елочки нужны шары.
Задание. У вас три новогодних шара. У красного и жёлтого шара
одинаковая вторая буква. У красного и зелёного - пятая. Раскрась зелёный
шар.
(подарок)
= Рефлексия.
- Каким способом воспользовались? (способом рассуждения)
- Что же стало подарком для вас на нашем уроке?
Подведение итогов.
- Чем занимались на уроке?
- Какими способами можно решить логические задачи?
(рассуждением, алгебраическим, табличным)
= Оцените свою работу на уроке
Рефлексия учебной деятельности
«Незаконченное предложение»
8
гирлянда
а
мишура
подарок
подарок
9