Автор: Апетова Виктория Евгеньевна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУ ДО "Музыкальная школа №56"
Населённый пункт: город Анжеро - Судженск, Кемеровская область
Наименование материала: исследовательский проект
Тема: "Выдающиеся пианисты XX века"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Анжеро-Судженского городского округа
«Музыкальная школа №56»
Исследовательский проект
«Выдающиеся пианисты XX века»
автор: Апетова В.Е.
преподаватель теоретических дисциплин
Анжеро - Судженск
2018 г.
2
Содержание
Введение………………………………………………………………………3
Глава I Исполнительский стиль………………………………………….....5
Глава II Творческая личность Святослава Рихтера: истоки, становление..7
Глава III Составляющие исполнительского искусства…………………....10
3.1Секреты исполнительского стиля С. Рихтера……………………….....10
3.2 Виртуозность и своеобразие техники………………………………......12
3.3 Основные исполнительские принципы………………………………...13
3.4 Интерпретация музыки. Рихтер – интерпретатор-мыслитель………...15
3.5Интерпретация Рихтером индивидуальных композиторских стилей…16
3.6 Сила интеллекта………………………………………………………….19
3.7Духовное постижение музыки…………………………………………...20
3.8 Синтез традиций и новаторства в исполнительском искусстве Рихтера21
Заключение……………………………………………………………...…….23
Список литературы……………………………………………………….......24
3
Введение
Начало ХХ века, как отмечают многие исследователи, - это переломный
этап
в
истории
России,
ознаменовавшийся
расцветом
советского
пианистического искусства, обогатившегося исключительно талантливыми,
выдающимися пианистами. Ярким свидетельством тому явились крупнейшие
международные конкурсы, лидерами которых стали советские артисты.
Именно в это время советская пианистическая школа заняла ведущее
место в мировом фортепиано - исполнительском искусстве и завоевала тот
высокий авторитет, которым она пользуется до сих пор. Большую
роль в
развитии
советской
пианистической
школы
сыграли
мастера
пианизма
старшего
поколения
-
профессора
фортепианных
классов
Московской
консерватории К.Н. Игумнов, А.Б. Гольденвейзер, воспитавшие известных
учеников, таких как Л. Оборин, С. Фейнберг, Г. Гинзбург. Среднее звено
представляли профессора С. Фейнберг и Г. Нейгауз, чей класс привлёк к себе
много талантливой молодёжи, особенно после того как из него вышли Зак,
Гилельс и Рихтер. Ученик Г. Нейгауза - Святослав Рихтер стал одной из
самых значительных и впечатляющих фигур музыкально-исполнительского
искусства
20
в.
Для
нескольких
поколений
Рихтер
был
не
только
выдающимся
пианистом,
но
и
носителем
высочайшего
артистического
и
нравственного
авторитета,
олицетворением
современного
универсального
музыканта-просветителя.
«Толчком»
к
выбору
темы
исследования
по служили
мои
воспоминания, впечатления конца восьмидесятых, связанные с концертом С.
Рихтера
в
столице
Кузбасса
(г.Кемерово).
Воспоминания
освежились
благодаря фактам из прочитанной литературы, которые
соответствовали
реальности увиденного и услышанного мною на концерте: исполнение по
нотам при настольной лампе с выключенным общим светом в концертном
зале,
максимальная
сосредоточенность
С.Рихтера,
исполнительская
строгость,
чёткий
конструктивизм
формы
исполненных
прелюдий
и
фуг
4
«ХТК»
и,
наконец,
овации
слушателей
как
реакция
на
случайный
казус
исполнителя - «взят» си - бекар в каденции Прелюдии и фуги B - dur.
Актуальность выбранной
темы
связана,
прежде
всего,
с
моей
профессиональной
деятельностью
(преподаватель
теоретиче ских
дисциплин),
с
предпрофессиональной
программой
по
музыкальной
литературе
для
музыкальной
школы,
а
так
же
просветительской
деятельностью. Такие темы, как «Русская культура конца XIX - начала XX
веков»,
«Отечественная
музыкальная
культура
ХХ
века»,
«Выдающиеся
исполнители XIX-XX веков и современности» тесно связаны с выбранной
темой исследования и будут актуальны в образовательном процессе.
Цель данной работы -
охарактеризовать
исполнительский
стиль
Святослава Теофиловича Рихтера.
Объект – творческая деятельность С. Рихтера.
Предмет исследования – исполнительский стиль.
Задачи:
1. Выявить истоки формирования исполнительского стиля С. Рихтера,
факторы, оказавшие влияние на его становление как музыканта и пианиста;
2.Охарактеризовать
черты
исполнительской
интерпретации
С.
Рихтером.
Работа основывается на источниках, приведённых в пункте «Список
литературы»,
и
имеет
познавательное
направление,
на
информации
которого
могут
базироваться
календарно-тематические
планы
предмета
«Музыкальная литература» и просветительская деятельность для учащихся
музыкальной школы.
5
Глава I. Исполнительский стиль
Каждое произведение имеет свой особый язык. В каждой мелочи, в
каждом эмоциональном пробуждении, в каждом душевном оттенке, во всем
сказывается стиль, манера восприятия, выражение автора в тот или иной
период жизни. Все это распространяется на ритм, гармонию, фразировку,
артикуляцию, словом, на все элементы музыкального языка. Исполнитель не
может
игнорировать
данное
обстоятельство
и
должен,
прежде
всего,
приобрести «связку ключей» к данному автору, познать его стилистические
особенности. Только тогда он сможет «прочесть» этого автора без «словаря».
Но «словарь» ему порой необходим. Такой «словарь» и должен составлять
главную
и
неотъемлемую
часть
того,
что
можно
было
бы
назвать
исполнительской стилистикой.
Специфика исполнительского искусства
Стиль исполнителя зависит не только от того, что играет исполнитель,
не только от стиля исполняемого произведения, автора, но и от того, как он
исполняет,
то
есть
от
его
собственного
стиля,
его
индивидуальности,
интеллекта, темперамента, от вкусов эпохи, страны, окружающей среды,
которые повлияли на его индивидуальность. Исполнитель, хочет ли он того
или
нет,
всегда
изменяет
произведение
по
своему
образу
и
подобию,
отбрасывает
на
исполняемое
свою
собственную
тень.
Разница
между
исполнителями лишь в величине и своеобразии этой тени. Но изменяют
исполняемое
так
или
иначе
все,
и
в
этом
специфика
исполнительского
искусства.
Естественно,
что
исполнительский
стиль
можно
рассматривать
с
разных сторон, в разных связях и опосредованиях, в различных объемах и
аспектах.
Однако в каком бы объеме не рассматривался исполнительский стиль,
он всегда сохраняет свои характерные признаки. Нетрудно убедиться в этом
хотя
бы
на
примере
исполнительского
стиля
Святослава
Рихтера.
Он
6
воплощается
в
отдельных
его
интерпретациях,
и
в
его
исполнительском
искусстве в целом. Стиль Рихтера можно считать симптоматичным и для всей
нашей эпохи как стиль исполнителя нового типа, владеющего огромным и
предельно разнообразным в стилистическом отношении репертуаром.
Раскрывая
содержание
произведения,
исполнитель
привносит
в
процесс
исполнения
свои
личные
чувства,
свои
«сопереживания»
и
тем
самым
видоизменяет
авторскую
информацию,
сужает
или
расширяет
ее,
трансформирует
ее,
пытается
переосмыслить.
Исполнителю
всегда
приходится
сочетать
свои
индивидуальные
стремления
и
выразительные
средства с замыслами и стремлениями композитора. Какого бы свободного
стиля
исполнения
он
не
придерживался,
его
действия
ограничены
характерными особенностями исполняемого, свойственным каждому автору
определенным стилем.
Существует степень допустимости исполнительских отклонений. Одни
называют
ее
«зонностью»,
в
пределах
которой
исполнитель
законно
действует. Это относится как к целому, к художественному воссозданию
исполняемого произведения, так и к частностям, к отдельным элементам
исполнения, динамике, колориту, интонации, фразировке, артикуляции.
Художественное
исполнение
требует,
чтобы
исполнитель
имел
творческую
индивидуальность.
Исполнитель
должен
о бла д ат ь
самобытностью
интерпретации,
своеобразием
мышления,
талантом,
независимостью художественного вдохновения, должен быть верным самому
себе.
Наряду
с
этим
исполнитель
должен
понимать
все
значения
общей
культуры, традиции, школы, правильного воспитания.
Вряд
ли
у
кого-либо
могут
возникнуть
сомнения
в
том,
что
для
хорошего исполнения необходим талант, личные дарования, то есть нечто
выходящее за рамки ординарности. Талантливым надо родиться, талант надо
иметь.
7
Глава II. Творческая личность Святослава Рихтера: истоки,
становление
Исполнительский
стиль,
как
говорилось
выше,
всегда
сохраняет
характерные
признаки.
И
чтобы
попытаться
охарактеризовать
исполнительский стиль пианиста, в данном случае стиль С. Рихтера (цель
работы), необходимо выявить истоки формирования исполнительского стиля,
факторы, оказавшие влияние на его становление как музыканта и пианиста.
В биографиях крупного музыканта традиционно освещаются факты
первых музыкальных интересов, занятий с педагогами с раннего детства.
На
удивление
музыкальное
творчество
началось
у
Рихтера
не
с
занятий
на
инструменте, а с сочинения музыки. Пианист рассказывал: «Музыку стал
сочинять раньше, чем научился играть. Первые мои фортепианные пьесы
были записаны отцом». Рихтер же, поступив в музыкальную школу, бросил её
после
нескольких
уроков,
потому
что
там
заставляли
играть
гаммы
и
упражнения, чего он делать не мог из-за особенностей своей творческой
индивидуальности.
Его
родители
-
музыканты
не
занимались
с
ним
систематически, и до поступления в класс Нейгауза в возрасте двадцати двух
лет Рихтер толком нигде не учился.
Творческий облик будущего артиста складывался под благотворным
воздействием Г.Г. Нейгауза, хотя он весьма скромно оценивал свою роль в
этом процессе: «Он смолоду обнаруживал такое великолепное понимание
музыки, столько вмещал ее в своей голове, обладая при этом чудесным
природным
пианизмом,
что
приходилось
поступать
согласно
пословице:
ученого учить – только портить. Я ему помог немного в его развитии, но
больше всего помог он сам себе, и, прежде всего, помогла сама музыка,
которой он рьяно и страстно занимался». Нейгауз говорил
«талант - это
страсть». Рихтер страстно поглощал музыкальную литературу - запоем, почти
не
отходя
от
инструмента.
Особой
его
любовью
пользовались
оперные
клавиры: «Я люблю сидеть дома и проигрывать с листа оперы - с начала до
8
конца», - скажет он много лет спустя. Я. Мильштейн писал: «Он слушал
хорошую
музыку,
впитывал
ее…,
знакомился
с
лучшими
образцами
музыкальной литературы. У него было интуитивное влечение к музыке, не к
фортепианной музыке и пианистическому искусству, а к музыке в широком
смысле слова, к искусству вообще. Так, в детские годы он не только играл,
сочиняя музыкальные произведения (романсы, оперы и др.), но и пытался
писать драмы, занимался живописью». Тем не менее, с композицией не
сложилось. Вот что писал Нейгауз о взаимопроникновении композиторской и
исполнительской
сторон
деятельности
Рихтера:
«Слушатели
Святослава
Рихтера и почитатели его прекрасного таланта, вероятно, не знают, каковы
настоящие
корни
дарования
артиста,
в
чём,
собственно,
секрет
его
исполнительского творчества. Секрет этот очень прост: он - композитор, и
притом
превосходный.
К
этому
надо
прибавить
его
стихийное
пианистическое дарование… играет ли он Баха или Шостаковича, Бетховена
или Скрябина, Шуберта или Дебюсси - каждый раз слушатель слышит как бы
живого воскресшего композитора, каждый раз он целиком погружается в
огромный
своеобразный
мир
автора.
… ».
В
юности
Рихтер
увлёкся
импровизаторством и, по свидетельству Нейгауза, охотно импровизировал и
говорил
о
желательности
возрождения
импровизации
как
особого
вида
музыкального искусства. Нейгауза никогда не покидала надежда, что талант
Рихтера раскроется и в этой области: «Тот, кто знаком с его детскими и
юношескими опытами, кто слышал, как он импровизирует, тому совершенно
ясно,
что
он
настоящий
композитор.
Мне,
как
педагогу,
хочется,
чтобы
огромное
потенциальное
дарование
Рихтера
расцвело
и
выявилось
полностью. Слишком было бы обидно и для него самого, и для нас всех, если
бы этого не случилось». Искусство Рихтера имеет корни в многоплановом
обращении к искусству в широком смысле слова. Пианисту свойственна, как
писалось выше, неизменная любовь к опере, театру (в юности «штудировал
оперные
сочинения
больше,
чем
фортепианные»).
Важным
творческим
9
истоком для музыканта была живопись. Важно отметить, что творческая
жизнь для юного Рихтера начиналась с опыта композиции.
Немаловажное значение в становлении Рихтера - исполнителя имело
юношеское
увлечение
дирижированием.
Позднее
Нейгауз
напишет: «…
совершенно необходимо, чтобы Рихтер со временем стал дирижёром, так как
и в этой области его достижения были бы ничуть не ниже пианистических.
Кто
слышал,
как
он
читает
«с
листа»
сложнейшие
оперы,
камерно-
симфонические
произведения,
тот
не
усомнится
в
справедливости
моего
утверждения. Дело тут в… львиной хватке, в безошибочности творческой
воли,
в
непогрешимости
технических
средств,
сразу
позволяющих
дать
совершенное исполнение любимого произведения».
В
молодости
Рихтер
соприкасался
со
многими
видами
искусства
гораздо
чаще,
чем
с
фортепианной
игрой.
Но
неизбежные
черты
любительства, наличествовавшие тогда в его игре, с лихвой перекрывались
накоплением
настоящего
профессионализма
широчайшего
диапазона.
Например,
необходимый
опыт
Рихтер
приобрел,
работая
с
певцами
в
оркестре. Позднее Рихтер - великолепный ансамблист и концертмейстер. За
весь свой огромный творческий путь он переиграет большое количество
камерной музыки, выступит с множеством исполнителей.
Я. Мильштейн писал, что Рихтер был убеждён, что «искусства не
разобщены, а наоборот, дополняют друг друга, и их питает один источник –
жизнь»
[9,с.138].
В
подтверждении
сказанного
- увлечение
Рихтера,
не
оставившее
его
на
протяжении
всей
жизни
–
литература.
«Авральное»
увлечение
литературой
является
одним
из
источников
вдохновенных
интерпретаций пианиста. Рихтер очень часто мыслил «синтезированными»
художественными образами. Он не мог не использовать аналогий из других
видов искусств.
10
Глава III. Составляющие исполнительского искусства
3.1. Секреты исполнительского стиля С. Рихтера
Исполнительская манера Рихтера единственна в своем роде. Он никогда
никого не копировал, ничего не заимствовал из вторых рук, во всем оставался
верным самому себе. Замыслы Рихтера - плод его живого
воображения. Почти в каждой его интерпретации содержится нечто такое, что
способно привлечь к себе восхищенное внимание слушателей. Воздействия
Рихтера на слушателей объясняется комплексом художественных параметров,
характерных для этого пианиста. «В истории музыкального исполнительства,
– писал В. Дельсон, – не так легко найти примеры столь интенсивного
развития в одном художнике интеллектуального и эмоционального начала,
яркости и глубины, артистичности и мастерства, безукоризненного вкуса и
виртуозного блеска».
Прежде всего, Рихтер, как никто, умел быть ясным. Он мыслил на
редкость
логично,
самые
тонкие
оттенки
мысли
и
чувства
он
выражал
совершенно
отчетливо.
Святослав
Теофилович
играл
с
необыкновенным
благородством
и
простотой.
Его
фразировка
была
безукоризненно
точна,
верна по смыслу. Темпы, нюансы обоснованы самой логикой музыкального
развития. И сила пианистического выражения всегда соответствовала силе
чувствования.
Он
удивительно
тонко
воссоздавал
на
фортепиано
звукокрасочные
эффекты
(создание
оркестрового),
мастерски
варьировал
динамику,
тембровую
окраску
звука,
тончайшим
образом
соподчинял
различные
звуковые
планы
по
степени
их
значимости.
Рихтер
обладал
особым умением внезапно переходить от бушующего fortissimo к легчайшему
pianissimo, основанному на гибкости и мягкости туше, на мягком, скользящем
прикосновении
к
клавишам.
Он
с
удивительным
совершенством
подготавливал
кульминацию
и
развертывал
ее,
а
затем
с
легкостью
и
естественностью сменял динамическое нарастание спадом. Рихтер обладал
еще
одним
редким
артистическим
качеством
–
умением
убеждать
11
слушателей,
подчинять
их
своей
художественной
воле.
Его
исполнение
воспринималось порой неожиданным, непривычным. Но он настолько ясно и
точно
умел
слышать,
разрабатывая
самые
глубинные
пласты
музыки,
настолько проникался исполняемым, что слушатель невольно подпадал под
власть его интерпретации.
Есть и более постоянные, устойчивые признаки, своего рода «гены»
исполнительского почерка, ярче всего проступающие в самом характере звука
и даже не зависящие от конкретного инструмента — такие, например, как
чистый, «белый», не окрашенный чувственностью тембр Рихтера.
А Я. Мильштейн писал, что Рихтер никогда не добивался красивого
звука ради красивого звука, ему был чужд «пианистический лоск». Иногда
громогласность рихтеровского forte даже пугала его современников. Рихтер
вспоминал: «Игумнов как-то сказал мне: «Вы не любите рояли!». «Возможно,
- отвечал я, - предпочитаю музыку».
Особенностями стиля фортепианной игры Рихтера
также являются
«дирижёрские» качества. Он постоянно мыслит оркестрово, как дирижёр.
Для него характерно умение соподчинять различные звуковые планы по
степени
их
значимости,
владение
«звуковой
перспективой»,
тембровыми
оттенками,
светотенью,
поразительно
точное
ощущение
ритма
и
по-
дирижёрски искусное владение временем.
Я.
Мильштейн
отмечает,
что
многогранность
таланта
Рихтера
проявляется не только в богатстве его артистической натуры, но и в огромном
разнообразии
исполнительских
приемов,
которые
он
использует
в
воспроизведении музыки разных композиторов: « Каждый раз он воплощал
музыку
по-особенному,
характерными
штрихами.
«Надо
играть
разное
и
обязательно хорошее, играть по - разному и обязательно - хорошо» - слова
эти стали для него девизом».
12
3.2.Виртуозность и своеобразие техники
Переходя
к
рассмотрению
творческих
принципов
Рихтера,
нужно,
прежде всего, осветить вопрос его отношения к технике пианиста. Нейгауз в
книге «Об искусстве фортепианной игры» писал, что один из главных его
педагогических
принципов
-
подчинение
техники
исключительно
художественным
целям,
задачам
передачи
художественного
образа.
Безусловно,
что
каждый
музыкант
«мирового
уровня»
обладает
этим
качеством.
Но
в
исполнительстве
Рихтера
этот
принцип
воплощается
необыкновенно
ярко,
так
как
творческая
фантазия
художника
настолько
огромна
и
неисчерпаема,
что
это
не
могло
не
сказаться
на
образной
содержательности его интерпретаций. Художественное мышление Рихтера
обильно питается из его многосторонних увлечений: литературы, живописи,
театра
и
т.д.
И
поэтому
техника
пианиста
как
нельзя
лучше
отвечает
педагогическим
требованиям
Нейгауза. Техника
Рихтера
стремительна
и
особенно сильна в «перебросах» и скачках, требующих сочетания точности и
меткости
с
легкостью
и
свободой.
Его
способность
к
«переключению»
техники с одного вида на другой, к мгновенной перестройке пианистического
аппарата подчас кажется совершенно невероятной. Владение «ключами» ко
всем
видам
фортепьянной
техники
-
одна
из
важнейших
предпосылок
пианистической
деятельности
Рихтера.
В
значительной
степени
и
этим
объясняется
масштаб
его
репертуара,
умение
«аврально»
(скоростным
методом) подготовиться к выступлению.
Считается
грубейшей
ошибкой
сводить
понятие
техники
к
виртуозности. Виртуозность
и
техника
-
не
одно
и
то
же.
Понимание
виртуозного
пианизма
тесно
связано
с
эмоционально-смысловой
целью,
поставленной перед собой исполнителем, подлинная виртуозность является
прямым
следствием
образно
-
звуковых
представлений
пианиста.
Рихтер
оказался одним из величайших виртуозов мира. Да, его виртуозность именно
демонична:
темпы
-
головокружительны,
скачки
-
необъяснимо
метки
и
13
точны,
стремительность
-
вулканична.
Именно
в
такие
моменты
обнаруживается вся беспредельность мощи его пианистического аппарата.
Это очень характерно и очень типично для Рихтера. Здесь ясно выражена
прямая
зависимость
его
темпераментной
виртуозности
от
образного
мышления
и
эмоционального
накала,
связанного
с
ним.
И
в
этом
-
принципиальное
отличие
виртуозности
Рихтерa
от
технического
совершенства так называемых «чистых виртуозов».
3.3. Основные исполнительские принципы
Среди
творческих
принципов
Рихтера,
отличающих
его
от
многих
других
исполнителей
-
неукоснительное
выполнение
авторского
нотного
текста, вплоть до самых мелких деталей. Интерпретация Рихтера - всегда
творческий
акт.
«Воссоздавать»
и
«вновь
создавать»
-
для
него
понятия
однородные. Вот что пишет Я. Мильштейн об этой черте творчества Рихтера:
«Его творческая фантазия безбрежна, сила воли беспримерна. Он умеет, как
мало
кто,
строго
придерживаться
авторского
текста,
чувствовать
стиль
исполняемого
и
вместе
с
тем
оставаться
самим
собой.
Бесконечно
разнообразный, он всегда играет в одной, лишь ему свойственной манере…
Он может сыграть одно и то же произведение много раз, но всякий раз - это
другой раз». С определенного этапа своей творческой деятельности Рихтер
играл
сольные
программы
по
нотам.
Пианист
объяснял
это
тем,
что
невозможно
запомнить
все
«вилочки
и
стрелочки»,
а
иначе
получится
интерпретация, чего Рихтер не приемлет принципиально. Он считал, что
любые вольности и неточности в отображении нюансов и деталей текста
(неточная динамика, игнорирование акцентов или самовольное исполнение
их, неточный выбор темпа или изменение его без указания на то в нотах и
т.д.) искажают авторский замысел, и художественный образ произведения
передается в испорченном виде. Однако Рихтер не доходит до педантизма,
потому
что,
как
доказывает
Е.
Либерман
в
книге
«Работа
пианиста
с
14
авторским текстом», у него все-таки есть некоторые элементы неточности и
небольшие отступления от традиционных норм. Исследователь говорит, что
Рихтер
с
удивительной
точностью
выполняет
все
словесные
ремарки
(темповые
и
связанные
с
характером),
динамические
оттенки,
точно
выдерживает длительности нот и пауз, выполняет штрихи. Но «…при том
сознательном самоограничении, — пишет Либерман, — которое в форме
скрупулезного
следования
динамической
канве
и
многим
другим
знакам
текста наложил на себя этот художник, у него с необходимостью должно
было оказаться свободное поле деятельности, в котором возможно было бы
выразить свое отношение к музыке и миру. Темп и его изменения оказались
таким
полем.
Для
Рихтера
темп
—
способ
создания
самого
образа-
характера».
В отличие от многих пианистов Рихтер принципиально не составлял
концертные программы из сверхпопулярных произведений (исключение -
Первый концерт Чайковского). Он говорил: « Зачем я буду играть то, что все
играют? У меня есть еще много того, что я хочу выучить».
Еще Рихтер никогда не выносил на эстраду «Крейслериану» Шумана и
5-й
концерт
Бетховена:
он
слышал
эти
сочинения
в
исполнении
своего
учителя, Г. Нейгауза, после чего считал себя не вправе дотрагиваться до них,
так
как,
по
его
мнению,
лучше
сыграть
эту
музыку
уже
нельзя.
Они
становились для Рихтера своего рода «святыней».
Рихтера часто называли «первооткрывателем» в области музыки. Он
неоднократно
выносил
на
эстраду
сочинения,
не
пользующиеся
популярностью, - и их, после того как сыграл Рихтер, начинали играть другие
пианисты. Он играл то, что хотел и считал нужным, тем самым расширяя не
только границы своего репертуара, но и музыкальный кругозор слушателей.
15
3.4. Интерпретация музыки (Рихтер – интерпретатор-мыслитель)
Умение
понять
и
раскрыть
стиль
музыкального
произведения
напрямую связано с формированием чувства стиля у пианиста, а это основа
профессионального исполнительства. Рихтер мысленно «перевоплощался» в
автора
как
творческая
личность,
стремящаяся
мысленно
пройти
с
композитором весь путь творения. Возникал синтез двух индивидуальностей,
принадлежащих
одному
или
разным
историческим
периодам,
эпохам.
Именно поэтому каждое сочинение раскрывалось как нечто уникальное с
рельефными стилистическими особенностями.
Понятие
«интерпретация
Рихтера»
широко
используется
в
исследованиях творчества пианиста. Всем его трактовкам свойственна одна
наиболее общая черта. Исходя из принципа неукоснительного следования
авторскому тексту, без привнесения «личных деталей» в исполнение, Рихтер
как бы очищает произведение от исполнительских штампов и различных
«образных искажений». Вот что писал Нейгауз по этому поводу: «Есть на
свете музыка первозданная, возвышенная и чистая, простая и ясная, как
природа; пришли люди и стали ее разукрашивать, писать на ней всякие
узоры, напяливать на нее разные маски и платья, всячески извращать ее
смысл. И вот появился Святослав, и как бы одним движением руки снял с нее
все эти наросты, и музыка стала опять ясной, простой и чистой».
Репертуар Рихтера необычайно обширен и многогранен, и
каждого
композитора
пианист
интерпретирует
индивидуально.
«Мне
кажется, -
подчеркивал Д. Шостакович, -
что главной задачей, которую
ставит себе Рихтер, является точное и в то же время творчески вдохновенное
изложение
авторского
замысла.
Этой
цели
Рихтер
посвящает
весь
свой
огромный талант, все свое феноменальное мастерство». По наблюдению Г.Г.
Нейгауза: «Когда он играет разных авторов, кажется, что играют разные
пианисты
–
рояль
был
другой,
звук
другой,
ритм
другой...».
Такое
16
исполнение, которое давал нам Рихтер, требует всего человека без остатка.
Оно основано на максимуме напряжения душевных и физических сил.
3.5. Интерпретация Рихтером индивидуальных композиторских стилей
О подходах Рихтера к интерпретации музыки различных композиторов
свидетельствуют записи исполнителя и замечания критиков.
В своё время рихтеровская трактовка обоих томов ХТК Баха вызвала
серьёзные споры из - за отсутствия в его интерпретации каких - то обычных,
родных, человеческих, житейских чувств. Музыка Баха для него - как бы
«Святыня»,
к
которой
нужно
обращаться,
оставив
всё
мирское.
Рихтер
исполняет Баха с аскетичной простотой экспрессии, всячески избегая каких-
либо
эмоциональных
фразировочных
подчёркиваний,
подчиняя
интонационную выразительность логике полифонического развития, сообщая
баховской музыке оттенок «внеличностной» философичности.
Рихтеровский
Бетховен
-
это
и
единый
Бетховен
-
громовержец,
Бетховен
мощных
мужественных
чувств,
скорее
конфликтный,
чем
трагедийный, скорее неукротимый, чем страстный, скорее потрясающий, чем
волнующий.
В
лирике
-
предающийся
глубоким,
иногда
скорбным
размышлениям,
но
не
«жалующийся».
В
веселье
-
порой
по-деревенски
грубоватый, но не грациозный. Рихтер отлично улавливает разницу между
бетховенской
«аппассионатностью»
и
романтическим
passionatо,
бетховенским
brio
и
романтическим
confuoco,
бетховенским
dolente
и
романтическим lamentoso.
В Шуберте Рихтер не замыкается в рамках романтической меланхолии.
Его не страшат здесь ни шквальные вспышки, ни внезапные контрасты света
и тени. В музыке Шуберта для него важна, прежде всего, песенность, где
звуки исходят как бы из самой души.
17
Рихтеровский Лист насквозь динамичен, что не следует смешивать с
бравурностью,
с
тем,
что
сделало
Листа
кумиром
пианистов
«виртуознического» направления.
Рахманинов
у
Рихтера
более
титаничный,
«колокольный»,
нежели
элегический.
В Скрябине пианист акцентирует не эротические томления, не
таинственность
озарений
и
не
аристократическую
утончённость,
но
полётность, взрывчатость.
В прокофьевском творчестве неуёмность темперамента сплавляется у
Рихтера с проникновенной интимной задумчивостью, нежной сказочностью,
а
колючесть ритмов, жёсткость звучаний в массивных нагромождениях
кульминаций, «скифство» - с изысканным лиризмом, с романтикой.
Есть композиторы, интерпретация музыки которых Рихтером вызывала
спорные и противоречивые мнения. В основном, это относится к Моцарту и
Шопену. Вот что пишет по поводу рихтеровского Моцарта Я. Мильштейн:
«Моцарт у Рихтера особенный, и в силу этого, вероятно, не всем одинаково
нравится. Иные находят его несколько «выровненным», сухим, академичным.
Для меня же он - на редкость «стильный», сдержанный, отточенный. Никаких
попыток
удивить
слушателя
оригинальностью,
необычным
подходом
к
тексту. Никакой «цветистости» в нюансировке. Преднамеренное ограничение
средств эмоциональной выразительности.
Только самое необходимое, самое нужное - и всегда на нужном месте.
Господствует
умеренная
температура.
И
над
всем
царит
строгий,
превосходный вкус». А вот что сам Рихтер говорит о Моцарте: «Моцарт
сопряжен для меня с… трудностями: он не удерживается в голове. Я нахожу
более свежести и неожиданности у Гайдна, которого предпочитаю Моцарту,
во всяком случае, в отношении фортепианных сонат…».
Ф.
Шопен
в
исполнении
Рихтера
также
вызывал
различные
точки
зрения. В своих рецензиях Я. Мильштейн писал: «Рост репертуара у Рихтера
был
настолько
стремителен,
что
опережал
его
внутренний
рост.
Это
18
сказывалось даже в Шопене, которого Рихтер причисляет к своим самым
любимым и близким авторам: исполнение Шопена подчас бывало у Рихтера
несколько абстрактным, схематичным, без достаточно рельефного выявления
того
круга
образов
и
настроений,
который
свойственен
данному
произведению». Я. Мильштейн считает, что к рихтеровскому Шопену нельзя
подходить с обычной меркой. Это совсем не тот Шопен, к которому старшее
поколение советских слушателей привыкло по исполнению К. Игумнова, Г.
Нейгауза,
или,
по
исполнению
В.
Софроницкого…
«Это
совсем
другой
Шопен. Предельно ясный, цельный, словно высеченный из единого куска
мрамора. Ему порой не чужд целомудренный холодок. Но зато он стройный,
сдержанно - благородный, более строгий. Это Шопен, органически чуждый
чувственным
преувеличениям,
субъективным
излияниям,
повышенно
лирическому пафосу. В нем преобладает внутренняя интенсивность мысли,
стремление к сжатости, лаконичности выражения. В нем все проникнуто
ясным
духом,
чистотой
намерений.
Словом,
это
Шопен,
выраженный
в
совершеннейшей форме благородства и эмоциональной сдержанности». Одну
из причин разных взглядов на исполнение Рихтером Шопена объяснил Г.
Нейгауз,
когда
возражал
тем,
кто
не
понимал
исполнительского
стиля
артиста. Он говорил, что на той высоте, на которой находится Рихтер, воздух
подчас слишком разреженный, чистый, холодный и что именно из-за этого,
несмотря
на
всю
духовную
высоту
исполнения,
кое-кому
«не
хватает
человеческого тепла». Я. Мильштейн добавляет, что это не та теплота, от
которой
веет
«мелкой
чувствительностью»…
Это
Шопен,
чуждый
эмоциональной
расслабленности,
Шопен
в
истинно
высоком
понимании
человеческого чувства».
Таким
образом,
интерпретация
Рихтером
музыки
различных
композиторов неизменно окрашена его личной духовной сущностью.
3.6. Сила интеллекта
19
Чувство формы
Одним из сильнейших исполнительских качеств Рихтера, безусловно,
является
его
музыкальное
мышление.
Исследователи
отмечают,
что
сила
рихтеровского
интеллекта
особенно
возросла
к
позднему
периоду
его
творчества. В молодости его называли «атакующим», «ниспровергающим»,
«штурмующим»,
с
неудержимым
темпераментом.
«Поздний»
Рихтер-это
целостное мышление, вбирающее в себя и расчет, и вдохновение. Форма
исполнения
доведена
до
максимального
совершенства.
Исключено
все
лишнее, ничего случайного. Звук, взгляд, жест — все слито воедино.
Сочетание необыкновенно целостной формы с отточенностью каждой
детали — редчайшее исполнительское качество.
Но,
как
отмечает
Е.
Либерман,
Рихтер
иногда
допускает
преобразования
в
авторском
тексте
для
того,
чтобы
добиться
еще
более
целостного
ощущения
формы.
Необыкновенная
целостность
формы
у
Рихтера сказывается и на ощущении развития каждой фразы, особенно когда
пианист играет медленную музыку.
Было
бы
глубоко
ошибочным
сводить
вопросы
исполнительского
мастерства только к области формы. Мастерство исполнителя проявляет себя
не в простом «оформлении» содержания, а через соответствие содержания и
формы, через их единство.
Искусство интонирования
Исполнительское
искусство
есть
искусство
интонирования,
а
исполнительская
интонация
-
это
фразировка.
Искусство
исполнителя
и
состоит
в
том,
что
он
находит
именно
тот
тип,
характер,
стиль
интонационной выразительности, который, как ему представляется, наиболее
совершенно
и
полно
раскрывает
содержание
произведения.
Вот
это
впечатление «единственности» весьма часто сопутствуют исполнительству
Рихтера.
Поэтому
даже
самое
необычное
«прочтение»
им
музыкального
произведения никогда не воспринимается как фальшь. В исполнительском
20
искусстве
Рихтера
интонирование
приобретает
чрезвычайно
большое
значение. Оно глубоко продумано, прочувствовано, но не стандартно, как у
каждого подлинного артиста.
Исполнительский вкус
Исполнительское искусство Рихтера отличается безупречностью вкуса.
Прекрасное
и
возвышенное
в
исполнительстве
Рихтера
всегда
этично,
и
именно в этом смысле Нейгауз верно говорит о хорошем исполнительском
вкусе как о музыкальной «совести» исполнителя.
3.7. Духовное постижение музыки
Многие исследователи творчества Рихтера отмечали, что Рихтер на
своих
концертах
достигает
огромной
внутренней
сосредоточенности,
глубокой
погружённости
в
процесс
исполнения
музыки.
Он
совершенно
забывает про слушателей и целиком уходит в то состояние, которое передаёт
произведение.
Я.
Мильштейн
отмечал,
что
Рихтеру
присущи
«какая-то
особая, глубокая внутренняя сосредоточенность, какая-то особая «тишина»,
которая
органически
уживается
с
сокрушительным
темпераментом
и
напором. Он сдержан, но не равнодушен. Он собран, но не замкнут. Он не
стремится форсировать эмоции, но и не чуждается их. То, что иными подчас
воспринимается,
как
«сухость»
и
«холодность»,
есть
высшая
мудрость
артиста, которая подчиняет себе стихию музыки». У Рихтера духовное начало
в музицировании даёт о себе знать очень ярко и властно. Игра пианиста
воспринимается
подчас
как
некое
психологически
сконденсированное
«действо». Все внешние стороны пианизма, инструментальная фактура, ткань
- как бы исчезают. Остаётся лишь пронизывающе сильное и интенсивное
духовно-психологическое
излучение,
поэтическая
идея
произведения,
его
содержание.
Рихтер
в
любой
музыке,
какую
бы
он
ни
играл,
находил
самые
сокровенные и возвышенные черты. Г. Коган писал, что «любая музыка для
21
него
—
открытая
книга,
открытая
как
с
технической
стороны,
так
и
с
духовной.
Не
свобода
технического
преодоления,
а
именно
глубина
духовного постижения музыки составляет главное в нём».
3.8. Синтез традиций и новаторства в исполнительском искусстве
Рихтера
В
чем
же
выражается
наибольшее
своеобразие
и
самобытность
Рихтера? Конфликтность и динамизм - вот та главная особенность, которая
придает искусству Рихтера неповторимую привлекательность, придает ему
черты, которые можно назвать пафосом его творчества. В то же время в
Рихтере-художнике исключительно сильна тенденция к поэзии, гармонии,
красоте. В музыкальной печати указывалось на присущее ему «моцартовское
начало».
Отмечая
в
исполнительском
творчестве
Рихтера
некоторые
элементы
моцартианства,
можно
установить
черты
исторической
обусловленности
его
исполнительского
стиля,
связь
с
одним
из
существенных течений в развитии русской музыкальной культуры. Сочетание
новаторского,
предельно
драматизированного
динамизма
с
прекрасными
традициями
светлого
моцартианства
-
один
из
весьма
необычных
и
интереснейших примеров плодотворного синтеза традиций и новаторства в
исполнительском искусстве Рихтера. Так становится понятным сочетание
особых склонностей Рихтера, с одной стороны, к творчеству Прокофьева, а с
другой
-
к
творчеству
Шуберта,
ставшими
центром
и
вершиной
его
репертуара.
Каждый исполнитель интуитивно и сознательно выдвигает на передний
план то, что ему кажется особенно важным, что близко ему как артисту.
Настоящий самобытный интерпретатор не боится впасть в субъективистский
произвол, т.к. выявляя свою индивидуальность, он как подлинный художник
никогда не забывает о выдержанности стиля, особенностях эпохи, специфике
творческого лица композитора, ибо он, прежде всего «вживается» в образы
22
произведения. А эти
образы, всегда связаны со временем их создания и
личностью автора, всегда исторически конкретны.
Говоря о
классических традициях, которые продолжает искусство
пианиста, нельзя забывать о смелом новаторстве его исполнительства. Будучи
характерным
представителем
советской
пианистической
культуры
и,
наиболее ярко выраженным представителем одной из ее выдающихся школ -
школы Нейгауза, - Рихтер самобытно претворил это единство традиций и
новаторства в своем искусстве. Обращает на себя внимание, прежде всего
больший диапазон его репертуара (Рихтер играл почти все). Кроме того, в
искусстве Рихтера ощутима большая острота динамизма.
Несмотря на все новаторство искусства Рихтера, в нем весьма явно
определяются черты преемственности самым высоким идеалам классической
эстетики. О верности принципам реализма, об искренности и правдивости
образного мышления говорит все его исполнительство, получившее столь
большой
отклик
в
широких
кругах
нашего
народа.
Это
дает
основание
считать
исполнительское
искусство
Рихтера
советской
исполнительской
классикой.
Каждая
грань
исполнительского
дарования
Рихтера
совершенна:
техника,
не
знающая
пределов,
глубокое
проникновение
в
содержание
музыки и воспроизведение его в каждой детали, безупречное чувство стиля,
необычайное
чувство
формы,
высокий
интеллект,
титаниче ская
работоспособность благодаря которой пианист
достигал невозможных, с
обывательской точки зрения, результатов.
Заключение
23
Нейгауз много пишет в своей книге о том, что главная цель музыканта-
исполнителя
-
раскрыть
слушателю
художественное
содержание
произведения. XX
в.
дал
миру
много
исполнителей,
для
которых
эта
установка была аксиомой. И среди них имя Святослава Рихтера.
Прочитанная
и
проанализированная
мною
литература
позволила
отобразить
в
работе
истоки,
составляющие
многогранной
творческой
личности С.Рихтера, отметить характерные особенности исполнительского
творчества.
В завершении хочется процитировать слова Г. Цыпина отмечающего
монументальность рихтеровского искусства: «Искусство Рихтера - искусство
могучих, исполинских страстей. Есть немало концертантов, игра которых
нежит
слух,
радует
изящной
отточенностью
рисунков,
«приятностью»
звуковых
колоритов.
Исполнение
Рихтера
потрясает,
а
то
и
ошеломляет
слушателя, выводит из привычной сферы чувствований, волнует до глубины
души».
Список литературы
24
1.
Алексеев А.Д. История фортепианного искусства
часть III . – М.:
«Музыка», 1982. - 286 с.
2.
Борисов Ю.А. «По направлению к Рихтеру». - М.: ООО «Рутена», 2003.
- 256 с.
3.
Гаккель Л. Рассказы о музыке и музыкантах // Советский композитор. -
1973. - №3. - С. 124-151.
4.
Гордон Г.Б. Э. Гилельс. За гранью мифа. Генрих Нейгауз о Рихтере и
Гилельсе. - М.: 2007, - 352с.
5.
Дельсон В.Ю. Святослав Рихтер. - М.: Музгиз, 1961.- 121 с.
6.
Колодин
В.
Принципы
анализа
фортепианно-исполнительской
интерпретации. - Новосибирск: 1999.-263 с.
7.
Либерман Е. Творческая работа пианиста с авторским текстом. – М.:
«Музыка», 1988.-234 с.
8.
Мильштейн Я.И. По следам бесед со Святославом Рихтером. - М.:
Сов. Комп., 1983.-135c.
9.
Мильштейн, Я.И. Вопросы теории и истории исполнительства. – М.:
«Музыка», 1983. – 262 с.
10. Монсенжон, Б. Рихтер. Диалоги. Дневники. – М.: Классика - XXI,
2002. – 480 с.
11. Нейгауз Г.Г. Размышления, воспоминания. – М.: 1983.-526c.
12.Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. - М.: «Музыка», 1987.-
273с.
13.Цыпин Г.М. Святослав Рихтер. Творческий портрет. - М: «Музыка»,
1981.- 32 с.
14.Чемберджи В.Н. О Рихтере его словами. – М.: Аграф, 2004. – 336 с.