Напоминание

"Некоторые аспекты искусства аккомпанемента"С.Слонимский "Сияет солнце"


Автор: Пугач Ирина Сергеевна
Должность: преподаватель,концертмейстер
Учебное заведение: КГБПОУ ККИ "Камчатский колледж искусств"
Населённый пункт: город Петропавловск-Камчатский
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Некоторые аспекты искусства аккомпанемента"С.Слонимский "Сияет солнце"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ КАМЧАТСКОГО КРАЯ

КГБПОУ ККИ

«Камчатский колледж искусств»

" Некоторые аспекты искусства аккомпанемента "

(на примере работы над романсом С. Слонимского на слова

Ф. Тютчева

" Сияет солнце".)

Составитель –

концертмейстер Пугач И.С.

2018

Введение

В

настоящей

работе

поднимаются

вопросы

профессии

концертмейстера,

исторические

аспекты

возникновения

камерно-вокальной

музыки

и

исполнительский анализ романса С.М. Слонимского на стихи Ф.Тютчева «Сияет

солнце»

Надеюсь, что данная разработка будет полезна студентам-пианистам, педагогам

и тем, кто интересуется вопросами музыкальной культуры и образования.

Пугач И.С.

КОНЦЕРТМЕЙСТЕР-КТО ОН?

Аккомпаниатор-концертмейстер- самая распространенная профессия среди пианистов

на

концертной эстраде, в оперном театре, на преподавательском поприще.

Концертмейстер должен обладать не только пианистическим мастерством, но и высокой

музыкальной культурой. Квалифицированный концертмейстер – это музыкант-эрудит. Ему

совершенно необходимо хорошее знание гармонии, музыкальных форм, знание музыкальной

литературы

различных

эпох.

Эти

знания

помогут

глубже

проникнуть

в

художественное

содержание произведения, понять стиль и характер исполнения. Особенно важны эти знания

в работе со студентами, где деятельность концертмейстера носит не только педагогический,

н о

и

м у з ы к а л ь н о - п р о с в е т и т е л ь с к и й

х а р а к т е р .

Важным качеством концертмейстера является знание основ вокального исполнительства.

Концертмейстер должен не только слышать все интонационные погрешности певца, но и

уметь определить (по звучанию голоса) их причину. Для этого необходимо выработать в себе

вокальный слух, т.е. умение определять по звучанию голоса правильность звукообразования у

певца-солиста.

Все эти качества сродни тем, которыми должен обладать всякий, кто избрал педагогическую и

музыкально-просветительскую деятельность. Постоянно умножать и совершенствовать свои

знания и мастерство, щедро делиться ими с другими, не рассчитывая на громкий успех и

немедленное признание – таковы задачи концертмейстера, таковы задачи и учителя музыки. И

тем, кто любит своё дело, своё искусство, вознаграждение непременно приходит.

О КАМЕРНО-ВОКАЛЬНЫХ ЦИКЛАХ

Камерно-вокальный цикл, как музыкально-художественный феномен, имеет сравнительно

недолгую, двухвековую историю. Он зародился в венской музыкальной культуре начала XIX

века (вокальный цикл Л. Бетховена на стихи А. Яйтелеса «К далекой возлюбленной», op. 98,

1816

г.).

И

в

настоящее

время

романсы

и

песни,

объединенных

единым

образно-

художественным замыслом, актуальны для композиторского творчества. Стилевой диапазон

музыкантов которые,оставили композиторский след в развитии жанра камерно-вокального

цикла широк: Ф. Шуберт, Р. Шуман, Й. Брамс, Р. Вагнер, Г. Малер, Г. Вольф, А. Дворжак, Б.

Бриттен, М. Глинка, С. Рахманинов, М. Мусоргский, Д. Шостакович, С. Прокофьев, Г.

Свиридов, В. Гаврилин, М. Таривердиев, А. Петров, Б. Чайковский, С. Слонимский и многие

другие

.

Один из секретов неугасающей популярности модели камерно-вокального цикла кроется в её

мобильности,

а

интерес

композиторов

обусловлен,

прежде

всего,

возможностью

многогранного,

всеобъемлющего

отражения

самых

разных

сторон

внутреннего

мира

человека. На первом плане камерно-вокальных циклов находятся субъективные переживания

и эмоциональные состояния лирических героев. Характерные черты камерных вокальных

сочинений

разных

авторов

это

и

детализированное

познание

мира,

и

чувственность,

и

искренний тон, и глубокие эмоции, иногда исповедальность и откровенность душевных

потрясений.

Композиторская

практика

демонстрирует

принципиально

разные

подходы

к

выбору

словесного первоисточника, что позволяет классифицировать камерно-вокальные циклы по

качественным характеристикам словесного текста на несколько групп.

К первой

группе

могут

быть

отнесены

камерно-вокальные

циклы,

основанные

на

поэтических

циклах.

Это

стихотворения

изначально

объединенные

поэтом

в

едином

драматургическом

пространстве

и

представляющие

собой

самостоятельное,

цельное

поэтическое произведение. В данной группе присутствует своя дифференциация: на циклы, в

которых дословно цитируется текст поэтического цикла (к примеру, цикл «Зимний путь» Ф.

Шуберта на стихи В. Мюллера (ор. 89, 1827 г.), где Шуберт положил на музыку все 24

стихотворения поэта, хотя несколько изменил порядок следования стихов, цикл Р. Шумана

«Любовь и жизнь женщины» (ор. 42, 1840 г.) на стихи А. Шамиссо) и циклы с выборочным

цитированием стихов поэтического цикла, в которых

композитор сохраняет сюжетную фабулу

первоисточника (циклы «Прекрасная мельничиха» Ф. Шуберта на стихи В. Мюллера (ор. 25,

1823 г.), Р. Шумана «Любовь поэта» на стихи из «Книги песен» Г. Гейне (ор. 48, 1840 г.)).

С учетом объективных особенностей музыкального искусства, в том числе необходимости

воспринимать

музыкально-поэтический

цикл

во

времени,

вполне

оправданным

является

вопрос композиторского вмешательства в структуру и содержание поэтического цикла. В

естественном

ощущении

стройности,

цельности

музыкально-поэтического

цикла

композиторы нередко жертвуют отдельными стихами, которые, по их мнению, либо не имеют

определяющего значения в становлении музыкально-поэтического целого, либо отсутствие

определенных

стихов

помогает

композитору

расставить

свои

акценты

внутри

будущего

композиторского

цикла,

сформировать

сюжетно-событийную

фабулу,

отличную

от

поэтического

цикла

первоисточника

группу

камерно-вокальных

циклов

могут

составить

камерно-вокальные циклы на стихотворения одного автора, изначально не объединенные в

цикл,

но

имеющие

общие

идейно-художественные

черты.

В

качестве

примеров

можно

привести циклы «Песни об умерших детях» Г. Малера на стихи Фридриха Рюккерта (1901—

1904 гг.), С. Прокофьева «Пять романсов на стихи А. Ахматовой» (ор. 27, 1916 г.), С.

Слонимского «Лирические строфы» (1964 г.) на стихи Е. Рейна и многие другие. Таким

образом, мы можем говорить о второй группе камерно-вокальных циклов.

В третьей

группе

представлены

композиторские

циклы,

объединяющие

стихотворения

разных

авторов.

Объединяющим

элементом

произведений

разных

поэтов

в

едином

музыкально-поэтическом

целом

становятся

общие

темы,

идеи,

образы,

содержащие

потенциал к построению нового художественного пространства. Среди подобных циклов

«Лебединая песнь» Ф. Шуберта на стихи Л. Рельштаба, Г. Гейне, И.Г. Зайдля (1828 г.),

«Иммортели» С. Танеева на стихи Т. Мура, М. Метерлинка, Ш. Бодлера, Сюлли-Прюдома, Ж.

Роденбаха, Ж.де Эредиа, Ш. д'Ориаса, Ф. Ницше в переводе Эллиса (ор. 26, 1909 г.), «Тихие

песни» В. Сильвестрова на стихи А. Пушкина, М. Лермонтова, Дж. Китса, С. Есенина, Т.

Шевченко (1974—1975 гг.) и другие.

В каждом из циклов, отнесенных ко второй и третьей группе, композитор – это всегда

драматург,

выстраивающий

сюжетно-повествовательный,

событийный,

логический

план

будущего цикла, формирующий новый контекст, новое прочтение и жизнь. Стихотворная

форма получает «новое дыхание» и расширяет границы образного погружения в текст.

Обратимся к

несомненной жемчужине вокального творчества композитора нашей эпохи

романсу С.Слонимского «Сияет солнце». Он часто звучит в концертных

залах, входит в

конкурсный репертуар многих студентов-исполнителей.

С.Слонимский. «Четыре романса на стихи Ф.Тютчева»

«Сияет солнце»

(исполнительский анализ)

В соответствии с предложенной классификацией камерно-вокальный цикл

С. Слонимского "Четыре романса на стихи Ф. Тютчева" следует отнести ко второй группе.

Цикл положен на стихотворения одного автора и в композиторском прочтении образуют

единую драматургическую линию.

В состав цикла входит четыре контрастных вокальных номера:

1. "Сияет солнце".

2." Я очи знал ".

3. " Молчание ".

4." Еще томлюсь тоской желаний."

Обратимся к одному из романсов цикла-"Сияет солнце"(1984г.)

Федор Тютчев

«Сияет солнце, воды блещут»

Сияет солнце, воды блещут,

На всем улыбка, жизнь во всем,

Деревья радостно трепещут,

Купаясь в небе голубом.

Поют деревья, блещут воды,

Любовью воздух растворен,

И мир, цветущий мир природы,

Избытком жизни упоен.

Но и в избытке упоенья

Нет упоения сильней

Одной улыбки умиленья

Измученной души твоей.

Это стихотворение было написано Тютчевым летом тысяча восемьсот пятьдесят второго года,

в Петербурге. « Сияет солнце, воды блещут…» - одно из стихотворений, посвященных Елене

Александровне Денисьевой . Впервые оно было опубликовано в тысяча восемьсот пятьдесят

четвертом году.

Буквально с первых строк стихотворения мы попадаем в особый мир, внешним проявлением

которого выступает свет, эмоциональным - восторг, наслаждение. Каждая часть природы

наполнена жизнью, источает ее: солнце светит, воды блещут, деревья трепещут и поют, воздух

превратился в любовный раствор. Так как поэт видит «жизнь во всем», содержание многих

образов можно объяснить с учетом не только прямых, но и переносных значений слов.

Например, солнце «сияет»: в контексте стихотворения происходит смещение значения глагола

от

прямого

«излучать

яркий

свет»

к

переносному

«светиться

радостью,

счастьем,

любовью». Многозначны также глаголы и глагольные формы, которыми характеризуются

действия и состояние деревьев. Глагол «трепещут» можно понимать и как «колеблются», и

как «испытывают сильное волнение».

Эпитет «измученной» души, как мне кажется, нужен для того, чтобы провести параллель

между

«цветущим

миром

природы»,

который

«избытком

жизни

упоен»,

и

«измученной

душой» любимой женщины поэта. Да, эта душа «измучена», но она так же, как и природа, по-

прежнему наполнена жизнью. «Мир природы» у Тютчева прекрасен, но еще прекраснее ему

представляется улыбка любимой.

В стихотворении «Сияет солнце, воды блещут…» в художественной форме отразилась идея

тождества природы и человека, которая во многом определила особенности поэтического

мировоззрения Тютчева.

Одно из главных достоинств поэзии Тютчева - умение максимально сблизить человека и

природу, создавая единое гармоническое целое. Читая стихотворение «Сияет солнце…»,

погружаешься в таинственный и загадочный мир природы, который помогает «увидеть»

новые грани души человека, понять силу и глубину чувств.

Романс

С.

Слонимского

«Сияет

солнце»

написан

для

высокого

голоса

и

фортепиано.

Произведение можно отнести к жемчужинам вокальной музыки композитора.

Тональность -В- Dur.

Темп- Allegro.

С первых тактов автор музыки вводит слушателя в яркий солнечный мир, окруженный

звуками, красками, чувствами. Аккомпанемент (фортепианное вступление, состоящее из 4

тактов ) -группы шестнадцатых нот -льется непрерывно и рвется вверх . Динамическая шкала

от f до sf и затем dim. до p.

Небольшую исполнительскую трудность представляет партия левой руки- поворот с 1 на 2

палец. Здесь важно следить за ровностью исполнения звуков - без «толчка» на 2 пальце.

Имеет место быть второй вариант аппликатуры ( для большой руки)-5-4-3-2-1 пальцы. На

в ы с о к и х

н о т а х

-

«ля»-«си»

во

2

и

3

тактах

правой

руки

следует

обратить

внимание

на

акценты.

Это

кульминация всего четырехтактового вступления. С первых слов солиста, композитор вводит

нас в непрекращающееся состояние волнения, восхищения. Аккомпанемент поражает своей

невероятной красотой. Стремительные переливы нот не отпускают внимание пианиста ни на

минуту. Его нужно играть четко, но без излишней агрессии в кульминационных эпизодах,

«жемчужным» звуком. При работе с солистом, необходимо (особенно со студентом), обратить

внимание в 7, 11,19 тактах на ритмическую структуру- четверть-четверть-триоль ,состоящая

из

четвертей.

Триоль

часто

«убегает»

вперед

у

вокалиста.

Часто

встречающаяся

смена

динамических

оттенков

идет

параллельно

эмоциональным

«взлетам»

поэтического

текста( восходящие построения вокальной партии).

При исполнении второй строфы стихотворения «Поют деревья, блещут воды, любовью

воздух растворен», С. Слонимский выставляет исполнительскую ремарку «piu cantabile»-

более певуче. В 16 такте романса в фортепианной партии восходящее построение

исполняется в режиме диминуэндо(указание композитора) -от mf до p. И солист начинает в

низкой тесситуре на пиано доходящего на ноте «фа-диез» 2 октавы форте слова «и мир

цветущий, мир природы». Концертмейстер должен исполнять очень аккуратно свою партию,

состоящую из отдельных аккордов.

Партия фортепиано (20-22 такты)- соло пианиста. Имитация невероятных сил природы,

громовых

раскатов.

Мощно

и

сочно

должны

прозвучать

аккорды

(хочется

провести

параллель с произведениями С. Рахманинова), но нужно избегать резкого, пустого звука.

Исполнять

с

хорошей

опорой,

глубиной

погружения

исполнительского

аппарата.

Затем,

подражая и продолжая фортепианное соло вступает солист – « Но и в избытке упоенья...»Это

третья строфа стихотворного текста. В фортепианной партии в левой руке октавы исполнять

нестучащим звуком. Интересны кульминационные точки, динамические «волны» в тактах

23-25.Они

совпадают

с

партией

солиста.

С

23

такта-

непрекращающееся

восходящее

движение в партии солиста к самой высокой ноте романса -«соль» 2 октавы. После чего

-пауза, которая важна для смыслового выражения произведения. Очень важно « досчитать»

время.

Слова

«...измученной

душе

своей»

вокалист

исполняет

соло.

Это

весьма

драматический

эпизод

романса.

Вокалист

должен

спеть

фразу,

как

можно

чувственней,

буквально по слогам, «тяжело». Романс оканчивается соло фортепиано- звучат начальные

фразы

романса

в

постепенном

диминуэндо,

прерываемые

внезапными

паузами

плюс

фермато. Два последних такта -Andante sostenuto- три аккорда, имитирующие тяжелые

вздохи, мысли, состояние человеческой души. Мягкие, но полнозвучные аккорды в правой

руке и «глубинные» октавы в партии левой.

Так тихо оканчивается изумительный романс С. Слонимского « Сияет солнце».

Хочется посоветовать исполнителям, данного вокального произведения, ознакомиться и с

другими камерно-вокальными циклами композитора.



В раздел образования