Автор: Красильникова Марина Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "ЦРТДЮ"
Населённый пункт: пгт Краснобродский, Кемеровской области
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Обучение изготовлению декоративных изделий из природных материалов, способствующих развитию творческого потенциала детей."
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр развития творчества детей и юношества»
посёлка Краснобродского
Утверждаю:
Директор МБУ ДО «ЦРТДЮ»
« » 2018 г.
С.Н. Савочкина
Дополнительная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Кладовая природы»
(предназначена для детей 6 – 12 лет, рассчитана на 2 года обучения)
Утверждена
на методическом совете
Протокол № _____от __________2018 г.
Председатель Совета
________________Т.С. Глянцева
Составитель:
Красильникова Марина Николаевна,
педагог дополнительного образован
Краснобродский
2018
Пояснительная записка
Дополнительная
общеразвивающая
программа
«Кладовая
природы»
относится к художественной направленности.
Актуальность
данной
программы
«Кладовая
природы»
определена
проблемой
развития
детского
художественного
творчества,
которая
в
настоящее время является одной из наиболее значимой, как в теоретическом,
так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии
формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах
её становления.
Нормативно-правовой
и
документальной
основой
разработки
Программы внеурочной деятельности «Кладовая природы» являются:
Закон РФ «Об образовании»;
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
начального общего образования;
Концепция
духовно-нравственного
воспитания
российских
школьников;
Примерная программа воспитания и социализации обучающихся.
Программа
«Кладовая
природы»
ставит
своей
целью
развитие
творческой индивидуальности ребенка средствами изготовления изделий с
использованием различных видов декоративно-прикладного творчества.
О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании
детей писали многие ученые (А.В.Бакушинская, П.П.Блонский, Т.С.Шацкий,
Н.П.Сакулина, Ю.В.Максимов, Р.Н.Смирнова и другие). Они отмечали, что
искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её
культуре,
способствует
воспитанию
чувства
прекрасного,
развивает
творческие способности детей.
Время наше сложное – это время социальных перемен. Политических
бурь
и
потрясений.
Они
буквально
ворвались
в
жизнь
каждого
из
нас.
Народные игры, забавы и игрушки заменяются на комерциализированные
2
зрелища.
Телевизионные
экраны,
мониторы
компьютеров,
смартфоны
и
многие другие более усовершенствованные цифровые
технологии играют
далеко не лучшую роль в психическом, интеллектуальном и физическом
развитии
подрастающего
поколения.
Воспитание
гражданина
и
патриота,
знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не
может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства
своего народа, освоения народной культуры.
Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше,
как
образно
говорит
наш
народ:
«С
молоком
матери»
ребёнок
должен
впитывать
культуру
своего
народа
через
колыбельные
песни,
пестушки,
потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения
декоративно-прикладного
искусства.
Только
в
этом
случае
народное
искусство
-
этот
незамутненный
источник
прекрасного
оставит
в
душе
ребёнка
глубокий
след,
вызовет
устойчивый
интерес.
Красота
родной
природы,
особенности
быта
русского
народа,
его
всесторонний
талант,
трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в
произведениях
народных
мастеров.
Культуру
России
невозможно
себе
представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки
духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные,
эстетические
ценности,
художественные
вкусы
и
является
частью
его
истории.
Велико
значение
опыта
для
духовного
развития
школьников,
их
эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров.
Народное
искусство
поднимает
темы
большого
гражданского
содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает
ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту
окружающего
мира.
А
значит
любое
занятие,
встреча
с
декоративным
изделием, игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной
3
цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в
мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.
В результате художественного творчества ребёнок способен создавать
совершенно
новый,
неповторимый
продукт,
активизируя
воображение,
реализуя
замысел,
самостоятельно
находя
пути
и
средства
для
его
воплощения.
Программа «Кладовая природы» нацелена на освоение не только тайны
ремесленного
мастерства,
но
и
нахождения
новых
оригинальных
идей
в
соединении традиционных стилей с современным пластическим решением
образа, отвечающим эстетике современного искусства. Такая деятельность
способствует самоорганизации школьников, развивает художественный вкус,
способствует накоплению творческого потенциала.
Система
обучения
выстраивается
таким
образом,
что б ы
предоставлялась возможность для развития творческой индивидуальности,
соответствующей запросам со стороны детей и их родителей
Изучение данной программы позволит сформировать представления о
специфике профессий людей, связанных с работой из различных природных
материалов. Данная программа отличается своей доступностью для каждого
ребенка; предусматривает преемственность с образовательной программой
школы; опирается на знания и умения, полученные ребятами на занятиях в
детском саду, уроках технологии в общеобразовательной школе.
Новизна
и
уникальность программы
заключается
в
создании
методиче ского
комплекса
с
использованием
ИТК.
Программа
предусматривает развитие творческих способностей, сочетающего опору на
культурную
традицию
и
инновационную
направленность
с
применением
нетрадиционных технологий, нестандартного материала и оборудования.
Знакомство
с
декоративной
обработкой
природных
материалов,
составлением стилевых орнаментов, сюжетных композиций, декоративных
игрушек, лежит в основе приобщения школьников к основам декоративного
4
производства
на
современном
этапе
развития
общества.
Программа,
направленная на развитие творческих способностей, эффективна и успешна,
так
как
в
результате
её
деятельности
у
детей
значительно
повышается
уровень самостоятельности и уровень мотивированной заинтересованности в
создании продукта творческого труда.
Среди многих видов творчества, декоративно прикладное искусство
занимает особое место в художественном воспитании личности ребенка.
С самого раннего возраста каждый ребенок испытывает потребность
самовыражения, потому что каждый ребенок одарен от природы, в каждом
есть
талант,
который
нуждается
в
раскрытии
и
дальнейшем
развитии.
Программа
предусматривает
создание
комфортных
условий
для
самореализации
личности
ребенка.
Данная
программа
направлена
на
развитие
мотивации
детей
к
познанию,
творчеству;
умению
придавать
собственным
изделиям
уникальную
индивидуальность,
неповторимость,
содержательность;
содействие
личностному
и
профессиональному
самоопределению
обучающихся,
их
адаптации
к
жизни
в
динамично
развивающемся обществе.
Отличительной
особенностью
программы
является возможность
предоставления
детям
умения
проявить
свои
творческие
способности,
реализовать индивидуальные творческие замыслы, желание самовыразиться
в учебно – познавательной деятельности. Совместная деятельность взрослого
и ребёнка принимает характер сотворчества, партнёрства.
Интегративное
обучение
предполагает
состояние
связанности,
взаимодействия
отдельных
образовательных
областей,
обеспечивающее
целостность
образовательного
процесса.
Интеграция
способствует
формированию
знаний
и
умений,
повышает
эффективность
творческого
развития
детей,
побуждает
их
к
активной,
творческой
деятельности,
пытливому исследовательскому познанию истоков декоративного искусства;
5
подталкивает к осмыслению и нахождению причинно – следственных связей,
развитию логики, мышления.
Интересная творческая работа даёт возможность для раскрытия его
незаурядных способностей.
Сущностью интегрированного подхода к образовательной деятельности
является соединение знаний из разных областей на равноправной основе,
дополняя друг друга. При этом на занятиях достигается возможность решать
несколько
задач
из
различных
областей
программы,
а
дети
осваивают
содержание
через
основные
виды
детской
деятельности:
учебную,
т во рч е с ку ю,
и гр о ву ю,
п о зн а ват е л ь н о
–
и с с л е д о в а т е л ь с к у ю ,
коммуникативную, и др.
Образовательный
процесс
построен
по
принципу
интеграции
образовательных областей.
Работая
со
школьниками,
в
соответствии
с
современными
педагогическими
требованиями
в
организации
учебного
процесса
практикуется
введение
инновационных
технологий:
моделирование,
развивающие
игры,
алгоритмы,
широко
используются
компьютерные
технологии.
Система занятий с детьми по изготовлению декоративной, глиняной
игрушки направлена на обучение детей её изображения, использование для
этого
усвоенных
изобразительных
навыков
и
умений,
применение
доступных средств выразительности при создании изображения и развития
творческих способностей.
Таким образом, необходимыми условиями развития художественного
творчества у детей является творческий подход к организации занятий с
детьми и к использованию разнообразных методов и приемов работы в
этом направлении.
В
работе
с
детьми
отдаётся
ведущая,
доминирующая
роль
интегрированным, комплексным занятиям располагающими возможностями
6
решать несколько задач. Они обычно проводятся в игровой форме, включая
театрализацию, сюжет, сюрпризные моменты и др.
Занятия такого высокого уровня направлены на усвоения новых знаний
и
умений,
закрепления
ранее
приобретённых
знаний
и
умений
и
их
творческого применения.
В
работе
с
детьми
для
лучшего
усвоения
творческого
процесса
используются алгоритмы. С помощью алгоритмов дети воспроизводят по
памяти полученные знания на предыдущих занятиях.
При работе с художественным материалом всё больше применяются
исследовательские и эвристические задания, т. е. создаются такие ситуации,
которые требуют воображения, фантазии, значительного багажа знаний ранее
усвоенного материала.
Проектирование,
экспериментирование в
процессе
создания
художественного
образа
дает
учащимся
возможность
самостоятельного
накопления опыта и его осмысления, а также формирует самостоятельную
поисковую
деятельность,
развивает
активность,
инициативу
и
самостоятельность детей в успешности ее осуществлении. Отличительные
особенности
данной
программы
в
том,
что
она
модифицированная,
адаптирована к условиям образовательного процесса данного учреждения.
В структуре изучаемой программы выделяются основные разделы:
Золотая соломка;
Мастерская скульптора;
Пластическая глина
Цель программы – Обучение изготовлению декоративных изделий из
природных материалов, способствующих развитию творческого потенциала
детей.
В ходе её достижения решаются задачи:
Обучающие:
7
Обучать методам и приёмам изготовления и декорирования изделий из
природного
материала,
применяя
необходимое
оборудование
и
художественные материалы.
Развивающие:
Развивать навыки самоконтроля, внимательности, наблюдательности,
творческого воображения и фантазии через декоративные изделия.
Воспитательные:
В о с п и т ат ь
о т в е т с т в е н н о с т ь ,
т р уд о л ю б и е ,
а к т и в н о с т ь ,
любознательность,
самостоятельность,
доброжелательность,
инициативу,
бережное отношение и уважение к результатам своего труда и труда других
людей, уважение к народным традициям и обычаям.
Сроки реализации программы:
Программа «Кладовая природы» предназначена для детей 6 – 12 лет и
рассчитана на 2 года обучения: общим объёмом 144 часа изучается в течение
первого года обучения и 216 часов в течение второго года обучения.
Занятия проводятся два раза в неделю по 2 часа (первый год обучения)
и по 3 часа (второй год обучения).
Программа
предусматривает
проведение
традиционных
занятий,
интегрированных занятий, практических, обучающих занятий, творческих
мастерских, игр.
Особое место в овладении данным курсом отводится самостоятельной
работе в виде творческих заданий.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
В
ходе
проведения
занятий
используются
следующие методы
обучения:
- словесные;
- наглядные;
- практические.
Формы проведения занятий:
При работе с детьми используется целостная система занятий:
8
- ознакомление с новым материалом;
- закрепление изученного – занятия по применению знаний и умений;
- занятия на обобщение и систематизацию знаний;
- занятия по проверке и коррекции знаний и умений; комбинированные
занятия.
Занятия теоретические, практические, комбинированные, проводятся
по группам и подгруппам.
Для
осуществления
образовательного
процесса
на
занятиях
используются
-
беседа,
учебная
игра,
практическая
работа,
игра
–
путешествие, творческая мастерская, соревнование, викторина, презентация
творческих работ, экскурсия.
В результате изучения курса, обучающиеся должны знать основные
понятия о техниках и технологиях, применяемых в работе с природным
материалом:
решать
самостоятельно
поставленные
задачи;
владеть
алгоритмами
выполнения
задания,
методами
м од е л и р о в а н и я ,
проектирования; следовать правилам культуры труда на рабочем месте.
Ожидаемые (прогнозируемые) результаты;
В результате прохождения программного материала обучающиеся 1
года обучения будут иметь представления о: технике работы с природным
материалом, аппликацией, сюжетной композицией, рельефных изображениях;
- эскизе, рисунке, узоре и орнаменте;
- об изделии и детали; основных параметрах качества изделия;
-
конструктивном,
пластическом,
комбинированном
способах
изготовления изделия.
знать:
- правила безопасной работы с инструментами и материалами;
- качественные свойства и характеристики, используемых в творческой
работе материалов;
- алгоритм технологии изготовления изделий.
уметь:
9
-
рационально
использовать
рабочее
место,
соблюдать
правила
безопасности труда, личной гигиены при выполнении работ;
- выполнять простейшие плоскостные и объёмные композиции;
- составлять план действий (алгоритм) при изготовлении изделий;
- составлять схематичное изображение сюжета, орнамента;
- оформлять, декорировать изделие.
владеть:
-
элементарными
умениями
выполнять
основные
операции
по
обработке природных материалов простыми инструментами, изготавливать
простые
плоскостные,
объёмные
аппликации,
сюжетные
композиции,
отдельные
игрушки,
сувениры,
предметы;
простейшими
способами
технологии художественно – декоративного оформления;
В результате прохождения программного материала, обучающиеся
второго года обучения будут иметь представление о
-
техниках:
конструирование
сюжетной
композиции;
работы
с
природным материалом, аппликацией, рельефных изображениях;
- использовать в работе схемы, наглядные пособия, следуя алгоритму
действий при работе над изготовлением изделий;
- контролировать свою деятельность, оценивать результаты каждого
этапа работы изготовления изделия;
- подбирать цветовую гамму для оформления изделий.
знать:
-
правила
техники
безопасности
работы
с
инструментами
и
материалами;
- знать качественные характеристики используемых материалов;
- технологию изготовления изделий;
- информационные источники, используемые в творческой работе.
уметь:
- соблюдать культуру труда на рабочем месте;
10
- составлять композиции узоров, орнаментов, сюжетных изображений
по эскизам, схемам;
- составлять сюжет.
- придавать изделиям эстетически оформленный декоративный вид.
владеть:
- элементарными умениями выполнения основных техник обработки
природных материалов подручными инструментами;
- изготовлением несложных композиций простыми технологическими
способами оформления и художественной обработки;
- осуществлением контроля качества и самооценки творческих работ.
Оценка
знаний
и
умений
обучающихся
осуществляется
во
время
практических
работ,
творческих
заданий,
тестов,
упражнений.
Изучение
раздела
завершается
организацией
мини
-
выставки,
презентациями
творческих работ.
-
Итогом
реализации
программы
являются
выставка
детского
творчества, оформление альбома.
11
Учебный план
№
п/п
Наименование
разделов
Количество часов
1 год обучения
2 год обучения
всего
теор.
практич.
всего
теор.
практич.
1
Работа с соломкой
44
2,5
41,5
51
1
50
2
Мастерская
скульптора
88
3
85
141
3,5
137,5
3
Пластическая
глина
8
0,5
7,5
21
0,5
20,5
4
Оформление
творческого
альбома
2
2
3
0,5
2,5
5
Оформление
творческого
альбома
2
2
-
-
-
Итого:
144
6
138
216
5,5
210,5
12
Учебно-тематический план (1 год обучения)
№ п/п
Наименование разделов, тем
Количество часов
всего
теорет.
практ.
1.
Работа с соломкой
44
2.5
41.5
1.
Вводное. Знакомство с правилами техники
безопасности
2
0.5
1.5
2.
Миниатюра «Грибы»
2
2
3.
Миниатюра «Грибы»
2
1.5
4.
Миниатюра «Грибы»
2
2
5.
Миниатюра «Букет луговой»
2
2
6.
Миниатюра «Букет луговой»
2
2
7.
Миниатюра «Букет луговой»
2
2
8.
Миниатюра «Рыбки»
2
2
9.
Миниатюра «Рыбки»
2
2
10.
Миниатюра «Рыбки»
2
1.5
11.
Миниатюра «Цветущая веточка»
2
2
12.
Миниатюра «Цветущая веточка»
2
2
13.
Миниатюра «Цветущая веточка»
2
2
14.
Миниатюра «Цыплёнок в траве»
2
0.5
1.5
15.
Миниатюра «Цыплёнок в траве»
2
2
16.
Миниатюра «Цыплёнок в траве»
2
2
17.
Миниатюра «Мотыльки»
2
2
18.
Миниатюра «Мотыльки»
2
2
19.
Миниатюра «Мотыльки»
2
2
20.
Миниатюра «Ромашки»
2
1.5
21.
Миниатюра «Ромашки»
2
2
22.
Миниатюра «Ромашки»
2
2
2.
Мастерская скульптора
88
3
85
23.
Вводное занятие
«Путешествие в мастерскую скульптора»
2
2
2
24.
Дымковская игрушка «Лиса Патрикеевна»
2
2
25.
Роспись дымковской игрушки «Лиса
Патрикеевна»
2
2
26.
Дымковская игрушка «Дымковские
медведи»
2
2
27.
Роспись дымковской игрушки «Дымковские
медведи»
2
2
28.
Тверская глиняная игрушка «Рыбка»
2
2
29.
Роспись тверской глиняной игрушки
«Рыбка»
2
2
30.
Филимоновская игрушка
«Филимоновский кот»
2
2
31.
Роспись филимоновской игрушки
«Филимоновский кот»
2
2
32.
Гжельская игрушка
«Курочки»
2
2
33.
Роспись гжельской игрушки «Курочки»
2
2
34.
Гжельская игрушка «Лебёдушка»
2
2
13
35.
Роспись гжельской игрушки «Лебёдушка»
2
2
36.
Гжельская игрушка «Дельфины»
2
2
37.
Роспись гжельской игрушки «Дельфины»
2
2
38.
Скопинская игрушка «Копилка с рыбкой»
2
2
39.
Роспись
скопинской
игрушки
«Копилка
с
рыбкой»
2
2
40.
Скопинский «гриб - Лесовик»
2
2
41.
Роспись скопинской игрушки «Лесовик»
2
2
42.
Композиция «В лесу»
2
2
43.
Роспись композиции «В лесу»
2
2
44.
Композиция «Зайчата»
2
2
45.
Роспись композиции «Зайчата»
2
2
46.
Композиция «Морские жители»
2
2
47.
Роспись композиции «Морские жители»
2
2
48.
Композиция «Динозаврики»
2
2
49.
Роспись композиции «Динозаврики»
2
2
50.
Лепка по замыслу
2
2
51.
Роспись композиции «Лепка по замыслу»
2
2
52.
Композиция «Собачки»
2
2
53.
Роспись композиции «Собачки»
2
2
54.
Композиция «Хомячки»
2
2
55.
Роспись композиции «Хомячки»
2
2
56.
Композиция «Бурундуки»
2
2
57.
Роспись композиции «Бурундуки»
2
2
58.
Композиция «Снегири»
2
2
59.
Роспись композиции «Снегири»
2
2
60.
Композиция «Райские птички»
2
2
61.
Роспись композиции «Райские птички»
2
2
62.
Композиция «Сказочные рыбы»
2
2
63.
Роспись композиции «Сказочные рыбы»
2
2
64.
Композиция «Водяной»
2
2
65.
Роспись композиции «Водяной»
2
1.5
3.
Пластическая глина
8
0.5
7.5
66.
Брелок «Рыбка»
2
2
67.
Мини-композиция «Лилия»
2
2
68.
Мини-композиция «Розы»
2
2
69.
Мини – композиция «Полевой букет»
2
2
70.
Мини – композиция «Фиалки»
2
2
4. Оформление художественного альбома
71.
Оформление художественного альбома
2
2
72.
Оформление художественного альбома
2
2
Итого:
144
6
138
14
Содержание программы
(первый год обучения - 144 ч.)
1. Работа с соломкой (44 часа)
1.1Вводное занятие. «Путешествие в мир Природы» (2 часа)
Историческая справка о работе с природным материалом - соломкой.
классификация растений. Материалы и приспособления, применяемые при
работе с соломкой. Техника работы с соломкой. Беседа: «Путешествие в мир
природы»
Миниатюра «Грибы» (6 часов)
Занятия 2- 4
Теоретическая часть.
Наклеивание
и
выравнивание
полосок
соломки
на
бумажную
основу.
Подбирать
полоски
соломки
по
оттенкам
и
длине.
Наносить
контурный
рисунок
на
бумажную
основу.
Вырезать
аккуратно
детали по контуру. Применяя в работе инструменты и материалы соблюдать
технику безопасности.
Практическая часть. Изготовление миниатюры.
15
Картина «Букет луговой» (6 часов)
Занятия 5-7
Теоретическая
часть.
Соблюдать
последовательность
этапов
работы,
соотношение
частей
и
деталей.
Подбор
фона
миниатюры.
Строить
композицию с учётом оттенков соломки. Совершенствовать навыки работы с
художественными материалами.
Практическая часть. Изготовление миниатюры.
Миниатюра «Рыбки» (6 часов)
Занятия 8 - 10
Теоретическая
часть.
Особенности
построения
композиции
подводного
мира.
Практическая
часть.
Создание
сюжета
подводного
мира,
используя
технологию работы с соломкой. Совершенствовать изобразительные навыки
и умения.
Миниатюра «Цветущая веточка» (6 часов)
Занятия 11- 13
Теоретическая
часть.
Создание
образа
цветущей
веточки;
соотношение
частей и деталей; применение технологии работы объёмных изображений.
Формирование композиционных навыков.
Практическая часть. Изготовление миниатюры.
Миниатюра «Цыплёнок в траве» (6 часов)
Занятия 14 - 16
Теоретическая часть. Закрепить понятие о композиции, соотношении частей,
деталей. Загадки о домашних птицах.
Практическая часть. Изготовление миниатюры.
Миниатюра «Мотыльки» (6 часов)
Занятие 17 – 19
Теоретическая часть.
Наклеивание
и
выравнивание
полосок
соломки
на
бумажную
основу.
Подбирать
полоски
соломки
по
оттенкам
и
длине.
Наносить
контурный
рисунок
на
бумажную
основу.
Вырезать
аккуратно
16
детали по контуру. Применяя в работе инструменты и материалы соблюдать
технику безопасности.
Практическая часть. Изготовление миниатюры.
Миниатюра «Ромашки» (6часов)
Занятие 20 - 22
Теоретическая
часть.
Бе с еда
«Осторожно,
э л е к т р о п р и б о р ы ! »
Рассматривание иллюстраций. Соблюдать последовательность этапов работы,
соотношение
частей
и
деталей.
Подбор
фона
миниатюры.
Строить
композицию с учётом оттенков соломки. Совершенствовать навыки работы с
художественными материалами.
Практическая часть. Изготовление миниатюры.
2. Мастерская скульптора (88 часов)
Вводное занятие (2 часа)
Занятие 23
«Путешествие в мастерскую скульптора»
Беседа: «Русские промыслы». История возникновения и развития промысла,
сведения
о
материалах,
инструментах
и
приспособлениях,
знакомство
с
техникой
создания
декоративных
глиняных
игрушек.
Способы
декоративного
оформления
(росписи)
готовых
работ.
Инструктаж
по
правилам техники безопасности работы с глиной.
Декоративные глиняные игрушки, композиции
Занятие 24 - 65
Теоретическая часть. Рассматривание иллюстраций, декоративных игрушек.
Соблюдение
последовательности
этапов
работы
при
формировании
скульптур малых форм, соотношение частей и деталей по отношению к
основной форме предмета, сюжетного изображения, оформление игрушек,
композиций декоративными налепами.
Составление декоративных орнаментов, росписи. Выбор цвета и их
оттенков,
работа
с
палитрой.
Классификация
народных
декоративных
17
игрушек
по
видовой
региональной
принадлежности.
Элементы
росписи.
Грунтовка изделий. Методы и приёмы работы с кистью.
Совершенствовать навыки работы с художественными материалами.
Практическая часть.
Изготовление декоративных глиняных изделий – Дымковская игрушка «Лиса
Патрикеевна», «Дымковские медведи», Тверская глиняная игрушка «Рыбка»,
Филимоновская
игрушка
«Филимоновский
кот»,
Гжельская
игрушка
«Курочки»,
Гжельская
игрушка
«Лебёдушка»,
Гжельская
игрушка
«Дельфины», Скопинская игрушка «Копилка с рыбкой», Скопинская игрушка
«Гриб
–
Лесовик»,
Композиция
«В
лесу»,
Композиция
«Зайчата»,
Композиция
«Морские
жители»,
Композиция
«Динозаврики»,
Лепка
по
замыслу,
Композиция
«Собачки»,
Композиция
«Хомячки»,
Композиция
«Бурундуки»,
Композиция
«Снегири»,
Композиция
«Райские
птички»,
Композиция «Сказочные рыбы», Композиция «Водяной».
4. Пластическая глина. (8 часов)
Занятия 66 - 70
Теоретическая часть. Вводное занятие: «Технология изготовления изделий
из
пластической
глины.
История
возникновения
и
развития
мастерства,
сведения
о
материалах,
инструментах
и
приспособлениях,
знакомство
с
техникой
создания
декоративных
изделий.
Способы
декоративного
оформления готовых работ. Инструктаж по правилам техники безопасности
работы с материалом. Рассматривание иллюстраций с изображением изделий
из
пластической
глины.
Ознакомление
с
алгоритмом
последовательности
изготовления изделий. Освоение конструктивного способа лепки. Способы
украшения изделия декоративными деталями.
Практическая часть. Изготовление изделий из пластической глины - Брелок
«Рыбка»,
Мини
–
композиции
«Лилия»,
«Розы»,
«Полевой
букет»,
Фиалки».
Оформление художественного альбома (4часа)
Занятие 71 - 72
18
Теоретическая
часть.
Подготовка
фотографий,
иллюстраций,
схем
для
художественного альбома
Практическая часть. Презентация художественного альбома.
Учебно-тематический план (2 год обучения)
№ п/п
Наименование разделов, тем
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1.
Золотая соломка
51
1
50
1.
Вводное занятие. Правила техники безопасности
Миниатюра «Солнышко весеннее»
3
0.5
2.5
2.
Панно «Осенний букет»
3
3
3.
Панно «Осенний букет»
3
3
4.
Миниатюра «Ромашки»
3
3
5.
Миниатюра «Ромашки»
3
3
6.
Композиция «Дельфины».
3
3
7.
Композиция «Дельфины»
3
3
8.
Композиция «Сказочный цветок»
3
3
9.
Композиция «Сказочный цветок»
3
3
10.
Панно «Под парусом»
3
3
11.
Панно «Под парусом»
3
3
12.
Миниатюра «Грибочки»
3
3
13.
Миниатюра «Грибочки»
3
3
14.
Миниатюра «Поющая птица»
3
3
15.
Миниатюра «Поющая птица»
3
0.5
2.5
16.
Миниатюра «Маргаритки»
3
3
17.
Миниатюра «Маргаритки»
3
3
19
1.
Мастерская скульптора
141
3.5
137.5
18.
Вводное занятие.
Правила
техники
безопасности
по
работе
с
глиной и инструментарием
3
0.5
2.5
19.
Дымковская глиняная игрушка
«Лисичка с рыбкой»
3
3
20.
Роспись дымковской глиняной игрушки «Лисичка
с рыбкой»
3
3
21.
Дымковская
глиняная
игрушка
«Медведь
–
музыкант»
3
3
22.
Роспись дымковской глиняной игрушки «Медведь
- музыкант»
3
0.5
2.5
23.
Дымковская
глиняная
игрушка
«Кисонька
–
Мурысенька»
3
3
24.
Роспись дымковской глиняной игрушки Кисонька
3
0.5
2.5
25.
Дымковская глиняная композиции «Кот и мышка»
3
0.5
2.5
26.
Роспись дымковской глиняной игрушки «Кот и
мышка»
3
3
27.
Дымковская глиняная игрушка «Олень»
3
3
28.
Роспись дымковской глиняной игрушки «Олень»
гуашевыми красками
3
3
29.
Дымковская глиняная игрушка «Молочница»
3
0.5
2.5
30.
Ро спись
дымковской
глиняной
игрушки
«Молочница»
3
3
31.
Дымковская глиняная игрушка «Зайцы дедушки
Мазая»
3
3
32.
Роспись дымковской глиняной игрушки «Зайцы
дедушки Мазая»
3
3
33.
Дымковская
глиняная
игрушка
«Нарядная
козочка»
3
3
34.
Ро спись
дымковской
глиняной
игрушки
«Нарядная козочка»
3
3
35.
Филимоновская
глиняная
игрушка
«Кот
с
гармошкой»
3
0.5
2.5
36.
Роспись филимоновской глиняной игрушки «Кот
с гармошкой»
3
3
37.
Филимоновская
глиняная
игрушка
«Лиса
–
праздника краса»
3
3
38.
Роспись филимоновской глиняной игрушки «Лиса
– праздника краса»
3
3
39.
Гжельская глиняная игрушка «Лебёдушка»
3
3
40.
Ро с п и с ь
г же л ь с ко й
гл и н я н о й
и г р у ш к и
«Лебёдушка»
3
3
41.
Гжельская глиняная игрушка «Черепаха»
3
3
42.
Роспись глинной гжельской игрушки «Черепаха»
3
3
43.
Гжельская глиняная игрушка «Совушка»
3
3
44.
Роспись гжельской глиняной игрушки «Совушка»
гуашевыми красками
3
3
45.
Композиция из глины «Птички на дереве»
3
3
46.
Роспись
композиции
из
глины
«Птички
на
дереве»
3
3
47.
Композиция из глины «Старик – лесовик»
3
3
20
48.
Роспись
композиции
из
глины
«Старик
–
лесовик»
3
3
49.
Композиция из глины «Дракон на камне»
3
3
50.
Роспись композиции из глины «Дракон на камне»
3
3
51.
Композиция из глины «Киты»
3
3
52.
Роспись композиции из глины «Киты
3
3
53.
Композиция из глины «Фантастические птицы»
3
3
54.
Роспись композиции из глины «Фантастические
птицы»
3
3
55.
Тверская глиняная игрушка «Петушок и курочка»
3
3
56.
Роспись тверской глиняной игрушки «Петушок и
курочка»
3
3
57.
Тверская глинная игрушка «Кукушка»
3
3
58.
Роспись тверской глиняной игрушки «Кукушка»
3
3
59.
Тверская глиняная игрушка «Филин»
3
3
60.
Роспись
тверской
глинной
игрушки
«Филин»
гуашевыми красками.
3
3
61.
Каргопольская глиняная игрушка «Лошадка»
3
3
62.
Роспись каргопольской игрушки «Лошадка»
3
3
63.
Каргопольская глиняная игрушка «Барынька»
3
0.5
2.5
64
Роспись
каргопольской
глиняной
игрушки
«Барынька»
3
3
2.
Пластическая глина
21
0.5
20.5
65.
Беседа: «Один дома»
Мини – композиция «Цветущая веточка»
3
0.5
2.5
66.
Мини – композиция «Шиповник»
3
3
67.
Брелочек «Жуки»
3
3
68.
Мини-композиция «Ромашки»
3
3
69.
Брелочек «Зайчонок»
3
3
70.
«Птичка» на магните
3
3
71.
Мини - композиция «Бабочка»
3
3
3.
Оформление художественного альбома
3
0.5
2.5
72.
Оформление художественного альбома
3
0.5
2.5
Итого:
216
5.5
210.5
21
Содержание программы
(второй год обучения - 216 ч.)
1.
Раздел: «Золотая соломка» (51 час)
Занятия 1 - 17
Теория: Требования безопасности к оборудованию и инструментам, правила
поведения
при
пожаре,
землетрясении,
терактах;
знакомство
с
режимом
работы, формами организации работы и правилами внутреннего распорядка.
Ознакомление обучающихся с декоративной соломкой, её свойствами.
Виды соломок. Подготовка соломки к работе (вырезание междоузлий,
размягчение,
разрезание
вдоль
волокон,
разутюживание
горчим
утюгом,
создание
различных
тональностей.)
Техника
безопасности
при
работе
с
утюгом.
Технология
выполнения
картин
из
соломки
(соломенная
лента,
соломенное полотно, соломенные трубочки).
Практика.
Изготовление
поделок
из
соломки:
«Солнышко
весеннее»,
«Осенний
букет»,
«Ромашки»,
«Дельфины»,
«Сказочный
цветок»,
«Под
парусом», «Грибочки», «Поющая птица», «Маргаритки».
1.Мастерская скульптора (141 час)
Занятия 18 - 64
Правила техники безопасности по работе с глиной и инструментарием
История
возникновения
и
развития
промысла,
сведения
о
материалах,
инструментах
и
приспособлениях,
знакомство
с
техникой
создания
декоративных
глиняных
игрушек.
Способы
декоративного
оформления
(росписи) готовых работ. Инструктаж по правилам техники безопасности
работы с глиной.
Теория. Рассматривание иллюстраций, декоративных игрушек. Соблюдение
последовательности
этапов
работы
при
формировании
скульптур
малых
форм,
соотношение
частей
и
деталей
по
отношению
к
основной
форме
22
предмета,
сюжетного
изображения,
оформление
игрушек,
композиций
декоративными налепами.
Составление декоративных орнаментов, росписи. Выбор цвета и их
оттенков,
работа
с
палитрой.
Классификация
народных
декоративных
игрушек
по
видовой
региональной
принадлежности.
Элементы
росписи.
Грунтовка изделий. Методы и приёмы работы с кистью.
Совершенствовать навыки работы с художественными материалами.
Практика.
Изготовление декоративных глиняных изделий –
«Лисичка с рыбкой», «Медведь – музыкант», «Кисонька – Мурысенька», «Кот
и
мышка»,
«Олень»,
«Молочница»,
«Зайцы
дедушки
Мазая»,
«Нарядная
козочка»,
«Кот
с
гармошкой»,
«Лиса
–
праздника
краса»,
«Лебёдушка»,
«Черепаха», «Совушка», «Птички на дереве», «Птички на дереве», «Старик –
лесовик»,
Композиция
«Дракон
на
камне»,
«Киты»,
«Фантастические
птицы», «Петушок и курочка», «Петушок и курочка», «Кукушка», «Филин»,
«Лошадка», «Барынька».
3.
Пластическая глина (21 час)
Занятия 64 - 71
Теоретическая часть. (1 час) Вводное занятие: «Технология изготовления
изделий
из
пластической
глины.
История
возникновения
и
развития
мастерства,
сведения
о
материалах,
инструментах
и
приспособлениях,
знакомство
с
техникой
создания
декоративных
изделий.
Способы
декоративного оформления готовых работ. Инструктаж по правилам техники
безопасности работы.
1.
Изготовление изделий из пластической глины - «Цветущая веточка»,
«Шиповник», «Жуки», «Ромашки», «Зайчонок», «Птичка».
Оформление художественного альбома (3 часа)
Занятие 72
Теоретическая
часть.
Подготовка
фотографий,
иллюстраций,
схем
для
художественного альбома
Практическая часть. Презентация художественного альбома.
23
Список литературы для педагога
Дополнительная литература:
Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно –
прикладного творчества: учебно – методическое пособие/С. В. Астраханцева,
В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. –
Ростов р/Д: Феникс, 2006. – 347 с. – (Высшее образование).
Блонский, П.П. Психология младшего школьника. / П. П. Блонский.,
Воронеж: НПО «Модек», 2014.
Ерошенков,
И.Н.
Культурно-досуговая
деятельность
в
современных
условия / И. Н. Ерошенков - М.: НГИК, 2015. – 32 с.
Каргина,
З.
А.
Технология
разработки
образовательной
программы
дополнительного образования детей / З. А. Каргина // Внешкольник. – 2006. -
№ 5. – с. 25.
Иванченко
В.
Н.
Занятия
в
системе
дополнительного
образования
детей.
Учебно
–
методическое
пособие
для
руководителей
ОУДОД,
методистов, педагогов – организаторов, специалистов по дополнительному
образованию детей, руководителей образовательных учреждений, учителей,
студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. Ростов н/Д:
Из-во «Учитель», 2007. - 288с.
Молотобарова,
О.
С.
Кружок
изготовления
игрушек
–
сувениров:
Пособие
для
руководителей
кружков
общеобразоват.
шк.
и
внешк.
учереждений. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с.
Оценка
достижения
планируемых
результатов
в
начальной
школе.
Система заданий. В 2 ч. Ч.1/ [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова
и др.; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение,
2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения).]
Паньшина, И. Г. Декоративно – прикладное искусство. Мн., 1975. – 112
с., ил.
24
Программа педагога дополнительного образования: От разработки до
реализации / Сост. Н. К. Беспятова. – М.: Айрис – пресс, 2010. – 176с. –
(Методика).
Примерные
программы
внеурочной
деятельности.
Начальное
и
основное образование/ [В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.];
под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010. -111с. – (Стандарты второго
поколения).
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2
ч. Ч. 2. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 232 с. – (Стандарты второго
поколения).
Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования
детей: Учеб. пособие для студ. пед. вузов /Б. В. Куприянов, Е. А. салина, Н. Г.
Крылова, О. В. Миновская; Под ред. А. В. Мудрика. – М.: Издательский центр
«Академия», 2007. – 240 с.
Уткин, П. И. Королева, Н. С. Народные художественные промыслы:
Учеб. Для проф. учеб. Заведений. – М.: Высш. Шк., 2010. – 159 с.
Фомина, А. Б. Клубы по интересам и их роль в воспитании детей
[Текст] / А. Б. Фомина // Дополнительное образование. – 2004. - №7. – с.144
Список литературы для обучающихся и родителей
Горичева
В.С.
Сказку
сделаем
из
глины,
теста,
снега,
пластилина
[Текст]/ В.С. Горичева [и др.]. Ярославль «Академия развития», 2012. – 112 с.
Лабуновская Г.А. Изобразительное искусство детей. – М.:
Просвещение, 1965. – 207 с.
Лепка из глины для детей. Развиваем пальцы и голову [Текст] / сост.
С.Ю. Расщупина. – М.: РИПОЛ классик, 2010. – 256 с.
Сафонова Е. Ю. Вместе с детьми - по ступенькам творческого роста
[Текст] / Е. Ю. Сафонова // Дополнительное образование. – 2014. - №7. – с.
49.
Федотов, Г.Я. Послушная глина [Текст] / Г.Я. Федотов. – М.: АСТ –
ПРЕСС, 2013. – 144 с.
25
Хворостухина, С.А. Поделки из природного материала. Декор и дизайн
своими руками [Текст] / С.А. Хворостухина. – М.: Астель, 2016. – 144 с.
Терминологический словарь
26
Авторская
кукла
–
особое
направление
современного
прикладного
творчества,
чаще
всего
выполняется
в
единственном
экземпляре.
Барельеф – вид рельефа, в котором фигуры слегка возвышаются
над фоном.
Горельеф – вид рельефа, в котором фигуры выступают более чем
на половину своего объема.
Декоративность
–
общая
художественная
выразительность.
Красота изделия в целом.
Задача – то, что требует исполнения, разрешения. Это работа или
часть
ее,
выполненная
определенным
способом
в
определенный
период.
Инструкция — содержащий правила, указания или руководства,
устанавливающих порядок и способ выполнения или осуществления
чего-либо.
Интерьер – художественно оформленное убранство помещения.
Кукла — предмет в виде человека или животного, сделанный из
фарфора,
пластика,
бумаги,
дерева
и
других
материалов.
Слово
«кукла» используется не только в прямом, но и в переносном смысле.
Куклы-актёры — самостоятельный вид средств для изображения
или
обозначения
внешности
активно
или
пассивно
действующих
персонажей
в
спектаклях, эстрадных
миниатюрах,
фильмах,
телепрограммах и в других аналогичных произведениях искусства.
Кокошник – от слова «кокош» - курица. Убор замужних женщин,
молодух. Носили до рождения первого ребенка.
Композиция – строение, соотношение и взаимное расположение
частей.
Моза́
ика (фр. mosaïque, итал. mosaico
от лат. (opus) musivum —
(произведение)
посвящённое музам) — декоративно-прикладное
и
монументальное
искусство
разных
жанров,
произведения
которого
подразумевают формирование изображения посредством компоновки,
набора и закрепления на поверхности (как правило — на плоскости)
27
разноцветных
камней, смальты,
керамических
плиток
и
других
материалов.
Народная игрушка – неотъемлемый элемент каждой этнической
культуры, специальный предмет, использующийся в детских играх.
Обряд – совокупность действий (установленных обычаем или
ритуалом), в которых воплощаются традиции.
Обрядовые куклы – служили изображением духов и божеств,
выполняли функции талисманов и оберегов, выступали в роле символа
в
ритуальных
играх
и
представлениях,
а
также
были
средством
передачи
детям
религиозных
верований
и
приобщения
их
к
традиционной культуре народа.
Рельеф – один из видов скульптуры, в переводе с французского
означает «выпуклое изображение на плоскости».
Силуэт — ограниченное контуром отображение чего-либо.
Символ – то, что служит условным знаком какого – либо понятия,
явления, идеи.
Сувенир
(фр. souvenir
-
воспоминание,
память) —
предмет,
предназначенный напоминать о чём-то.
Сувенирная кукла - относится к куклам-игрушкам, перешедшим в
пассивную
категорию
интерьерных
кукол,
предназначенных
для
украшения.
Технология – совокупность приемов, применяемых в каком –
либо деле, мастерстве, искусстве.
Традиция — набор представлений,
обычаев, привычек и навыков
практической деятельности, передаваемых из поколения в поколение,
выступающих одним из регуляторов общественных отношений.
Эскиз (фр. esquisse) — предварительный набросок, фиксирующий
замысел художественного произведения, сооружения, механизма или
отдельной
его
части.
Эскиз —
быстро
выполненный
свободный
рисунок, не предполагаемый как готовая работа, часто состоит из
множества перекрывающих линий.
28
29