Автор: Чурикова Ольга Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ " Детский сад № 25"
Населённый пункт: Дзержинск,Нижегородская область
Наименование материала: Опыт работы
Тема: "Физическая культура на воздухе"
Раздел: дошкольное образование
Физкультура в детском саду.
Физическая культура в детском саду – это важная составляющая общего
развития ребенка в детском учреждении. Каждый родитель хочет видеть
своего ребенка здоровым, активным и жизнерадостным. Чтобы ребенок
всегда был таким, основы нужно заложить с самого раннего детства. Именно
поэтому в детском саду большое внимание уделяется развитию мышц детей,
их ловкости, силы и выносливости.
Среди основных средств правильного физического воспитания маленьких
ребят можно выделить: правильное (здоровое) питание, выработку привычек
к личной гигиене, прогулки на свежем воздухе, правильно организованный
режим дня, хороший сон, создание условий для творчества ребенка, ну и,
конечно же, физическую культуру.
Здорового и счастливого ребенка невозможно представить неподвижным. В
нашем сознании непоседа, бегающий по улице, здоровее, чем ребенок,
лежащий среди дня на диване.
Правильные активные движения ребенка повышают его устойчивость к
различным заболеваниям, вызывают активизацию защитных сил организма,
его иммунитета, повышают деятельность лейкоцитов. Физическая культура
в детском
саду способствует всестороннему развитию у детей умственных
способностей, мышления, внимания, восприятия, существенному улучшению
питания тканей организма, формированию скелета, формированию
правильной осанки и улучшению иммунной системы ребенка. Движение,
физическая культура в детских садах, здоровый образ жизни – это залог
здоровья наших детей, нашего нового поколения.
Вопросы охраны и укрепления здоровья детей, физического дошкольников
являются одним из важных направлений деятельности нашего учреждения.
Работа ведется через соблюдение санитарно-гигиенических норм и
требований, организацию сбалансированного питания, систему закаливания
детей, проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий, создание
благоприятного климата в ДОУ.
Педагогами ДОУ проводятся различные виды физкультурно-оздоровительной
работы:
• непосредственно-образовательная деятельность;
• физкультминутки;
• разновидности гимнастики (утренняя, дыхательная, пальчиковая,
артикуляционная и т.д.);
• различные виды закаливания;
• дни здоровья;
• физкультурные праздники, досуги
Для всех групп составлен режим двигательной активности, где помимо
организованных видов занятий по физической культуре в режиме дня
дошкольников значительное место отведено самостоятельным двигательным
играм с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Как известно, регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и
способствуют повышению иммунитета. Кроме того, дети, в отличие от
взрослых, очень подвижны и активны, поэтому им просто необходимо
периодически «выпускать пар», а для этой цели, как и для
совершенствования координации движений, физкультура подходит, как ничто
другое.
Занятия проводятся 3 раза в неделю, 2 раза в спортивном зале (проводит
инструктор по физической культуре), 1 раз на улице (проводит воспитатель
группы). Их продолжительность, как и остальных занятий в детском саду, - от
15 до 30 минут. Это связано с тем, что очень сложно удержать внимание
ребенка дольше этого времени. Непосредственно образовательная
деятельность по физической культуре может проводиться как с музыкальным
сопровождением, так и без него.
Помимо непосредственно-образовательной деятельности по физической
культуре в детском саду ежедневно проводится утренняя гимнастика, которая
состоит из поворотов и наклонов головы, махов руками, наклонов туловища,
приседаний. Продолжительность утренней гимнастики 5-8 минут. В
перерывах между «сидячими» занятиями и после дневного сна тоже
проводятся, так называемые, физкультурные пятиминутки, дающие
возможность ребенку размять тело.
У ребенка обязательно должна быть специальная форма для занятий
физкультурой – это, в первую очередь, вопрос гигиены. В качестве
физкультурной формы отлично подойдут шорты и футболка из
несинтетических, дышащих материалов. На ноги можно одеть чешки или
носочки с прорезиненной (нескользящей) подошвой. Во многих группах
физкультурная форма определенного цвета. Это вырабатывает у детей
командный дух при проведении эстафет и спортивных праздников
Инструктор по физической культуре проводит физкультурные занятия и во
время их проведения полностью отвечает за безопасность воспитанников.
Контролирует двигательную активность детей в течение дня. Вместе с
медсестрой контролирует гигиенические условия для проведения занятий.
Как и другие педагоги, инструктор по физкультуре руководствуется
утвержденными программами, учитывающими возрастные особенности
детей, и во время занятий учитывает индивидуальные возможности каждого
ребенка.
Большое внимание в процессе непосредственно образовательной
деятельности уделяется формированию правильной осанки, двигательных
навыков, а также привитию культурно-гигиенических навыков и интереса к
физическим упражнениям, что способствует формированию моральных
качеств, волевых черт личности, ведению здорового образа жизни.
В течение года с детьми проводятся спортивные праздники, досуги,
развлечения, спортивные игры на свежем воздухе.
В летний оздоровительный период занятия проводятся на свежем воздухе с
непосредственным контактом с естественными факторами природы. Летние
занятия проходят в более игровой форме, насыщены спортивными и
подвижными играми, потешками.
Физическое развитие детей нужно продолжать и за пределами детского сада.
Утренняя гимнастика по выходным дома и подвижные игры на прогулке,
безусловно, пойдут на пользу малышу.
Главная цель физического воспитания в нашем дошкольном учреждении
состоит в том, чтобы, удовлетворяя естественную биологическую
потребность детей в движении, добиваться хорошего уровня здоровья и
всестороннего физического развития ребят. А также обеспечивать овладение
дошкольниками двигательными умениями и навыками; создавать условия для
разностороннего (умственного, нравственного, эстетического) развития ребят
и воспитания у них потребности к систематическим занятиям физическими
упражнениями.
В современных условиях особенно актуальной задачей является привитие
детям потребности в физической культуре и спорте. Таким образом,
методически правильно организованная работа по физическому воспитанию
призвана удовлетворить естественную потребность детей в движении и
способствовать своевременному владению ими двигательными навыками и
умениями, формировать положительную самооценку, аналитическое
отношение к себе и деятельности товарищей. В настоящее время растить
детей здоровыми, сильными, жизнерадостными – задачи каждого
дошкольного учреждения, в том числе и нашего. Быть в движении – значит
укреплять здоровье. Мы не можем представить себе жизнь ребенка в детском
саду без веселых развлечений, шумных праздников и соревнований,
интересных игр, увлекательных аттракционов. Одни развивают
сообразительность, другие – смекалку, третьи – воображение и творчество, но
объединяет их общая задача – воспитание у ребенка потребности в движении
и эмоциональном восприятии жизни. Зная о том, что дети особенно
восприимчивы к положительному примеру родителей, мы стараемся активнее
их привлекать к участию в совместных спортивных праздниках, досугах и
развлечениях, которые проводятся в нашем дошкольном учреждении.
Я считаю, что двигаясь,
ребенок познает мир и себя, учится ориентироваться и целенаправленно
действовать в нем. Работа с детьми дошкольного возраста ценна и тем, что
создает условия для эмоционально-психологического благополучия, т.к.
оказывает большое влияние на развитие ума, воспитание характера, воли,
нравственности, создает определенный духовный настрой, побуждая интерес
самовыражения, способствует не только лучшему усвоению знаний и
закреплению навыков, но и благотворно влияет на детскую психику. Мы
стремимся к тому, чтобы дети как можно больше получали возможность на
проводимых нами спортивных праздниках и развлечениях проявлять свою
активность, самостоятельность, инициативу.