Напоминание

"Украшение сурбана"


Авторы: Озякова Светлана Валерьевна, Куркова Елена Владимировна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №15 "Сказка"
Населённый пункт: Чувашская Республика, г. Шумерля
Наименование материала: Методическая разработка по теме " Художественное краеведение и развитие детей дошкольного возраста"
Тема: "Украшение сурбана"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методическая разработка по теме

« Художественное краеведение и развитие детей дошкольного возраста»

Номинация: « Искусство живописи Чувашии в развитии детей дошкольного

возраста»

Название конкурсной работы:

«Украшение сурбана»

Средний дошкольный возраст

Методическая разработка составлена Озяковой С.В. и Курковой .В.

воспитатели МБДОУ «Детского сада№ 15 «Сказка» города Шумерля

Цель: Дать детям понятие о сурбане как о женском головном уборе.

Закрепить умение выделять выразительные средства изображения в изделии:

элементах узора, обозначающих дерево, землю , жизнь. красоту, гусиные и

воробьиные лапки; композиционное построение узора. Закрепить назначение

красного, чёрного и зелёных цветов. Учить детей составлять узор на полосе-

чувашский головной убор «сурбан», ритмично располагая элементы. Вызвать

восхищение красотой чувашского изделия.

Материал: чувашский национальный костюм, книга, образцы украшений

головных уборов.

Ход непосредственной деятельности:

Звучит чувашская музыка, в группу входит девочка в чувашском

национальном костюме, здоровается на чувашском и на русском языке.

Воспитатель: Мальчики, девочки посмотрите к нам гостья пришла. Скажите ,

пожалуйста, как вас зовут?

Девочка: Меня зовут Анюк.

Воспитатель: Ребята, Анюк к нам пришла в национальном костюме.

Посмотрите, платье и фартук украшен вышивкой. И на голове у неё

украшение. Ребята, а вы знаете какой национальный этот костюм?

(высказывание детей)

Воспитатель: Правильно- это чувашский национальный костюм Анюк, а у

твоих подруг тоже есть такие красивые наряды?

Анюк: Нет. Вот я и пришла к вам с просьбой украсить для моих подруг

головные уборы.

Воспитатель: Ребята, поможем Анюк?

Анюк: А в подарок за это я принесла вам вот эту книгу.

Воспитатель снимает с головы девочки сурбан и говорит: Девочки, мальчики,

посмотрите на что похоже это изумительное красивое чувашское изделие?

(ответы детей)

Воспитатель: Это длинное красивое изделие похоже на шарф, а еще похоже

на полотенце. Но это не шарф и не полотенце. Это изделие головная повязка,

или убор покрывающий голову. Такой головной убор носили чувашские

женщины. На чувашском языке она называется сурбан. Давайте все вместе

скажем сурбан (индивидуально)

Носили чувашскую головную повязку вот так (одеваю на Анюк).

Сурбаном подвязывалась голова, охватывалась шея, а концы спускались на

спину. А вы как думаете для чего носили чувашские женины этот головной

убор? (высказывание детей).

Воспитатель: Да, верно, носили для красоты. А еще чтобы закрывать голову

летом от жары, а зимой- от холода (рассмотреть книгу).

Воспитатель: Обратите внимание- «сурбан» представляет собой изделие с

богато украшенными концами. « Сурбан» состоит из нескольких частей:

основной части и богато украшенных концов. Основная часть

изготавливается из белого полотна с узкими красивыми полосками вдоль

кромок. Основная часть покрывалась на всю голову . Концы же «Сурбана»

украшены узором . Элементы узора расположены симметрично друг другу и

повторяются.

Воспитатель: - Ребята, вам нравиться узор? Какого цвета больше в этом

узоре ? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, красного. Давайте вспомним, с чем связывается

красный цвет в искусстве чувашскогонарода? ( высказывание детей)

Воспитатель: Замечательно, с чем- то красивым. Красный цвет- это цвет огня,

цвет жизни. А ещё про какие цвета вы знаете? Что вы можете рассказать о

чёрном цвете? (высказывание детей)

Воспитатель: Молодцы - это цвет земли. А что обозначает зелёный цвет?

(высказывание детей)

Воспитатель: Правильно, это растения, деревья. Значит это изделие красиво

тем, что здесь используется много ярких цветов. Все краски природы вобрало

в себя это яркое изделие: и зелень чувашских лесов, и черноту земли, и

красный цвет- прекрасных роз и другие цвета.

Ребята предлагаю пройти в нашу мастерскую. Посмотрите на эти «сурбаны».

Не только цвета в чувашском искусстве что то обозначают, но и каждый узор

нам о чём то рассказывают.

Воспитатель спрашивает, что обозначает тот или иной узор. Но у

вышивальщиц (воспитатель убирает образцы) узоры были все разные.

Подумайте, как вы украсите свой «сурбан», какие элементы будете

использовать.

Давайте пройдем на свои рабочие места и начнем украшать «сурбан» для

подруг Анюк.

Входе работы напоминаю, что элементы на концах располождены

симметрично. Мелкие детали рисовать концом кисти.

Анализ» Молодцы ребята. Ват какие красивые головные уборы получились.

Анюк, тебе нрпвиься?

Даша, что нарисованона твоём «сурбане»? а на твоём….

Анк благодарит за помощь и уходит.



В раздел образования