Напоминание

"ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ"


Автор: Борисова Оксана Федоровна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МКОУ Коченевская средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя Советского Союза Аргунова Н. Ф.
Населённый пункт: р.п. Коченево
Наименование материала: статья
Тема: "ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ"
Раздел: полное образование





Назад




ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ И ВО

ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

«Игра – это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир ребёнка

вливается живительный поток

представлений, понятий об окружающем мире.

Игра –это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.»

(В.А.Сухомлинский.)

В связи с увеличением умственной нагрузки на уроках математики необходимо

задуматься

над

тем,

как

поддержать

у

учащихся

интерес

к

изучаемому

материалу, их активность на протяжении всего урока. Как можно заставить

учащихся поверить в свои силы?

В связи с этим, основная задача, которую я ставлю перед собой, заключается в

том,

чтобы

отыскать

новые

эффективные

методы

обучения

и

такие

методические

приемы,

которые

активизировали

бы

мысль

школьников,

стимулировали

бы

их

к

самостоятельному

приобретению

знаний.

И

таким

методом,

безусловно,

является

применение

игровых

технологий

на

уроках

математики и во внеурочное время.

Функции математических игр:

1.Во время математической игры происходит одновременно игровая, учебная и

трудовая

деятельность.

Действительно,

игра

сближает

то,

что

в

жизни

не

сопоставимо и разводит то, что считается едино.

2.Математическая игра требует от школьника, то чтобы он знал предмет. Ведь

не умея решать задачи, разгадывать, расшифровывать и распутывать ученик не

сможет участвовать в игре.

3.В играх ученики учатся планировать свою работу, оценивать результаты не

только чужой, но и своей деятельности, проявлять смекалку при решении задач,

творчески подходить к любому заданию, использовать и подбирать нужный

материал.

4.Результаты

игр

показывают

школьникам

их

уровень

подготовленности.

Математические игры помогают в самосовершенствовании учащихся и, тем

самым

побуждают

их

познавательную

активность,

повышается

интерес

к

предмету.

5.Во время участия в математических играх учащиеся не только получают

новую информацию, но и приобретают опыт сбора нужной информации и

правильного ее применения.

Внеклассная работа

По отношению к математике всегда имеются некоторые категории учащихся,

проявляющие

повышенный

интерес

к

ней;

занимающиеся

ею

по

мере

необходимости и особенного интереса к предмету не проявляющие; ученики,

считающие математику скучным, сухим и вообще не любимым предметом. Это

приводит к необходимости индивидуализации обучения математике, одной из

форм которой является внеклассная работа.

Внеурочные занятия по математике призваны решить целый комплекс задач по

углубленному

математическому

образованию,

всестороннему

развитию

индивидуальных способностей школьников и максимальному удовлетворению

их интересов и потребностей.

Основные задачи внеклассной работы по математике:

Повысить уровень математического мышления, углубить теоретические знания

и

развить

практические

навыки

учащихся,

проявивших

математические

способности;

Способствовать

возникновению

интереса

у

большинства

учеников,

привлечение некоторых из них в ряды «любителей математики»;

Организовать досуг учащихся в свободное от учебы время.

Одна из основных причин сравнительно плохой успеваемости по математике –

слабый

интерес

многих

учащихся

к

этому

предмету.

Интерес

к

предмету

зависит, прежде всего, от качества учебной работы на уроке. В то же время с

помощью

продуманной

системы

внеурочных

занятий

можно

значительно

повысить интерес школьников к математике.

Внеклассная

работа

создает

большие

возможности

для

решения

воспитательных

задач,

стоящих

перед

школой

частности,

воспитание

у

учащихся

настойчивости,

инициативности,

воли,

смекалки).

Внеурочные

занятия с учащимися приносят большую пользу и самому учителю. Чтобы

успешно проводить внеклассную работу мне приходится постоянно расширять

свои познания по математике, следить за новостями математической науки. Это

благотворно сказывается и на качестве уроков.

Виды внеклассной работы по математике:

Работа с учащимися, отстающими от других в изучении программного

материала;

Работа

с

учащимися,

проявляющими

к

изучению

математики

повышенный интерес и способности;

Работа

с

учащимися

по

развитию

интереса

в

изучении

математики.

(заключается в том, чтобы заинтересовать учащихся математикой).

Формы

проведения

внеклассной

работы

по

математике

с

учащимися

разнообразны:

Математический кружок;

Факультативы и элективные курсы;

Математические недели;

Школьный математический вечер;

Интеллектуальные марафоны;

Математическая олимпиада;

Участие в различных конкурсах (Золотой ключик, Кенгуру и др.);

Математические рефераты и сочинения;

Математическая конференция;

Математическая игра и др.

Математическая игра

Игровые формы занятий или математические игры – это занятия, пронизанные

элементами игры, соревнования, содержащие игровые ситуации.

Математическая игра как форма работы играет огромную роль в развитии

познавательного интереса у учащихся. Игра оказывает заметное влияние на

деятельность

учащихся.

Игровой

мотив

является

для

них

подкреплением

познавательному мотиву, способствует активности мыслительной деятельности,

повышает концентрированность внимания, настойчивость, работоспособность,

интерес, создает условия для появления радости успеха, удовлетворенности,

чувства коллективизма. В процессе игры, увлекшись, дети не замечают, что

учатся. Игровой мотив одинаково действен для всех категорий учащихся, как

сильных и средних, так и слабых. Дети с большой охотой принимают участие в

различных по характеру и форме математических играх. Математическая игра

резко отличается от обычного урока, поэтому вызывает интерес большинства

учащихся и желание поучаствовать в ней. Так же следует заметить, что многие

формы

работы

по

математике

могут

содержать

в

себе

элементы

игры,

и

наоборот, некоторые формы работы могут быть частью математической игры.

Введение

игровых

элементов

разрушает

интеллектуальную

пассивность

учащихся, которая возникает у учащихся после длительного умственного труда

на уроках.

Главной

целью

применения

математической

игры

является

развитие

устойчивого

познавательного

интереса

у

учащихся

через

разнообразие

применения математических игр.

Математические игры призваны решать следующие задачи:

Образовательные:

Способствовать прочному усвоению учащимися учебного материала;

Способствовать расширению кругозора учащихся и др.

Развивающие:

Развивать у учащихся творческое мышление;

Способствовать практическому применению умений и навыков, полученных на

уроках и внеклассных занятиях;

Способствовать развитию воображения, фантазии, творческих способностей и

др.

Воспитательные:

Способствовать

воспитанию

саморазвивающейся

и

самореализующейся

личности;

Воспитать нравственные взгляды и убеждения;

Способствовать воспитанию самостоятельности и воли в работе и др.

Игры и игровые формы включаются в работу не только для того чтобы развлечь

учеников, но и заинтересовать их математикой, возбудить у них стремление

преодолеть трудности, приобрести новые знания по предмету. Математическая

игра удачно соединяет игровые и познавательные мотивы, и в такой игровой

деятельности постепенно происходит переход от игровых мотивов к учебным

мотивам. Так на базе нашей школы проводятся следующие игры по математике:

Внеклассное занятие по математике "Путешествие в страну Математики";

Игра «Поле чудес», «Своя игра»;

Викторина по геометрии "Что? Где? Когда?";

Математический КВН

Вечер "Удивительный мир чисел" и др.

Математическая

игра

помогает

закреплять

и

расширять

предусмотренные

школьной

программой

знания,

умения

и

навыки.

Ее

настоятельно

рекомендуется использовать на внеклассных занятиях и вечерах. Но эти игры не

должны восприниматься детьми как процесс преднамеренного обучения, так

как это разрушило бы саму сущность игры. Природа игры такова, что при

отсутствии абсолютной добровольности, она перестает быть игрой.

Только

сбалансированное

применение

всех

технологий

позволит

активизировать познавательный интерес учащихся, развивать их творческие

способности,

стимулирует

умственную

деятельность,

побуждает

к

исследовательской деятельности.



В раздел образования