Автор: Пономарева Дарья Валерьевна
Должность: учитель наачльных классов
Учебное заведение: МБОУ г.Иркутска СОШ № 72
Населённый пункт: г.Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: Развитие детской одаренности посредством нетрадиционных техник рисования
Раздел: начальное образование
РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ ПОСРЕДСТВОМ
НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ
Пономарева Дарья Валерьевна, МБОУ г. Иркутска СОШ № 72, Россия, г. Иркутск
Проблема
развития
интеллектуально-творческого
потенциала
личности
ребенка
относится
к
числу
глобальных
образовательных
задач.
Эта
работа
охватывает
все
сферы
взаимной деятельности ребенка с педагогами, общение со сверстниками и взаимодействие с
предметно-пространственной средой. Именно в младшем школьном возрасте закладываются те
основы знаний, которые находят своё дальнейшее развитие в более старшем возрасте. Кроме
этого, как доказано многими исследователями, именно в этот период усваивание чего-либо
нового
происходит
наиболее
продуктивно.
Но
необходимо
отметить,
что
современная
педагогика постепенно, но всё же меняет свои основные ориентиры с «зазубривания» на
творческий подход к получению знаний. Именно поэтому, говоря о системе образования, в
первую очередь необходимо подразумевать развитие у детей не просто способностей к чему-
либо, а именно, творческих способностей, так как только творчество позволяет производить
что-то новое, уникальное [1, 3]
Как показывает практика и специальные исследования, особенно эффективна в этом
смысле специальная работа по развитию личностного интеллектуально-творческого потенциала
(одаренности), проводимая средствами художественной деятельности ребенка.
На сегодняшний день одной из проблем, которые стоятперед школой, считается формирование
личности
ребенка,
способного
по-новому
размышлять
и
развиватьв
себе
различные
способности. Ключевыми направлениями работы со школьникамидолжныстать:
— создание благоприятных критериев для удачного обучения талантливых детей в младших
классах;
— развитие системы внеурочной системы работы для развития художественной одаренности
школьников.На
уроках
изобразительного
искусства
дети
учатсяпонимать
и
оценивать,
где
сталкиваются добро и зло, гениальность и бездарность, любовь и ненависть. Учительдолжен
управлять детским творчеством, а для этого емуважно знать особенности изобразительной
деятельностимладших школьников. Эти познания помогут отыскатьточки соприкосновения с
малышом, выйти с ним на контакт для общения, взращивать его возможности и эстетические
ощущения
себя
в
творчестве.Одаренность
в
изобразительном
искусстве
выделяетдва
обязательных этапа:
— овладение спецификой содержания и формой художественной работы через приобщение к
ценностям мировой и отечественной культуры;
— навык художественной работы, осознание, восприятие и оценка произведений искусства
вводитчеловека во вселенную общечеловеческихценностей.
Следующим этапом является создание условийдля развития талантливых ребят, способности
которых пока не выражены. Успех этого этапа будет зависеть от правильной организации урока
или внеурочной деятельности по художественному творчеству.Заинтересованность младших
школьников
в
уроках
рисования
и
есть
показатель
пробуждающихся
способностей
к
художественному творчеству. А задачей учителя является развитие интереса к творчеству, с
учетоминдивидуальных способностей.
Если говорить о ведущихпринципах, реализуемых в нашей деятельности, то к ниммы отнесем:
— максимальное разнообразие возможностейдля самореализации,
— увеличение количества внеурочных занятий,
— индивидуальные занятия с детьми,
— оказание корректной помощи при выполнениипроектов,
— создание ситуаций для работы с другом,
— предоставление полной свободы при выборе сфер дополнительного образования.
Для
развития
художественной
одаренности
в
младшем
школьном
возрасте
мноюиспользуются
нетрадиционные
техники
рисования,
демонстрирующие
непривычное
употребление
знакомых
в
быту
материалов
и
инструментов,
раскрывающие
огромные
возможности для презентации широкой аудитории особенностей индивидуального внутреннего
мира. Одним из достоинств этих техник считается универсальность их применения. Разработка
их выполнения увлекательна и доступна как зрелому человеку, так и ребенку. Учащиеся с
большим
желанием
испытывают
себя
в
новых
видах
работы,
с
огромным
наслаждением
пробуют себя и в нетрадиционной технике, некоторые виды которой мы рассмотрим ниже.
Например,рисование
углем.
Рисуют
и
то,
о
чём
думают,
что
привлекает
их
внимание,
вкладывают в изображение свое представление о мире, отношение к нему.
Монотипия. Если кратко сказать, то это изображение на целлофане, стекле которое
переносится
потом
на
бумагу.
Детские
работы
поражают
нас
своей
эмоциональностью,
свежестью и остротой восприятия.
Кляксография.
Рисование
для
ребенка
не
просто
забава,
а
радостный,
творческий,
вдохновенный труд. Он заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы, а затем уже
ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали.
Мною используются и другие нетрадиционные способы рисования, это и рисование
ладошкой, и оттиск смятойбумагой,и коллаж, иточечный рисунок и многое другое.
Главное, сразу же заинтересовать ребенка. На первых уроках изобразительного искусства
уместно для оценивания творческой деятельности ребенка предложить задание, в котором
необходимо превратить какую-либо фигуру в различные изображения, проиллюстрировав свое
творчество через добавление любых деталей или линий к основному изображению. Любимые,
эмоциональные моменты детей происходят в игре, при просмотре мультфильмов, а значит,
возможно, использование этих элементов и на уроке. Так при изучении темы «Разноцветные
краски» можно использовать мультфильм про Лунтика, который так и называется «Краски». На
примере
ситуации
с
главным
героем
мультфильма,
происходит
знакомство
с
наукой
цветоведение. Дети узнают о трех основных цветах, с помощью которых можно получить
другие цвета, а затем сами учатся смешивать и получать новые краски.
Это малая доля, того, что используется на уроках и на занятиях по развитию творческих
способностей у учеников, работы которых нередко украшают школьные выставки детских работ
и поделок. Благодаря нетрадиционным технологиям развития художественной одаренности
младшие школьники начинают чувствовать красоту своего творения и не боятся нестандартных
решений в решении различных творческих задач.
Литература
1.
Агафонова
Г.
Н.Развитие
художественной
одаренности
младших
школьников
//
Школьная педагогика. 2016. №4. С. 18-20.
2.
Савенков
А.
И.
Детская
одаренность:
развитие
средствами
искусства /
М.:
Педагогическое общество России, 1999. 220 с.
3.
Свирская Л. Где растут таланты / М. : ОБРУЧ. 2014 . 208 с.