Автор: Киселева Ольга Николаевна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: Структурное подразделение "Детский сад "Бабочка" ГБОУ ООШ № 6
Населённый пункт: город Новокуйбышевск, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: "Психологическая готовность ребенка к школьному обучению"
Раздел: дошкольное образование
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению.
Киселева Ольга Николаевна
педагог-психолог СП «Детский сад «Бабочка»
ГБОУ ООШ № 6 г. Новокуйбышевск, Самарская область
Старший
дошкольный
возраст
непосредственно
предшествует
переходу
ребенка на следующий, очень важный этап его жизни – поступление в школу.
Поэтому существенное место в работе с детьми 6-го и 7-го года жизни начинает
занимать подготовка к школе. Здесь можно выделить два аспекта: во – первых,
продолжающиеся целенаправленное развитие личности ребенка и познавательных
психических процессов, лежащих в основе успешного освоения им в будущем
собственно учебной программы, а во – вторых, обучение начальным школьным
умениям и навыкам (элементам письма, чтения, счета).
Проблема
готовности
ребенка
к
школьному
обучению
с егодня
рассматривается
в
первую
очередь
как
психологическая:
приоритет
отдается
уровню
развития
мотивационно-потребностной
сферы,
произвольности
психических процессов, операциональных навыков, развитию тонкой моторики
руки.
Установлено,
что
одна
лишь
интеллектуальная
готовность
к
школе
не
обеспечивает успешного вхождения ребенка в учебную деятельность. Тем не
менее на практике работа со старшими дошкольниками сводится к обучению
чтению, письму, счету, чтобы обеспечить им, таким образом, некоторую фору на
первый этап школьного обучения. Отчасти это спровоцировано и самой учебной
программой современной школы: она составлена так, что на обработку начальных
навыков письма, чтения и счета времени отведено мало. Если ребенок приходит в
школу неграмотным, он отстает от своих более продвинутых одноклассников
просто потому, что так составлена программа начальной школы. Формирование
же у ребенка соответствующей учебной мотивации, произвольности внимания,
памяти,
словесно-логического
мышления,
ориентировки
на
способ
действия,
операциональных
навыков
выступает
при
этом
лишь
как
побочный
продукт
обучения:
все
это
должно
сформироваться
само
собой,
по
мере
развития
интеллектуальных
навыков.
Тем
не
менее
это
далеко
не
так.
Специальные
исследования показывают, что дети, хорошо интеллектуально подготовленные к
школе, зачастую плохо пишут, не выполняют правил ведения тетрадей, работы с
дидактическим материалом и испытываю целый ряд других трудностей учебного
порядка.
К сожалению, и у педагогов, и у родителей существует убеждение, что
достижение
ребенком
определенного
возраста
или
поступление
в
школу
автоматически должно вести к возникновению и становлению указанных выше
качеств. Обнаружив, что они отсутствуют и это мешает первокласснику хорошо
учиться,
взрослые
начинают
требовать
от
него
«быть
добросовестным,
внимательным», забывая о том, что эти качества формируются на протяжении
всего дошкольного детства и отсутствие их у ребенка 6-7 лет свидетельствует о
недостаточной развивающей работе с ним.
Исследования показали, что к концу старшего дошкольного возраста не все
дети достигают того уровня психологической зрелости, который позволил бы им
успешно
перейти
к
систематическому
обучению.
Можно
выделить
ряд
показателей психологической незрелости ребенка, поступающего в школу.
1.
Слабое
речевое
развитие
детей.
Здесь
выделяются
два
аспекта:
а)
различия в уровне речевого развития разных детей; б) формальное, не
осознанное
владение
детьми
смыслом
различных
слов,
понятий.
Ребенок пользуется ими, но на прямой вопрос, что означает данное
слово,
часто
дает
такое
использование
лексики
наблюдается
при
заучивании стихотворений, пересказе текстов. Это связано с излишнем
упором на ускоренное вербальное развитие ребенка, выступающее для
взрослых показателем его интеллектуального развития.
2.
Неразвитость
тонкой
моторики.
В
определенной
мере
неразвитость
руки проявляется при вырезании фигур по контуру, в несоразмерности
частей фигуры при лепке, неточности склеивания и пр.
3.
Неправильное формирование способов учебной работы. Многие дети
испытывают
трудности,
связанные
с
усвоением
правил.
Умея
применять
правило
при
выполнении
задания,
дети
с
трудом
запоминают
его
формулировку.
Более
того,
многие
ребята
сначала
делают упражнение, а потом учат правило, на выполнение которого и
было
направлено
данное
упражнение.
Психологический
анализ
п о ка з ы в а е т,
ч т о
п р и ч и н а
э т о го
к р о е т с я
н е
с т о л ь ко
в
неудовлетворительной
формулировке
правил,
сколько
в
несформированности
у
детей
необходимых
навыков
работы
с
правилами.
4.
Отсутствие у детей ориентировки на способ действия, слабое владение
операциональными
навыками.
Дети
хорошо
умеющие
считать
к
моменту поступления в школу, испытывают затруднения при решении
задач, когда необходимо показать ход решения в развернутом виде, по
действиям: условия решения и способ решения начинают путаться,
ребенок с трудом находит ошибку в решении.
5.
Слабое развитие произвольного внимания, памяти. Дети несобранны,
легко отвлекаются, с трудом следят за ходом коллективной работы, за
ответами других ребят, особенно при чтении или пересказе цепочкой,
друг за другом.
6.
Низкий уровень развития самоконтроля. Дети испытывают затруднения
в
тех
случаях,
когда
взрослый
просит
сравнить
выполнение
с
поставленной задачей, найти собственные ошибки. При этом в чужой
работе
дети
достаточно
легко
находят
ошибки,
т.
е.
умения,
необходимые для действия проверки, сформированы, но применить эти
навыки к контролю за собственной работой ребенок еще не может.
Таким
образом,
все
показанные
ребенком
результаты
взаимно
дополняют
друг
друга,
что
позволяет
получить
более
полное
представление о степени психологической зрелости ребенка.